О ПРОЕКТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА. ЧАСТЬ 3.

Комментарии · 1521 Просмотры

Энергетика и электроэнергетика являются ключевыми отраслями развития российской экономики и определяют приоритет положения страны в мировой системе.

Электроэнергетика.

К числу основных проблем электроэнергетики в стратегии до 2035 года относятся:

1) высокий износ основных производственных фондов (свыше 30 лет проработали: почти 60% оборудования ТЭС, 80% – ГЭС , 35% – АЭС, 50%–ВЛ и 60% – подстанций единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС); в распределительном электросетевом комплексе выработало нормативный срок 70% оборудования); 

2) неоптимальная структура генерирующих мощностей, обусловленная недостатком пиковых и полупиковых маневренных электростанций;

3) низкая энергетическая и экономическая эффективность отрасли (низкий КПД большинства тепловых электростанций, высокие потери в электрических сетях, неоптимальная загрузка генерирующих мощностей в ЕЭС России, наличие ограничений на межрегиональную передачу электроэнергии и мощности; неэффективное использование ТЭЦ);

4) крайне высокая зависимость электроэнергетики от природного газа;

5) многократный рост издержек на производство и распределение электроэнергии, в результате по ряду регионов страны тарифы на электроэнергию превысили уровень США;

6) наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между потребителями электрической и тепловой энергии на внутреннем рынке;

7) недостаточный уровень доступности энергетической инфраструктуры, наличие технологических барьеров на оптовом рынке электрической энергии и мощности;

8) накопленное технологическое отставание в создании современных парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий.

Так же можно выделить:

  1. Отсутствие стимулирования энергосбережения во всех сферах экономики;
  2. Отсутствие оптимальной системы управления отраслью в условиях образования многочисленных собственников электроэнергетических объектов, которая бы обеспечивала ту минимизацию затрат на развитие и функционирование электроэнергетики, которую обеспечивала прежняя централизованная система управления отраслью;
  3. Резкое сокращение научно-технического потенциала отрасли;
  4. Существенное сокращение строительного потенциала;
  5. Сокращение потенциала в отраслях отечественного энергомашиностроения и электромашиностроения.
  6. Отсутствие полной финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности предприятий электроэнергетики;
  7. Недостаточно эффективный механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния предприятий отрасли;
  8. Неоптимальная структура реформирование системы органов государственного регулирования естественных монополий в электроэнергетике, уточнение их статуса и компетенции.
  9. Необходимость диспетчерского управления, из-за кризиса финансовой системы взаиморасчетов неэкономична диспетчеризация режимов работы ЕЭС России
  10. Отсутствие развитие научных работ по созданию новых технологий, обеспечивающих приоритетное развитие отечественной электроэнергетики;
  11. Отсутствие системы целостного оптимального управления развитием и функционированием электроэнергетики России
  12. Отсутствие раздельного (по видам деятельности) регулирования вертикально-интегрированных компаний. В настоящее время регулятор устанавливает полный тариф, включающий все элементы одновременно - производство, передачу, сбыт электроэнергии и теплоэнергии. Такой подход препятствует определению экономически обоснованных тарифов и способствует сохранению перекрестного субсидирования между различными видами деятельности энергокомпаний;
  13. отсутствие механизма создания у компаний заинтересованности в снижении издержек и повышении эффективности своей работы. В рамках действующей системы в случае снижения издержек регулятор наказывает «передовиков», назначая более низкий тариф на следующий период регулирования;
  14. недостаточная гибкость в реагировании на изменение неконтролируемых статей затрат энергокомпаний и инфляции. Для корректировки тарифов необходимо специальное решение регулирующего органа, получение которого обычно занимает длительное время.
  15. отсутствует эффективная система корпоративного управления.
  16. Происходит снижение надежности топливоснабжения электростанций и энерго- снабжения потребителей во многих регионах страны
  17. В условиях роста энергоемкости экономики всего мира, большое внимание стоит уделять политике снижения коммерческих затрат электроэнергии в сетях, это один из основных потенциалов энергосбережения.
  18. Решение природоохранных задач, прежде всего в рамках повышения экономичности энергопроизводства.
  19. Предотвращения возможных побочных негативных технологических, социально-экономических и экологических последствий отдельных мероприятий.
  20. Необходимость в организация экологического производственного контроля.

