О ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ ЕДИНОГО РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Комментарии · 1966 Просмотры

Проблемы развития культуры в настоящее время являются одними из приоритетных в современной государственной политике, т.к. культурное наследие является базо

Макаров Олег Васильевич,

к.ю.н., доцент кафедры ГПиП,

Липецкого филиала РАНХиГС

 

Потапова Елена Владимировна,

к.и.н.,доцент кафедры

общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

Тверского филиала РАНХиГС

Ливцов Виктор Анатольевич,

заместитель директора филиала

Орловского филиала РАНХиГС

 

Понин Александр Сергеевич,

к.э.н., действительный член Союза архитекторов России,

руководитель научной лаборатории РАНХиГС

Сохранение и учет объектов культурного наследия является первоочередной задачей государства и общества, поскольку их утрата ведет к потере корней, наносит урон интеллектуальному и творческому потенциалу страны, лишает будущие поколения возможности самоидентификации в традиционной социокультурной среде. А внесение объектов культурного наследия в Единый реестр позволяет обеспечить, прежде всего, их сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану.

Впервые положение о ведении Единого государственного реестра объектов культурного наследия (Далее - Единого реестра…) было прописано в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Порядок формирования и ведение Единого реестра был прописан в Гл. 4. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность.

Кроме того, ст. 17 73-ФЗ вводила такие понятия, как предмет охраны – описание особенностей объекта, описание границ объекта, а ст. 21 сообщала, что на объект, включенный в реестр, выдается Паспорт объекта культурного наследия. Однако такой важный элемент объекта, как «предмет охраны» не получил детализации в законе, что вызвало массу проблем при реставрации и «приспособлении» памятников (объектов).

На основании п. 2 ст. 63 была приостановлена приватизация памятников федерального значения,«впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности на федеральную собственность, субъектов РФ и муниципальную собственность».

Лишь 1 января 2008 г. мораторий на приватизацию Федеральных памятников культуры был снят.

В соответствии с переходными положениями ФЗ-73 до регистрации в установленном порядке объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации применялись охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства по недвижимому памятнику истории и культуры, установленные постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 № 865.

После указанной регистрации предоставление объектов культурного наследия в пользование осуществлялось в соответствии со ст. 55 и 56 ФЗ-73 путем заключения от имени соответствующего собственника договора аренды объекта культурного наследия либо договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия, содержащего сведения об особенностях, составляющих предмет охраны объекта, а также установленные требования к сохранению объекта культурного наследия.

Отсутствие законодательно определенного собственника объекта культурного наследия во многих вело к правовой неопределенности, кто именно уполномочен заключать договор аренды объекта культурного наследия или договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия.

Таким образом, регистрация объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации формально являлась основанием для прекращения действия действующих охранно-арендных и охранных договоров и в условиях неопределенности собственника объекта культурного наследия создавало правовую неопределенность в правомочности заключения договоров аренды объектов культурного наследия и договоров безвозмездного пользования объектами культурного наследия.

Кроме того, в целях приведения отношений в сфере культурного наследия народов Российской Федерации в соответствие с ФЗ-73, статья 63 данного закона предусматривала перечень мер на переходный период реализации Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до 2010 г.

В течение переходного периода необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) разработать и утвердить нормативные правовые акты, издание которых отнесено ФЗ-73 к полномочиям Правительства РФ, и законы соответствующих субъектов РФ в области культурного наследия;

2) принять федеральный закон, разграничивающий объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность;

3) зарегистрировать в едином государственном реестре объектов культурного наследия объекты культурного наследия, включенные в указанный реестр в соответствии со ст. 64 ФЗ-73;

4) зарегистрировать в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним требования к сохранению объектов культурного наследия, изложенные в охранно-арендных договорах, охранных договорах и охранных обязательствах;

С 2004 по 2008 гг. ведение Единого реестра было вменено в обязанность Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультура) при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое было ликвидировано в мае 2008 г., а его функции переданы Министерству культуры РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407 «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия» в составе Министерства культуры была создана новая служба – Росохранкультура (подобная служба существовала и при Министерстве культуры и массовых коммуникаций).

