ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС ПО КЛЮЧЕВЫМ АСПЕКТАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ 2

Комментарии · 998 Просмотры

Перспективы экономического развития. Инфляционный прогноз. Условия привлечения инвестиций.

 

2. Сценарий развития российской экономики

Конфигурация долгосрочных трендов, влияющих на развитие российской экономики, определяет пространство ее возможностей – то есть границы, в которых могут быть достигнуты оптимальные параметры долгосрочного социально-экономического развития, исходя из баланса интересов субъектов национальной экономики (правительства, социальных групп, крупных корпораций).

Экспертами, в ходе опроса, были обозначены драйверы роста в социально-экономической сфере для России через 10 лет (35%):

  1. Образование и наука (адекватное финансирование, образовательные системы и технологии, развитие НИР, просвещение всего населения, развитие наукоемких технологий, развитие генной инженерии).

  2. Активное внедрение инноваций (приобретение технологий и внедрение их в промышленность РФ, информационные технологии, развитие нанотехнологий).

  3. Привлечение инвестиций в экономику в целом (улучшение инвестиционного климата в РФ, гарантии инвестиций, перераспределение резервной валюты, в пользу крупных инвестиционных проектов).

  4. Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса (самый главный драйвер – предприниматель – просто нужно дать им делать свое дело).

  5. Развитие промышленности (развитие станкостроения, поддержка отечественной крупной промышленности, искусственное сокращение импорта иностранной продукции посредством уменьшения курса рубля по отношению к доллару / евро, переработка и глубокая переработка нефтепродуктов).

  6. Развитие сельского хозяйства (аграрный сектор экономики, экологическое производство).

  7. Модернизация энергетики (применение более эффективных энергоресурсов, газовая сфера, газификация ближнего зарубежья и стран СНГ).

  8. Модернизация налогового администрирования (учет региональных особенностей, признание налогового планирования, учет в налогообложении переложения налогов, сохранение налогов в регионах на развитие социально-культурных программ).

  9. Борьба с коррупцией.

  10. Обеспечение и поддержание внутреннего спроса.

  11. Региональное развитие (развитие районов Дальнего Востока и Сибири).

  12. Укрепление гражданского общества (формирование реального профсоюзного движения, инициатива граждан и предприятий).

Основными причинами дестабилизации социально-экономической системы в ближайшие 3 года в России экспертами (44% опрошенных) были отмечены: снижение уровня объемов экспорта углеводородов или их стоимости, кризис мировой экономики, совокупность социальных проблем (замедление роста реальных доходов населения, имущественная дифференциация населения), коррупция и теневая экономика.

Также эксперты отметили следующие причины: усиление интеграции Российской Федерации в ВТО, политическая дестабилизация, межнациональные и конфессиональные конфликты внутри Российской Федерации, высокий уровень инфляции, террористические угрозы, геополитические факторы (конфликты Российской Федерации с иностранным государствами и блоками государств, а также военные конфликты вне Российской Федерации), совокупность демографических проблем (старение, ухудшение здоровья, сокращение числа трудоспособного населения), нелегальная миграция, территориальные (региональные) диспропорции в социально-экономическом развитии, проблемы в сфере ЖКХ (изношенные, выходящие из строя коммуникации, сети, ветхое жилье и т.д.), бегство капитала, нехватка инвестиций, чрезмерные имиджевые расходы (Олимпиада).

Инфляция и ЦБ

Центральным Банком России был определен целевой ориентир по инфляции на уровне 4,5% в 2014 году с учетом прогноза макроэкономического развития России, в котором было предусмотрено сохранение в 2014 году регулируемых цен (тарифов) для всех групп потребителей, включая население, на уровне 2013 года. Уточненный прогноз предполагает индексацию регулируемых цен и тарифов для населения в 2014 году на величину инфляции за предыдущий год с понижающим коэффициентом 0,7, что может дополнительно привести к увеличению темпа инфляции на величину около 0,5 процентного пункта в 2014 году [8].

Цель по инфляции определена для индекса потребительских цен. В связи с этим при принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России учитывает все факторы, оказывающие влияние на динамику инфляции. По оценке Банка России, в условиях указанного повышения тарифов для населения достижение целевого ориентира по инфляции в 4,5% в 2014 году потребовало бы проведения более жесткой, чем изначально планировалось, денежно-кредитной политики в краткосрочной перспективе с соответствующими рисками для экономического роста. Вместе с тем, проведение денежно-кредитной политики, предполагавшейся при реализации предыдущего варианта макроэкономического прогноза, в новых условиях привело бы к отклонению фактической инфляции от установленной цели, что может подорвать доверие субъектов экономики к Банку России и в дальнейшем снизить действенность проводимой политики [8].

Опрошенные эксперты не выразили единого мнения по оптимальному уровню инфляции, учитывающего институциональные и структурные условия, сложившиеся в российской экономике. Так ответы экспертов распределились: инфляция 3-5% (24% ответивших), инфляция 5-7% (37%), инфляция 7-9% (22%), более 9% (10%) и 7% экспертов затруднились ответить. Из этого можно сделать вывод, что наиболее общие ожидания экспертов находятся в районе 5-7%.

