- В целях эффективного использования Государственных программ как инструмента государственного управления необходимо привести методические рекомендации в соответствие тем задачам, которые возлагались на Государственные программы, сделать их более пригодными для практического применения, освободив от громоздких и ненужных на этом уровне форм планирования и отчетности.
- Вернуть в практику государственного управления как постоянный инструмент федеральные и региональные целевые программы для целей эффективного и быстрого решения особо важных экономических и социальных проблем. Усовершенствовать методику формирования и разработки целевых программ, увязав ее с вопросами управления государственных программ в целом.
- Предусмотреть в Методических рекомендациях по государственным программам порядок учет тех методических положений, которые применяются для оценки эффективности инвестиционных и инновационных проектов, а также для оценки эффективности государственных закупок.
- Возвратиться к идее Национальных проектов как эффективных инструментов решения крупных проблем развития общества. В этом плане целесообразно трансформировать в Национальные проекты ряд Направлений Государственных программ. Национальные проекты будут объединять и увязывать Государственные программы по наиболее важным экономическим и социальным проблемам.
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ЗА I КВАРТАЛ 2015 ГОДА
Кохужева Саида Нурбиевна,
доцент кафедры финансового права и менеджмента
Адыгейского филиала РАНХиГС
Липатова Людмила Николаевна,
профессор кафедры гуманитарных и
естественно-научных дисциплин
Саранского филиала РАНХиГС
Рыхтикова Наталья Александровна,
к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов
Красногорского филиала РАНХиГС
Федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа являются одними из основных инструментом поддержки тех сфер и отраслей экономики, отличительной особенностью которых являются отсутствие возможностей саморегулирования или регулирования с помощью рыночного механизма.
Федеральные целевые программы – увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.
Федеральная адресная инвестиционная программа – документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений.
В Российской Федерации постоянно развивается система законодательных и нормативных документов, регламентирующих вопросы формирования и исполнения федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ. Так, основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ закреплены в Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» с изменениями и дополнениями от 20 апреля 2014 г. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов», от 20.04.2015 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов»», письмами Министерства Финансов РФ.
Процедуры, реализуемые в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы», письмами Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 7707-ЕЕ/Д17и, от 3 апреля 2015 г. № 8029-ЕЕ/Д17и, 8045-ЕЕ/Д17и, от 6 апреля 2015 г. № 8185-ЕЕ/Д17и, 8210-ЕЕ/Д17и, 8223-ЕЕ/Д17и, Д17и-169, письмом Минфина России от 13 апреля 2015 г. N 16-05-04/20876 и другими нормативными документами.
Федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа образуют единую регулирующую систему, которая постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с изменениями внешней среды. В свою очередь, анализ реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы позволяют определить возможности дальнейшей реализации государственной стратегии развития.
Обзор федеральных целевых программ и характеристика основных параметров их выполнения
В 2015 году в России реализуется 51 федеральные целевые программы, которые охватывают различные сферы деятельности, в том числе: образование – 6 ФЦП; физическая культура и спорт - 1 ФЦП; культура – 2 ФЦП; туризм – 1ФЦП; промышленность и инновации – 6 ФЦП; сельское хозяйство – 3 ФЦП; жилищная политика и коммунальное хозяйство – 2 ФЦП; транспорт – 3 ФЦП; правоохранительная деятельность, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и безопасность государства – 10 ФЦП; охрана окружающей среды – 1 ФЦП; информационные технологии и связь – 3 ФЦП; региональное развитие – 10 ФЦП; развитие космоса и космодромов – 2 ФЦП; укрепление единства российской нации – 1ФЦП.
Параметры реализации ФЦП могут изменяться в соответствии с условиями внешней среды, как это было отмечено ранее. В текущем периоде изменения, в основном, связаны с сокращением объёмов финансирования.
Общая сумма бюджетных ассигнований на реализацию Федеральных целевых программ с учётом изменений на 20.04.2015 года 977 304 101,0 тыс. руб. Согласно федеральному закону от 20.04.2015 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» размер бюджетных ассигнований был снижен на 139 119 741,5 тыс. руб. [3]. Сокращение объёмов финансирования было произведено по отдельным федеральным целевым программам.
Таблица 1. Сокращение объёмов финансирования федеральных целевых программ (по состоянию на I квартал 2015 года)
Наименование ФЦП | Сумма, тыс. руб. | Соотношение размера сокращений объёмов финансирования к общей величине ассигнований с учётом изменений, % | |
изменения | с учетом изменений | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. ФЦП развития образования на 2011 - 2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы | -3133687,6 | 10511637,0 | 29,81 |
2. ФЦП "Русский язык" на 2011 - 2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы | -35017,0 | 315153,0 | 11,11 |
3. ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" | -9184334,3 | 29503249,3 | 31,13 |
4. ФЦП "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" | -2000000,0 |
| - |
5. ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" | -231538,9 | 1666991,0 | 13,89 |
6. ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" в рамках государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" | -353798,6 | 1294341,1 | 27,33 |
7. ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" | -878345,8 | 5205111,7 | 16,87 |
8. ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" | -223054,2 | 768616,5 | 29,02 |
9. ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы | -5548168,3 | 18809547,3 | 29,50 |
10. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы | -885410,0 | 4054228,5 | 21,84 |
11. ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы | -143402,6 | 1290623,4 | 11,11 |
12. ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" в рамках госпрограммы "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы
| -1060855,9 | 3070372,3 | 34,55 |
13. ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" | -1222781,8 | 11005035,5 | 11,11 |
14. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы | -2345022,7 | 21390202,9 | 10,96 |
15. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы | -65700,0 | 591300,0 | 11,11 |
16. ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" | -124029,0 | 3375971,0 | 3,67 |
17. Подпрограмма "Транспортное машиностроение" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" | -266855,0 | 2401695,0 | 11,11 |
18. Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" | -1585353,3 | 14930926,7 | 10,62 |
19. ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" | -1106752,0 | 44826583,5 | 2,47 |
20. ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы" | -648641,0 | 5837769,3 | 11,11 |
21. ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" | -1401139,5 | 13122742,5 | 10,68 |
Таким образом, уменьшение объёмов финансирования произошло по 21 программе, из них в абсолютном выражении наибольшее сокращение бюджетных ассигнований: -9184334,3 – ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; -5548168,3 тыс. руб. – ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы; -3133687,6 тыс. руб. – ФЦП развития образования на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Наиболее существенное сокращение объёмов финансирования относительно общей величины бюджетных ассигнований федеральных целевых программ в 2015 году наблюдается по:
– ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы – 34,55%;
– ФЦП«Жилище» на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» – 31,13%;
– ФЦП развития образования на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы – 29,81%;
– ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы – 29,50%.
Снижения объёмов финансирования по федеральным целевым программам связаны с изменениями реализации федеральной адресной инвестиционной программы.