ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА. КОНЦЕПЦИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ.

Комментарии · 1700 Просмотры

10 мая 2006 г. В.В. Путин в президентском послании Федеральному собранию обозначил демографический кризис как самую острую проблему современной России.

Первым шагом в решении демографического кризиса стала одобренная Правительством Российской Федерации 24 сентября 2001 г. «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». 9 октября 2007 г. была принята «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Одной из инициатив стал указ Президента № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 г.

Достижение поставленных целей в Концепции 2007 года в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического положения страны, роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации доходов, интенсивного развития человеческого капитала, создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В качестве главных областей демографического развития страны определены:

  • укрепление здоровья населения и увеличение продолжительности жизни;
  • стимулирование рождаемости и укрепление семьи;
  • регулирование потоков миграций и расселения населения по территории страны.

Концепция предусматривает реализацию демографической политики Российской Федерации в три  этапа[1]:

2007-2010 гг. – в результате мероприятий предполагалось снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост;

2011-2015 гг. – предусмотрено продолжение мероприятий, направленных на стабилизацию демографической ситуации.

2016-2025 гг. – предусмотрено на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

Проанализировав результаты реализации первого и второго этапа Концепции, можно сделать следующие выводы.

Вопрос стабилизации населения был решен даже раньше намеченного срока. Если к 2016 г. было запланировано 142–143 млн. человек, увеличение продолжительности жизни до 70 лет, увеличение в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарного коэффициента рождаемости и на треть снижение уровня смертности населения, то уже в первом полугодии 2014 г. численность населения России составила 143,7 млн. человек, демонстрируя при этом тенденцию к росту.

В течение 2015 г. в обмене населением c зарубежными странами в целом отмечается уменьшение миграционного прироста. Наибольшее сокращение прироста наблюдается в миграционном обмене с Таджикистаном (на 47,8% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года) и Киргизией (на 41,0%). С Узбекистаном сложился отрицательный миграционный прирост вследствие сокращения числа прибывших на 42,6%. Увеличение миграционного прироста наблюдалось в обмене населением с Украиной (в 1,7 раза), Литвой (на 31,9%), Эстонией (на 7,5%) и Республикой Молдова (на 0,7%).

Существенной проблемой остается то, что темпы роста числа граждан, уезжающих из России, превышают темпы роста числа въезжающих в страну[2]. Это отчетливо видно на основе статистических данных последних лет. В январе-июне 2015 года число прибывших в Россию из других стран продолжало увеличиваться, составив 263,9 тысячи человек (без учета сведений по Крымскому федеральному округу), что на 3,0% больше, чем по аналогичным данным за 2014 год (256,1 тысячи человек). Вместе с тем увеличилось, причем в большей степени, и число выбывших за пределы России: превысило 170 тысяч человек, что на 18,2% больше, чем за январь-июнь 2014 года (144,3 тысячи человек).

Сегодня наблюдается положительная динамика естественного прироста населения[3]. В целом, численность населения Российской Федерации с 2010 по 2015 гг. увеличилась на 3,4 млн. человек (в том числе на 2,3 млн чел. за счет Республики Крым и г. Севастополь).

Таким образом, из пяти заявленных в качестве важнейших ориентиров проводимой в долгосрочной перспективе демографической политики в России, четыре имеют положительные результаты в течение последних пяти лет. И лишь уровень смертности населения снизился всего лишь на 12%, а не на треть, как планировалось. То есть данный показатель оказался почти в три раза ниже запланированного. Поэтому именно он должен стать объектом повышенного внимания субъектов российской демографической политики.

Наиболее действенной мерой, оказавшей влияние на уровень рождаемости в стране, стало введение с 1 января 2007г. выплат материнского (семейного) капитала, который стимулировал рождение второго и последующего ребенка. За 2007–2014гг. было выдано более 5 млн. сертификатов на материнский капитал. Ежегодно его величина индексируется в соответствии с темпами инфляции и с 1 января 2015г. составляет 453 026 рублей[4]. В 2016 году размер материнского капитала остался на уровне 2015 года[5].

