ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В 2013 ГОДУ. ЧАСТЬ 2.

Комментарии · 998 Просмотры

Исполнение бюджета Пенсионного фонда Анализ на 2014 год.

 

2. Исполнение бюджета Пенсионного фонда

В 2013 г. доходы бюджета Пенсионного фонда России (далее – ПФР) составили 6 388,4 млрд руб. (9,6 % ВВП), расходы – 6 378,5 млрд руб. (9,6% ВВП), профицит бюджета – 9,9 млрд руб. (0,01% ВВП) [5] (см. табл. 2.1). При этом по сравнению с уровнем 2012 г. объем доходов ПФР незначительно увеличился на 0,1 п.п. ВВП, в то время как расходы выросли на 0,8 п.п., что привело к тому, что профицит составил столь незначительную величину.

Следует отметить, что за этот же период снизились в долях ВВП доходы как бюджетной системы (бюджета расширенного правительства – БРП), так и федерального бюджета соответственно на 1,6 и 1,2 п.п. ВВП. Расходы БРП увеличились в 2013 г. на 0,1 п.п. ВВП, а расходы федерального бюджета снизились на 0,7 п.п. Все это привело к увеличению роли бюджета ПФР в бюджетной системе: доля доходов (включая трансферты) увеличилась с 25,1 до 26,5%, а доля расходов с 23,5 до 25,6%. В то же время доля трансфертов ПФР в общем объеме расходов федерального бюджета немного снизилась с 21,9 до 21,3%.

Как видно из приведенных данных в 2014-2016 гг. планируется дальнейшее снижение трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР до 3,7% ВВП к 2016 г., что должно снизить долю данных трансферов в доходах Фонда с 44,6 до 41,2%. Снижение федерального трансферта является основным фактором снижения доходов ПФР в 2014-2016 гг. в долях ВВП. При этом бюджетные проектировки предполагают также снижение расходов ПФР с 9,6% ВВП в 2013 г. до 8,5% ВВП в 2016 г. В результате лишь в 2014 г. бюджет ПФР должен быть сведен с дефицитом в 0,2% ВВП, а далее предполагается возврат к профициту. Однако исполнение бюджета ПФР в 2013 г. ставит под сомнение реалистичность бюджетных проектировок как в части расходов, так и в части необходимых объемов трансфертов из федерального бюджета. Изначально расходы бюджета ПФР в 2013 г. планировались на уровне 6 088,7 млрд руб. (или 9,1% ВВП), а исполнены по итогам года уже в объеме 6 378,5 млрд руб. (9,6% ВВП). В результате мало вероятно, что уже в 2014 г. расходы вновь вернутся на уровень 2011-2012 гг. в 8,8% ВВП, а к 2016 г. снизятся до 8,5% ВВП [6]. При этом на 2014 г. пока запланирован номинальный рост расходов ПФР лишь на 0,6% к уровню 2013 г. (т.е. снижение в реальном выражении).

 

 

Таблица 2.1 Доходы и расходы бюджетной системы, федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010-2016 гг, в % ВВП

 

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2013 г. от 2012 г., п.п. ВВП

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Отклонение 2016 г. от 2013 г., п.п. ВВП

Доходы БРП

34,6

37,3

37,7

36,1

-1,6

35,4

35,9

36,2

0,1

Доходы ФБ

17,9

20,3

20,7

19,5

-1,2

18,5

18,3

18,3

-1,2

Доходы ПФР, в т.ч.:

10,0

9,4

9,5

9,6

0,1

8,6

8,9

8,9

-0,7

- средства ФБ, передаваемые бюджету ПФР

5,7

4,3

4,5

4,3

-0,3

3,9

3,7

3,7

-0,6

Расходы БРП

38,0

35,7

37,2

37,3

0,1

36,1

36,5

36,7

-0,7

Расходы ФБ

21,8

19,5

20,7

20,0

-0,7

19,0

18,8

17,9

-2,1

Расходы ПФР

9,2

8,8

8,8

9,6

0,8

8,8

8,7

8,5

-1,0

Баланс ПФР

0,8

0,6

0,7

0,0

-0,7

-0,2

0,2

0,4

0,4

Справочно: ВВП

46309

55967

62218

66755

-

73315

79660

86837

-

 

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.

