О СОСТОЯНИИ БИБЛИОТЕК В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Часть 1.

Комментарии · 1163 Просмотры

В «Основах государственной культурной политики» зафиксированы положения об обеспечении доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям.

По данным ряда мониторингов, которые проводились Минкультуры России в 2015-2016 годах в рамках контроля за исполнением целевых показателей оптимизации сети, установленных планом мероприятий, только 20% субъектов Российской Федерации осуществляют анализ обеспеченности организациями культуры в соответствии с установленными методиками, да и то не в полном объеме.

За период с 1996 по 2015 год сеть библиотек сократилась на 22% или на 10 922 ед.: с 49 604 библиотек в 1996 г. до 338 682 библиотек в 2015 г.[1]

Таблица 1

 

На рисунке: красным – сокращение библиотек всего, синим – сокращение сельских библиотек.

   

 В качестве объективного значения возьмем показатель обеспеченности 1 библиотека на 1 тыс. жителей. В целом по Российской Федерации на 1 тысячу жителей приходится 0,26 библиотек или одна библиотека на 3,780 человек. Самый высокий уровень обеспеченности библиотеками отмечен в следующих субъектах Российской Федерации:

Таблица 2

 То есть при средней заселенности территории 245 чел. на населенный пункт[2] мы имеем в среднем 1 библиотеку на 4 населенных пункта.

В основном процессы сокращения коснулись сельских библиотек, которых в 1996 году было 39 154 единицы, а в 2015 году стало 29 990, или произошло сокращение 9 164 сельских библиотек, что составляет 83,9% от общего количества сокращенных библиотек. И это при том, что доля сельского населения сократилась незначительно. Как отмечается в экспертных докладах, после 2010 года интенсивность убыли сельского населения была невысокой, а именно: в 2011 году составляла – 3,5%: в 2012 году – 2,3%, а в 2013 году – 3,0%[3].В тоже время, подчеркнем, количество сельских библиотек сократилось на 23,4%.

В отношении городских библиотек активность сокращения увеличилась в период оптимизационных мероприятий по «дорожной карте». Так, если за четыре года с 2007 по 2011 произошло сокращение 376 библиотек, то за последние 4 года количество сокращенных библиотек увеличилось вдвое.

В разрезе регионов в результате мероприятий по оптимизации сети в рамках исполнения показателей «дорожной карты» наибольшую стабильность по динамике сети демонстрируют Северо-Западный, Южный и, в особенности, Северо-Кавказский федеральные округа.

Таблица 3

 

Однако в 5 субъектах Российской Федерации за этот период был отмечен рост сети библиотек, а именно:

Таблица 4

Самые высокие темпы сокращения отмечены в Центральном федеральном округе, в котором убыль сельского населения составила за этот период 1,1% и в Приволжском федеральном округе, население которого за этот период уменьшилось менее чем на 1%.[4]

В ходе оптимизации наибольшее число библиотек сокращено:

Таблица 5

Итого за период исполнения показателей «дорожной карты» с 2012 по 2015 г. по оптимизации сети было сокращено 9% библиотек, в том числе 9,2% на селе. Уровень показателя «охват населения библиотечным обслуживанием», установленного Госпрограммой «Развитие культуры и туризма», который рассчитывается из числа зарегистрированных пользователей, в 2015 году не достигнут и составил 35,4% (из расчета по данным, представленным регионами) при плановом значении 37,68%.

По данным, представленным регионами[5], при сокращении числа общедоступных библиотек в целом по Российской Федерации в 2015 году число зарегистрированных пользователей увеличилось по сравнению с 2014 годом на 494,7 тыс. человек, что свидетельствует о сохранении потребности населения в услугах библиотек. Однако такая тенденция отмечена не везде – в 45 регионах число пользователей библиотек уменьшилось. Кроме того, в 2015 году по сравнению с 2014 годом в целом по Российской Федерации отмечается сокращение на 419,5 тыс. зарегистрированных пользователей в сельских библиотеках.

