О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, СОЗДАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСОКОПРО

Комментарии · 1581 Просмотры

Экономическое развитие в современном мире базируется на росте производительности труда. Чем выше уровень производительности, тем более качественным являет

Не случайно повышение производительности труда является одним из приоритетных направлений развития экономики промышленно развитых стран. Для современной России проблема повышения производительности труда особенно актуальна. Решение поставленных руководством страны задач предполагает поддержание высоких темпов экономического роста, для чего необходимо обеспечивать устойчивое повышение общественной производительности труда [2].

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» определены конкретные поручения Правительству Российской Федерации о принятии мер по увеличению производительности труда в 1,5 раза к 2018 г. относительно уровня 2011 г. Для решения этой задачи, с учетом отставания по этому важнейшему экономическому показателю в 2-2,5 раза от развитых стран, необходимо иметь ежегодный рост производительности труда на уровне 7-8% [8].

Анализ изменения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест в Российской Федерации

Динамика производительности труда в Российской Федерации по видам экономической деятельности за 2005-2013 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика производительности труда по видам экономической деятельности (в процентах к предыдущему году) [14]

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Всего в экономике

105,5

107,5

107,5

104,8

95,9

103,2

103,8

103,1

101,9

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

101,8

104,3

105,0

110,0

104,6

88,3

115,1

98,1

 

106,0

Рыболовство, рыбоводство

96,5

101,6

103,2

95,4

106,3

97,0

103,5

103,1

103,2

Добыча полезных ископаемых

106,3

103,3

103,1

100,9

108,5

104,3

102,2

99,4

96,9

Обрабатывающие производства

106,0

108,5

108,4

102,6

95,9

105,2

104,7

103,6

105,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

103,7

101,9

97,5

102,1

96,3

103,0

100,3

99,7

99,2

Строительство

105,9

115,8

112,8

109,1

94,4

99,6

102,2

99,6

98,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

105,1

110,8

104,8

108,1

99,0

103,6

102,1

105,2

101,1

Гостиницы и рестораны

108,5

109,2

108,0

109,2

86,7

101,7

99,5

101,8

101,9

Транспорт и связь

102,1

110,7

107,5

106,4

95,4

103,2

105,5

100,8

103,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

112,4

106,2

117,1

107,5

97,5

104,0

102,7

101,7

101,8

 

Количество рабочих мест по производству товаров и услуг в экономике Российской Федерации по видам работ за 2006-2012 гг. представлено в таблице 2.

В США средняя производительность труда (расчеты по ВВП и рабочей силе) по паритету покупательной способности (ППС) и по курсу доллара совпадает и составила в 2013 году $ 107,6 тысяч на одного работника, занятого в экономике. В ЕЭС по ППС – 69,3, по валютному курсу – 74,5.В РФ средняя производительность труда в 2013 году по ППС составила $ 33,9 тысяч, по валютному курсу – 28,1. По ППС она ниже американской в 3,2 раза, по валютному курсу – в 3,8 раза. Соответственно, производительность труда в РФ ниже средней производительности в ЕЭС в 2 и в 2,7 раза. Обольщаться тем, что отставание от ЕЭС сравнительно невелико, не стоит. Реальное отставание выше, оно затенялось высокими ценами на нефть и газ до конца 2014 г. и их весомым вкладом в ВВП [10].

Таблица 2 – Количество рабочих мест по производству товаров и услуг в экономике Российской Федерации по видам работ(в среднем за год)

 

Тысяч рабочих мест

В % к предыдущему году

2005

2009

2010

2011

2012

2009

2010

2011

2012

Количество рабочих мест - всего

95059

94936

94673

95471

95188

98,6

99,7

100,8

99,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в организациях

56020

55923

55922

56773

56103

96,9

100,0

101,5

98,8

в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица, фермерских хозяйствах

17789

18533

18330

18491

19187

104,1

98,9

100,9

103,8

по производству продукции для собственного использования

21250

20480

20421

20207

19898

98,7

99,7

99,0

98,5

Количество рабочих мест на основной работе или единственной работе

66792

67463

67581

67727

67968

98,5

100,2

100,2

100,4

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в организациях

51936

51807

51845

52224

51992

97,0

100,1

100,7

99,6

в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица, фермерских хозяйствах

14856

15656

15736

15503

15976

104,1

100,5

98,5

103,1

Количество рабочих мест на дополнительной работе

7017

6993

6671

7537

7322

99,3

95,4

113,0

97,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в организациях

4084

4116

4077

4549

4111

96,1

99,1

111,6

90,4

в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица, фермерских хозяйствах

2933

2877

2594

2988

3211

104,1

90,2

115,2

107,5

 

В 2012 году ВВП России за один отработанный час составлял $24 в час, что равнялось 37 % от уровня США, 41 % от уровня Германии, 60 % от уровня Японии.

