РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Комментарии · 2569 Просмотры

В последнее время в России, как и во всем мире, возник своего рода образовательный «бэби-бум» – мощное движение по развитию образования для маленьких детей.

 

В последнее время в России, как и во всем мире, возник своего рода образовательный «бэби-бум» – мощное движение по развитию образования для   маленьких детей. Толчком послужило всемирно известное исследование, согласно которому инвестирование государства в раннее образование детей существенно улучшает жизненные результаты его граждан (Лауреат Нобелевской премии Джеймс Хэкман). Политикам всего мира стало очевидно, что раннее обучение – первая и самая важная ступень образования человека и вложения в него являются наиболее оправданными.

Дошкольное образование в России должно обеспечить детям и их семьям условия для реализации возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка – развития его инициативы, самостоятельности и ответственности. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые характеристики личности ребенка, его интересы и возможности, именно дошкольное образование обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, его позитивные социальные и личностные установки. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе, в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным детством.

Мы все родом из детства, наше будущее стоит на нем, как на фундаменте. В наших силах сделать этот фундамент прочным и надежным. 

  1. Проблемы дошкольного образования

Россия традиционно имеет конкурентные преимущества в дошкольном образовании, которое насчитывает около 100 лет. Основное преимущество – это налаженная инфраструктура, включая здания, работающие службы снабжения, безопасности, коммуникации, системного управления, традиции возрастной педагогики и массовости профессии дошкольных педагогов.  Однако некоторые особенности российского дошкольного образования не соответствуют вызовам современного мира. Излишняя централизация ответственности государства за   дошкольное образование, финансирование системы «сверху», отсутствие реальных полномочий и финансовой самостоятельности у муниципалитетов, устаревшие жесткие регламентации, мелочный, диктат контролирующих ведомств, несамостоятельность дошкольных организаций, раннее насильственное обучение детей – все это затрудняет развитие системы дошкольного образования России.

Проблема равенства и доступности дошкольного образования. Во многих субъектах Российской Федерации существуют большие очереди желающих отдать ребенка в детский сад – симптом неудовлетворенного спроса. По данным Росстата 25% детей дошкольного возраста в 2013 году не посещали дошкольные учреждения в связи с отсутствием мест, при этом в больших городах таких детей 38,3%. Сеть дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) в России в 2012 году уменьшилась на 1,2% по сравнению с 2011 годом, а очередь в них выросла более чем на 7%, свидетельствуют результаты федерального статистического наблюдения за деятельностью ДОУ, которое ежегодно проводит Росстат. При этом охват детей дошкольными образовательными учреждениями составил на конец 2012 года 62,1%, что выше уровня 2011 года на 1,5%. Такая тенденция сохранилась и в 2013 году – охват растет, а сеть, пусть незначительно, но сокращается. Дело в том, что стремясь ликвидировать очереди, многие муниципалитеты решают вопрос за счет наполняемости групп. Из-за стремления отчитаться по показателям увеличения охвата в некоторых регионах (например, в Северной Осетии) количество детей в группе (на одного квалифицированного воспитателя) доходит до 50 человек. (В большинстве развитых стран норма – одновременно 2 воспитателя на 20 детей). В новый федеральный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году, Министерство образования и науки Российской Федерации не включило предельную норму наполняемости групп – даже высокую (27 чел. на одного воспитателя), которая была заложена в проекте стандарта. Исключена была даже пропорция «количество детей на одного взрослого», которая действует в самых слаборазвитых странах. В результате под угрозой оказалась жизнь и здоровье детей, условия работы педагогов стали крайне тяжелыми – перегруженные воспитатели едва успевают одеть детей на прогулку. В нескольких регионах зафиксирован отток педагогических кадров из детских садов.