Уменьшение числа зарегистрированных пользователей в сельских библиотеках может свидетельствовать о снижении возможностей для сельских жителей пользоваться услугами библиотек, в то время как в сельских населенных пунктах, особенно в отдаленных районах, не имеющих доступа к сети «Интернет», библиотека является единственным источником получения необходимой информации, особенно для учащихся при написании исследовательских работ, рефератов, подготовке к экзаменам. Кроме того, зачастую библиотеки осуществляют не только выдачу книг, но и проведение развивающих мероприятий, в том числе прививающих детям интерес к чтению книг.

Согласно данным формы № 6-НК «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке», в 2015 году количество новых экземпляров, поступивших в библиотечные фонды общедоступных библиотек, составило 140,0 единицы на 1 тыс. человек, что не соответствует уровню показателя «количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек», установленному Госпрограммой (153,72 на 1 тыс. человек). При этом объем пополнения книжного фонда библиотек с филиалами в целом по Российской Федерации уменьшился по сравнению с 2014 годом на 5,3% и составил 20 499,7 тыс. экземпляров. Вместе с тем пополнение книжного фонда сельских библиотек увеличилось в целом по Российской Федерации на 8,5% (648,2 тыс. экземпляров) и составило 8 250,6 тыс. экземпляров.

В 2015 году нестационарные пункты библиотечного обслуживания не позволили компенсировать сокращение числа стационарных библиотек и обеспечить доступность услуг библиотек для населения. При сокращении общего числа стационарных библиотек в 64 субъектах Российской Федерации число нестационарных пунктов библиотечного обслуживания также уменьшилось по сравнению с 2014 годом. Причем в сельской местности их уменьшение составило 1 685 единиц, в то время как в городских населенных пунктах их число увеличилось на 483 единицы. При этом в тех регионах, где сократилось число стационарных библиотек, значительного увеличения нестационарных пунктов библиотечного обслуживания не произошло. Нормативы числа передвижных библиотек, критерии частоты и кратности выездного библиотечного обслуживания не установлены, в связи с чем оценить степень их достаточности не представляется возможным.

Число передвижных библиотек, обслуживающих сельское население, увеличилось на 31 единицу и составило в целом по Российской Федерации только 342 единицы. Не имеют передвижных библиотек, обслуживающих сельское население, 32 субъекта Российской Федерации.

Несмотря на то, что в 2015 году число населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек, но в которых осуществляется выездное библиотечное обслуживание, увеличилось по сравнению с 2014 годом, доля таких населенных пунктов в целом по Российской Федерации не велика и составляет 7,5% от общего числа населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек. Вместе с тем, несмотря на увеличение числа выездов передвижных библиотек в 2015 году по сравнению с 2014 годом, в 33,6% населенных пунктов, не имеющих библиотек, такие выезды осуществляются не чаще 1 раза в квартал. В среднем на одну передвижную библиотеку приходится 42 выезда в год, в сельских населенных пунктах – 37 выездов в год.

В результате в 2015 году из 8 070,2 тыс. человек, проживающих в населенных пунктах, не имеющих стационарные библиотеки, выездными формами библиотечного обслуживания смогли воспользоваться всего 3 609 тыс. человек (44,7 %).

С 2004 года началась реализация проекта Национальной электронной библиотеки (далее – НЭБ). По данным регионов, в 2015 году доступ к системе НЭБ обеспечивают только 1 007 библиотек (2,4% от общего количества библиотек). Несмотря на то, что по сравнению с 2014 годом число таких библиотек увеличилось более чем в 2 раза, реализация проекта НЭБ не обеспечивает повышения доступности услуг библиотек для населения.

По сравнению с 2014 годом доля библиотек, обеспечивающих доступ к сети «Интернет» для пользователей, в 2015 году увеличилась и составила 58,6 % от общего числа библиотек с филиалами и библиотек в культурно-досуговых учреждениях (далее – КДУ). В сельской местности доля таких библиотек составила 51,3%. Однако, по данным мониторинга, из общего числа населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек, в 44,9 % отсутствует инфраструктура для фиксированного широкополосного доступа к сети «Интернет», что не позволяет обеспечить доступность для населения услуг библиотек с применением дистанционных технологий обслуживания. Далее целесообразным представляется выявление зависимости обеспеченности от численности населения, поскольку именно этот критерий заложен в нормативную потребность.

