О ПОВЫШЕНИИ МОБИЛЬНОСТИ ГРАЖДАН ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА

Комментарии · 1296 Просмотры

(НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ)

Актуальность проблематики повышения мобильности граждан трудоспособного возраста в современных условиях российского общества обусловлена рядом причин. Во-первых, трансформация современного общества влияет на социальную мобильность каждого человека.  Во-вторых,   невозможно не  учитывать широкомасштабные  изменения всех социальных институтов и не  обращать внимания на современные процессы, охватившие социальную жизнь, в том числе рынок труда. Это касается и проблем, связанных с возрастанием сложности процессов глобализации, их региональной специфики и исключительной роли выбора каждого человека. Вместе с тем глобальные технологические изменения в современной экономике обуславливают необходимость в массовых профессиональных перемещениях из одной части страны в другую, из одной отрасли в другую, частую смену специальностей, повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

 Как следствие, в изменившейся социально-экономической ситуации существует необходимость разработки концептуальной модели мобильности граждан трудоспособного возраста, учитывающей региональные условия и особенности рынка труда. Это позволит системно решать задачи повышения эффективности использования трудовых ресурсов, уменьшения  структурной безработицы и снижение ее продолжительности в трудоизбыточных регионах и населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики. При этом отсутствие вакансий по имеющейся профессии (специальности) на рынке труда субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, не должно препятствовать ему  в реализации права на труд, на его достойную оплату.

По данным Росстата общая безработица в Российской Федерации, рассчитанная по методологии Международной организации труда, в 2013 году составила 5,5% экономически активного населения страны. Численность экономически активного населения в 2013 году составляла в среднем за месяц 75,5 миллионов человек, среди которых безработными были 4,1 миллиона человек, что на 0,2% больше по отношению к соответствующему периоду 2012 года, отмечается в докладе. По данным ведомства, численность безработных, зарегистрированных в службах занятости населения, в 2013 году составляла в среднем за месяц 1 миллион человек, или 1,3%. [1]

Однако  «несмотря на относительно благополучное положение на рынке труда в целом по России, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, где этот показатель в 1,5 и более раза превышает среднее значение по Российской Федерации. Одна из причин сохранения локализации региональных рынков труда – низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию трудовых ресурсов». [2] Отрадно, что актуальность проблемы осознается и на высшем политическом уровне и определена задачей, поставленной Президентом Российской Федерации, в срок до 1 мая 2014 года «разработать и утвердить план мероприятий по повышению мобильности граждан трудоспособного возраста, предусмотрев создание общероссийской базы вакансий и развитие рынка арендного жилья». [3]

В целях повышения трудовой мобильности российских граждан необходимо совершенствовать механизм оказания государственной поддержки безработным гражданам, желающим переехать с целью трудоустройства в другую местность, на основе:

  • принципа дифференцированной государственной поддержки в зависимости от территории вселения. При этом наиболее значительный размер государственной поддержки предлагается устанавливать в стратегически важных, приграничных регионах Российской Федерации и регионах, испытывающих наибольшую потребность в трудовых ресурсах;
  • установления единого механизма финансирования расходов безработных граждан в связи с направлением их на работу или профессиональное обучение в  другую местность за счет средств, предусмотренных в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения. Так, по расчетам Минтруда России для переселения избыточной рабочей силы из моногородов на Дальний Восток необходимы серьезные меры поддержки, которые составляют 400 тыс. рублей на человека, с тем, чтобы он мог обустроиться на новом месте своего жительства [4];
  • адресности государственной поддержки безработных граждан, стимулирующей их желание переехать с целью трудоустройства в другой регион;
  • разграничения видов расходов, подлежащих финансированию, при  переезде безработных граждан, переселении безработных граждан и членов их семей для работы в другой местности или при направлении органами службы занятости безработных граждан на профессиональное обучение в другой местности;
  • увеличения размера финансовой поддержки, в том числе за счет выплаты единовременного денежного пособия.