К полномочиям данной службы была отнесена в частности возможность принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе: положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; форму паспорта объекта культурного наследия.

Служба была упразднена указом президента РФ от 8 февраля 2011 года №155, а ее функции переданы Министерству культуры РФ.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ г. N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», изданное в соответствии со статьями 31 и 32 73-ФЗ появилось лишь в 2009 г. – 15 июля 2009 г.

Наряду с вопросами процедуры проведения экспертизы, состава необходимых документов, положение затронуло вопрос кадрового характера: наличие аттестованных экспертов, имеющих соответствующие компетенции (пп. 7 и 9 Положения).

Однако Положение, которое определяло порядок аттестации экспертов, было утверждено лишь в 2010 г. приказом Министерства культуры о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы от 26 августа 2010 г. N 563.

Вместе с тем, отсутствие аттестованных экспертов и неопределенность с финансированием приглашенных экспертов, тормозило проведение экспертизы и, следовательно, включения объектов в Единый реестр, ситуация в последующий период не исправилась.

В ряде случаев состав документов (описание «предмета охраны» (ПО) и «территории объекта культурного наследия» (ТОКН)) не устраивало Росохранкультуру, но ведомство не давало никаких рекомендаций по устранения недостатков.

В случае если государственный орган, в чью компетенцию входило выявление объектов культурного наследия, не имел необходимого пакета документов на объект, требовалось приглашение экспертов: для определения ПО – архитектора, имеющего лицензию, для определения ТОКН – архитектора, топографа, земельного инженера. Для проведения данных работ требовалось заложить средства в бюджет региона, также было необходимо время на саму процедуру определения ПО и ТОКН и составление документации.

Поэтому работа по включению объектов в Единый реестр затягивалась.

Так, например, в период с 2012-2013 гг. по Тверскому региону в Единый реестр было внесено лишь 211 объектов.

27 февраля 2009 г. Федеральная служба за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия издала приказ № 38 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного значения».

Так же 27 февраля 2009 г. приказом № 37 Федеральная служба за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия утвердила Положение о едином Государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (на основании ст. 15, 20 73-ФЗ), структурой ответственной за ведение Реестра была обозначена данная Федеральная служба.

Второе Положение о едином Государственном реестре было утверждено приказом Министерства культуры РФ от 3 октября 2011 № 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия».

Новым органом ответственным за формирование и ведение Государственного реестра было обозначено Министерство культуры РФ.

Процедуры заполнения Реестра и Учетной карты во 2-м Положении  не изменились. 

Выявить количество объектов внесенных в Государственный реестр с 2002 по 2011 гг. не представляется возможным.

Однако из материалов проверки Контрольного управления Президента РФ, представленных в докладе на имя Президента РФ В.В. Путина от 28 декабря 2012 г., следует, что на октябрь 2012 г. в Реестре должным образом было зафиксировано всего 120 объектов (0,05% от общего количества) и Реестр, как государственная информационная система не сформирован. При этом федеральной целевой программой «Культура России (2012-2018 годы)» было предусмотрено увеличение доли объектов, информация о которых внесена в Реестр, лишь до 52% в 2018 году.

По итогам данной проверки Министерство культуры в письме от 20 марта 2013 г. № 1940-01-39/10-НМ «Об установлении порядка регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре» определило более подробный состав документов и процедуру регистрации объектов культурного наследия в Реестре. В частности более подробно были описаны предмет охраны и границы территории объекта.

Кроме того, как следует из отчета Министерства культуры за 2013 г., во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 05.01.2013 №Пр-16 и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 №1219 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018 годы)» объем финансового обеспечения по мероприятию 66 «Разработка проекта реформирования системы учета, с созданием общефедеральной территориально-распределенной автоматизированной информационной системы ведения Единого реестра и формированием комплексных сведений об объектах культурного наследия, включающих интегрированные фонды и электронные архивы новых» на 2013-2018 годы увеличены объемы финансового обеспечения с 61,8 до 561,3 млн. рублей.

За 2013 год в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации было зарегистрировано более 1,5 тыс. объектов культурного наследия.