Если дети в возрасте от 2,5 лет все-таки имеют возможность находиться в муниципальных дошкольных учреждениях (по данным Росстата, в 2012 году услугами ДОУ пользовались 5,98 миллиона детей), то дети ясельного возраста (от двух месяцев и старше) такой возможности почти полностью лишены. Детей в возрасте до одного года в системе дошкольного образования в 2012 году было всего 1,3 тысячи, а в 2013 году ситуация еще ухудшилась. Несмотря на постоянно возрастающую потребность семей в ясельных группах, многие муниципалитеты стали увеличивать число мест для детей старшего дошкольного возраста за счет малышей.

Одним из решений проблемы доступности могло стать развитие сети негосударственных дошкольных организаций. Однако жесткие регламентации органов управления образования серьезно затрудняют появление негосударственных детских садов, необходимых для решения существующей проблемы доступности. Примером может служить неоправданное вмешательство санитарного ведомства в образовательный процесс – например, фактические запреты на открытие детских садов в освобожденных помещениях жилых домов, избыточные требования к помещениям и оборудованию в детском саду. Детские сады, стремясь следовать излишне жестким нормам СанПинов и Госпожарнадзора, превращаются в безликие почти стерильные помещения, где на стенах нет места детскому творчеству, письменной коммуникации с родителями, фотографиям и плакатам, хотя ни одного случая возгорания по этой причине нигде не зафиксировано.

В странах с развитой системой дошкольного образования недостаток мест в детских садиках приводит к поддержке негосударственных форм. Ощущение собственной тотальной ответственности, а, следовательно – необходимости тотального контроля не дает органам управления дошкольным образованием России следовать этим путем. Процесс развития негосударственных форм дошкольного образования в России идет очень медленно.

Тенденции к унификации образования в России создают проблемы с вариативностью его содержания, форм и методов. Возросшие требования общества к качеству дошкольного образования могут быть удовлетворены только в условиях вариативности, гибкости программ, педагогических технологий и форм дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования должна стать естественным ответом системы на факт разнообразия дошкольного детства, тем более широкого, чем младше ребенок. Гибкость и множественность вариантов развития детей, разнообразие их интересов являются особенностью дошкольного возраста. Процессы глобализации и ухудшения здоровья населения еще многократно увеличили это разнообразие: в одной группе детского сада присутствуют дети из разных стран, культур, социальных слоев, говорящие на разных языках и интегрированные в разные религиозные системы. Тут же могут присутствовать дети с ограниченными возможностями здоровья. У педагогов и у семьи ребенка должна быть возможность выбирать дошкольные образовательные программы, формы и методы в зависимости от конкретной ситуации. Традиционалистские установки системы часто препятствуют этому процессу, стремясь к унификации дошкольного образования.

В 2013 году в России принят современный и прогрессивный Государственный стандарт дошкольного образования, учитывающий современные тенденции развития этой сферы. Стандарт поддерживает вариативность, которая будучи задана как прямое право педагога (его академическая свобода), как необходимое условие его профессиональной деятельности, может стать точкой опоры, которая позволит сделать систему разнообразной и удовлетворяющей особые потребности семей.

В современном образовании, опирающемся на вариативность и разнообразие, фигура педагога становится центральной. Чтобы реализовать свое право на   академическую свободу, педагог должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности. Во многих странах (Финляндии, Норвегии, Швеции и др.) предъявляются высокие требования к качеству подготовки педагогов, работающих в системе дошкольного образования: дошкольные педагоги как минимум бакалавры. В частности, именно благодаря пониманию роли педагога скандинавским странам удалось создать одну из самых гуманных и эффективных систем дошкольного образования. Исследования ОЭСР убедительно об этом свидетельствуют. Одним из  основных приоритетов педагоги считают воспитание у детей способности к  свободному инициативному действию. Российский стандарт дошкольного образования также ставит эту задачу. В самое ближайшее время появятся методические материалы, которые помогут педагогам успешно решать эту задачу – они уже в разработке.