Ядерная промышленность.

Стратегической целью развития атомной энергетики и ядерного топливного цикла является существенное улучшение топливного баланса страны, сбережение ценных ресурсов невозобновляемых ископаемых для неэнергетического использования, повышение доли высокотехнологичных и наукоемких продуктов в экспорте, радикальное решение проблемы выбросов парниковых газов. Эта цель будет достигаться консолидацией всего органически связанного атомного энергопромышленного комплекса, включающего АЭС, ядерный топливный цикл, строительный комплекс, машиностроительную и приборную базы, информационные технологии, инжиниринговые структуры, исследования, разработку и проектирование объектов атомной энергетики, нацеленных на обеспечение конкурентоспособности и безопасности атомных электростанций и атомной промышленности.

Рассмотрим реальные проблемы, которые в первую очередь необходимо рассмотреть для эффективного развития атомной энергетики:

Проблема 1. Безопасность реакторов Неопределенности в отношении безопасности никогда не будут полностью разрешены заранее. Большое их количество будет обнаружено только во время эксплуатации новых реакторов.

Проблема 2. Экономичность вырабатываемой электроэнергии. Существует распространенное мнение, что стоимость электроэнергии АЭС значительно ниже стоимости энергии, вырабатываемой на угольных, а в перспективе – и газовых электростанций. Но если подробно рассмотреть всю схему финансирования атомной энергетики, то мы обнаружим, что строительство АЭС и ее безопасная работа оказываются намного дороже, чем строительство и работа станции такой же мощности на традиционных источниках энергии.

Проблема 3. Снижение эмиссии диоксида углерода.

Проблема 4. Снятие с эксплуатации реакторов на АЭС. По финансовым и техническим причинам быстро утилизировать все отходы, очистить промплощадку и довести ее до состояния «зеленой лужайки» пока не удалось практически ни одной стране.  В России государственная концепция обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации энергоблоков АЭС так и не принята, хотя с остановки первого промышленного блока на Белоярской АЭС прошло уже 23 года.

Проблема 5. Опасность использования АЭС для распространения ядерного оружия. Каждый реактор производит ежегодно плутоний в количестве, достаточном для создания нескольких атомных бомб.

Гидроэнергетика.

Прежде всего, необходимо обеспечить ритмичное финансирование строек, чтобы предотвратить угрозу не только увеличения сроков строительства, но и их замораживания. Далее, необходимо возобновить подготовку квалифицированных специалистов – гидротехников, гидроэнергетиков и организаторов гидростроительства. Должна быть прекращена практика выполнения строительных работ при отсутствии генеральных планов организации строек и единых органов управления ими. Планы ввода новых районообразующих объектов должны согласовываться с вводами промышленных предприятия, ориентированных на их электроэнергию. Необходимо создать законодательную базу, регулирующую взаимоотношения и распределение ответственности между участниками совместных инвестиционных проектов в гидроэнергетике и региональной экономике.  Должна быть разработана методология комплексного обоснования районообразующих гидроэнергетических объектов в условиях рынка с учётом их инфраструктурной роли и интересов всех участвующих сторон.

Биоэнергетика.

Для успешного развития биоэнергетики необходимо обеспечить развитие кадрового потенциала, в связи с этим возникает потребность в  прогнозировании рынка труда в сфере биоэнергетики, формировании перечня необходимых специальностей и прогнозировании требуемого количества специалистов, создание учебных центров, проведение конференций, симпозиумов и выставок. Важнейшими составляющими деятельности по формированию кадрового потенциала биоэнергетики являются разработка учебных планов и образовательных программ, интернет образование, подготовка и переподготовка кадров, привлечение и закрепление на предприятиях и организациях отрасли талантливой молодежи.

