О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. ЧАСТЬ 1.

Комментарии · 1172 Просмотры

Факторы, негативно влияющие на развитие архивного дела. Из цикла "Аналитические записки о социально-экономическом развитии России". Архив 2014

 

Проект Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г. (далее – Концепция) был создан в 2012 г. 3 августа 2012 г. состоялось совещание у председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, посвященное совершенствованию информационно-технологического обеспечения деятельности Правительства России и проблемам перехода органов исполнительной власти на электронный документооборот. Среди участников заседания был руководитель Федерального архивного агентства (далее – Росархив) А.Н. Артизов. По итогам совещания был подписан протокол, в соответствии с которым Росархиву совместно с Минэкономразвития России и Минкомсвязи России было дано поручение «разработать и в срок до 1 декабря 2012 г. представить в Правительство Российской Федерации Концепцию развития архивного дела в Российской Федерации с учетом внедрения систем электронного документооборота, включая предложения по изменениям в нормативную правовую базу, обеспечивающим создание правовых условий для архивирования электронных документов» [1].

Во исполнение данного поручения 29 августа 2012 г. был издан приказ Росархива № 46 «Об организации работы по подготовке Концепции развития архивного дела в Российской Федерации», на основании которого была создана рабочая группа под председательством заместителя руководителя Росархива О.В. Наумова, в которую вошли представители Росархива, Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), федеральных архивов, научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа, представитель Минтруда, председатель Общественного совета при Росархиве и операционный директор негосударственной частной архивной кампании (ООО «ОСГ Рекордз Менеджмент Центр») [2].

В связи с обращением Росархива было проведено обсуждение формата и содержание будущей Концепции, результаты которого были учтены при разработке проекта Концепции. Подготовленный проект Концепции был доработан по замечаниям участников Совета по архивному делу, состоявшемуся 10 октября 2012 г. в Московской области. В настоящее время проект размещен на сайте Росархива, куда можно направлять замечания и предложения, связанные с проектом.

Таким образом, проект Концепции создавался при непосредственном участии представителей всех групп профессионального архивного сообщества, а также научной общественности.

Проект Концепции, по словам руководителя Росархива А.Н. Артизова имеет «типовую для любых отраслевых проектов отраслевых концепций структуру» [1]:

  1. Общие положения.

  2. Современное состояние.

  3. Цели, задачи и направления развития архивного дела.

  4. Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции.

  5. Этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Первый раздел «Общие положения» начинается с определения понятия «архивное дело», приведенного по тексту ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». [3]

Далее говорится о месте архивов в современном мире. Примечательным является наличие в проекте Концепции утверждения о том, что выступая в качестве культурно-просветительского учреждения, «архив имеет признаки научной организации», ведь уже на протяжении многих лет архивы официально не являются научными учреждениями, соответственно не имеют в штате научных сотрудников, хотя фактически занимаются научно-исследовательской работой.

Здесь же формулируются основные функции архивов:

- сохранение документальной памяти государства и общества;

- пополнение информационных ресурсов;

- предоставление государственных услуг населению.

Особенностью второго раздела «Современное состояние» является то, что данный раздел условно можно разделить на две части.

Первая часть содержит очень краткую характеристику трехуровневой системы публичных архивов и системы управления архивным делом в Российской Федерации, которая оценивается авторами проекта Концепции как примерно соответствующая моделям, существующим в развитых странах мира.

В то же время авторы проекта отмечают, что «по технической оснащенности и обеспеченности резервными площадями архивохранилищ Россия отстает от наиболее развитых стран мира».

Отмечается факт разрушения вертикали управления в архивной отрасли и неоправданная ликвидация самостоятельности, снижения статуса и ограничения полномочий уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая произошла во всех федеральных округах. Значительная часть субъектов Российской Федерации, используя модель, существующую на федеральном уровне, включила архивные комитеты (управления, отделы) в состав комитетов (управлений) по культуре. Имеются случаи включения их в состав иных органов исполнительной власти, а в некоторых случаях упразднения. На 1 января 2011 г. уже двадцать пять процентов субъектов Российской Федерации не имели самостоятельных органов управления архивным делом, а их функции были «переданы другим органам, нередко весьма далеким не только от архивного дела, но и от сферы культуры» [4], причем эта негативная тенденция сохраняется. Как следствие, в отдельных субъектах Российской Федерации произошло сокращение числа государственных и муниципальных архивов.

Во второй части данного раздела приводится достаточно подробная характеристика факторов (угроз), оказывающих отрицательное воздействие на развитие современного архивного дела, главным из которых является «отсутствие прочных традиций правовой и информационной культуры в российском обществе, пренебрежительное отношение в общественном сознании к архивному делу, низкий социальный и общественный статус профессии архивиста и архивной отрасли в  целом, следствием чего является отток из государственных архивов квалифицированных кадров, что способствует снижению качества выполнения архивами установленных функций…».

Данный фактор является определяющим, и в какой-то степени остальные факторы (угрозы) можно считать логически из него вытекающими:

  • ослабление контроля со стороны государства за архивно-документационными потоками;

  • отсутствие полноценного уполномоченного федерального органа, осуществляющего контрольные функции по надзору за соблюдением законодательства об архивном деле и реализующего полномочия по правовому регулированию в области архивного дела и делопроизводства;

  • необходимость модернизации инфраструктуры архивов;

  • острый дефицит свободных площадей и перегруженность архивохранилищ.

Как факторы (угрозы) отмечены проблемы: хранения документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций и несовершенство существующей на данный момент системы рассекречивания архивных документов.

Помимо перечисленных проблем, определена еще одна серьезнейшая проблема, появившаяся именно в последнее десятилетие, она заключается в том, что отечественные архивы в полной мере не готовы к проведению всего комплекса работ с электронными документами.

Продолжение в Части 2.

 

 

 

 

 

Комментарии