2. Исполнение бюджета Пенсионного фонда
В 2013 г. доходы бюджета Пенсионного фонда России (далее – ПФР) составили 6 388,4 млрд руб. (9,6 % ВВП), расходы – 6 378,5 млрд руб. (9,6% ВВП), профицит бюджета – 9,9 млрд руб. (0,01% ВВП) [5] (см. табл. 2.1). При этом по сравнению с уровнем 2012 г. объем доходов ПФР незначительно увеличился на 0,1 п.п. ВВП, в то время как расходы выросли на 0,8 п.п., что привело к тому, что профицит составил столь незначительную величину.
Следует отметить, что за этот же период снизились в долях ВВП доходы как бюджетной системы (бюджета расширенного правительства – БРП), так и федерального бюджета соответственно на 1,6 и 1,2 п.п. ВВП. Расходы БРП увеличились в 2013 г. на 0,1 п.п. ВВП, а расходы федерального бюджета снизились на 0,7 п.п. Все это привело к увеличению роли бюджета ПФР в бюджетной системе: доля доходов (включая трансферты) увеличилась с 25,1 до 26,5%, а доля расходов с 23,5 до 25,6%. В то же время доля трансфертов ПФР в общем объеме расходов федерального бюджета немного снизилась с 21,9 до 21,3%.
Как видно из приведенных данных в 2014-2016 гг. планируется дальнейшее снижение трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР до 3,7% ВВП к 2016 г., что должно снизить долю данных трансферов в доходах Фонда с 44,6 до 41,2%. Снижение федерального трансферта является основным фактором снижения доходов ПФР в 2014-2016 гг. в долях ВВП. При этом бюджетные проектировки предполагают также снижение расходов ПФР с 9,6% ВВП в 2013 г. до 8,5% ВВП в 2016 г. В результате лишь в 2014 г. бюджет ПФР должен быть сведен с дефицитом в 0,2% ВВП, а далее предполагается возврат к профициту. Однако исполнение бюджета ПФР в 2013 г. ставит под сомнение реалистичность бюджетных проектировок как в части расходов, так и в части необходимых объемов трансфертов из федерального бюджета. Изначально расходы бюджета ПФР в 2013 г. планировались на уровне 6 088,7 млрд руб. (или 9,1% ВВП), а исполнены по итогам года уже в объеме 6 378,5 млрд руб. (9,6% ВВП). В результате мало вероятно, что уже в 2014 г. расходы вновь вернутся на уровень 2011-2012 гг. в 8,8% ВВП, а к 2016 г. снизятся до 8,5% ВВП [6]. При этом на 2014 г. пока запланирован номинальный рост расходов ПФР лишь на 0,6% к уровню 2013 г. (т.е. снижение в реальном выражении).
Таблица 2.1 Доходы и расходы бюджетной системы, федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010-2016 гг, в % ВВП
| 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | Отклонение 2013 г. от 2012 г., п.п. ВВП | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Отклонение 2016 г. от 2013 г., п.п. ВВП |
Доходы БРП | 34,6 | 37,3 | 37,7 | 36,1 | -1,6 | 35,4 | 35,9 | 36,2 | 0,1 |
Доходы ФБ | 17,9 | 20,3 | 20,7 | 19,5 | -1,2 | 18,5 | 18,3 | 18,3 | -1,2 |
Доходы ПФР, в т.ч.: | 10,0 | 9,4 | 9,5 | 9,6 | 0,1 | 8,6 | 8,9 | 8,9 | -0,7 |
- средства ФБ, передаваемые бюджету ПФР | 5,7 | 4,3 | 4,5 | 4,3 | -0,3 | 3,9 | 3,7 | 3,7 | -0,6 |
Расходы БРП | 38,0 | 35,7 | 37,2 | 37,3 | 0,1 | 36,1 | 36,5 | 36,7 | -0,7 |
Расходы ФБ | 21,8 | 19,5 | 20,7 | 20,0 | -0,7 | 19,0 | 18,8 | 17,9 | -2,1 |
Расходы ПФР | 9,2 | 8,8 | 8,8 | 9,6 | 0,8 | 8,8 | 8,7 | 8,5 | -1,0 |
Баланс ПФР | 0,8 | 0,6 | 0,7 | 0,0 | -0,7 | -0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,4 |
Справочно: ВВП | 46309 | 55967 | 62218 | 66755 | - | 73315 | 79660 | 86837 | - |
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.