Однако в российских детских садах обычно работают люди, подготовленные по устаревшей модели или вообще не имеющие профессиональной подготовки. Социальный статус профессии пока еще низок. Уровень зарплат дошкольных педагогов, которые являются самыми низкими в образовании, никак не соответствует самой высокой ответственности за судьбу ребенка. При выборе профессии дошкольных педагогов в наибольшей степени действует «принцип двойного негативного отбора» – в педагогический колледж часто поступают выпускники школ, которые не обладают высокими профессиональными амбициями, а работать воспитателями идут выпускники колледжей, не сумевшие устроиться на  другую работу. Недавнее повышение зарплат недостаточно изменило ситуацию, поскольку, с одной стороны, не было связано с качеством работы воспитателей, а с другой, коснулось только воспитателей, а не их помощников и административного штата.

В последние несколько лет в системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе. При этом под  подготовкой к школе обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в   школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие, к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов.

Хорошо известно, что для развивающего дошкольного образования, подготовка к школе не должна выступать в качестве изолированной задачи. Школьная готовность – естественное следствие дошкольного образования, которое сориентировано на каждого ребенка. Если ребенок развивается в соответствии с законами возраста и осваивает все деятельности и культурные практики, которые соответствуют возрасту – в индивидуальном темпе и по индивидуальной траектории, – результатом становится его желание и умение учиться дальше, которые представляют собой настоящую школьную готовность.  

Ложно понятая «подготовка к школе» приводит к заорганизованности жизни ребенка в саду, вытесняет самостоятельную игру детей, которая, по мнению ведущих психологов мира – главный фактор развития ребенка. Игра становится чем-то необязательным, возникающим по «остаточному» принципу, если останется время от занятий.

Слияние детских садов со школами, которое представляет собой новую тенденцию в сфере дошкольного образования и объясняется чаще всего стремлением к экономии, существенно ухудшает условия развития детей. Образованием маленьких детей начинают заниматься педагоги и администраторы, не подготовленные к такой работе, не понимающие специфику дошкольного детства и применяющие «школьные» методы обучения.

В то же время, например, в Дании, существуют игровые комнаты, в которые взрослым входить не разрешается, чтобы они не нарушали спонтанной игры детей. Исследования ОЭСР убедительно показывают, что главные приоритеты дошкольного воспитания в скандинавских странах, такие как воспитание способности к инициативному действию, к взаимодействию между детьми, недопущение какого-либо насилия над ребенком (главная задача – чтобы ребенку было хорошо), здоровое питание, закаливание приводят к тому, что дети оказываются вполне готовыми к обучению в школе. Более того, именно эти страны оказываются наиболее успешными в международных исследованиях школьных достижений учащихся (PISA).

Родителей существенно меньше волнует роль дошкольных организаций в подготовке детей к школе, чем это представляется руководителям органов управления образованием и даже педагогам детских садов и школ, которые часто считают подготовку к школе самой важной задачей детского сада. По данным исследования, проведенного педагогами МППГУ и МВСШЭН, приоритетами родителей являются психологический комфорт и безопасность детей в детском саду, их здоровье, здоровое питание (правильная диета), ранняя диагностика и по возможности коррекция проблем развития. Последний показатель особенно важен – проблемы, обнаруженные в возрасте до 3-х лет в 50% случаев можно полностью компенсировать до прихода в школу (это показывает опыт Самарской области), в то время как в более позднем возрасте полная компенсация либо невозможна, либо требует больших усилий.

Большую проблему представляет закрытость детского сада. Семья очень важный ресурс для дошкольного образования, поскольку ребенок в этом возрасте тесно с ней связан. Но родители, как правило, слабо информированы о содержании образования ребенка в российском детском саду и почти не могут на него повлиять. Отрыв от семьи ведет к множеству плохих последствий как для самого ребенка (неврозы, синдром «брошенности», виктимность, выученная беспомощность и т.п.), так и собственно для системы образования: педагоги зачастую борются с родителями вместо того, чтобы делать их союзниками. Необходимо учитывать опыт лучших детских садов страны, где семья плотно и весьма успешно вовлекается в образовательный процесс.