В последние годы в России наблюдается значительный рост производительности труда. По данным ОЭСР, с 1999 по 2011 год она выросла на 60 % (за тот же период в США её рост составил 25 %, в Японии — 23 %, в Германии — 16 %) [12].

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), 40% ВВП РФ создается за счет экспорта сырья. Высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью вносят в ВВП менее 10%, а в экспорт 2-3%. В США – 33%, в Китае – 32,8%. Доля РФ в мировом экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3%. Станки отечественного производства на внутреннем рынке удовлетворяют не более 1% его спроса.

По словам помощника Президента РФ Андрея Белоусова, в 2013–2014 годах темпы роста производительности труда были примерно в 5–6 раз ниже запланированных, и выйти на показатели в 7–8% достаточно сложно [11].

Экспертами Деловой России произведены расчеты высокопроизводительных рабочих мест (далее – ВПРМ). Согласно произведенным по данной методике расчетам, количество ВПРМ в 2012 г. составило 10,6 млн или 16,6% от общего количества работников. Число компаний с ВПРМ составило 5,7% от общего количества компаний. По этим подсчетам, в России в 2008–2012 гг. в среднем создавалось около 3,5 млн рабочих мест. При этом в секторах экономики, которые не являются локомотивом роста (государственное управление, обеспечение безопасности, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг) и где показатель производительности труда находится на высоком уровне в связи с характером продукта (добыча полезных ископаемых), ежегодно создавалось 1,1 млн рабочих мест. Таким образом, в отраслях экономики, которые могут способствовать не сырьевому росту, ежегодно создавалось около 2,4 млн рабочих мест.

Прирост высоко производительных рабочих мест в Российской Федерации в 2013 г. составило 1073,3 тыс. ед. или 6,6 %, из них – в Центральном федеральном округе – 476,1 тыс. ед. или 10,2 %, в Северо-Западном федеральном округе – 61,6 тыс. ед. или 3,5 %, в Южном федеральном округе – 60,6 тыс. ед. или 5,3%, в Северо-Кавказском федеральном округе –  15,5 тыс. ед. или 3,2%, в Приволжском федеральном округе – 296 тыс. ед. или 8,9%, в Уральском федеральном округе –  89,5 тыс. ед. или 4,8%, в Сибирском федеральном округе – 62,8 тыс. ед. или 2,8%, в Дальневосточном федеральном округе – 11,6 тыс. ед. или 1,3% [16].

Число высокотехнологических рабочих мест запланировано увеличить с 20,1 млн. в 2014 году до 23,8 млн. в 2018 г.

Проблемы управления производительностью труда в России

К основным проблемам управления производительностью труда на предприятиях России относятся [1]:

  1. Неэффективная организация труда. Потери рабочего времени, которые вызваны неэффективной организацией труда, прямо пропорционально снижают производительность труда, модернизацию систем управления российскими организациями. Результаты западных исследований показывают, что рост производительности труда на 50 – 70 % обуславливается современными системами управления, и только на 30 – 50 % такими факторами производства, как «труд» и «капитал».  
  2. Полная загрузка производственных мощностей, то есть экстенсивный путь развития. Использование простаивающих производственных мощностей невозможно, так как они не являются конкурентоспособными.
  3. Неквалифицированная рабочая сила и недостаточно высокий уровень квалификации управленческих кадров. Так рабочих высшей квалификации в России осталось всего 5 % от общего числа (для сравнения: в США – 43 %, ФРГ – 56 %, Японии – свыше 75 %). С учетом того, что средний возраст квалифицированных рабочих приближается к предпенсионному – 54 годам, в ближайшие 5–7 лет отечественное производство может столкнуться с тяжелыми кризисными явлениями в кадровой сфере.
  4. Несоответствие трудового законодательства требованиям времени, что является одной из главных причин наличия неквалифицированных рабочих кадров. В трудовом законодательстве, действующем на сегодняшней день, отсутствуют стимулы к повышению производительности труда.
  5. Устаревшие техника и технологии производства. В России, например, до сих пор более 16% жидкой стали выплавляется в мартеновских печах, где производительность труда намного ниже, чем при кислородно-конвертерном выплавке стали.
  6. Административные барьеры. В России большинство административных процедур усложнены, что приводит к коррупции и снижает результаты деятельности предприятий, а также ослабляет степень конкуренции внутри российского рынка.
  7. Недостаточное стимулирование персонала предприятия для увеличения роста производительности труда.
  8. Проблема с привлечением инвестиций. До экономического кризиса было запланированы инвестиционные проекты, но от большинства пришлось отказаться или отложить. Приток инвестиций позволит улучшить бизнес-климат, позволит создать новые рабочие места и повысить производительность труда до уровня, сложившегося в развитых экономиках мира.

Основные мероприятия по повышению производительности труда

  1. В области техники и технологий – повышение технического уровня производства на основе механизации и автоматизации производства, внедрения новых видов оборудования и технологических процессов, улучшения конструктивных свойств изделий, повышения качества сырья и использования новых конструктивных материалов. Результатом повышения технического уровня производства является, как правило, снижение трудоемкости.
  2. В области управления производством – совершенствование органи­зации производства, труда и управления, результатом которого является сокращение потерь рабочего времени, увеличение норм и зон обслуживания, улучшение структуры управления, в частности, мероприятия по повышению производительности труда за счет совершенствования организации труда могут включать углубление разделения и кооперации труда, использование эффективных форм коллективного труда развитие многоагрегатного обслуживания и совмещение профессий, рациональный подбор профессионально-квалификационного состава работников и их расстановку; совершенствование трудовых процессов путем разработки приемов, использование наиболее рациональных методов и приёмов, таких как:
  • улучшение обслуживания рабочих мест на основе регламентации функций обслуживания;
  • совершенствование нормирования труда и использование резервов снижения затрат труда;
  • организацию систематического производственного инструктажа и повышения квалификации работников;
  • создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических условий труда и безопасности работы, введение рациональных режимов труда и отдыха на предприятии.

Результатом совершенствования управления производством является увеличение времени полезной работы и снижение трудоемкости

  1. В области планирования производства – внедрение мероприятий, способствующих изменению удельных весов отдельных видов производства и реализации продукции на основе реструктуризации и освоения производства новой продукции в зависимости от спроса на рынке, а также изменению объема производства и относительному уменьшению численности персонала за счет снижения удельных постоянных затрат.
  2. В области управления персоналом – повышение уровня квалификации кадров мотивации и совершенствование организации оплаты труда [15].

Разработанные Правительством РФ мероприятия по обеспечению

повышения производительности труда, создания и модернизации

высокопроизводительных рабочих мест

Проект плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест подготовлен Минэкономразвития России во исполнение поручений Президента России по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития от 18 января 2014 года №Пр-83 (подпункт «в» пункта 1) и о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста от 14 мая 2014 года №Пр-1159 [5].

План включает семь направлений:

– стимулирование инвестиций для обновления и модернизации производства;

– стимулирование технологического обновления;

– стимулирование замены устаревших рабочих мест;

– создание условий для профессионального развития работников;

– реализация мер по повышению мобильности трудовых ресурсов;

– меры по повышению производительности труда в компаниях с государственным участием;

– меры по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства.

В целях стимулирования инвестиций для обновления и модернизации производства, а также технологического обновления предусматривается упрощение процедуры отбора инвестиционных проектов и порядка предоставления государственных гарантий при их реализации, формирование фонда развития промышленности, расширение применения предприятиями и банками механизмов проектного финансирования, содействие внедрению наилучших доступных технологий.

Высвобождению устаревших рабочих мест будут способствовать повышение уровня налогообложения организаций, имеющих основные фонды (оборудование) с истекшим сроком полезного использования, и проведение специальной оценки рабочих мест.