В июле 2013 года Минкультуры России завершило проведение пилотного проекта по совершенствованию системы учета сведений об объектах культурного наследия, в рамках которого разработана Концепция развития системы учета сведений об объектах культурного наследия и подготовлено Техническое задание на разработку Комплексной автоматизированной информационной системы, которая должна обеспечить ведение Единого реестра в электронном виде с применением средств электронной подписи и территориально-распределенной технологии ведения Единого реестра. Опытный образец такой системы успешно прошел испытания в пяти пилотных регионах (Ленинградской, Новосибирской, Оренбургской, Смоленской и Ярославской областях).

В 2013 году Минкультуры России совместно с регионами подготовило сводный план разработки документов для регистрации объектов культурного наследия в Едином реестре на 2013 и последующие 2014-2017 гг. В декабре 2013 года Минкультуры России заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке автоматизированной информационной системы «Единый государственный реестр объектов культурного наследия» (АИС ЕГРКН).

Статистика из государственного доклада Минкультуры России о состоянии объектов культурного наследия, на основе которого появился целый ряд поручений Президента и Правительства РФ, законопроектов в ГД, приказов Министерства культуры и т.д., такова:

Обеспеченность объектов культурного наследия границами территорий по состоянию на 1 января 2013 г.:

  • Всего объектов-130 657;

  • Разработаны границы территории у -15 697объектов;

  • Утверждены у – 10 664 объектов.

  • Обеспеченность объектов культурного наследия зонами охраны по состоянию на 1 января 2013 г.:

  • Всего обеспечено- 24 788 объектов;

  • Не обеспечено-107 214объектов;

  • Доля ОКН, обеспеченных зонами охраны, в % отношении-18,8%.

В 2014 г. приказом Министерства культуры от 3 июня 2014 г. № 966 «О внесении изменений в Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 954» процедура внесения объектов в Реестр была упрощена. Теперь основанием для регистрации являются решения органов государственной власти, а первичное направление документов для ускорения и упрощения формирования Реестра было переведено в электронную форму с помощью АИС ЕГРКН.

Одновременно с этим письмом региональные органы исполнительной власти получили «План-график направления документов и сведений для регистрации объектов культурного наследия» на сентябрь-декабрь 2014 г.

Как следует из отчета Министерства культуры за 2014 г. в течение отчетного периода было исполнено 1489 приказов о регистрации 3967 объектов культурного наследия в Едином реестре и о внесении изменений в реестр, из них с утверждением предметов охраны ОКН – 302.

Кроме того, 19 декабря 2014 г. была принята в промышленную эксплуатацию первая очередь информационной системы Единого реестра объектов культурного наследия (ее разработка была предусмотрена еще в 2002 г., а реально начата в 2013 г.). Данная система позволяет формировать Единый реестр при взаимодействии с региональными органами охраны объектов культурного наследия в электронном виде с предоставлением соответствующей Квалифицированной электронной подписи.

К концу 2014 г. в информационную систему Единого реестра были внесены сведения по 34 тыс. ОКН с формированием соответствующих электронных образов документов. Кроме того, регистрационные номера присвоены более 20 тыс. памятников (что соответствует задачам, поставленным на коллегии Министерства культуры РФ в апреле 2013 г.). Велась работа по отнесению к числу особо ценных ОКН 6 учреждений.