Развитие биоэнергетики в аграрном производстве затрагивает все этапы производства сельскохозяйственной продукции. Для получения возобновляемых источников энергии вводятся в культуру новые виды растений (слоновья трава), агрономы-селекционеры выводят специальные сорта (рапс). С целью получения для биоэнергетики растительного сырья оптимального качества требуется разработка специальных технологий возделывания культур.

Биоэнергетика предъявляет свои требования и для животноводства. Для использования отходов этой отрасли в качестве источников энергии требуется разработка  технологий содержания животных с учетом требований к качеству навоз (помета), методов его уборки и хранения.

В настоящее время учебные заведения аграрного профиля готовят технологов в области агрономии, зоотехнии, технологов и инженеров сельскохозяйственного производства. Однако при подготовке бакалавров и магистров в перечисленных образовательных направлениях не предусмотрены компетенции и соответственно дисциплины, обеспечивающие способность выпускников развивать новое направление аграрного производства – биоэнергетику.

С развитием биоэнергетики в стране, для обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами, необходимо будет открыть новое направление «Биоэнергетика» и разработать для этой цели новую образовательную программу.

Биоэнергетика входит в число приоритетных разделов государственной координационной программы развития биотехнологии в РФ до 2020 года (Программа «БИО-2020»). Этой проблеме придается также большое значение в региональных программах развития биотехнологии.

Комплексное решение ряда актуальных проблем связано с необходимостью немедленного снятия регуляционных барьеров развития биоэнергетических технологий, включающее:

Законодательные и нормативно-правовые акты, систему технических регламентов и стандартов, прежде всего, в сфере экологического, энергетического, международного права и технического регулирования, необходимых для становления и развития биоэнергетической отрасли. 

Введение новых норм должно быть основано на транспарентности и обоснованности их применения, что потребует участия бизнеса, науки и органов государственной власти в обоснованной, согласованной и долговременной программе развития правового регулирования данной сферы деятельности.

Необходимо обеспечить  меры по поддержке энергетической утилизации отходов. Для чего принять законодательные и нормативно правовые акты поэтапного введения запретительных мер на применение технологий и производств в сельском и коммунальном хозяйстве, лесной,  пищевой отраслях и других видах экономической деятельности - источниках биологических отходов без их полной утилизации.

Для  поддержки биоэнергетики и производства моторных биотоплив и их компонентов необходимо принять законодательные и нормативно правовые акты обеспечивающие:

  • полную денатурацию технического спирта,
  • отмену акцизов на производство и реализацию дегидратированного денатурированного этилового спирта,
  • поддержку экспорта биотоплив и их компонентов,
  • лицензирование производства биотоплива и их компонентов,
  • снижение акцизов на автомобильное нефтяное топливо, содержащее компоненты из возобновляемого сырья.

В энергетической сфере необходимо применение норм, обеспечивающих полную биоутилизацию отходов энергетических производств и аварий, а так же предотвращающих вредное антропогенное воздействие на окружающую среду за счет применения биоразлагаемых сорбентов и других биологических средств борьбы с загрязнениями.

Для расширения профиля исследований и транслирования новых подходов и методов в конкретные технологии необходимо обеспечить большую доступность финансовых средств для поддержки специалистов и изобретателей, проведения научных  исследований, реализации научных и производственных проектов, от которых зависит будущее биоэнергетики. При этом надо отталкиваться от фундаментальных исследований путей метаболизма и генов, участвующих в процессе биосинтеза клеточной стенки, росте растения и синтезе метаболитов.

Среди основных препятствий на пути развития биоэнергетики в России:

1) отсутствие системы господдержки;

2) отсутствие стандартов Возобновляемых Источников Энергии(ВИЭ);

3) низкие тарифы на электроэнергию и тепло (которые, впрочем, заметно выросли на протяжении последних нескольких лет);

4) сложности инвестирования – прежде всего, долгосрочного (окупаемость проектов может наступить через 10-15 лет, что в российских реалиях зачастую является невозможно долгим сроком);

5) бюрократические проблемы с согласованием проектов и т. д.

Ключевой проблемой биоэнергетики в РФ аналитики считают тот факт, что биогазовые установки являются прибыльными только при бесплатном и бесперебойном снабжении отходами. Кроме того, производителям биоэнергии необходим гарантированный сбыт произведенной электроэнергии – чего в российских условиях пока не наблюдается.

