Предложения

Комментарии · 1081 Просмотры

Государственных программ как инструмента государственного управления

 

  1. В целях эффективного использования Государственных программ как инструмента государственного управления необходимо привести методические рекомендации в соответствие тем задачам, которые возлагались на Государственные программы, сделать их более пригодными для практического применения, освободив от громоздких и ненужных на этом уровне форм планирования и отчетности.
  2. Вернуть в практику государственного управления как постоянный инструмент федеральные и региональные целевые программы для целей эффективного и быстрого решения особо важных экономических и социальных проблем. Усовершенствовать методику формирования и разработки целевых программ, увязав ее с вопросами управления государственных программ в целом.
  3. Предусмотреть в Методических рекомендациях по государственным программам порядок учет тех методических положений, которые применяются для оценки эффективности инвестиционных и инновационных проектов, а также для оценки эффективности государственных закупок.
  4. Возвратиться к идее Национальных проектов как эффективных инструментов решения крупных проблем развития общества. В этом плане целесообразно трансформировать в Национальные проекты ряд Направлений Государственных программ. Национальные проекты будут объединять и увязывать Государственные программы по наиболее важным экономическим и социальным проблемам.

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ЗА I КВАРТАЛ 2015 ГОДА

 

Кохужева Саида Нурбиевна,

доцент кафедры финансового права и менеджмента

Адыгейского филиала РАНХиГС

 

Липатова Людмила Николаевна,

профессор кафедры гуманитарных и

естественно-научных дисциплин

Саранского филиала РАНХиГС

 

Рыхтикова Наталья Александровна,

к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов

Красногорского филиала РАНХиГС

Федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа являются одними из основных инструментом поддержки тех сфер и отраслей экономики, отличительной особенностью которых являются отсутствие возможностей саморегулирования или регулирования с помощью рыночного механизма.

Федеральные целевые программы – увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

Федеральная адресная инвестиционная программа – документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений.

В Российской Федерации постоянно развивается система законодательных и нормативных документов, регламентирующих вопросы формирования и исполнения федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ. Так, основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ закреплены в Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» с изменениями и дополнениями от 20 апреля 2014 г. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов», от 20.04.2015 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов»», письмами Министерства Финансов РФ.

Процедуры, реализуемые в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы», письмами Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 7707-ЕЕ/Д17и, от 3 апреля 2015 г. № 8029-ЕЕ/Д17и, 8045-ЕЕ/Д17и, от 6 апреля 2015 г. № 8185-ЕЕ/Д17и, 8210-ЕЕ/Д17и, 8223-ЕЕ/Д17и, Д17и-169, письмом Минфина России от 13 апреля 2015 г. N 16-05-04/20876 и другими нормативными документами.

Федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа образуют единую регулирующую систему, которая постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с изменениями внешней среды. В свою очередь, анализ реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы позволяют определить возможности дальнейшей реализации государственной стратегии развития.

Обзор федеральных целевых программ и характеристика основных параметров их выполнения

В 2015 году в России реализуется 51 федеральные целевые программы, которые охватывают различные сферы деятельности, в том числе: образование – 6 ФЦП; физическая культура и спорт - 1 ФЦП; культура – 2 ФЦП; туризм – 1ФЦП; промышленность и инновации – 6 ФЦП; сельское хозяйство – 3 ФЦП; жилищная политика и коммунальное хозяйство – 2 ФЦП; транспорт – 3 ФЦП; правоохранительная деятельность, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и безопасность государства – 10 ФЦП; охрана окружающей среды – 1 ФЦП; информационные технологии и связь – 3 ФЦП; региональное развитие – 10 ФЦП; развитие космоса и космодромов – 2 ФЦП; укрепление единства российской нации – 1ФЦП.

Параметры реализации ФЦП могут изменяться в соответствии с условиями внешней среды, как это было отмечено ранее. В текущем периоде изменения, в основном, связаны с сокращением объёмов финансирования.

Общая сумма бюджетных ассигнований на реализацию Федеральных целевых программ с учётом изменений на 20.04.2015 года 977 304 101,0 тыс. руб. Согласно федеральному закону от 20.04.2015 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» размер бюджетных ассигнований был снижен на 139 119 741,5 тыс. руб. [3]. Сокращение объёмов финансирования было произведено по отдельным федеральным целевым программам.

Таблица 1. Сокращение объёмов финансирования федеральных целевых программ (по состоянию на I квартал 2015 года)

 

 

Наименование ФЦП

Сумма, тыс. руб.

Соотношение размера сокращений объёмов финансирования к общей величине ассигнований с учётом изменений, %

изменения

с учетом изменений

1

2

3

4

1. ФЦП развития образования на 2011 - 2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы

-3133687,6

10511637,0

29,81

2. ФЦП "Русский язык" на 2011 - 2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы

-35017,0

315153,0

11,11

3. ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

-9184334,3

29503249,3

31,13

4. ФЦП "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

-2000000,0

 

-

5. ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

-231538,9

1666991,0

13,89

6. ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" в рамках государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

-353798,6

1294341,1

27,33

7. ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

-878345,8

5205111,7

16,87

8. ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

-223054,2

768616,5

29,02

9. ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы

-5548168,3

18809547,3

29,50

10. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы

-885410,0

4054228,5

21,84

11. ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы

-143402,6

1290623,4

11,11

12. ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" в рамках госпрограммы "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы

 

-1060855,9

3070372,3

34,55

13. ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"

-1222781,8

11005035,5

11,11

14. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы

-2345022,7

21390202,9

10,96

15. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы

-65700,0

591300,0

11,11

16. ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

-124029,0

3375971,0

3,67

17. Подпрограмма "Транспортное машиностроение" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

-266855,0

2401695,0

11,11

18. Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

-1585353,3

14930926,7

10,62

19. ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы"

-1106752,0

44826583,5

2,47

20. ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы"

-648641,0

5837769,3

11,11

21. ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы"

-1401139,5

13122742,5

10,68

 

Таким образом, уменьшение объёмов финансирования произошло по 21 программе, из них в абсолютном выражении наибольшее сокращение бюджетных ассигнований: -9184334,3 – ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; -5548168,3 тыс. руб. – ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы; -3133687,6 тыс. руб. – ФЦП развития образования на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Наиболее существенное сокращение объёмов финансирования относительно общей величины бюджетных ассигнований федеральных целевых программ в 2015 году наблюдается по:

– ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы – 34,55%;

– ФЦП«Жилище» на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» – 31,13%;

– ФЦП развития образования на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы – 29,81%;

– ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы – 29,50%.

Снижения объёмов финансирования по федеральным целевым программам связаны с изменениями реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

Комментарии