Проведена колоссальная работа вопросам инвентаризации: — проанализирована и обобщена информация, представленная 83 субъектами Российской Федерации о более чем 400 объектах религиозного назначения; — проводится работа по инвентаризации 2 384 объектов культурного наследия, которые должны были быть переданы Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры в оперативное управление; — в рамках работы по контролю за инвентаризацией федерального имущества, проводимого подведомственными организациями, проанализирована и обобщена информация о федеральном имуществе более чем 200 подведомственных организаций. Минкультуры России организован мониторинг недвижимого имущества всех подведомственных организаций, в ходе которого за период с 01.04.2014 по 31.12.2014: — обследовано и задокументировано состояние 1 483 объектов недвижимости и 266 земельных участков, принадлежащих 82 подведомственным организациям; — зафиксировано более 1 600 проблемных вопросов в части оформления/использования подведомственными организациями недвижимого имущества (постановка на кадастровый учет, площадные разночтения, оформление прав, и т. д.). Завершение мониторинга запланировано на август 2015 г, Уже начата работа по организации устранения выявленных несоответствий и надлежащему оформлению имущественных прав подведомственных 37 организаций на объекты федеральной собственности, а также внесению в Ресурс актуальных и полных сведений об имуществе подведомственных организаций Минкультуры России.. На регулярной основе ведется работа по вопросу учета имущества в электронном виде с Ресурсом, информационная база Ресурса актуализируется и расширяется в ходе и за счет информации мониторинга имущества. Доступ к Ресурсу предоставлен всем подведомственным организациям Минкультуры России. Выполнено описание более 3 000 объектов недвижимости и 800 земельных участков с подтверждающими документами.

С 02.02.2015 ресурс «Подведомственные организации» функционально встроен в виде подсистемы в единую информационную систему АИС ЕГРКН. Все ранее внесенные в Ресурс данные перенесены в новую подсистему, в дальнейшем будет проводиться их актуализация и дополнение, в том числе по итогам мониторинга, на основании сведений юридически значимых документов. Введение единой системы позволяет оптимизировать пользование информационными ресурсами, а также сопоставлять данные об имуществе подведомственных организаций и данные ЕГРКН. В АИС ЕГРКН повышены требования к работе подведомственных организаций в системе. Внесение и корректировка данных производится подведомственными организациями исключительно с применением цифровой подписи, что позволяет установить персональную ответственность за достоверность и полноту данных, отражаемых в системе.

Особая ситуация складывается в отношении объектов культурного наследия на территории республики Крым и города Севастополь – здесь вся учетная политика формируется заново. Поэтому появление срочных законодательных и нормативных актов и мер, обусловленных этой ситуацией, целиком и полностью обосновано.

— поручение Президента Российской Федерации от 05.01.2013 № Пр-16 о внесении изменений в ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)», направленных на обеспечение регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации до 2018 года в полном объеме, установление критериев определения  исторической, культурной и социальной значимости объектов культурного наследия с целью обеспечения мероприятий по их сохранению, использованию и охране, обеспечение полноты и достоверности ведомственного учета объектов культурного наследия

— поручение Президента Российской Федерации от 21.04.2014 № Пр-881 о создании в Крымском федеральном округе специального фонда сохранения и возрождения культурного наследия Крыма;

— поручение Правительства Российской Федерации от 14.03.2014 № ИШ-П13-1735 о плане мероприятий по повышению качества услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регистрации прав на него и сделок с ним;

Приказ Министерства культуры РФ от 3 июня 2014 г. N 966 «О внесении изменений в Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 954»

Скорректирован порядок ведения единого реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России. Теперь он формируется на бумажных и электронных носителях. Объекты регистрируются по решениям исполнительных органов государственной власти о включении их в реестр (о принятии на государственную охрану). Иные предусмотренные законодательством документы приобщаются при представлении соответствующими органами охраны. Закреплена передача материалов, на основании которых в реестр вносятся поправки. Так, при изменении местонахождения (адреса) объекта подтверждение соответствующих сведений предоставляется уполномоченными на то органами. Уточнен состав регистрационного номера. Исключены положения о том, что он является неповторимым и не может быть присвоен другому объекту, в т. ч. при изменении категории историко-культурного значения, а также при принятии Правительством РФ решения об исключении из реестра. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2014 г. Регистрационный N 33178.

В феврале этого года президент России В.В. Путинподписал законопроект, который предполагает упрощенный порядок включения памятников истории и культуры Крыма и Севастополя в реестр объектов культурного наследия РФ. Законопроектом устанавливалось, что после его принятия, все крымские памятники должны быть в течение года отнесены правительством к объектам культурного наследия федерального, регионального или местного значения, либо к выявленным объектам. После этого они будут зарегистрированы в Едином госреестре объектов культурного наследия народов РФ. При этом для включения в реестр не требуется проведения государственной историко-культурной экспертизы. Кроме того, для территорий, на которых расположены объекты культурного наследия, предусмотрены переходные положения. Границы и особый режим использования территорий, установленные до принятия Крыма и Севастополя в состав РФ, действуют до их приведения в соответствие с российскими законами. Также отмечается, что до момента разграничения по категориям все памятники подлежат государственной охране.

Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым подготовил список памятников истории и культуры для внесения их в реестр объектов культурного наследия России. На данный момент в список включены 135 зданий и сооружений. В дальнейшем будет сформирован обширный перечень археологических объектов, которые также следует внести в российский реестр. Формирование, подача и внесение в российский реестр крымских объектов завершится до февраля 2016 года.

В Государственную Думу был внесен на рассмотрение законопроект № 682357-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В комментариях к законопроекту авторы указывают следующее: Согласно данным, представленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации, в настоящее время зонами охраны обеспечено лишь 14,58% от общего числа объектов культурного наследия, а зон охраны, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к информации, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости в целях регистрации обременении использования земельных участков в границах зон охраны объектов культурного наследия, не более 5%. В связи с этим, решением Руководителя Администрации Президента Российской Федерации от 13 сентября 2013 г. № А4-15574 поручено разработать упрощенные механизмы установления зон охраны объектов культурного наследия в целях внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

В качестве меры, направленной на внедрение упрощенного порядка установления зон охраны объектов культурного наследия, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» нормой, согласно которой при принятии решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия автоматически устанавливается его защитная зона до разработки и утверждения в установленном порядке зон охраны данного объекта культурного наследия. Проектом федерального закона предусмотрена дифференциация параметров границ защитных зон для объектов культурного наследия, расположенных в населенных пунктах и вне границ населенных пунктов, учитывая, что для объектов культурного наследия, находящихся на открытых (незастроенных) территориях значительно увеличивается бассейн видимости таких объектов, что активно влияет на его восприятие с дальних точек обзора.

По мнению авторов законопроекта, принятие таких мер позволит обеспечить необходимую защиту охраняемых историко-культурных территорий, не обеспеченных в настоящее время утвержденной в соответствии с нормами действующего законодательства документацией по установлению зон охраны объектов культурного наследия.

Объекты особо ценного значения и объекты культурного наследия из списка ЮНЕСКО

Объект культурного наследия: Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов в Архангельской области (в Списке всемирного наследия с 1992 года под № С 632), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации является особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации (не подлежит отчуждению из государственной собственности, перепрофилированию, деятельность финансируются из федерального бюджета в приоритетом порядке). Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО в решениях 35 СОМ 7В. 107, 36 СОМ 7В.86 и 37 СОМ 7В.82, принятых на своих сессиях соответственно «выражал обеспокоенность в связи с возможной реконструкцией монастырских зданий и других возможных изменениях в ландшафте объекта, которые могут повлиять на его выдающуюся универсальную ценность». В августе 2013 года на объекте работала объединённая мониторинговая миссия Центра всемирного наследия ИКОМОС/ИККРОМ.

Итоговый доклад миссии одобрен в решении 38 СОМ 7В.32 Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, в г. Доха, Катар, 15-25 июня 2014 г. на 38 сессии Комитета. В докладе миссии указано дословно: «особое внимание обращено на отсутствие адекватных мер правовой защиты и регулирования, в том числе охранных зон и режимов, а также на отсутствие чётких границ объекта и его буферных зон, что стимулирует предпринимательскую деятельность различных организаций, приводящую к незаконному использованию территории, которая может представлять потенциальную угрозу для выдающейся универсальной ценности объекта. Должны быть отменены новые начатые строительные работы и другие возможные глобальные мероприятия на территории ландшафта объекта». Но, в 2014 году под давлением Минкультуры России завершено проектирование и в непосредственной близости от стен Соловецкого монастыря (в буферной зоне объекта) начато масштабное строительство нового здания музейного комплекса, без согласования проектной документации с Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО, как требует того решение 36 СОМ 7В. 86 36-ой (Санкт-Петербург, 2012) сессии Комитета.

