СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ

Комментарии · 1317 Просмотры

ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2012-2017 ГОДЫ

Введение

Стратегия действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012-2017 годы (далее – Стратегия) [1] разработана в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [2].

Реализацию данной стратегии целесообразно осуществлять по следующим ключевым направлениям: 1) семейная политика детствосбережения; 2) доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; 3) здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; 4) равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; 5) создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей; 6) дети – участники реализации Стратегии.

Неотъемлемым элементом деятельности по сохранению здоровья детей и подростков и профилактике детской безнадзорности в Ставропольском крае является организация круглогодичного отдыха и оздоровления.

В целях организованного проведения оздоровительной кампании детей Правительством Ставропольского края был разработан комплекс мер, нацеленных на сохранение и развитие инфраструктуры учреждений летнего отдыха детей, обеспечение безопасного пребывания детей в детских оздоровительных учреждениях, подготовку кадров для работы с детским населением Ставропольского края.

Вследствие принимаемым мерам в сфере общегосударственной политики в  интересах детей в Ставропольском крае получилось добиться следующих положительных результатов: 1) снизился показатель общей заболеваемости детей, что обусловлено улучшением профилактической работы, проведением диспансеризации детей первого года жизни и детей-сирот, оздоровлением больных детей, выявленных при осмотрах и обследованиях; 2) снизилась заболеваемость детей «управляемыми» инфекциями; 3) сохраняется относительное эпидемическое благополучие по ВИЧ-инфекции; 4) снята острая социальная проблема в обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями; 5) функционирует сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений; 6) осуществляется поддержка одаренных детей.

И хоть первостепенные трудности детей и семей, имеющих детей, в Ставропольском крае находят решения в содействии органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и общественных объединений, и, как показывает практика, они еще не разрешены.

 

  1. Семейная политика детствосбережения

Функционирующие меры в Ставропольском крае социальной поддержки граждан, имеющих детей, не в полной мере стимулируют рождаемость.

Демографическое положение в Ставропольском крае характеризуется устойчивым превышением коэффициента смертности населения над коэффициентом рождаемости населения.

Актуальной в Ставропольском крае остается проблема бедности семей с детьми. В категорию малоимущих попадают семьи, имеющие несовершеннолетних детей, в особенности, неполноценные, многодетные, а кроме того семьи, воспитывающие детей-инвалидов. В наиболее уязвимом состоянии находятся дети в  возрасте до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Семьи, обладающие несовершеннолетними детьми в Ставропольском крае, продолжают быть социально ранимыми из-за высокой иждивенческой нагрузки на трудоспособных членов семьи, вынужденной исключенности из рынка труда одного из родителей (единственного родителя) по причине ухода за детьми. В самом уязвимом положении находятся семьи с детьми в возрасте от полутора до 3 лет, многодетные, неполные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов. С ростом числа детей снижается среднедушевой доход домохозяйств. Уровень потребительских расходов по домохозяйствам с различным числом детей в возрасте до 16 лет представлен на рис. 1.

Рисунок 1. Уровень потребительских расходов по домохозяйствам с различным числом детей в возрасте до 16 лет в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей

 

  1. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей

Главной задачей дошкольного образования в Ставропольском крае является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Численность детей в  возрасте от 0 до 7 лет, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, по состоянию на 1 сентября 2012 года в Ставропольском крае составляет 45 311 человек. Услуги дошкольного образования предоставляются в Ставропольском крае 52,3% детей дошкольного возраста.

Одновременно количество учреждений дополнительного образования детей в Ставропольском крае сократилось в 2012 году по сравнению с 2008 годом на 11%. Доля расходов на дополнительное образование детей в бюджете Ставропольского края по отрасли «Образование» составляет 1,1% (по Российской Федерации – от 7 до 11%), что не позволяет в полной мере гарантировать потребность в дополнительном образовании детей и оказывать данные образовательные услуги на современном уровне.

Неосуществимость предоставления всем желающим детям занятий в учреждениях дополнительного образования детей ввиду достаточно невысокого уровня финансирования данных учреждений содействует росту детской безнадзорности и, как результат, подростковой преступности.

В Ставропольском крае информатизация детских библиотек осуществляется неудовлетворительно: всего 36% детских библиотек имеют доступ к сети «Интернет».

В Ставропольском крае отсутствует соответствующая программа, нацеленная на формирование системы подготовки одаренных детей, способной обеспечить современные условия для развития интеллектуальных и креативных способностей подрастающего поколения.

