Проблемы в сферах культуры

Комментарии · 8883 Просмотры

Общество способно справиться с кризисом в культурных сферах, только если будет взаимодействие трех звеньев, составляющих культуру страны — люди, государств

 

Проблемы в сфере культуры разнообразны и многочисленны, от недостаточной квалифицированности кадров до страха экспериментировать и смешивать массовую и классическую культуру. Поговорив с экспертами, удалось выявить самые актуальные и важные проблемы, риски и пути их решения в сфере культуры и искусства.

Одна из главнейших проблем в сфере культуры  — недостаток финансовой поддержки. Отсутствие должного внимания со стороны государственной власти в значительной мере привели к возникновению негативных явлений в культурной сфере. Это становится причиной не только материальной стороны, такой как обветшалость учреждений культуры и невысокая оплата труда работников сферы, но также значительно влияет на снижение качества производимого продукта. Деятели искусства гонятся за прибылью, пытаясь сделать проект коммерчески выгодным, не слишком задумываясь над содержанием. 

Решением будет увеличение внимания государства к  непопулярным сферам культуры, к современному искусству. Финансирование, распределение грантов — поддержка, которая позволит сферам культуры не бороться за выживание, а полностью погрузиться в процесс просвещения и духовного наполнения населения.

 Финансировать не то, что приносит прибыль, а то, что нужно обществу для долгосрочного развития, для воспитания новых поколений на здоровых ценностях. Это предлагается сделать через систему Национальных приоритетов” — Кирилл Подъячев кандидат политических наук, старший научный сотрудник ФНИСЦ РАН.

Ещё одна немаловажная проблема, с которой рано или поздно может столкнуться деятель любой сферы культуры  — тизация искусства. На данный момент в стране существует некоторое количество законов, которые в контексте культуры обесценивают ее, делая аппаратом пропаганды. Немало примеров, когда продукт искусства, созданный для расширения мышления масс и побуждающий на внутреннюю работу личности, воспринимается как экстремистский или пропагандирующий ценности, за которые можно осудить автора. Учитывая, что прописанные законы, которые могут подвергнуть деятелей искусства опасности, довольно размыты и не имеют четких границ, применить их можно к абсолютно любой творческой деятельности. Это не позволяет авторам дать волю идеям и приводит к жесткой самоцензуре, которая плохо влияет на созидательную работу. 

В контексте этой проблемы есть несколько вариантов решения. Ослабить давление на сферы культуры в рамках ряда законов. Важно понимание того, что искусство не политика и пропаганда, а лишь авторское видение, и несогласные могут оспорить, развести дискуссию без вмешательства силовых структур. Также нужно заниматься просвещением и обновлением кадров в сфере контроля содержательной части искусства. Компетентность важно рассматривать не только в призме возраста и заслуг кадров, но и учитывать разность мышления поколений, настроений в обществе и скорость развития современных направлений искусства. Подбирать работников из разных слоев культурных сфер.

Политолог доцент Артур Вафин считает — “ Культура формирует мышление человека. Чем культурнее человек, тем меньше проявлений агрессии и насилия. Есть два возможных негативных сценария: скатывание общества в варварство; революция. Задача государства в таком случае - не закручивание гаек, а умение направить творческие импульсы в  русло если и революции, то в сфере культуры. Не стоит плодить репрессивные сущности, особенно в такой чувствительной сфере, как культура. ” 

Также в современном мире нельзя не обратить внимание на проблему сохранения культурного суверенитета. Безусловно слияние и принятие элементов культур других народов и стран неизбежно, это часть жизни общества, это наполняет культуру страны, от этого никуда не деться. Но при этом важно помнить о традиционном культурном наследии. Оно заслуживает не меньший интерес со стороны общества, особенно со стороны молодежи. 

Для этого государство должно поддерживать культурное наследие страны, обратить внимание на реконструкции памятников и содействовать развитию культурных учреждений в регионах. 

“ Как показали исследования автора, в настоящее время почти в каждом сельском поселении существуют мастера-энтузиасты, возрождающие традиционные народные промыслы, подчас уникальные, бытовавшие только в конкретной местности. Работа их не имеет прямого экономического смысла, они делают это из патриотизма. Но нужно дать им возможность заработать, и, главное, познакомить широкую общественность со своим творчеством, что продемонстрирует культурное богатство и многообразие регионов. Для этого предлагается использовать опыт проведения Межрегиональной ярмарки народных художественных промыслов «Ладья» и организовать аналогичные мероприятия в основных туристических центрах страны, помимо столицы: Санкт-Петербурге, Казани, Ялте, Сочи.” — считает Кирилл Подъячев кандидат политических наук, старший научный сотрудник ФНИСЦ РАН.

 

Вышеперечисленные проблемы лишь малая часть из большого списка. Но уже они дают понять, что пути решения есть, нужно лишь организовать их осуществление. Общество способно справиться с кризисом в культурных сферах, только если будет взаимодействие трех звеньев, составляющих культуру страны — люди, государство, деятели искусства. 

Цитаты приведенные в статье взяты из интервью с экспертами:

https://stranaonline.ru/read-blog/221_quot-risk-utraty-rossiej-suvereniteta-v-oblasti-kultury-quot.html

https://stranaonline.ru/read-blog/222_quot-kultura-formiruet-myshlenie-cheloveka-quot.html

 

Комментарии