О РЕФОРМИРОВАНИИ ПОДХОДОВ К ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Комментарии · 1134 Просмотры

К концу 2014 — началу 2015 г. в результате ухудшения экономической и геополитической ситуации в российской экономике обострились вызовы промышленной политики.

прогнозируются следующие вызовы и барьеры развития:
– потеря экспортных рынков (снижение объемов экспорта) сы-
рья и сбыта продукции;
– падение внутреннего спроса из-за замедления темпов роста
экономики;
– увеличивающаяся зависимость предприятий от внешних фи-
нансовых ресурсов в сочетании с потерей возможности заем-
ного финансирования на зарубежных финансовых рынках;
– устаревание значительной части промышленных технологий;
– высокая чувствительность к колебаниям цен на мировом
энергетическом рынке;
– использование заниженных цен на энергоносители в каче-
стве меры поддержки российской экономики для производ-
ства конкурентоспособной продукции конечного назначе-
ния;
– низкая производительность и высокая энергоемкость рос-
сийского производства в терминах добавленной стоимости
практически во всех перерабатывающих секторах;
– крайне низкая вовлеченность российского продукта в миро-
вые цепочки добавленной стоимости, особенно по несырье-
вым товарам;
– физическое и моральное устаревание технической базы
и производственных мощностей;
– незавершенность реформирования и определения границ
естественно-монопольных видов деятельности, непрозрач-
ное использование практики управления тарифами в режи-
ме ручного управления;
– несоответствие декларируемых целей политики импортоза-
мещающей индустриализации технико-технологическому
уровню развития российской промышленности (принятие ре-
шений о поддержке импортозамещения в силу политических,
а не экономических соображений);
– непрозрачное смешивание прибылей от экспорта, убытков
от использования схем перекрестного субсидирования, соци-
альных и инфраструктурных обязательств, неупорядоченное
и непоследовательное предоставление уступок, преферен-
ций, поддержки «национальным чемпионам»;
– низкая транспортная и логистическая связность центров ге-
нерации добавленной стоимости на российской территории
как между собой, так и с внешним миром, являющаяся след-
ствием использования планового подхода к развитию транс-
портной инфраструктуры и сдерживанию концентрации тру-
довых ресурсов.