  1. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни

В Ставропольском крае в 2010-2012 годах обозначилась тенденция к снижению показателей младенческой смертности, что является результатом повышения качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, новорожденным детям, детям первого года жизни, укрепления материально-технической базы детских лечебно-профилактических учреждений Ставропольского края, оснащения их медицинским оборудованием и лекарственными средствами, внедрения новых технологий, совершенствования подготовки и переподготовки медицинского персонала, обеспечения специализированной медицинской помощью.

Рисунок 2. Смертность детей от неестественных причин в возрасте 0-14 лет, человек

Более 45% детей, проживающих в Ставропольском крае, имеют ослабленное здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения здоровья детей является отсутствие у родителей и детей мотивации на ведение здорового образа жизни, недостаточная двигательная активность.

На 31 декабря 2012 г. под наблюдением педиатров в лечебно-профилактических учреждениях состояло  31 206 детей в возрасте до 1 года,  что на 1 568 больше, чем в 2011  году.

Таблица 1. Заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет включительно по основным классам болезней

 

В Ставропольском крае у значительной части детей, как дошкольного возраста, так и обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Всего по краю с участием врачей психиатров-наркологов в 2012 году проведено 987 лекций с охватом более 65 тыс. человек, 25 видеолекториев, более 40 круглых столов, 4 500 индивидуальных бесед с несовершеннолетними и их родителями о вреде потребления алкоголя, наркотиков, табака.

Кроме того, с участием специалистов наркологической службы Ставропольского края проведены Всероссийские Интернет-уроки антинаркотической направленности «Имею право знать», которыми было охвачено более 139 тыс. учащихся, краевой кинофестиваль «Путь независимости: кино против наркотиков».

Специалисты краевого наркологического диспансера в течение нескольких лет принимают активное участие в работе выездных заседаний краевого «Университета педагогических знаний для родителей» Министерства образования Ставропольского края, краевых видеолекториев для родителей. Для методического сопровождения данной работы были разработаны брошюры, буклеты по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения.

 

  1. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства

Общее число детей, оставшихся без попечения родителей, в Ставропольском крае в 2010 году составило 10 798 человек, или 2,12% от детского населения, в 2011 году – 10 321 человек, или 1,79% от детского населения. При этом количество круглых сирот составляет лишь 10% от общей численности всех детей, оставшихся без попечения родителей.

Из числа факторов социального сиротства в Ставропольском крае на первом месте стоит алкоголизация и наркотизация родителей, нахождение их в местах лишения свободы. Интенсивная деятельность по профилактике социального сиротства позволила лишь незначительно уменьшить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из причин считается позднее выявление случаев детского неблагополучия в семье, когда у детей уже имеются многочисленные проблемы в развитии, образовании и воспитании. Развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается случаями возврата детей в детские дома Ставропольского края из-за сложностей в период их адаптации в семье, низкого уровня педагогической и психологической культуры замещающих родителей. 

Таблица 2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

В Ставропольском крае продолжает оставаться напряженной проблема детской инвалидности: наблюдается тенденция к увеличению численности детей-инвалидов, ощущается недостаток дошкольных образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги семьям, имеющим детей-инвалидов.

Рисунок 3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

В 2012 году на учете в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю состояло 9 488 детей-инвалидов (в 2011 году – 9 128 человек, в 2010 году – 8 855 человек), 365 детей – членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий и военнослужащих (в 2011 году – 361 человек, в 2010 году – 355 человек).

Таблица 3. Пенсии гражданам, признанным в установленном порядке детьми-инвалидами

В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» [3] детям, являющимся получателями пенсий в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, общая сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае, назначается федеральная социальная доплата к пенсии.  По состоянию на 31 декабря 2012 г. на учете в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю состояло 27 059 человек (на 31 декабря 2011 г. – 26 346 человек, на 31 декабря 2010 г. – 25 063 человека).

 

  1. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей

Существенная доля правонарушений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семьях, а также лицами, обязанными по   закону заботиться о ребенке. Положение, образовавшееся в области профилактики правонарушений против детей, защиты их прав в Ставропольском крае, считается неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер. В области профилактического воздействия органов внутренних дел в 2012 году находилось более 1 500 родителей, ненадлежащим способом выполняющих свои родительские обязанности.

Требует решения вопрос подростковой преступности в Ставропольском крае: удельный вес преступлений, совершенных подростками, к общему числу расследованных преступлений в 2011 году составил 6,8%.

Таблица 4. Преступность несовершеннолетних в Ставропольском крае

 

  1. Дети - участники реализации Национальной стратегии

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. [4]

В Ставропольском крае действуют детские и молодежные общественные объединения, в образовательных учреждениях работают органы школьного самоуправления, отработан механизм выборов президентов школ, ежегодно проходит Краевой Президентский форум лидеров ученического самоуправления. В летний период в оздоровительных учреждениях Ставропольского края проводятся профильные смены лидеров ученического самоуправления.