Отсутствие утверждённых границ территорий и зон охраны с установленным режимом содержания и использования земель в их пределах у других, менее защищённых с правовой точки зрения объектов культурного наследия, приведёт к активному сокращению размеров и площадей земель такого вида, включению их в хозяйственных оборот. Примером могут служить многочисленные судебные разбирательства по поводу незаконного отвода земель под дачное строительство в пределах территории и утверждённых зон охраны Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника в Можайской районе Московской области. Границы территории и зон охраны, режимы содержания земель в пределах их территорий, были утверждены распоряжением Правительства России в 1994 году, Указом Президента России им присвоен наряду с недвижимыми объектами культурного наследия статус особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Статистика из упомянутого государственного доклада Минкультуры Россиисвидетельствует о том, что включено в реестр (с определением предмета охраны) и подготовлено документации для включения в реестр (с определением предмета охраны) всего пятая часть от всего перечня ОКН.

При этом, необходимо помнить, что разделы российского реестра и содержащаяся в них информация об объектах культурного наследия унифицированы и соответствуют требованиям к информации об ОКН, содержащимся в Конвенции об охране всемирного наследия. Исключение из реестров отдельных стран тех или иных разделов (в данном случае разделы относительно определения предмета охраны и границ территории и зон охраны ОКН) унифицированной информации делает их обособленными и изолированными от международного культурного сообщества. Это значительно осложнит взаимоотношения России с Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО, особенно при рассмотрении вопросов о перенесении заявленных Россией объектов культурного и природного наследия из списка ожидания в список наследия, долевом участии стран-участниц Конвенции в финансировании реставрации объектов всемирного наследия, а также об организации и проведении объединённых мониторинговых миссий. Предстоят непростые процедурные вопросы по смене учетной юрисдикции крымских объектов из списка ЮНЕСКО и находящихся сегодня в катастрофическом состоянии. Министерство культуры РФ является для объектов ЮНЕСКО национальным координатором по вопросам выполнения требований Конвенции и рекомендаций Комитета всемирного наследия. И одним из обязательных требований в отношении объектов всемирного наследия – это наличие плана управления. Эта работа ведется министерством с 2012года, но ситуация осложняется отсутствием единой методологии и сложным, комплексным характером большинства объектов, в частности исторических центров городов – Санкт-Петербург, Ярославль, Дербент.

Но при всем понимании сложности современной экономической ситуации, надеемся, что все принимаемые меры по упрощению процедур не коснутся объектов особо ценного значения и объектов культурного наследия из списка ЮНЕСКО.

Необходимо ускорить оформление поручения Правительства РФ на исполнение данного проекта. Рассмотреть возможность привлечения средств МБРР для исполнения такого масштабного проекта.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Практические проблемы, связанные с единым государственным реестром:

  1. Не урегулирован вопрос об исключении утраченных по факту объектов культурного наследия из реестра.

  2. Отсутствуют установленные законом сроки регистрации объектов культурного наследия в реестре Минкультуры России с момента получения сведений, направляемых региональными органами охраны объектов культурного наследия.

  3. Региональным органам при передаче полномочий по государственной охране объектов культурного наследия не предусмотрено предоставление субсидии по формирования документов (предметы охраны, границы территорий) для регистрации объектов федерального значения в реестре.

Медленное заполнение Единого реестра объектов культурного наследия происходило ввиду следующих причин:

  1. Начиная с 2002 г. процедура ведения Единого реестра входила в компетенцию разных ведомств, уделяющих этому вопросу явно не первостепенное значение.

  2. Была достаточно большая протяженность во времени принятия подзаконных актов, определяющих заполнение Реестра согласно ФЗ-73.

Более того, разработка подзаконных нормативных актов для работы по ведению Реестра носила точечный и авральный характер и была сдвинута с «мёртвой точки» только после доклада Контрольного управления Президента РФ (2012 г.).

  1. Наблюдалась несогласованность действий Министерства культуры и региональных органов власти по охране ОКН.

  2. Недостаточное финансирование мероприятий по регистрации ОКН в Едином реестре.

Остался ряд вопросов:

  1. Существует ли методика расчета: какое количество документов по объекту можно

Комментарии