Все это говорит о крайней актуальности мер, направленных на увеличение реальной сбалансированности пенсионной системы (подробнее о предлагаемых мерах см. в конце данного параграфа).

В табл. 2.2 представлена структура доходов бюджета ПФР в 2010-2013 гг.

В 2013 г. в целом доходы бюджета ПФР выросли на 1,8% в реальном выражении (с учетом ИПЦ). По отдельным видам доходов динамика различалась, что привело к определенным изменениям в структуре доходной части. На 1,2 п.п. увеличились поступления страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии с 43,2% в 2012 г. до 44,4% от общей суммы доходов ПФР в 2013 г., доля взносов на выплату накопительной части также немного увеличилась с 7,4 до 7,9%. В то же время заметно сократилась доля трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета, с 47,9 до 44,6% (на 3,3 п.п.). При этом в основном сократился трансферт на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР с 17,5 до 14,8% (на 2,8 п.п.).

 

Таблица 2.2 Структура доходов бюджета Пенсионного Фонда в 2010-2013 гг., %

 

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Доходы, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

1. Страховые взносы, всего, в т.ч.

41,6

53,7

51,6

54,5

- на выплату страховой части трудовой пенсии

34,5

45,7

43,2

44,4

- на выплату накопительной части трудовой пенсии

7,0

7,1

7,4

7,9

2. Доходы от размещения накопительной части страховых взносов

0,6

0,6

0,4

0,8

3. Средства ФБ передаваемые бюджету ПФР, всего, в т.ч.

57,4

45,4

47,9

44,6

- на покрытие дефицита бюджета ПФР (с 2011 г. на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР)

28,6

17,6

17,5

14,8

- на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала

10,9

9,6

9,6

9,2

- на выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии

0,7

0,7

0,6

0,6

 

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.

 

В табл. 2.3 представлена структура расходов бюджета ПФР в 2010-2013 гг.

В плане динамики в реальном выражении общий объем расходов бюджета ПФР вырос в 2013 г. на 9,9% к уровню 2012 г., при этом расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» снизились на 3,3%, а по разделу «Социальная политика» выросли на 10,1%, что привело к небольшому сокращению доли управленческих расходов. С точки зрения изменения структуры расходов можно также отметить следующее. Доля расходов по основному направлению «пенсионное обеспечение» практически не изменилась, лишь немного снизившись с 82,8 до 82,3%. В то же время заметно выросла доля подраздела «Другие вопросы в области социальной политики» с 4,6 до 5,9%, а доли расходов по другим направлениям немного уменьшились. В целом можно говорить о том, что в период 2011-2013 гг. структура расходов бюджета ПФР была достаточно стабильной.

 

Таблица 2.3 Структура расходов бюджета Пенсионного Фонда в 2010-2013 гг.,%

 

2010 г.*

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Расходы

100,0

100,0

100,0

100,0

1. Общегосударственные вопросы

1,6

1,7

1,7

1,5

2. Социальная политика в т.ч.:

98,4

98,3

98,3

98,5

2.1. Пенсионное обеспечение

98,4

82,7

82,8

82,3

- выплаты страховой части трудовой пенсии

79,5

76,3

76,3

75,8

- выплаты накопительной части трудовой пенсии

0,0

0,0

0,0

0,0

- выплата пенсий по гос. пенсионному обеспечению

5,4

5,2

5,2

5,1

2.2. Социальное обеспечение населения

0,0

7,3

7,0

6,6

2.3. Охрана семьи и детства

0,0

3,5

3,9

3,7

2.4. Другие вопросы в области социальной политики

0,0

4,9

4,6

5,9

*В 2010 г. в разделе  не выделялись отдельно расходы по подразделам «Социальное обеспечение населения» и «Охрана семьи и детства», а по подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» была отражена лишь небольшая сумма средств.

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, Росстат, расчеты РАНХиГС.

Продолжение в Части 3.

 

 

Комментарии