Выработка и реализация обоснованной государственной политики повышения трудовой мобильности является эффективным инструментом  регулирования потоков переезжающих и стимулирования переезда граждан в территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов. Остро нуждающимися в притоке населения являются приграничные и стратегически важные для России регионы Дальневосточного федерального округа, где сохраняется устойчивая тенденция снижения численности постоянного населения. Эта тенденция характерна для всех субъектов округа и обусловлена как естественной убылью населения, так и миграцией. Макрорегион покидают, прежде всего, люди трудоспособного возраста и высокой квалификации, и их доля, в общей численности выехавших за пределы   ежегодно возрастает. Как следствие, остро ощущается недостаток квалифицированных кадров по отраслям и профессиям.

На фоне сложной демографической ситуации сохраняется тенденция увеличения количества иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих на территории Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО, Дальний Восток). За последние четыре года в округе прослеживается тенденция роста числа мигрантов, прибывающих с целью осуществления трудовой деятельности.

Устойчивая тенденция к увеличению числа мигрантов с 2007 года   отмечается из государств Средней Азии (бывших республик СССР), ходатайствующих о выдаче разрешения на временное проживание. При этом качественные характеристики мигрантов ухудшаются. Большинство молодых людей из этих государств не имеют никакой специальности и стажа работы, не владеют или слабо владеют русским языком, выросли и сформировались в период экономической нестабильности и межнациональных конфликтов в государствах своего проживания. Большинство из них стремятся закрепиться в регионе и приобрести гражданство Российской Федерации. В 2013 году (9 месяцев) выдано всего 42 разрешения на   работу в крае высококвалифицированным специалистам. Как следствие, в   Дальневосточном федеральном округе обозначилась тенденция постепенной смены коренного русскоязычного населения округа приезжими малообразованными мигрантами, и ее темпы в дальнейшем будут увеличиваться. 

Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности у граждан Российской Федерации реализуется на основании патента.  Общее количество оформленных разрешительных документов, дающих иностранным гражданам право осуществлять трудовую деятельность на территории   региона, за последние пять лет возросло на 62%. При этом следует отметить существенный экономический эффект от выдачи патентов иностранным гражданам для работы у физических лиц. Только в  2012 году в региональные бюджеты поступило в качестве налога в виде фиксированного авансового платежа  почти 367 млн рублей.

Однако отсутствие обязанности физического лица уведомлять о привлечении иностранного гражданина с патентом затрудняет контрольно-надзорные функции   федеральной миграционной службы.

В современных условиях основным регулятором численности привлекаемой в Россию иностранной рабочей силы служит механизм квотирования.  Он призван,  в  первую очередь, обеспечить внеочередное право на труд коренным жителям – гражданам Российской Федерации. Однако адекватно отразить в квотах реальную потребность экономики и социальной сферы  российских регионов в работниках-мигрантах пока не удается. Квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам из года в год не исполняются. Так, в 2011 году квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам по субъектам Российской Федерации, расположенным в Дальневосточном федеральном округе, составила более 126 тыс. разрешений, а ее использование – лишь 66,6%. В 2012 году квота была исчерпана на 74%. При этом размер квоты был снижен на 7%. Однако за 9 месяцев 2013 года квоты были  исполнены лишь на 55%.

Это свидетельствует о том, что механизм квотирования недостаточно эффективен и не отвечает современным требованиям региональной экономики. Система формирования предварительных заявок работодателей ориентирована лишь на крупные предприятия с отсутствием выраженной сезонности производства. Малому и среднему бизнесу крайне сложно прогнозировать спрос на работников заранее, более чем за полгода. Как следствие, заявленные им потребности привлечения иностранных работников зачастую остаются нереализованными. Более того, процедура не позволяет принять участие в заявочной компании организациям, ставшим на налоговый учет в субъекте после окончания срока подачи заявок, но нуждающимся, в силу специфики экономической деятельности, в привлечении иностранной рабочей силы. В конечном счете, отсутствие действенного механизма квотирования, «неповоротливость» существующей системы становится одной из причин незаконной трудовой миграции.

Концептуальные предложения по привлечению квалифицированных специалистов для работы в Дальневосточном федеральном округе, а также совершенствованию миграционной политики

Базисные элементы системы привлечения и закрепления населения на Дальнем Востоке

Новая система стимулирования процессов привлечения и закрепления населения на Дальнем Востоке должна быть комплексной, в равной степени учитывать интересы граждан, уже проживающих на Дальнем Востоке, и граждан, прибывающих на постоянное место жительства в регион, и основываться на следующих основных направлениях.