В настоящее время наблюдается сокращение женщин активного репродуктивного возраста. В 2013 г. численность женщин активного репродуктивного возраста (20–29 лет) составляла 11,56 млн. чел. и за год сократилась на 466 тыс. чел. или на 4,0%. За период с 2010 по 2013 гг. численность женщин фертильного возраста (15–49 лет) сократилась на 1 968 тыс. чел., или на 5,2%. Поэтому для увеличения рождаемости в стране в настоящее время необходимо повысить результативность региональных демографических мер и, в первую очередь, снизить число абортов, уровень которых в России все еще значительно превышает показатели развитых стран.

К числу факторов роста рождаемости можно отнести рост числа молодых матерей 20-29 лет, родившихся в 80-е годы. На долю этой возрастной группы в 2007 -2011 гг. пришлось 65% рождений и 73% первых рождений. Однако уже на начало 2012 г. – в этой группе 11833 тыс. чел., т.е. на 309 тыс. меньше, чем 2 года назад.

Изменилась традиционная модель рождаемости. В 2007 - 2013 гг. наблюдался заметный прирост повозрастной рождаемости в возрастах старше 25 лет. Начиная с 2008 года, наибольшая рождаемость отмечается в группе 25-29 лет, при этом в 2013 г. максимум рождений перешел из возраста 25 лет в возраст 26 лет, а рождаемость городских женщин в группе 30-34 года впервые превысила рождаемость в группе 20-24 года. Продолжился наблюдаемый уже 20 лет рост среднего возраста матери при рождении детей: 1994 г. – 24,6 лет, 2005 г. – 26,5 лет, 2012 г. – 27,9 лет. За 18 лет – рост на 3,3 года.[6]

 «Рождаемость в России продолжала расти даже на фоне экономического кризиса, причём увеличилось число именно вторых и третьих рождений: доля вторых рождений выросла с 30 с небольшим процентов в 2007 г. до 36,6 процента в 2012 году, а доля третьих – с 7,6 в 2007 г. до 10,8 в 2012 году».[7]

Для регионов страны с низкой рождаемостью характерна малодетность, связанная с устойчивой моделью занятости обоих родителей, ориентацией молодежи на получение образования и карьеру. Поэтому создание благоприятных условий для рождения детей и усиление мер поддержки вторых и особенно третьих рождений может способствовать росту рождаемости в регионах даже в настоящий период. Женщина не должна стоять перед выбором: рождение ребенка или профессиональная занятость[8]. И, безусловно, важнейшим направлением повышения рождаемости и продолжительности жизни является здоровый образ жизни и его качество[9].

Динамика уровня младенческой смертности за последние годы тоже имеет тенденцию к сокращению: с 2006г. по 2013г. снижение составило 19% (с 10,2 до 8,3 младенцев до года на 1000 родившихся живыми). А в первом полугодии 2014 г. уровень снизился еще на 8%, что составило 27% со знаком «минус» к показателю 2006г. Именно этот норматив, по прогнозам специалистов, может достичь к 2025 г. прогнозируемый в Концепции уровень (5,1 на 1000 родившихся живыми). Успехи развития системы здравоохранения, программа стимулирования рождения в семьях второго и последующего ребенка выступают важнейшими причинами положительных сдвигов, происходящих в динамике и уровне основных демографических показателей России за последние семь лет.

Тенденцией, привлекающей пристальное внимание, является сохранение высокого уровня смертности. Хотя по итогам 2015 г. в стране умерло 1 911 413 чел., в то время как в 2014 г. – 1 913613 чел. (в 2015 г. умерло на 2 200 человек меньше, чем в 2014 г.), этот показатель по-прежнему высок. В 2015 г. абсолютная величина смертности относительно 2014 г. уменьшилась всего на 0,1% и составила 99,9%. Самая низкая смертность в период с 2010 по 2015 гг. была зафиксирована в 2013 г. – 1 878 тыс. чел.

Структура смертности заметно не меняется. Почти 60% всех смертей происходят от болезней сердечно-сосудистой системы, около 15% – от онкологических заболеваний, по 4% – от заболеваний органов дыхания и пищеварения. Причин высокой смертности населения Российской Федерации много.

Основные причины повышенной смертности:

1) невысокий уровень и качество жизни (валовой национальный доход на душу населения в 2013 г. достиг 23,2 тыс.$, в то время как в развитых страна его величина составила ― 37,5 тыс.$;

2) психологические стрессы, связанные с социально-экономической нестабильностью;

3) низкое качество оказываемых населению медицинских услуг, отсутствие ранней диагностики заболеваний, высокая стоимость медицинских препаратов, уход здравоохранения от профилактики заболеваний к некачественным медицинским услугам, часто платным;

4) внешние причины: травмы, отравления, самоубийства (вклад в смертность – 28,2 %); Важно отметить, что подавляющее большинство смертей от внешних причин происходит в состоянии алкогольного опьянения.