В период 2015–2018 гг. для российской промышленности
ожидаются следующие вызовы и барьеры развития:
- Отсутствие заделов в перспективных направлениях раз-
вития мировой экономики (информационные технологии,
D-принтеры, роботизация, индивидуализированное гибкое
производство, геномные технологии и т. п.).
- Изменение мировой конъюнктуры потребления энергоно-
сителей в сторону возобновляемых источников энергии и био-
топлива.
В период 2024–30 гг. российская промышленность стол-
кнется с барьерами, обусловленными становлением шестого
технологического уклада и последствиями четвертой промыш-
ленной революции, носящих общемировой характер, что мо-
жет негативно сказаться на конкурентоспособности большин-
ства ее отраслей.
В связи с выявленными барьерами требуется проведение
мер по реформированию подходов к реализации эффективной
промышленной политики, предполагающее широкую повест-
ку реформ в каждом из секторов российской промышленности,
в том числе сельском хозяйстве, секторе услуг, торговле, при
этом меры государственной поддержки должны существенным
образом повысить концентрацию и адресность.
Поэтому для формирования эффективной политики повышения
эффективности российской промышленности необходимо выде-
лить приоритетные направления развития, включающие в себя:
1. Удовлетворение внутреннего спроса за счет собственного
производства, приоритизация отраслей промышленности
с высокими темпами роста.
2. Стимулирование экспортного производства, активизация
на внешних рынках традиционной продукции.
3. Формирование на территории Российской Федерации
полных цепочек добавленной стоимости, включая сниже-
ние рисков, импортозамещение и локализацию иностран-
ного производства готовой продукции и комплектующих.
4. Активное участие в развитии новых мировых рынков,
включая развитие отраслей шестой технологической вол-
ны и Национальной технологической инициативы (НТИ)
и разработку продуктов и технологий с уменьшенными
удельными затратами.
Детальная информация в отношении реализации указанных
направлений приведена ниже.
Удовлетворение внутреннего спроса. Активизация отрас-
лей с большими темпами роста. В условиях неблагоприят-
ной макроэкономической конъюнктуры особую значимость
приобретают мероприятия, направленные на поддержку от-
раслей промышленности, имеющих стратегическое значение
для удовлетворения внутреннего спроса, обладающих высо-
ким экспортным потенциалом и демонстрирующих значи-
тельные темпы роста. Для оценки соответствия отраслей про-
мышленности указанным требованиям был проведен анализ
российской промышленности в части экспортного потенциа-
ла ее продукции, наличия технологического задела и базы для
дальнейшего производственного развития, требований наци-
ональной безопасности и уровня капиталоемкости производ-
ства — отношением прироста выручки к приросту инвестиро-
ванного капитала (приложение 3). В качестве таких отраслей
были выделены:
– химическое производство;
– производство резиновых и пластмассовых изделий;
– металлургическое производство и производство готовых ме-
таллических изделий;
– производство электрооборудования, электронного и оптиче-
ского оборудования;
– производство транспортных средств и оборудования;
– производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов;
– производство машин и оборудования.
Для развития указанных отраслей предложен ряд мероприятий,
сгруппированных по типам эффектов от их реализации.
Мероприятия, обеспечивающие существенный вклад в экономи-
ческий рост Российской Федерации:
– мероприятия, направленные на увеличение доли отече-
ственных продуктов углубленной переработки нефти, газа
и других углеводородов (уголь, органические возобновляе-
мые источники и др.);
– мероприятия, направленные на увеличение доли отече-
ственных продуктов углубленной переработки сырья метал-
лургии (всего, в том числе черных, цветных, редкоземельных
и драгоценных металлов);
– мероприятия, направленные на увеличение доли отече-
ственных продуктов углубленной переработки сельскохо-
зяйственного сырья;
– мероприятия, направленные на увеличение доли отече-
ственных конкурентоспособных продуктов биотехнологиче-
ской отрасли (лекарства для людей и животных и др.);
– мероприятия, направленные на увеличение доли экспорто-
пригодных отечественных продуктов углубленной перера-
ботки;
– мероприятия, направленные на увеличение доли выпуска
конкурентоспособной гражданской продукции на современ-
ных и недогруженных мощностях ОПК;
– мероприятия, обеспечивающие существенный вклад в по-
вышение национальной безопасности Российской Федера-
ции;
– мероприятия, направленные на повышение конкурентоспо-
собности, включая экспорт, за счет широкой и эффективной
кооперации, существенно снижающей зависимость от им-
порта;
– мероприятия, направленные на ускорение замещения им-
портной микроэлектронной базы и продуктов ее использу-
ющих, существенно снижающей обороноспособность и/или
конкурентоспособность стратегически важной отечествен-
ной продукции.

КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ
Относительно низкий уровень развития внутренних рын-
ков, раскоординированность действий продавцов и поку-
пателей.
2. Структурные технологические ограничения.
3. Дефицит федерального бюджета.
4. Недостаток кадров или их малая включенность в развитие
внутреннего рынка.
5. Отсутствие приоритетов поддержки российской промыш-
ленности.
АЛЬТЕРНАТИВА
1. Импорт потребляемых товаров и услуг без наращивания
собственного производства.
2. Автаркия.
1. Повышение темпов роста российской экономики на 0,5 %
в год.
2. Увеличение экспорта высокотехнологичной продукции.
3. Стимулирование экспортного производства, активизация
на внешних рынках традиционной продукции.
В настоящий момент ключевыми отраслями (помимо добы-
вающего сектора) промышленности в Российской Федерации,
включенными в международные цепочки добавленной стои-
мости и, соответственно, имеющим глобальную конкуренто-
способность, являются черная и цветная металлургия, а также
отдельные подотрасли химической промышленности. По целе-
вым и качественным показателям данные отрасли также обла-
дают значительным уровнем конкурентоспособности.
В то же время высоким экспортным потенциалом облада-
ют: машиностроение, производство транспортного оборудо-
вания, производство электронного и оптического оборудова-
ния и деревообрабатывающая промышленность. В настоящее
время в данных отраслях промышленности существует значи-
тельный технологический и инновационный задел. В этой свя-
зи в рамках указанных отраслей целесообразна модернизация
существующих цепочек добавленной стоимости, а также фор-
мирование новых цепочек для понижения доли зависимости
от импорта продукции и технологий.
Указанная стратегия может быть реализована с применени-
ем развития экспортной ориентации исключительно за счет бо-
лее активного использования внутренних ресурсов (материа-
лов, компонентов, технологий, знаний) и развития внутренней
кооперации в стране.
При этом в качестве драйверов развития в рамках реали-
зации указанной стратегии следует выделить создание и раз-
витие индустриальных парков, технопарков и промышленных
кластеров, специализирующихся на отраслях промышленности,
признанных в качестве приоритетных.

КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ

1. Нехватка кадров высшей квалификации для продвижения
конкурентоспособных экспортных товаров и услуг.
2. Потеря инвестиций в продвижение продукции и товаров.

АЛЬТЕРНАТИВА
1. Ориентация только на внутренний спрос, и, как следствие,
остановка развития экономики и потеря статуса ведущей
экономики мира.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Повышение темпов роста российской экономики на 0,5 %
в год.
2. Увеличение экспорта несырьевой продукции на 50 млрд
долл. в год.
3. Создание полных цепочек добавленной стоимости, им-
портозамещение и локализация иностранного производ-
ства готовой продукции и комплектующих.
Одним из путей реализации политики повышения конкуренто-
способности является поддержка приоритетных отраслей про-
мышленности. В сложившихся условиях внешних ограничений,
разрыва торговых отношений с зарубежными партнерами одной
из основных задач, стоящих перед отечественными товаропро-
изводителями, является поиск новых партнеров и выстраивание
новых цепочек поставок внутри страны. Ключевой задачей раз-
вития промышленности на долгосрочную перспективу является
формирование недостающих звеньев в цепочках создания стои-
мости в приоритетных отраслях промышленности.
При этом указанная проблема имеет структурный харак-
тер, в связи с чем выявить конкретные барьеры в реализации
стратегии формирования недостающих звеньев цепочках соз-
дания стоимости в приоритетных отраслях промышленности
не представляется возможным. В качестве отдельных нега-
тивных моментов можно выявить отсутствие конкурентоспо-
собной материально-технической базы в отдельных отраслях
промышленности, низкий уровень коммерциализации инно-
вационных технологий, а также высокий уровень износа суще-
ствующих производственных мощностей.
В этой связи по аналогии с зарубежным опытом, где успеш-
ные модели основываются как на диверсификации промыш-
ленности, так и на выделении приоритетных специализаций,
обусловленных сложившимися предпосылками, предлагается
сформировать комплексную политику для обеспечения разви-
тия промышленного потенциала Российской Федерации.
Немаловажным условием является сохранение оптимально-
го баланса заимствования технологий и сохранения прежнего
уровня зависимости в отраслях, имеющих второстепенное зна-
чение. Данное условие связано, прежде всего, с распределением
бюджетной нагрузки, в рамках чего планируется оказание пря-
мых мер государственной поддержки отраслям промышленно-
сти, имеющим приоритетное значение.
Модернизация цепочек создания стоимости невозможна
без детального анализа ее участников, особенностей их специ-
ализации, порядка их взаимодействия, существующих долей
распределения добавленной стоимости, а также выявления их
барь еров и драйверов развития, необходимого для выявления
потенциала модернизации существующих цепочек создания
стоимости и целесообразности создания новых.
Следует отметить, что существует значительная разница
между цепочками, которые инициируются производителями
и потребителями. Цепочки создания стоимости, инициирован-
ные производителями, в большинстве случаев сосредоточены
в наукоемких отраслях, где используются новейшие техноло-
гии, а также высок удельный вес затрат на НИОКР. Производ-
ственные процессы в цепочках, инициируемых потребителя-
ми, контролируются ритейлерами, в этой связи ключевая роль
в данных цепочках принадлежит маркетингу и продажам, а тех-
нологические процессы могут быть переданы на аутсорсинг.
В отношении отраслей, где цепочки добавленной стоимости
инициируется потребителями, целесообразно стимулирование
импорта компонентов и технологий, позволяющих повысить
эффективность производственных процессов на всех звеньях
цепочки добавленной стоимости и удовлетворить внутренний
спрос за счет технологического импортодополнения.
В то же время для приоритетных отраслей промышленности
данная стратегия неприменима. Так, к приоритетным отрас-
лям промышленности необходимо отнести отрасли, управляе-
мые производителями. В отношении этих отраслей предлага-
ется использовать иной подход.
Таким образом, в целях успешного проведения полити-
ки импортозамещающей индустриализации необходимо со-
средоточиться на поддержке высокотехнологического про-
изводства в цепочках добавленной стоимости (на первом
этапе — по технически простым товарам)¹, при этом основ-
ным условием поддержки должна стать конкурентоспособ-
ность производимой продукции (добавленной стоимости)
на экспортных рынках.
Ключевыми мерами реализации стратегии формирования
недостающих звеньев в цепочках создания стоимости в при-
оритетных отраслях промышленности может стать стимули-
рование участников цепочек добавленной стоимости (суб-
сидирование процентных ставок по кредитам, выданным
на расширение и модернизацию производственных мощно-
стей, формирование государственных заказов на выполнение
НИОКР в приоритетных отраслях промышленности, субсиди-
рование затрат на инфраструктуру специализированных ин-
дустриальных парков, технопарков и промышленных класте-
ров и иные меры).
В этой связи основными задачами по формированию цепочек
добавленной стоимости в приоритетных отраслях промышлен-
ности Российской Федерации являются:
– анализ существующих цепочек добавленной стоимости
в приоритетных отраслях промышленности, выявление не-
достающих звеньев цепочек;
– стимулирование внутренней кооперации участников цепо-
чек добавленной стоимости в приоритетных отраслях про-
мышленности;
– разработка мер государственной поддержки развития не-
достающих производств и технологий, в том числе за счет
формирования и поддержки специализированных инду-
стриальных парков, промышленных кластеров и технопар-
ков.

КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ
1. Недостаточность финансирования для разработки конку-
рентоспособных импортозамещающих технологий.
2. Нехватка кадров высшей квалификации для разработки
конкурентоспособных импортозамещающих технологий.
3. Недостаточность механизмов организации технологиче-
ских цепочек между предприятиями различных форм соб-
ственности.

АЛЬТЕРНАТИВЫ
1. Сохранение текущей ситуации с перспективой возникно-
вения военной, а затем политической зависимости от дру-
гих стран.
2. Вхождение в альянсы научно-технических разработок
и получение продукции за счет импорта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Увеличение темпов роста российской экономики на 0,5 %
в год.
2. Повышение эффективности взаимодействия участников
российского рынка.
3. Увеличение доли российского экспорта на мировые рынки.
4. Создание Единой системы кооперации.
Одним из инструментов, позволяющих наиболее быстро и эф-
фективно найти новых партнеров и выстроить новые цепочки
взаимодействия, является создание Единой системы коопера-
ции. Данная система предназначена для поиска партнеров для
производственной деятельности — поставщиков и заказчиков
продукции промышленного назначения, комплектующих, про-
изводственных услуг, производственных помещений.
В настоящее время данную функцию в очень ограниченном
масштабе выполняют региональные центры субконтрактации,
основной целью которых является обеспечение представителей
малого и среднего предпринимательства информацией о произ-
водственных заказах. В соответствии с этим предлагается соз-
дание Единой системы кооперации, включающее в себя следу-
ющие стадии:
) Определение структуры, осуществляющей создание и веде-
ние Единой системы кооперации.
) Создание банка данных всех предприятий промышленности
и номенклатуры, выпускаемой ими продукции.
) Создание банка государственных закупок производствен-
ных товаров.
) Создание системы подтверждения качества промышленной
продукции.
) Интегрирование Единой системы кооперации с существую-
щими базами данных (в том числе базы по наличию инве-
стиционной инфраструктуры, сайт госзакупок и т. д.).
Создание Единой системы кооперации приведет к созданию
устойчивых кооперационных связей, независимых от внешних
условий. Кроме того, реализация данного мероприятия приве-
дет к следующим результатам:
– повышение уровня загрузки производственных мощностей;
– повышение качества производимой продукции;
– снижение себестоимости производимой продукции;
– повышение информированности предприятий о возможных
рынках сбыта продукции;
– повышение эффективности государственных закупок.
Реализация мер по формированию Единой системы коопера-
ции позволит оптимизировать взаимодействие потенциальных
участников недостающих звеньев цепочки добавленной стои-
мости. В то же время в случае отсутствия необходимых пред-
посылок этого будет недостаточно.
В этой связи важнейшим источником роста конкуренто-
способности отраслей как на внутреннем, так и внешнем
рынках является стимулирование участия в цепочках добав-
ленной стоимости на начальных этапах (переделах), в том
числе и с использованием зарубежных технологий. Необхо-
димо выявление собственных конкурентных преимуществ
и формирование узкой специфической ниши в цепочке с ус-
ловием того, что промежуточные товары/услуги националь-
ных производителей становятся труднозаменимыми для ино-
странных партнеров.
Стоит отметить, что ожидаемыми эффектами от формирова-
ния национальных цепочек добавленной стоимости могут стать
как эффект масштаба, так и эффект вытеснения за счет поли-
тики импортозамещения. При выработке мер по реализации
предложенной стратегии требуется оценить данные эффекты
для отдельных отраслей промышленности.
При этом реализацию стратегии необходимо взаимоувя-
зать с особенностями торговой политики Российской Федера-
ции для экспортоориентированных и импортоориентирован-
ных отраслей промышленности с целью избежания эффекта
вытеснения продукции одной отрасли при росте конкуренто-
способности другой. В то же время указанные эффекты мо-
гут отражаться в смежных отраслях, что также следует учесть
в мерах государственного регулирования. Оптимальным ре-
шением должна стать экспортная поддержка приоритетных
отраслей промышленности в части формирования и удержа-
ния новых рынков сбыта (государственные гарантии, льгот-
ные кредиты для экспортеров, льготное страхование рисков
и т. д.).

КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ
1. Недостаточность финансирования для разработки конку-
рентоспособных импортозамещающих технологий.
2. Нехватка кадров высшей квалификации для разработки
конкурентоспособных импортозамещающих технологий.
3. Недостаточность механизмов организации технологиче-
ских цепочек между предприятиями различных форм соб-
ственности.

АЛЬТЕРНАТИВЫ
1. Сохранение текущей ситуации с перспективой возникно-
вения военной, а затем политической зависимости от дру-
гих стран.
2. Вхождение в альянсы научно-технических разработок
и получение продукции за счет импорта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Увеличение темпов роста российской экономики на 0,5 %
в год.
2. Повышение эффективности взаимодействия участников
российского рынка.
3. Увеличение доли российского экспорта.
4. Активное участие в развитии новых мировых рынков,
включая развитие отраслей шестой технологической вол-
ны и Национальной технологической инициативы (НТИ)
и разработку продуктов и технологий с уменьшенными
удельными затратами.

Формирование конкурентоспособной промышленности воз-
можно только в условиях ее ориентации на опережающее тех-
нологическое развитие. Прогноз развития промышленности
на период до 2030 г. должен учитывать предпосылки шесто-
го технологического уклада и четвертой промышленной ре-
волюции, определяющих развитие мировой экономики, где
ключевой тенденцией на ближайшие годы является индиви-
дуализация производства и потребления, конструирование ма-
териалов и организмов с заранее заданными свойствами.
Существенным фактором долгосрочной конкурентоспособ-
ности в условиях шестого технологического уклада является
разработка продуктов и технологий с уменьшенными удель-
ными затратами: материалоемкостью, энергоемкостью, тру-
доемкостью (повышенной производительностью труда), сро-
ками бизнес-цикла разработки и производства. В настоящий
момент все прогнозируемые составляющие нового техноло-
гического уклада, ключевым фактором которого являются ми-
кроэлектронные компоненты, включают в себя следующие
направления: нано- и биотехнологии, наноэнергетика, моле-
кулярная, клеточная и ядерная технологии, нанобиотехноло-
гии, биомиметика, нанобионика, нанотроника, а также другие
наноразмерные производства; новые медицина, бытовая тех-
ника, виды транспорта и коммуникаций; использование ство-
ловых клеток, инженерия живых тканей и органов, восстано-
вительная хирургия и медицина.
Инструментом повышения конкурентоспособности россий-
ской промышленности в заданных условиях должны стать ре-
зультаты реализации Национальной технологической иници-
ативы.
В состав Национальной технологической инициативы входят:
– определение новых рынков, включая основные факторы воз-
никновения спроса, ключевые рыночные ниши и возможные
типы продуктов и услуг, которые будут заполнять эти ниши;
– определение ключевых технологий, за счет которых будут
созданы продукты и сервисы на новых рынках;
– комплекс мер поддержки и стимулирования, включая ин-
ституциональные, финансовые и исследовательские инстру-
менты.
НТИ предполагает создание стратегий разворачивания прин-
ципиально новых рынков. Но часть ключевых технологий, фор-
мирующих рынки-предшественники для рынков НТИ, может
появляться в рамках процесса импортозамещения и модерни-
зации.
НТИ разрабатывается по следующим направлениям следую-
щих новых рынков:
– EnergyNet (распределенная энергетика от personal power
до smart grid, smart city);
– FoodNet (системы персонального производства и доставки
еды и воды);
– SafeNet (новые персональные системы безопасности).
– HealthNet (персональная медицина);
– AeroNet (распределенные системы беспилотных летатель-
ных аппаратов);
– MariNet (распределенные системы морского транспорта без
экипажа);
– AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом
без водителя);
– FinNet (децентрализованные финансовые системы и валюты);
– NeuroNet (распределенные искусственные компоненты со-
знания и психики).
В этой связи задачей государственной политики в области фор-
мирования новых рынков является всестороннее включение
в процесс разработки новых технологий и стимулирование мак-
симально широкого внедрения таких технологий в различных
отраслях промышленности.
Перспективные направления деятельности связаны с техно-
логиями:
– индивидуализированное гибкое производство;
– роботизация;
– использование 3D-принтеров для локализации производств;
– геномные технологии;
– искусственный интеллект;
– другими направлениями.

КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ
1. Нехватка кадров высшей квалификации для разработки
новейших технологий.
2. Нехватка кадров высшей квалификации для продвижения
новейших технологий.
3. Ошибки в выборе приоритетов развития конкретных тех-
нологий.
4. Завышенные объемы инвестиций ввиду поискового ха-
рактера разработок.

АЛЬТЕРНАТИВЫ
1. Догоняющее развитие после апробации технологий в раз-
витых странах, что может привести к полной потере тех-
нологической и военной конкурентоспособности.
2. Кооперация с ведущими западными разработчиками.
3. Приглашение ведущих разработчиков в российские про-
мышленные компании для интеграции международного
опыта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Повышение темпов роста экономики на 1 % в год ,
предотвращение спада российской экономики
экономики.
2. Увеличение экспорта высокотехнологичной продукции
до 100 млрд долл. в год.

В то же время стоит отметить, что реализация описанных ме-
роприятий должна осуществляться с учетом нижеприведенных
принципов:
1. Отказ от практики безусловной государственной поддерж-
ки предприятий, ориентированных на производство ко-
нечного продукта, в пользу ориентации на производство
конкурентоспособной добавленной стоимости:
– концентрация интеллектуальных, финансовых и органи-
зационных усилий на поддержке производства отдельных
высокотехнологических компонент продукции (матери-
алы, продукция нефтепереработки и нефтехимии, про-
мышленные компоненты и узлы, электрические и элек-
тронные узлы и компоненты, программное обеспечение
и проч. и их интеграция в технически сложные продукты
транспортного, энергетического, авиакосмического ма-
шиностроения);
– нацеленность мер поддержки на достижение миними-
зации стоимости владения продуктом для потребителя:
цена продажи, стоимость обслуживания, постпродажные
сервисы. Включая развитие финансовых схем поддерж-
ки спроса, поддержки экспорта, оффсетных соглашений;
– полный отказ от использования инструментов го-
сударственной поддержки, не имеющих прозрачных
показателе й эффективности и сроков выхода продукции
на мировой конкурентоспособный уровень, возврата пре-
доставляемых средств, в частности — прямых бюджетных
субсидий, взносов в уставный капитал, установления им-
портных тарифных и нетарифных ограничений и проч.
2. Прекращение поддержки предприятий, добавленная сто-
имость которых в кратко- и долгосрочной перспекти-
ве не сможет обладать конкурентными преимущества-
ми по сравнению с иностранными аналогами (отдельные
виды производств в легкой, пищевой, электронной, авто-
мобильной и прочих отраслях).
3. Поддержка работы институтов свободного рынка без вве-
дения ограничений на продажу товаров:
– отказ от поддержки (в виде различных видов субсиди-
рования) и ограничений (в виде ограничений импорта
и запретительных импортных пошлин) для конкурент-
ных секторов экономики или их отдельных сегментов,
продукция которых успешно конкурирует с зарубежны-
ми аналогами и, соответственно, пользуется спросом как
на внешнем, так и на внутреннем рынке (черная и цвет-
ная металлургия, производство технического текстиля
и нетканых материалов, отдельные сегменты химиче-
ской промышленности, производство пищевых продук-
тов и проч.);
– развитие работы рыночных механизмов регулирования,
конкурентного и антимонопольного законодательств
в деятельности ФАС.
4. Выявление долгосрочных конкурентных преимуществ
и разработка эффективных адресных инструментов под-
держки (согласующихся с правилами ВТО) отраслей эко-
номики и межотраслевых технологических центров ком-
петенций. Проведение «умного» импортозамещения:
– развитие отраслей в направлении увеличения сложно-
сти выпускаемой продукции: сначала поддержка толь-
ко в начале цепочек добавленной стоимости позволит
в дальнейшем повысить уровень технологического раз-
вития и перейти к производству более сложных продук-
тов;
