О ПРОЕКТЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 ГОД И ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

Комментарии · 1046 Просмотры

Из цикла "Аналитические записки о социально-экономическом развитии РФ". Архив 2014 г.

 

В настоящее время в сфере денежно-кредитного регулирования происходят существенные преобразования. К 2015 году завершится переход к режиму инфляционного таргетирования, обязательным условием которого является активное информационное взаимодействие центрального банка и экономического сообщества. Ключевым документом, определяющим политику Банка России, являются «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», разрабатываемые на плановый трехлетний период. В этой связи, основное содержание, форма подачи данного документа представляет существенный интерес, как для профессионального сообщества, так и для широкого круга пользователей. С целью максимизации информационной открытости и учета рекомендаций банковского сообщества, других участников финансового рынка, аналитиков и экспертов в области денежно-кредитного регулирования для публичного обсуждения предоставляется Проект документа.

Мировой финансовый кризис внес свои коррективы в режимы денежно-кредитного регулирования всех стран. Мировым профессиональным сообществом, специализированными международными организациями были сформулированы рекомендации по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитного регулирования и надзора. Это обуславливает необходимость корректировки «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» и ее адаптации новым условиям и требованиям, как по содержанию, так и по форме.

Аналитическое заключение основано на анализе обширного теоретического материала и практических рекомендациях ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области денежно-кредитного регулирования. Также были использованы материалы, размещенные на официальном сайте Банка России. Ключевые выводы и рекомендации сформулированы на основе следующих документов: «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», разрабатываемые в предыдущие плановые периоды; «Доклад о денежно-кредитной политике» №1 и №2 за 2014 год; «Обзор текущих мер макропруденциальной политики» за III-IV квартал 2013 года; Отчет Центра исследований деятельности центральных банков Банка Англии «Практика инфляционного таргетирования»; «Обзор международной системы финансового регулирования», июль 2014 года; «Обзор финансовой стабильности», июнь 2014 года и другие. [1]

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов и предложений.

    1. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» в настоящее время остаются документом одного структурного подразделения Банка России и не отражают в совокупности позицию центрального банка по ключевым позициям денежно-кредитного регулирования. Это создает определенные трудности для участников финансового рынка в части оценки деятельности Банка России в перспективе. Для полноценного анализа и прогноза требуется дополнительная информация, размещенная в документах и материалах других департаментов Банка России. В частности, «Обзор международной системы финансового регулирования» и «Обзор финансовой стабильности» размещены на сайте в разделе «Информационно-аналитические материалы». При этом сохраняется несогласованность в раскрытии отдельных вопросов в документах, формируемых разными структурными подразделениями. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» финансовая стабильность признается как «необходимое условие реализации государственной макроэкономической, в частности, денежно-кредитной политики», а в названных выше «Обзорах…» и ряде других официальных документах финансовая стабильность выступает в качестве конечной цели и задачи деятельности Банка России, включая разрабатываемую им денежно-кредитную политику.

Придание Банку России статуса мегарегулятора также не нашло отражение в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики». По нашему мнению, ключевым словом в названии этого документа является «единая». Этот документ, по сути, должен во всех существенных аспектах денежно-кредитного регулирования отражать позицию Банка России. Возможно изменение в названии слова «политика» на «регулирование», что позволит расширить рамки предоставляемого материала. Соответственно, содержание такого документа должно формироваться не только Департаментом денежно-кредитной политики, а специальной группой, включая специалистов Департамента финансовой стабильности, Департамента банковского регулирования и Департамента банковского надзора.

    1. В настоящее время Банком России активно реализуются рекомендации международных организаций (Базельский Комитет по банковскому надзору, Совет по финансовой стабильности, Группа 20) в части совершенствования подходов к денежно-кредитному регулированию и надзору. В основе этих рекомендаций лежит контрциклический подход. В качестве конечной цели регулирования выступает финансовая стабильность. Основанный на контрциклическом подходе макропруденциальный надзор использует инструментарий денежно-кредитной политики и банковского микропруденциального надзора. В этой связи, необходимо в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» отразить взаимосвязь денежно-кредитной политики и макропруденциального надзора и их конечных целей – инфляции и финансовой стабильности, учитывая мнение ряда экономистов о возможности конфликта между ними в определенных условиях. Для этих целей можно использовать опыт Банка Англии, разработавшего «новую систему макропруденциальной политики для укрепления финансовой стабильности при одновременном таргетировании инфляции» (Отчет Центра исследований деятельности центральных банков Банка Англии «Практика инфляционного таргетирования»).