5) Отдельного внимания заслуживает факт повышенной смертности от острых респираторных заболеваний и вируса гриппа в сезон декабрь 2014 года – апрель 2015 года. За период января – марта 2015 года общее число смертей, сопряженных с гриппом или острой респираторной вирусной инфекцией, составило 4 269, что привело к повышению общей смертности в первом квартале 2015 года на 4,9%.

В данный момент Правительство Российской Федерации перешло к реализации 3-го этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Планируемые мероприятия по реализации третьего этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (2016 – 2025 годы) также должны быть ориентированы на реализацию следующих задач, изложенных в Концепции:

  1. обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
  2. увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
  3. увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости;
  4. снизить уровень смертности в 1,6 раза;
  5. обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

При решении задач следует ориентироваться на сохранение достигнутых темпов увеличения ожидаемой продолжительности жизни, увеличение суммарного коэффициента рождаемости и снижения уровня смертности, с выходом или превышением обозначенных контрольных показателей к 2025 года.

Исходя из изложенного выше, эксперты видят необходимость в разработке социальных программ в следующих направлениях:

Мероприятия по повышению рождаемости.

  1. Реализация программы материнского капитала показала свою эффективность и действенность, в связи с чем предлагается ее пролонгация на период до 2020 года. Это позволит стимулировать рождаемость у женщин в возрасте 30-40 лет, численность которых по итогам 2020 года увеличится по сравнению с настоящим периодом (2015 годом) на 980 тысяч, что позволит частично компенсировать общее снижение численности женщин в фертильном возрасте.
  2. В качестве материального стимулирования рождаемости необходимо увеличить размер пособия по уходу за ребенком, так как содержание ребенка после полутора лет для женщин находящихся в отпуске по уходу за ребенком, становится довольно обременительным. Учитывая тот факт, что место в дошкольных учреждениях предоставляется только для детей от трех лет (то есть матери не могут в это период полноценно работать), то содержание ребенка в период от полутора до трех лет становится весьма затруднительным.
  3. Разработка системы социальной ипотеки. На период рождения и достижения ребенком трехлетнего возраста, то есть до момента, когда оба родителя смогут работать по полной занятости, необходимо «заморозить» выплаты по ипотечным кредитам. Данная мера позволит повысить рождаемость у среднеобеспеченного класса населения, так как риск потери работы одним из родителей, что повлечет за собой кредитные долги, будет устранен.
  4. Как меру стимулирования третьих и последующих рождений в семье можно рассмотреть механизм снижения или полный отказ от взимания подоходного налога с родителей (опекунов).
  5. Разработка системы повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. На базе центром занятости населения регионов и муниципальных образований, необходимо создание обучающих курсов, направленных на повышение квалификации и приобретение новой профессии для матерей. Финансирование таких учебных центров должно быть обеспечено региональными властями, а для населения должно быть организовано на безвозмездной основе. Кроме того, возложить на центры занятости приоритетность трудоустройства семей, имеющих большее количество детей.
  6. Повышение ответственности работодателей за несоблюдение норм трудовой деятельности для женщин, имеющих детей до трех лет. А также повышение информированности женщин, имеющих детей до трех лет о своих правах и механизмах их отстаивания.
  7. Увеличение стоимости родового сертификата. Несмотря на позитивные изменения в ходе реализации программы «Родовый сертификат», уровень заболеваемости беременных женщин и рожениц сохраняется высоким, показатели материнской, младенческой и перинатальной смертности в Российской Федерации превышают аналогичные показатели в экономически развитых странах, что в значительной степени обусловлено качеством оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии.
  8. Внести изменения в Жилищный кодекс РФ: предоставление права на первоочередное получение жилья на условиях социального найма многодетным семьям; установление права улучшения жилищных условий – получение квартир/домов по себестоимости для семей после рождения третьего ребенка.
  9. Развитие дистанционных форм оказания медицинской помощи. С целью повышения доступности высококвалифицированной медицинской помощи в отдаленных территориях необходимо развитие дистанционных форм оказания медицинской помощи и внедрение телемедицинских технологий.