Быстро растет интерес родителей к дополнительным услугам в сфере дошкольного образования, причем проблема доступности этих сервисов и информации о них стоит очень остро. Чаще всего в услугах ранней диагностики нуждаются малообеспеченные семьи, при этом они не располагают ни информацией, ни реальными возможностями получения таких услуг. Услуги ранней диагностики позволяют не только выявить проблему здоровья, но и вовремя ее скорректировать, ведь если проблема выявлена уже в школьном возрасте, скорректировать ее чаще всего полностью не удается.

Появление в России инклюзивных детских садиков, где обучаются и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, можно оценить, как удачное и успешное начинание. Таких садиков пока немного, даже в больших городах их единицы, но штат преподавателей, которые там работают, высокопрофессионален, и не случайно в такие сады стоят очереди, причем не только из детей с ОВЗ. Там уважительно и внимательно общаются с каждым ребенком, учат детей общаться друг с другом без обид и конфликтов. Опыт таких садов стоит распространить на всю систему, но при этом ни в коем случае нельзя форсировать их распространение, пока не будут подготовлены квалифицированные кадры.

Остро стоит в России проблема оценки качества дошкольного образования. В основе этой проблемы лежит уже упомянутая тенденция к унификации образования. Ведомственный контроль и надзор чаще всего не имеет отношения к  оценке собственно качества дошкольного образования, а лишь выполняет функцию надзора, вынуждая педагогов и администрацию сада следовать некоторым формально писаным правилам организации своей работы, постоянно отчитываясь в каждом своем шаге. На уровне регионов применяются механизмы мелочного тотального контроля за действиями педагогов, т.е. – прямого вмешательства в профессиональные действия воспитателя со стороны чиновников. Разрушается процесс образовательного взаимодействия между педагогом и детьми. Все увеличивающиеся горы бумаг и прочих директив сверху – следствие этого процесса.

Оценка качества образования играет большую роль в реальном улучшении работы образовательных систем. В российском дошкольном образовании пока не сложилось внятного представления о том, какое же образование мы готовы считать качественным. В последних нормативных документах, в особенности, в   Федеральных стандартах дошкольного образования, намечены основания для постановки главных задач сферы, что дает возможность построить прозрачную систему оценки его качества. Главной задачей дошкольного образования определено создание психолого-педагогических условий для развития интеллекта ребенка, его позитивной социализации и индивидуализации, охраны и укрепления его здоровья, обеспечения его эмоционального благополучия. Стандарт конкретизирует требования к таким условиям и позволяет их оценить.

Важно привлечь родителей к оценке качества дошкольного образования. Сейчас если их и привлекают к оцениванию, то чаще всего посредством заполнения анкет, которое обычно происходит формально. Данные международных исследований убедительно показывают, что родители должны играть важную роль в  оценке качества услуг, предлагаемых детям. Эффективная многопозиционная оценка качества дошкольного образования должна быть построена на принципах демократии, равенства образовательных возможностей, свободы и эмансипации детей, солидарности, подразумевающей сотрудничество и компромисс между педагогами и родителями.

  1. Приоритетные задачи развития дошкольного образования

Появление Федерального государственного стандарта дошкольного образования важный шаг в понимании его качества. Стандарт исходит из самоценности детства и призывает к уважению личности ребенка. Требования к программам и условиям дошкольного образования, которые в нем выдвигаются, учитывают данные современных исследований и дают основания для разработки новой системы оценки качества, прежде всего исходя из условий для   психологического комфорта, благополучия ребенка, становления у него социальных компетенций.

Уважение к ребенку и к его семье должно стать основным приоритетом системы дошкольного образования и именно этому необходимо учить будущего педагога. Он должен уметь обучать инициативному действию, общению, воспитывать самоуважение ребенка, стимулировать его интерес к другому, непохожему. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для самостоятельной игры детей, расширено пространство для инициативного действия. Сам облик помещений должен стимулировать возможности разнообразной деятельности ребенка и свидетельствовать об уважении к нему. Наличие, например, туалетов с дверцами – признак такого уважения.