На создание условий для профессионального развития и повышения мобильности трудовых ресурсов направлены меры, связанные с развитием системы утверждения профессиональных стандартов и независимой сертификации квалификаций, а также принятие федерального закона об арендном жилье.

Повышение производительности труда в компаниях с государственным участием планируется обеспечить утверждением программ снижения издержек, включением положений о необходимости достижения целевых показателей в долгосрочные программы развития и трудовые договоры руководителей.

Отдельно в плане выделены меры, направленные на увеличение занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства. К ним относятся, в частности, развитие национальной системы гарантийных организаций, наделение субъектов Федерации правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым субъектам малого предпринимательства, внедрение механизма возмещения субъектам Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов.

План по обеспечению повышения производительности труда и модернизации высоко производительных рабочих мест утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации № 1250-р от 9 июля 2014 г. [13]

Для улучшения инвестиционного климата реализуются мероприятия 11 «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы в сферах строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества, предприятий, развития конкуренции и содействия экспорту, совершенствования регуляторной среды, доступа малого и среднего бизнеса к закупкам, оценочной деятельности, налогового администрирования.

«Дорожные карты», включающие 778 мероприятий, реализуются с середины 2012 года, завершение работы будет обеспечено до декабря 2015 года. Принято свыше 250 правовых актов, в том числе 42 федеральных закона.

Предложения и рекомендации по повышению производительности труда и созданию высокопроизводительных рабочих мест

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие предложения и рекомендации:

  1. Предприятиям и организациям [9; 4]:

Проведение следующих видов работ с использованием методов сетевого планирования деятельности предприятий и организаций:

– разработка стратегии развития предприятия (организации);

–  аудит резервов роста производительности труда;

–  определение стратегических ориентиров развития предприятия (организации);

–  разработка базовых инструментов обеспечения роста производительности труда на предприятии (в организации), основанных на рекомендациях ведущих специалистов в области производственного менеджмента;

–  развитие интеграционных связей с поставщиками и потребителями на основе методологии управления цепями поставок;

–  формирование и реализация стратегии развития (организации).

  1. Региональным и муниципальным органам управления [7]:

–  разработка и реализация региональных программ повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест;

–  внедрение и развитие регионального инвестиционного стандарта, разработанного Агентством стратегических инициатив;

–  решение проблем сокращения транспортных издержек производства посредством создания эффективных транспортно-логистических коридоров;

–  расширение и развитие кластерных инициатив в районах и городах регионов;

–  снижение административных барьеров, получение населением доступа к кредитованию, развитие малого и среднего предпринимательства;

–  создание межрегиональных экономических связей, способствующих формированию эффективных цепей создания ценности для конечных потребителей продукции и услуг.

  1. Федеральным органам управления:

 создание государственного (национального) комитета по производительности труда с функциями: масштабная пропаганда важности повышения производительности труда для предпринимательского сообщества и населения; инициирование подготовки специалистов по нормированию и научной организации труда в ВУЗах страны; организация консультационной помощи предприятиям, ставшим на путь повышения производительности труда; разработка программ стимулирования предприятий к повышению производительности труда [6];

–  доработка механизма налогового стимулирования, когда рост производительности труда будет основанием для снижения налогов на величину роста производительности, для снижения ставки единого социального налога, высокая ставка которого служит причиной искажения реальной картины занятости на рынке труда, ибо многие предприятия по этой причине уходят в «тень»;

–  защита прав собственности, поскольку между дилеммой «собственность – эффективность»

 

Тяпухин Алексей Петрович,

д.э.н., профессор кафедры менеджмента организации

Оренбургского филиала РАНХиГС

 

Наумова Наталия Валерьевна,

к.э.н., доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета

Тамбовского филиала РАНХиГС

 

Фельдман Михаил Аркадьевич,

д.и.н., профессор

Уральского филиала РАНХиГС

 

Романцов Александр Николаевич,

д.э.н., профессор кафедры

менеджмента организации

Поволжского филиала РАНХиГС

 

Бурмистрова Елена Валерьевна,

к.с.н., доцент кафедры менеджмента организации

Поволжского филиала РАНХиГС

 

Селивоненко Ольга Герасимова,

доцент кафедры «Менеджмент и управление народным хозяйством»

Орловского филиала РАНХиГС

Комментарии