Мероприятия по снижению смертности по причинам смерти.

Данные мероприятия можно классифицировать на несколько групп:

1. Мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи по самым многочисленным, социально значимым видам заболеваний: сердечно-сосудистые, онкологические, туберкулез и т.д.

Прежде всего, речь идет о совершенствовании медикаментозных принимаемых препаратов и медицинских технологий по оперированию больных. В связи с тем, что рост онкозаболеваний ежегодно растет (на 1,2-1,5% в год), то необходимо более пристальное внимание уделить именно ранней диагностики онкозаболеваний – ежегодная диспансеризация, включение тестов онкомаркеров в обязательное исследование работников.

2. Совершенствование медицинской помощи пострадавшим при ДТП и техногенных катастрофах. Данная группа мероприятий включает совершенствование безопасности участников движения, реализация инженерных мер по улучшению условий передвижения, пропаганда соблюдения правил дорожного движения, повышение меры ответственности за нарушение ПДД.

3. Повышение доли высокотехнологической медицинской помощи в общем объеме оказанных медицинских услуг. Прежде всего, речь идет о том, что намеченные индикаторы по продолжительности жизни населения возможны только в том случае, если у населения на ранних стадиях будут диагностироваться различные заболевания, способные привести к летальному исходу.

4. Совершенствование системы подготовки специалистов медицинских направлений, направленное на развитие программ раннего диагностирования социально значимых заболеваний.

5. Улучшения условий и охраны труда. Данная группа мероприятий выделена отдельно, ввиду того, что ежегодно в России происходит около 50 000 случаев производственного травматизма, каждый 20-й из них заканчивается гибелью работников (только на основании зарегистрированных официально случаев). Несмотря на ежегодное сокращение данного индикатора, тем не менее, необходимы корректирующие мероприятия в рамках третьего этапа реализации Концепции, такие как:

- обновление стандартов системы управления охраной труда;

- повышение уровня подготовки работников в области охраны труда;

- совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве в части акцентирования на профилактике страховых случаев;

- материальное поощрение развития системы охраны труда на предприятии (посредством средств Фонда социального страхования);

- обеспечение качественного мониторинга состояния здоровья работников посредством расширения диспансеризации;

- повышение уровня программы мероприятий по реабилитации трудоспособного населения;

Мероприятия по снижению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья.

В течение реализации первых двух этапов Концепции по данному направлению было проведено довольно много мероприятий, таких как строительство новых перинатальных центров, организации специализированных бэби-боксов, реконструкция и модернизация существующих родильных домов, что непосредственно отразилось, прежде всего, на сокращении материнской и младенческой смертности.

В рамках третьего этапа реализации Концепции предлагается дальнейшее развитие уже сформированных целевых программ, однако основной акцент переносится на профилактику здорового материнства, снижения количества абортов, поддержку молодых матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для этой цели необходимо создание специализированных центров (как сугубо медицинских, таки социально-психологических), основной целью которых будет оказание различных видов помощи женщинам с трудной жизненной ситуацией.

Кроме того, необходима активизация работы в области пропаганды здорового материнства у молодого поколения посредством методической, информационной, консультационной поддержки и оказания реальной социальной и материальной помощи молодым матерям.

Мероприятия по обеспечению условий, способствующих укреплению института семьи и брака.

Важное значение для эффективного воспроизводства населения, повышения рождаемости, увеличения количества детей, воспитывающихся в полноценных семьях, формирования поколения с семейными ценностями имеет состояние института семьи, его перспективы в быстро меняющихся условиях современного мира. В связи с этим целесообразно в рамках демографической политики разрабатывать и реализовывать комплекс следующих мер:

- пропаганда и поддержка ценностей семейного образа жизни, ответственного родительства;

- разработка и реализация программ родительских лекториев по вопросам воспитания детей;

- реализация образовательной программы для будущих мам к периоду рождения ребенка;

- выплата социального пособия беременным женщинам;

- предоставление частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплата ежемесячного пособия на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего поль­зования многодетным семьям;

- оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям с детьми;

- компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- содействие увеличению количества детей, передаваемых на воспитание в семьи граждан;

- внедрение в практику работы государственных образовательных учреждений для детей-сирот программ по выявлению и сопровождению потенциальных опекунов (попечителей), приемных родителей;

- разработка индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении, по ранней профилактике семейного неблагополучия, проведение целевых оперативно-профилактических мероприятий;

-проведение мероприятий в образовательных учреждениях по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми с организацией функционирования в учреждениях социального обслуживания населения детского «телефона доверия»

-организация взаимодействия учреждений здравоохранения и учреждений социального обслуживания населения по раннему выявлению беременных женщин и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Мероприятия по адаптации социальной политики в здравоохранении требованиям страховой системы обязательного медицинского страхования

Территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи по замыслу законодателей должна установить перечень страховых случаев, их некоторое предельное числовое значение и перевести финансовые нормативы в тарифы на страховой случай.

Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в указанных случаях осуществляется за счет работодателей, а также платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования за неработающее население.

Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и формируются в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи. Учитывая рост затрат медицинских организаций и перевыполнение объемов медицинской помощи, можно уверенно сказать, что скрыть нехватку финансовых средств на возмещение затрат на предоставление бесплатной медицинской помощи уже не представляется возможным.

Субъекты рынка медицинских услуг будут по-разному реагировать на изменение ситуации. При преимущественно частном характере финансирования системы здравоохранения при росте как краткосрочном, так и долгосрочном росте цен население будет отказываться от услуг. В случае закрытого бюджетного финансирования государство как плательщик будет сужать возможности медицинских организаций. Две крайние позиции пациента и государства будут разными в обоих случаях.

В настоящее время население играет значительную роль в финансировании системы здравоохранения. Государственная система здравоохранения не перешла на страховой принцип, фактически реализуется нормативно-бюджетное финансирование медицинских организаций. В течение последних лет наблюдается длительный рост на медицинские услуги. Пациенты и врачи не реагируют на рост цен, так как большинство сделок реализуются в теневом секторе. Государственная система остается распределительной, вхождение в ОМС частных медицинских организаций приводит к возникновению конкуренции за объемы, непрогнозируемому росту цен.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что и экономические, и демографические, и правовые, и другие меры, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий как законодательной, так и исполнительной власти, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Следует определять желаемые параметры будущей демографической ситуации в стране и систематически прилагать усилия для их реализации. Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что современная демографическая ситуация, несмотря на ее улучшение, требует незамедлительного и постоянного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества. Реализация федеральных и региональных программ демографического развития позволит сохранить позитивные демографические тренды в стране и ее регионах.

Авторы статьи:

Тулузакова М.В., профессор кафедры менеджмента и социальных коммуникаций Балаковского филиала РАНХиГС

Рехтина Наталья Васильевна, к.с.н., ведущий научный сотрудник Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Мотрич Е.Д., профессор кафедры  «Финансовая экономика» ДВИУ РАНХиГС

Данилова О.С., старший научный сотрудник Центра научных исследований и разработки проектов Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС

Темешова Н.В., к.геогр.н., доцент кафедры экономических и социально-гуманитарных наук Петропавловского филиала РАНХиГС

Логинова Н.Н., к.г.н.,  доцент кафедры гуманитарных и  естественно-научных дисциплин Саранского филиала РАНХиГС

Акьюлов Р.И., д.э.н., профессор кафедры экономики и управления Уральского института РАНХиГС

Материал подготовлен: 2016 г.

[1] Демографический ежегодник России. 2007: Стат. сб. / Росстат. M., 2007.

[2] http://zagrandok.ru/migraciya-v-rf/migracionnyi-uchet/migraciya-naseleniya-v-rossii-v-2014-godu.html

[3] Рождаемость, смертность и естественный прирост. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: . http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo21.xls

[4] Пенсионный фонд Российской Федерации.// http://www.pfrf.ru/branches/orenburg/news/~2014/12/22/82603

[5]Пенсионный фонд Российской Федерации.// http://www.pfrf.ru/branches/ingush/news/~2016/03/03/107937

[6] Елизаров Валерий Владимирович «Ответы на вызовы связанные со старением населения» Гайдаровский форум – 2015. Панельная дискуссия «Старение населения»

[7] Заседание Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. 26 февраля 2013 г.

[8] Чушкин А.М., Логинова Н.Н., Реброва Т.П. Демографическая ситуация Республики Мордовия на современном этапе ― Саранск, 2015. ― С. 104-120.

[9] Логинова Н.Н. Население Республики Мордовия: геодемографическая ситуация, динамика и структура: монография; науч. ред. А.М. Носонов. ― Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011. ― С. 29-31.

 

Комментарии