Во избежание реализации указанных сценариев, а также полагая, что целевой ориентир по инфляции должен устанавливаться на уровне, достижимом при базовых предпосылках прогноза без создания существенных рисков охлаждения экономики, Банк России считает целесообразным установить целевой ориентир по инфляции на 2014 год равным 5,0%. Масштаб пересмотра целевого ориентира определен с учетом оценок влияния индексации тарифов на инфляцию, а также практики установления целевых ориентиров по инфляции с точностью до 0,5 процентного пункта [8].

3. Инвестиционная привлекательность

Бегство капитала из России

Трансграничное движение капитала оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны. В настоящее время в России остро стоит проблема оттока капитала. Активы, заработанные предпринимателями в России, вместо того чтобы быть инвестированными в национальную экономику, в больших объемах вывозятся за рубеж, стимулируя экономическое развитие других стран. Это происходит, несмотря на то, что основой действующей версии государственной экономической политики является ставка на «привлечение иностранных инвесторов». Отток капитала происходит в течение всего постсоветского периода, усиливаясь во время финансовых кризисов. Только в 2006 и 2007 гг. наблюдался положительный баланс движения капитала, т. е. превышение притока капитала над его оттоком. [9]

1 июля 2006 г., в расчете на приток иностранных инвестиций, в России были сняты последние ограничения на движение капитала, произошла полная либерализация валютного регулирования, характерная для стран с развитой экономикой в некризисные периоды.

«Положительный» эффект возник фактически только для капиталов, ранее вывезенных из России в офшорные зоны, и оказался краткосрочным. Уже в 2008 г., во время финансового кризиса, за рубеж было вывезено более 130 млрд долл. [9].

Опрошенные эксперты предложили следующие стратегические решения (в порядке частоты упоминания), которые необходимо принять на федеральном уровне, чтобы значительно уменьшить бегство капитала из страны (включая меры по деофшоризации) (47% опрошенных экспертов):

  1. Модернизация налоговой системы (налоговые каникулы для бизнеса /при открытии/, допущение двойного налогообложения, гибкая система налогообложения).

  2. Создание более комфортных условий для инвесторов (обеспечить гарантии сохранности инвестиций, устранения административных барьеров, неблагоприятной среды для конкуренции, коррупции, теневой экономики; обеспечить защиту прав собственников и миноритарных акционеров).

  3. Борьба с коррупцией на всех уровнях (проверка всех членов семьи лиц, занимающих «потенциально коррупционные должности», включая детей (независимо от возраста), жен, родителей, прекратить сращивание власти и бизнеса).

  4. Гарантии безопасного бизнеса (защита прав собственности, снижение препятствий развитию бизнеса, ограничение произвола контролирующих структур в отношении малого бизнеса).

  5. Укрепление банковской системы (размещение валютных средств не на счетах в иностранных банках, а на долларовых депозитах в ЦБ, непредоставление госзаказов компаниям, выводящим капиталы, запрет госкомпаниям в использовании оффшорных трейдеров).

  6. Стимулирование развития производства (развитие отечественного научно-промышленного комплекса, развитие собственного промышленного производства, расширение переработки сырья, снижение ввоза импорта, развитие российского производителя).

  7. Совершенствование нормативно-правовой базы.

  8. Ужесточение ответственности за должностные и экономические преступления (от предпринимателей до чиновников, существенное ужесточение контроля и наказания за предоставление неверных сведений о размерах экспортной выручки, предоплате по импортным сделкам и т.п.).

  9. Снижение ставки рефинансирования ЦБ, снижение ставок по кредитам.

  10. Усиление позиций государства в экономике, включая снижение бюрократических барьеров.

  11. Обеспечение верховенства права (строгое соблюдение действующего законодательства для всех без исключения лиц, невзирая на их положение, замена систем контроля силовых структур на правовые механизмы).

Инвестиционный климат в России

Для российской экономики предыдущий год стал одним из самых неблагоприятных за последние десять лет. На сегодняшний день приток капитала в Россию в виде портфельных и прямых инвестиций, депозитов и кредитов даже наполовину не покрывает потребность страны в инвестировании. К 2014 году в России сложилась ситуация острого «инвестиционного голода».

По данным Росстата иностранные инвестиции в Россию за девять месяцев 2013 года увеличились на 15,7%, за тот же период 2012 года на 14,4%, такой результат нельзя назвать положительным [10].

В середине 2014 года произошел спад инвестиций, связанный с окончанием масштабных строек и крупных инвестпроектов. Рост инвестиций наблюдается лишь в сфере добычи несырьевых полезных ископаемых, организации отдыха и торговле. Минэконоразвития России уже дважды ухудшало прогноз по динамике роста инвестиций в 2014 году. Сейчас этот показатель 3,9%. Прогноз аналитиков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования оказался еще менее оптимистичным – всего 3%. Центр развития Высшей школы экономики, в свою очередь, прогнозирует 2,2% [10]. В банках «ВТБ Капитал» считают, что в нынешнем году инвестиции в Россию увеличатся всего на 2%, а в Райффайзенбанке прогнозируют всего 1% прироста.