Критически важно создавать условия для диверсификации системы дошкольного образования в России. В частности, необходимо способствовать развитию сети негосударственных дошкольных организаций, частного предпринимательства, большего участия общества в управлении и в оценке качества образования. Одним из первоочередных шагов должно стать изменение жестких ведомственных регуляций за счет снятия устаревших и неоправданных запретов, в том числе, касающиеся соблюдения противопожарной безопасности, затрудняющие размещение рисунков и поделок детей на стенах помещений детского сада.

Важнейшей задачей является вовлечение семьи в дошкольное образование. Умение выстроить подлинно партнерские отношения с родителями – важнейшая компетентность дошкольного педагога и залог успешного развития ребенка. Обучение молодых неопытных родителей, их консультативная поддержка, в том числе с помощью интернет-сервисов, прошедших оценку качества специалистами – важный вид услуг, позволяющих обеспечить поддержку развития детей в раннем возрасте.

Федеральный закон гарантирует дошкольное образование детям от двух месяцев. Важно, чтобы эта норма закона соблюдалась, причем в разнообразных формах, дающих возможность ранней диагностики и коррекции проблем развития.  Необходимо создавать централизованные службы сопровождения развития в регионах, которые, с одной стороны обеспечивали бы консультативную помощь семьям, а с другой стороны, с помощью специалистов (логопеды, психологи, др.) осуществляли бы коррекцию проблем развития детей, доводя их, насколько это возможно, до уровня развития, соответствующего возрастной норме.

Необходимо обеспечить формирование бюджета дошкольного образования из местных налогов на уровне муниципалитетов, предусмотрев ответственность субъекта федерации в случае их недостаточности. Муниципальные органы власти должны иметь реальные полномочия по управлению местными процессами образования маленьких детей.

Необходимо значительно увеличить число мест в дошкольных учреждениях, не увеличивая, а уменьшая наполняемость групп, постепенно сближая нормативы наполняемости с европейскими стандартами, и изменить структуру и объем бюджета, с тем, чтобы ввести этот уровень образования в конкурентную среду (конкуренция за ребенка).

Для этого уместно, хотя бы на уровне субъектов федерации, где проблемы охвата решаются более эффективно (Москва, Белгородская область, некоторые Северные регионы) ввести нормы соотношения количества детей на одного взрослого, увеличивающиеся с ростом возраста воспитанников.

Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии профессиональных кадров – вначале следует предусмотреть обязательное и качественное среднее профессиональное образование для воспитателей, и профессиональную подготовку для администрации дошкольных учреждений. Что касается дальнейшего повышения зарплат в этом секторе, то целесообразно было бы повышать их в первую очередь тем работникам, которые прошли качественную подготовку или переподготовку и могут продемонстрировать новые компетентности, необходимые для успешной работы в рамках нового стандарта.

Чтобы новый Федеральный стандарт заработал, федеральные органы должны предусмотреть курсы повышения квалификации для всех работников. На них нужно не читать лекции о должном, а учить поведению и техникам, умению наблюдать и вмешиваться без насилия над личностью ребенка. Подготовка тренеров для таких курсов – одна из первоочередных задач.

Участие в международных исследованиях, которые стартуют сейчас сразу в нескольких международных организациях, позволит России отслеживать свой прогресс в области дошкольного образования и сравнивать свои достижения с другими. Важно поэтому, чтобы государственные органы рассматривали подобные исследования не как результаты соревнований с другими странами, а как ресурс развития, и оказывали им поддержку.

Автор статьи:

Ленская Елена Анатольевна - кандидат педагогических наук, декан факультета менеджмента в сфере образовании Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Юдина Елена Георгиевна - заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук. 

Материал подготовлен: 2013 г

Список использованных источников: -

Комментарии