    2. Денежно-кредитная политика Банка России, согласно «Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики» продолжает носить «реактивный» характер. Об этом свидетельствует само построение документа. Сначала рассматриваются несколько вариантов развития событий, а затем описаны действия Банка России в ответ на них. Среди специалистов пока нет единого мнения о том, насколько активно центральные банки должны «плыть против течения», противодействовать общерыночному поведению. При этом кризис 2008 года показал необходимость более активного воздействия денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования в целом на экономические процессы. В этой связи документ необходимо дополнить сценариями реакции экономики на действия Банка России. При этом, использование того или иного инструмента не должно в обязательном порядке быть основанным на фактическом изменении ситуации. Т.е. сам подход к описанию воздействия применяемых инструментов денежно-кредитной политики должен быть изменен. Вместо сценария «изменение показателей (варианты) – Банк России изменяет параметры инструментов» перейти к использованию сценария «Банк России изменяет параметры инструментов – в экономике происходит реакция (варианты)».

При разработке сценариев учитываются следующие факторы: восстановление мировой экономики; изменение цены на нефть; внутренние условия (деловой климат, рост конкурентоспособности экономики, индексация регулируемых тарифов); бюджетная политика; изменение сальдо платежного баланса. Исходя из оценки динамики этих факторов, Банк России определяет режим денежно-кредитной политики, возможности его смягчения. При этом основное воздействие осуществляется через политику валютного курса и регулирование ликвидности посредством использования инструментов денежно-кредитной политики. Таким способом Банк России возвращает денежно-кредитную систему в исходное состояние после отклонений, вызванных изменениями учитываемых факторов. Это способствует устойчивости системы. Однако, в настоящее время, основной вопрос, стоящий при разработке экономической политики государства – обеспечение устойчивого развития. Без оценки последствий принимаемых Банком России решений, без отказа от «реактивной» политики достижение устойчивого развития остается затруднительным.

В этом случае в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» в разделе 4 «Реализация денежно-кредитной политики» следует аналогично материалам, представленным в 3 разделе «Цели денежно-кредитной политики и сценарии макроэкономического развития», представить несколько вариантов (оптимистичный – пессимистичный) изменения макроэкономических показателей (не только инфляции) в результате реализации предусмотренных мероприятий.

    1. Значительная часть предусмотренных инструментов денежно-кредитной политики направлена на регулирование ликвидности банковского сектора (раздел 4.2). Банком России предусмотрены варианты количественного смягчения. Однако в контексте данного документа они ограничены. Непосредственное влияние центральный банк может оказать только на денежную базу, путем увеличения рефинансирования коммерческих банков, что отражено в документе. При этом объем денежной массы, формируемый в результате кредитования коммерческими банками клиентов через «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» не регулируется. Кредитная активность коммерческих банков, а, следовательно, и рост денежной массы в стране регулируется другими департаментами Банка России (Департамент банковского надзора).

Без учета изменений в банковском надзоре и оценке их влияния на объемы банковского кредитования вопросы регулирования ликвидности банковского сектора остаются нерешенными. Макропруденциальный подход позволяет разрешить эту проблему. В этом случае ключевой документ Банка России логично расширить по содержанию, включив в него основные направления реформирования системы банковского надзора. Такое изменение в содержании также можно считать аргументом в пользу корректировки названия документа на «Основные направления единого государственного денежно-кредитного регулирования».

Таким образом, мы считаем, что в настоящее время сложились обстоятельства, требующие существенного пересмотра содержательной части документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». Это в свою очередь обуславливает необходимость корректировки названия, формирование специальной группы по подготовке документа, корректировку разделов документа. Принятие принципиального решения об изменении подходов к формированию данного документа и создание его нового контура позволит сформулировать более конкретные рекомендации по составу и структуре аналитического материала.

Автор статьи:

Третьякова С. Н., к. э. н., доцент кафедры финансов и кредита Дальневосточного института - филиала РАНХиГС

Материал подготовлен: 2014 г.

 

Список использованных источников

  1. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: www.cbr.ru

 

 

 

Комментарии