О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

Комментарии · 1047 Просмотры

Из цикла "Аналитические записки о социально-экономическом развитии России". 2014 г.

            По результатам применения в хозяйственной деятельности Академии Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон) [1] экспертами были выявлены следующие неточности.

Во-первых, предлагается внести изменения в часть 8 статьи 96 Федерального закона и изложить его в следующей редакции: «В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное, бюджетное учреждение, положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются».

Во-вторых, предлагается внести изменения в пункт 1 часть 9 статьи 22 Федерального закона и изложить его в следующей редакции: «Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, текущий ремонт зданий, сооружений, помещений в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на разработку проектно-сметной документации».

В третьих, в Федеральном законе прописаны случаи, когда Заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта (часть 1 статьи 96), за исключением случаев, предусмотренных часть 2 статьи 96. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона (статья 37 Федерального закона).

Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96). Срок действия контракта – это период с даты подписания контракта до даты полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийных обязательств по данному контракту. Исходя из этого, предоставляемая банковская гарантия должна покрывать срок действия обязательств по контракту на поставку товара (выполнения работ, оказания услуг), в том числе гарантийные обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

При формировании начальной (максимальной) цены контракта любым из перечисленных методов не учитываются затраты на гарантийные обязательства, так как стоимость затрат по гарантийным обязательствам не могут быть определены без наступления гарантийного случая.

Частью 7 статьи 96 Федерального закона установлено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. Следовательно, если в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) воспользуется правом предоставить заказчику обеспечение исполнения государственного контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, обеспечение исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту на гарантийные обязательства по контракту должно быть предоставлено в объеме не менее определенного лимита (например, 5% (пяти) процентов) от суммы по банковской гарантии. То есть необходимо нормативно предусмотреть разделение суммы по банковской гарантии на исполнение контракта и на исполнение гарантийных обязательств по данному контракту, а так же определить размер суммы по банковской гарантии на исполнение гарантийных обязательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» [2] устанавливает порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] предусматривает перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, в том числе документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока).

Автор статьи: 

Агапова Е. В., к. э. н., директор Центра развития конкурентной политики и государственного управления РАНХиГС

Материал подготовлен: 2014 г.

 

Список использованных источников

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177655/

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/28/shtraf-site-dok.html

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70402258/

 

 

Комментарии