В стратегии необходимо отметить, что развитие биоэнергетики как отрасли недостаточно реализовано. Хотя биоэнергетика - одна из самых молодых и наиболее перспективных отраслей экономики.

Альтернативная энергетика.

Отличие ситуации с альтернативной энергетикой в России от других стран заключается в ее стихийном характере развития – своеобразном ответе на «вызовы» государственной централизованной энергетики. Возобновляемая энергетика встречает серьезные препятствия инвестированию, включая недостаточную прозрачность стоимости цены на энергию, недостаточно зрелый финансовый сектор. Отсутствие специальной национальной стратегии использования ВИЭ, адекватной регулирующей базы для проектов ограничивает и технологическое,  институционально и практическое развитие возобновляемой энергетики.

Так же в РФ вводятся все новые и новые законодательные акты, после которых может сложиться впечатление, что в России созданы достаточные условия для развития ВИЭ на рынке. Тем не менее, выполнение намеченных целей находится под большим вопросом. Достигнуть 4,5% к 2020 году в нынешним условиях не возможно.

Государственная поддержка возобновляемой энергии на розничном рынке заключается в обязательстве территориальных сетевых организаций покупать электроэнергию, выработанную ВИЭ, в счет компенсации потерь, допущенных при транспортировке. Капитальные и эксплуатационные расходы на строительство ВИЭ в рознице предлагается учитывать при формировании тарифа региональными энергетическими комиссиями.

Еще одним серьезным препятствием, тормозящим развитие  ВИЭ в России, являются высокие административные барьеры, в том числе сложность с получением и переводом из категории сельскохозяйственных земель в категорию земель промышленного назначения участков под строительство электростанций и длительность процедуры согласования технологического присоединения к сетям. Также тормозит альтернативную энергетику недостаток обсуждения мер государственной поддержки со всеми заинтересованными сторонами, отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, что ограничивает выбор технических решений для объектов ВИЭ. А так же  нехватка предприятий-производителей оборудования для возобновляемой энергетики, расположенных на территории России, и отсутствие достаточного количества квалифицированных профессионалов для обслуживания оборудования ВИЭ в различных регионах. сделанного правительством России выбора в пользу поддержки исходя из установленной мощности объектов, а не реально выработанных объектом киловатт-часов электроэнергии.

Выводы.

В содержании проекта Энергетической Стратегии РФ на период до 2035 года должны найти освещение следующие важные аспекты:

  1. Стратегия – как ключевое звено в достижении успеха и уровне развития России в целом. Поэтому в ней должны найти отражение все ключевые ее аспекты, не только качественные, но и количественные индикаторы и главные показатели, должны быть уточнены сроки и динамика их роста и прироста, ответственные лица за достижение целевых показателей и полное выполнение поставленных задач.
  2. Учитывая многогранность преобразований видов энергии и отсутствия границ между ними, необходимо отразить в проекте Стратегии не только первичную энергию, но и скрытую, и особенно умственную энергию, в первую очередь, связанную с приростом инновационных технологий, управленческих решений и повышением степени интеллекта персонала в электроэнергетике.
  3. Электроэнергетика – один из самых сложных, далеко не изученных и не реализованных на практике в российской реальности рынков. Необходимо отразить особенности функционирования совокупности этих рынков (см. рис. 1),возможности организации биржевой торговли электроэнергией, в т.ч. через интернет с использованием разновидностей интернет-методов В2В, В2А, В»С и др., экономико-математических методов управления и прикладных моделей оптимизации ресурсов в этой сфере.
  4. Сегодня крайне важны инвестиции в развитие инноваций и человеческих ресурсов, превращение их в человеческий капитал, в формирование новых знаний, как главной производительной силы общества.
  5. Приоритетными в настоящее время в электроэнергетике остаются риски дерегулирования, потери управляемости отрасли, ввода и безопасного, эффективного использования новых производственных мощностей, страховые и риски надежного электроснабжения потребителей. Важно приложить к Стратегии количественные оценки рисков и стратегии их минимизации и управления, ответственных за это должностных лиц или ЭА.
  6. От работающих в этой сфере специалистов, а также управленческих работников разных уровней, включая высшее руководство правительств субъектов РФ, требуются прочные теоретико-прикладные знания по рыночной экономике, современному менеджменту, финансовым методам обеспечения надежности, анализу, оценке рисков в электроэнергетике, применению информационных технологий, созданию для электроэнергетики авторских интеллектуальных систем поддержки принятия управленческих решений. Повышение профессиональных компетенций должно идти через освоение методов и моделей аналитики, эконометрики, экономики, анализа финансов, рисков, безопасности и надежности с учетом их взаимосвязи с политическими, рыночными, социальными, экономическими, имущественными, административными и управленческими процессами.
  7. В системном обучении руководителей и инженерно-технических работников сфер энергетики и электроэнергетики, вне зависимости от уровня должности, специфики исполняемых работ, готовы принимать участие структурные подразделения и ученые РАНХиГС, в частности Тульского филиала, их партнеры, имеющие соответствующие знания методов управления и оптимизации ресурсов, авторские ИСППУР, компьютерные программы, серьезные научные заделы.
  8. Анализ финансово-хозяйственной деятельности электрогенерирующих компаний показал весьма низкую их эффективность, но в силу сложившегося благодаря анализу мнения можно предположить, что электрогенерирующие компании скрывают реальный уровень прибыли за счет необоснованного увеличения коммерческих и управленческих расходов. Ввиду данных обстоятельств необходимо в Стратегии отразить направления по «выводу из тени» прибыли электрогенерирующих компаний.
  9. В Стратегии не отражено активное развитие в направлении глубокой переработки нефти.
  10. Альтернативная энергетика и биоэнергетика практически не нашли своего отражения в Стратегии.
  11. Стратегия не отражает развития базовых научных направлений, которые могут способствовать развитию энергетики России.
  12. При существующем уровне технологического развития, ресурсной обеспеченности российских компаний запасами традиционных газа и нефти, при текущей рыночной конъюнктуре цен развитие добычи углеводородов из сланцев не представляется перспективной и прибыльной в промышленных масштабах.
  13. Миф «сланцевой революции» активно используется для оказания политического давления на российское руководство и «Газпром» в целях снижения стоимости российского газа для европейских покупателей. Одновременно этот миф используется как средство идеологического воздействия на российских граждан и преследует своей целью распространение слухов о неизбежном крушении в ближайшем будущем российской правящей элиты и существующей в стране системы. Это необходимо учитывать при формировании стратегии политического реагирования на данные выпады.

С другой стороны, технология применения гидроразрыва пласта при добыче нефти и газа из сланцев является известной для российских нефтегазовых компаний. Следовательно, ключевым становится вопрос рациональности и рентабельности добычи. На сегодняшний день традиционная добыча нефти и газа является несравнимо более рентабельной в России, следовательно, выдвигать на стратегический уровень сланцевую добычу не видим целесообразным.

  1. В проекте Энергетической стратегии России до 2035 г. в целом отсутствует конкретный план мероприятий с распределением ролей в достижении программных ориентиров. В этом, на наш взгляд, и кроется недостающее звено данного проекта. Считаем целесообразным разработать конкретную поэтапную дорожную карту реализации предлагаемой Стратегии с четко прописанными количественными и качественными показателями, а так же основными акторами и их обязанностями. В качестве координирующего органа можно предложить Министерство энергетики Российской Федерации.
  2. Следует сделать определенный выбор между двумя стратегиями развития. Между традиционной для российского общества и западной либеральной. В предлагаемом проекте энергетической стратегии России до 2035 года такой выбор не сделан. В результате она получается достаточно противоречивой и предельно обобщенной. Нужно принять четкое взвешенное решения о том, какая именно система капитализма будет развиваться в Российской Федерации в рассматриваемый прогнозный период и уже, исходя из этого, заниматься централизованным стратегическим планированием.
  3. При актуализации стратегии внешней политики России и концепции национальной безопасности рекомендуется учесть ресурсные возможности и инструментарий российских энергетических компаний.
  4. Следует особое внимание уделить развитию государственно-частному партнерству.
  5. Экологическая безопасность в соответствии с мировой концепцией развития должна быть выведена в первые ряды, но не «для галочки», а реально.
  6. Одним из главных вопросов развития энергетического сектора является недостаток инвестиций в основной капитал. Рост инвестиций за счет внешних инвесторов будет невозможен до тех пор, пока энергетические компании остаются низкоприбыльными, ведь инвестиционная привлекательность, в первую очередь, характеризуется таким соотношением, как «риск-прибыль».
  7. В Стратегии не прописаны связи со стратегическими документами и целевыми программами в смежных областях экономики – при том, что, к примеру, снижение энергоемкости экономики предполагается достигнуть за счет «структурных изменений».
  8. Необходима корректировка системы налогообложения для некоторых направлений энергетического сектора.