Таблица 6

Из приведенного примера очевидно, что различие количества сети по численности населения колеблется от 30 до 60%.

Так в группе регионов от 4 млн. жителей разница в количестве сетевых единиц составляет 60%.

В группе регионов с населением свыше 3 млн. чел. – различие в количестве сети составляет 49%.

В группе регионов с населением свыше 2 млн. чел. – различие в количестве библиотек составляет 53%.

В группе регионов с населением свыше 1 млн. чел – различие составляет 41%.

В группе регионов с населением менее 1 млн. чел. различие в количестве сети библиотек составляет около 30%.

Таким образом, субъекты Российской Федерации формируют сеть библиотек без учета требований нормативной обеспеченности. На основании приведенных примеров можно предположить, что сеть библиотек во многом формировалась стихийно и ее объем зависит скорее от приоритетов культурной политики отдельного региона, нежели от нормативных требований. Очевидно, что объем сети библиотек не зависит от численности населения в регионе.

Рассмотрим уровень доступности библиотек по плотности их размещения в федеральных округах: для анализа рассмотрим регионы с идентичными значениями по площади территории[6]:

Таблица 7

 

В группе с наибольшей площадью территории разница в плотности населения составляет 1 млн. чел., поэтому характеристики доступности не могут быть сопоставимыми. Именно в силу больших расстояний в республике Саха (Якутия) количество библиотек на 1 кв. км в три раза превышает количество библиотек в соседнем Красноярском крае.

Однако в других группах очевидны диспропорции формирования библиотечной сети.

Проанализируем, имеет ли место зависимость объема финансирования от количества населения или количества сетевых единиц.

Таблица 8

В среднем финансирование на 1 библиотеку составляет 1 334,0 тыс. руб. Причем объем финансирования не зависит от количества населения: так в сегменте регионов с числом жителей свыше 4 млн. чел. разброс объема финансирования варьируется от 673 тыс. руб. на 1 библиотеку в республике Башкортостан до 1 659 тыс. руб. в Свердловской области.

В сегменте регионов от 3 до 4 млн. человек наблюдается различие в объеме финансирования до 450 тыс. руб.

В сегменте регионов от 1 млн. до 2 млн. чел. наблюдается различие затрат на 1 библиотек в два раза. Аналогично и в сегменте регионов от 500 до 1 млн. чел. Таким образом, очевидно, что объем финансирования на одну библиотеку не зависит от количества населения.

Анализ финансирования библиотечных услуг в разрезе затрат на население (на 1 тыс. чел.) также демонстрирует отсутствие единого подхода к финансовому обеспечению библиотечных услуг.

В среднем финансирование на 1 тыс. человек составляет 353,0 тыс. руб. или 353 рубля на 1 человека.

В разрезе регионов мы видим широкий разброс в объемах финансирования, который осуществляется без увязки с количеством населения. Вместе с тем объем финансирования на 1 тыс. населения в идентичных федеральных округах свидетельствует о примерно одинаковом уровне затрат. Можно сделать вывод о том, что норматив затрат на душу населения для оказания библиотечных услуг формируется с учетом местных коэффициентов на оплату труда и коммунальные расходы, что и оказывает влияние на объем выделенного финансирования на услуги библиотек.

            Таким образом, при определении объемов финансирования приоритетным является установленный норматив затрат на душу населения, а не норматив обеспеченности.

Далее рассмотрим зависимость охвата населения услугами библиотек от уровня обеспеченности и от уровня финансирования. Для примера возьмем регионы, сгруппированные по идентичному уровню обеспеченности и количество пользователей в % от общего количества населения:

Таблица 9

Продолжение в части 2. 

Комментарии