– установление критериев качества и конкурентоспособно-
сти импортозамещающей продукции: выпускаемые то-
вары должны поставляться на экспорт, что обеспечит их
конкурентоспособность на мировом рынке;
– осуществление выбора отраслей для реализации политики
импортозамещения с учетом имеющихся конкурентных
преимуществ компаний и/или отраслей (доступные тех-
нологии, стоимость и качество факторов производства),
объемов потенциального внутреннего спроса на импор-
тозамещаемую продукцию;
– ограничение временного горизонта предоставления под-
держки компаниям/отраслям с целью создания стимулов
к повышению конкурентоспособности выпускаемой про-
дукции и выходу на мировые рынки.
5. Сокращение неэффективного использования энергии,
снижение энергоемкости экономики, пересмотр подхо-
дов к планированию и поддержанию топливно-энергети-
ческого баланса:
– отказ от использования объема добычи основных топлив-
но-энергетических ископаемых или величины налоговых
поступлений от деятельности энергетических секторов
в качестве целевых показателей развития отраслей, за-
кладываемых в Энергетическую и отраслевые стратегии.
Данные показатели могут приводиться сценарно, но не
использоваться в качестве целеполагающих;
– повышение прозрачности конкурсных процедур рас-
пределения лицензионных участков (на суше и шельфе)
с долгосрочным закреплением условий лицензий;
– увеличение прогрессивности налогообложения, перенос
основной тяжести налоговой нагрузки на налог на до-
полнительный доход (НДД, введение налога, основанно-
го на чистом доходе, с прогрессивной налоговой ставкой,
зависящей от доходности разработки конкретных место-
рождений); институционализация точечной системы ис-
ключений и льгот по определению конкретной налоговой
нагрузки на месторождения;
– повышение справедливости и равномерности распреде-
ления налогового бремени между производителями (при-
вязка всех налоговых льгот к лицензионному участку,
а не к производителю);
– создание условий для расширения деятельности малых
и средних компаний в нефтедобывающем секторе, сни-
жение административных барьеров при предоставлении
в пользование участков недр с трудноизвлекаемыми за-
пасами нефти;
– реализация пакета мер, направленных на энергосбере-
жение (стимулирующее ценообразование для потребите-
лей, оприборивание, публичный ценовой и технологиче-
ский аудит для потребителей, сравнительный мониторинг
и нормирование издержек для транспортных и энергос-
набжающих организаций);
– формирование институциональных условий привлечения
частных инвестиций к стимулированию использования
возобновляемой энергетики.
6. Переход к рыночной торговле энергией на внутреннем
рынке, устранение перекрестного субсидирования и суб-
сидирования отечественных потребителей энергоресур-
сов заниженными относительно мировых ценами:
– ускоренное проведение налогового маневра в нефтяной
отрасли (отмена экспортной пошлины и одновременное
повышение НДПИ, снижение ставок акциза и импортной
пошлины на нефтепродукты);
– ликвидация перекрестного субсидирования между кате-
гориями потребителей, в том числе между населением
(с учетом динамики доходов) и промышленностью, воз-
можное введение адресных субсидий;
– постепенная ликвидация межрегионального перекрест-
ного субсидирования в тепло- и электроэнергетике, газо-
вой отрасли;
– отмена регулирования цен (тарифов) в неестественномо-
нопольных видах деятельности с развитием соответству-
ющих антимонопольных процедур мониторинга цен.
Поступательное реформирование подходов к промышленной
политике позволит оздоровить российскую промышленность
и повысить ее международную конкурентоспособность, сни-
зить зависимость темпов экономического роста от колебаний
мировых цен на энергоресурсы:
– после структурного оздоровления существенным образом
возрастет темп экономического роста и вклад роста сово-
купной факторной производительности;
– меры государственной поддержки промышленности бу-
ду

Комментарии