Все это говорит о крайней актуальности мер, направленных на увеличение реальной сбалансированности пенсионной системы (подробнее о предлагаемых мерах см. в конце данного параграфа).
В табл. 2.2 представлена структура доходов бюджета ПФР в 2010-2013 гг.
В 2013 г. в целом доходы бюджета ПФР выросли на 1,8% в реальном выражении (с учетом ИПЦ). По отдельным видам доходов динамика различалась, что привело к определенным изменениям в структуре доходной части. На 1,2 п.п. увеличились поступления страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии с 43,2% в 2012 г. до 44,4% от общей суммы доходов ПФР в 2013 г., доля взносов на выплату накопительной части также немного увеличилась с 7,4 до 7,9%. В то же время заметно сократилась доля трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета, с 47,9 до 44,6% (на 3,3 п.п.). При этом в основном сократился трансферт на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР с 17,5 до 14,8% (на 2,8 п.п.).
Таблица 2.2 Структура доходов бюджета Пенсионного Фонда в 2010-2013 гг., %
| 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Доходы, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
1. Страховые взносы, всего, в т.ч. | 41,6 | 53,7 | 51,6 | 54,5 |
- на выплату страховой части трудовой пенсии | 34,5 | 45,7 | 43,2 | 44,4 |
- на выплату накопительной части трудовой пенсии | 7,0 | 7,1 | 7,4 | 7,9 |
2. Доходы от размещения накопительной части страховых взносов | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,8 |
3. Средства ФБ передаваемые бюджету ПФР, всего, в т.ч. | 57,4 | 45,4 | 47,9 | 44,6 |
- на покрытие дефицита бюджета ПФР (с 2011 г. на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР) | 28,6 | 17,6 | 17,5 | 14,8 |
- на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала | 10,9 | 9,6 | 9,6 | 9,2 |
- на выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,6 |
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.
В табл. 2.3 представлена структура расходов бюджета ПФР в 2010-2013 гг.
В плане динамики в реальном выражении общий объем расходов бюджета ПФР вырос в 2013 г. на 9,9% к уровню 2012 г., при этом расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» снизились на 3,3%, а по разделу «Социальная политика» выросли на 10,1%, что привело к небольшому сокращению доли управленческих расходов. С точки зрения изменения структуры расходов можно также отметить следующее. Доля расходов по основному направлению «пенсионное обеспечение» практически не изменилась, лишь немного снизившись с 82,8 до 82,3%. В то же время заметно выросла доля подраздела «Другие вопросы в области социальной политики» с 4,6 до 5,9%, а доли расходов по другим направлениям немного уменьшились. В целом можно говорить о том, что в период 2011-2013 гг. структура расходов бюджета ПФР была достаточно стабильной.
Таблица 2.3 Структура расходов бюджета Пенсионного Фонда в 2010-2013 гг.,%
| 2010 г.* | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Расходы | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
1. Общегосударственные вопросы | 1,6 | 1,7 | 1,7 | 1,5 |
2. Социальная политика в т.ч.: | 98,4 | 98,3 | 98,3 | 98,5 |
2.1. Пенсионное обеспечение | 98,4 | 82,7 | 82,8 | 82,3 |
- выплаты страховой части трудовой пенсии | 79,5 | 76,3 | 76,3 | 75,8 |
- выплаты накопительной части трудовой пенсии | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
- выплата пенсий по гос. пенсионному обеспечению | 5,4 | 5,2 | 5,2 | 5,1 |
2.2. Социальное обеспечение населения | 0,0 | 7,3 | 7,0 | 6,6 |
2.3. Охрана семьи и детства | 0,0 | 3,5 | 3,9 | 3,7 |
2.4. Другие вопросы в области социальной политики | 0,0 | 4,9 | 4,6 | 5,9 |
*В 2010 г. в разделе не выделялись отдельно расходы по подразделам «Социальное обеспечение населения» и «Охрана семьи и детства», а по подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» была отражена лишь небольшая сумма средств.
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, Росстат, расчеты РАНХиГС.
Продолжение в Части 3.