В образовательных учреждениях Ставропольского края реализуется проект «Школьная служба примирения», в рамках которого дети изучают правовые нормы, основы конфликтологии, способы примирения и выхода из трудной жизненной ситуации. Дети сами участвуют в разрешении конфликтов между сверстниками, что способствует созданию дружественной ребенку среды.

Министерство образования Ставропольского края активно сотрудничает с  социально ориентированными некоммерческими организациями в сфере гражданского, патриотического, правового воспитания детей и молодежи через реализацию совместных проектов.

Однако процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается недооценкой возможностей и занижением ожидаемых результатов участия детей в принятии решений, массовой пассивностью детей, нарушением принципа добровольности участия ребенка в принятии решений, стремлением взрослых манипулировать его мнением.

 

Заключение

В соответствии с разработанной Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, необходимо создать комплекс мероприятий департамента образования, департамента здравоохранения, управления по социальной и молодежной политике, управления культуры, управления по опеке и попечительству, управления по физической культуре и спорту администрации города, которые отражают основные направления и задачи государственной и региональной политики в интересах детей, а именно: 1) доступность качественного обучения и воспитания; 2) здравоохранение, дружественное к ребенку; 3) равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе; 4) семейная политика детствосбережения.

В рамках мероприятий по доступности качественного обучения и воспитания необходимо:

  • разработать методические рекомендации по организации и развитию вариативных форм дошкольного образования детей;
  • осуществить поддержку талантливых детей и молодежи в рамках организации и проведения различных интеллектуальных и творческих мероприятий.

Выполнение мероприятий по доступности качественного обучения и воспитания, позволит обеспечить выполнение приоритетных направлений, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [5] и от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [6].

Относительно мероприятий здравоохранения, дружественного к ребенку, необходимо:

  • проводить мониторинг деятельности медицинских организаций по оказанию первичной медико-санитарной помощи по критериям доступности и качества медицинской помощи;
  • пропагандировать здоровый образ жизни в детской и подростковой среде;
  • обеспечить нахождение родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения;
  • организовать и проводить углубленную диспансеризацию детей в возрасте 14 лет, в результате должны быть составлены индивидуальные планы оздоровления и, при необходимости, лечения по показаниям.

Реализация данных мероприятий позволит продолжить совершенствование условий для развития здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения горожан, что особо значимо в условиях севера, а также формированию основ здорового образа жизни.

Для обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе, необходимо реализовать следующие мероприятия:

  • проводить мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг дошкольного, общего и дополнительного образования;
  • обеспечить приоритет семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • участвовать в городских мероприятиях в рамках конкурса городов России доброжелательных к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Достижение определенных результатов по итогам реализации мероприятий данного направления будет способствовать профилактике социального сиротства, развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профилактике отказов от детей.

По направлению семейной политики детствосбережения необходимо:

  • проводить профилактические мероприятия с родителями по вопросам употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции, жестокого обращения с детьми, суицидального поведения;
  • осуществлять информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми;
  • реализовать мероприятия, направленные на пропаганду семейных ценностей.

Данные мероприятия позволят снизить численность семей, находящихся в социально опасном положении, будут способствовать формированию в обществе ценностей семьи, ребенка и ответственного родительства.

Большая часть мероприятий будет осуществляться за счет краевых и муниципальных долгосрочных целевых программ.

Осуществление комплекса мероприятий в 2013 году должно способствовать решению первоочередных мер направленных на:

  • реализацию основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;
  • защиту прав ребенка и максимальное раскрытие его потенциала;
  • сбережение здоровья каждого несовершеннолетнего гражданина;
  • формирование среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей и подростков, в том числе обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с ребенком и его семьей;
  • повышение качества социального обслуживания семьи и детей, соответствующего требованиям современности;
  • осуществление партнерства во имя ребенка.

Таким образом, комплекс мероприятий по реализации в 2013 году Стратегии действий в интересах детей в городе Ставропольского края  является поступательным шагом реализации Национальной стратегии, призванной обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти всех уровней, институтов гражданского общества.

 

Список использованных источников

  1. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 4 декабря 2012 г. № 516-рп «Об утверждении стратегии действий в интересах детей на территории ставропольского края на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/423834336
  2. Указ Президента Российской Федерации от 1июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/902349880
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/
  4. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией от 20 ноября 1989 г. № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html
  6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html

 

Комментарии