По мнению экспертов, опрошенных на Гайдаровском форуме (40% из принявших участие в опросе), ключевыми барьерами, которые тормозят улучшение инвестиционного климата на федеральном уровне, являются (в порядке частоты упоминания):

  1. Высокий уровень коррупции.

  2. Административные барьеры, бюрократия.

  3. Налоговая система, чрезмерное налогообложение, как действующего производства, так и предприятий в период запуска и развития производства, отсутствие диверсификации налоговой нагрузки по отраслям.

  4. Качество нормативно-правовой базы, регулирующей экономические отношения.

  5. Низкая исполнительная дисциплина чиновников, отсутствие кадров.

  6. Общая нестабильность, постоянные реформы, в т.ч. финансовой и налоговой сферы.

  7. Отсутствие ответственности за неисполнение поставленных целей.

  8. Отсутствие стандартов взаимодействия власти и бизнеса для всех субъектов РФ, недостаточные и противоречивые меры поддержки малого и среднего бизнеса.

  9. Инертность российских предпринимателей, отсутствие предпринимательской зрелости и делового климата на уровне страны в целом, непродуманность (качество) многих инвестпроектов.

  10. Слабое развитие инфраструктуры.

  11. Высокая концентрация капитала в госкомпаниях, чрезмерное участие государства в крупнейших компаниях.

  12. Высокие инвестиционные риски.

  13. Структурные проблемы экономики.

  14. Ограниченный доступ бизнеса к кредитным средствам, кредитные ставки на внутреннем рынке, финансовая политика банков.

  15. Чрезмерная централизация в принятии управленческих решений, ручное управление в стране со стороны администрации Президента.

  16. Имиджевые проблемы, недоверие к национальной экономике.

  17. Негативная правоприменительная практика, неэффективная судебная система, практикующая двойные стандарты при решении экономических споров.

  18. Отсутствие конкретных тактических шагов по выполнению принятых стратегий.

  19. Монополизация рынков.

  20. Низкий потенциал внутреннего рынка.

  21. Отсутствие гарантий невмешательства беззащитность перед федеральными службами (муниципальная власть, полиция, пожарная инспекция, санитарная инспекция, архитектурная и т.п.).

  22. Уровень инфляции.

  23. Политический климат, угроза межнациональных конфликтов.

Экспертами также были определены ключевые индикаторы, которые необходимо учитывать при формировании Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России (30%):

  1. Состояние производственной и рыночной инфраструктуры.

  2. Качество жизни и доходы населения.

  3. Наличие льготного налогового законодательства в регионе.

  4. Перспективы развития региона.

  5. Уровень коррупции в регионе.

  6. Уровень развития малого и среднего предпринимательства.

В числе индикаторов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России, также стоит отметить качество взаимодействия бизнеса и власти, правовое обеспечение защиты бизнес, доступность кредитных средств для бизнеса, уровень занятости и безработицы, объем привлеченных инвестиций, наличие готовых площадок для инвестиций.

Рейтинг всемирного банка Doing Business

В ежегодном рейтинге по благоприятным условиям ведения бизнеса Doing Business (составляется Всемирным банком и IFC) за 2013 год Россия поднялась с 112 на 93 место [11]. Стремительный скачок нашей страны сразу на 19 пунктов позволил России войти в тройку лидеров по темпам улучшения деловой среды. Нашими ближайшими «соседями» по рейтингу оказались Барбадос и Сербия.

Исследование Всемирного банка включает в себя оценку страны по 10 показателям: налогообложение, регистрация собственности, получение разрешений на строительство и другим критериям. По трем параметрам (защита инвесторов, разрешение неплатежеспособности и кредитование) Россия показала худшие результаты, чем годом ранее [12].

По мнению опрошенных экспертов, рейтинг Всемирного банка Doing Business скорее объективно отражает реальную ситуацию в России (54%): оценка индикаторов построена на вполне доступных сведениях, используется верифицированная система показателей оценки, рейтинг составляется беспристрастно и позволяет выявить болевые точки, которые препятствуют развитию РФ, рейтинг открыт для обсуждения, периодически корректируется в о соответствии с изменением мнений экспертов и участников.

Однако значительная, хоть и меньшая, часть экспертов (28%) все-таки считают, оценку Всемирного банка не объективной, т.к. данное исследование проводится лишь в столицах (в России, соответственно, в Москве), что не учитывает российскую специфику в отношении государство – естественные монополии. Для объективной картины необходимо делать срез данных по регионам, особенно в России с нашим размером, ведь разница в доходах Москвы и, например, Томска очень отличается.

Продолжение в Части 3.

 

Комментарии