Авторы статьи:

Арсеньев Юрий Николаевич, д.т.н., проф., профессор кафедры менеджмента ТФ РАНХиГС

Моисеев Александр Васильевич, к.т.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента ТФ РАНХиГС

Макаров Олег Анатольевич, к.э.н.,доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала РАНХиГС

Калашников Александр Михайлович,к.и.н.,исполняющий обязанности заведующего кафедрой истории государства, права и международных отношений Поволжского института управления имени П. А. Столыпина

Амбарян Амбарцум Владимирович, к.и.н., доцент кафедры истории государства, права и международных отношений Поволжского института управления имени П. А. Столыпина

Мерзляков Сергей Леонидович, к.и.н., доцент кафедры истории государства, права и международных отношений Поволжского института управления имени П. А. Столыпина

Материал подготовлен: 2015 г.

 

Список использованных источников

  1. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Коновалов А.П. Инновации в электроэнергетике: производство, распределение, слияние-поглощение, оптимизация: Монография. – М. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 300 с.
  2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Коновалов А.П. Экономика электроэнергетики региона: инновации, менеджмент, маркетинг, аналитика, человеческие ресурсы: Монография. – М. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 287 с.
  3. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Минаев В.С. Энергоэффективность, энергосбережение и интеллектуальные сети в электроэнергетике: Монография. – М. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 255 с.
  4. Дмитриевский А.Н., Высоцкий В.И. Сланцевый газ – новый вектор развития мирового рынка углеводородного сырья // Вестник ОНЗ РАН. 2010. Т. 2. С. 1–7. NZ5001, doi:10.2205/2010NZ000014. С. 3–4.
  5. Капелько О.Н., Малинецкий Г.Г. Управленческие решения при возникновении чрезвычайных ситуаций // Безопасность Евразии, № 2 (42), 2011.
  6. Лесных А.В., Лесных В.В. Оценка ущерба в регулировании ответственности за перерывы в электроснабжении: зарубежный опыт // Проблемы анализа риска. Т. 2, № 1, 2005. С. 33-55.
  7. Мельникова С. Первые 5 лет «сланцевой революции»: что мы теперь знаем наверняка. Информационно-аналитический обзор. Ноябрь 2012 / Мельникова С., Сорокин С., Горячева А., Галкина А. / Под ред. А. Макарова, Т. Митровой, В. Кулагина. Центр изучения мировых энергетических рынков; Институт Энергетических Исследований РАН. – М.: ИНЭИ РАН, 2012. – 45 с. С. 4.
  8. Проекты и риски будущего: концепции, модели, инструменты, прогнозы. – М.: КРАСАНД, 2011. 432 с. Капелько О.Н., Малинецкий Г.Г. Синдром «Фукусимы» и безопасность России // Безопасность Евразии, № 2 (42), 2011.
  9. Баранов И. «Тоталь» приостанавливает разработку месторождений сланцевого газа в США из-за низкой рентабельности // ИТАР-ТАСС. 2013. 10 января. [Электронный ресурс] – URL: http://www.itar-tass.com/c11/618260.html
  10. 110th CongressPublicLaw 343. [Электронный ресурс] – URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-110publ343/html/PLAW-110publ343.html

 

Комментарии