  • Рост экономики региона:
  • привлечение инвестиций;
  • развитие высокоэффективных видов экономической деятельности и организаций, обеспечивающих более высокий уровень заработной платы по сравнению с центральными районами России;
  • создание новых высокоэффективных рабочих мест в приоритетных видах экономической деятельности;
  • формирование зон интенсивного инновационного развития;
  • повышение уровня занятости населения и снижение безработицы;
  • повышение качества рабочей силы;
  • развитие малого и среднего предпринимательства;
  • снижение тарифов (транспортных, коммунальных) и др.
    • Развитие инфраструктуры, повышение качества и комфортности жизни:
  • улучшение транспортной доступности;
  • расширение рекреационного потенциала региона, оплата проезда дальневосточников к местам проведения отпусков и санаторно-курортного лечения;
  • формирование современных систем связи;
  • повышение доступности жилья;
  • активизацию программ строительства жилья, в том числе путем введения многообразных форм их льготного кредитования, выделения бесплатных земельных участков для индивидуального и кооперативного жилищного строительства и т.д.;
  • развитие и увеличение государственного сектора жилья,
  • находящегося в ведении муниципальных органов управления;
  • разработку механизмов оказания помощи в приобретении благоустроенного жилья через систему ипотечного кредитования;
  • создание современной, престижной системы образования на основе увеличивающегося бюджетного финансирования;
  • развитие системы непрерывного профессионального обучения, включая развитие внутрифирменного обучения;
  • развитие сети учреждений культуры и науки, призванных удовлетворять потребности человека;
  • формирование достаточной (по объему, набору услуг и их качеству) социальной инфраструктуры в местах постоянного проживания населения;
  • организация трудоустройства и обеспечение жильем демобилизованных из рядов Вооруженных сил и др.

Разработать и утвердить план мероприятий по повышению мобильности граждан трудоспособного возраста, предусмотрев создание общероссийской базы вакансий и развитие рынка арендного жилья.

  • Совершенствование вопросов миграционной политики (в рамках Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г. [5]):
  • совершенствование нормативной правовой базы, позволяющей регулировать длительность пребывания иностранной рабочей силы в России, ответственность предприятий, привлекающих иностранную рабочую силу, за предоставление нормальных условий труда и быта иностранным трудовым мигрантам;
  • содействие увеличению притока рабочей силы (содействие в строительстве общежитий, недорогих гостиниц, временных поселков для трудовых мигрантов);
  • содействие увеличению численности населения в рамках реализации субъектами Российской Федерации региональных программ по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
  • совершенствование механизмов сбора и распространения информации, мониторинга, квотирования и регулирования потоков иностранной рабочей силы (по странам прибытия, отраслям использования, длительности пребывания);
  • внедрение механизмов легализации отдельных категорий мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в России;
  • обеспечение привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками;
  • обеспечение привлечения требуемой численности работников необходимой квалификации для реализации инвестиционных проектов;
  • разработка и утверждение государственной концепции привлечения иностранного населения для постоянного проживания на Дальнем Востоке;
  • предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, предусмотрев ограничение действия патента на осуществление трудовой деятельности территорией одного субъекта Российской Федерации.

Привлечение населения из других регионов России и зарубежных стран на Дальний Восток

Удовлетворение потребности в рабочей силе в значительной мере и в первую очередь должно осуществляться за счет проживающего на Дальнем Востоке населения, адаптированного к местным условиям. Тем не менее, для возрождения и развития экономики регион не сможет обойтись без дополнительного привлечения кадров.

Население Дальнего Востока стареет, и миграция может положительно повлиять не только на увеличение численности работающих, но и на демографические и профессиональные характеристики.

В целях привлечения квалифицированных специалистов для работы в Дальневосточный федеральный округ целесообразно:

  • содействовать трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на предприятиях регионов Дальнего Востока;
  • развивать систему стажировок выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, проживающих в трудоизбыточных регионах Российской Федерации, на предприятиях и в организациях трудонедостаточных регионов Дальнего Востока с последующим их трудоустройством на данных предприятиях;
  • ориентировать профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования при подготовке выпускников на потребность рынка труда трудонедостаточных территорий Дальнего Востока;
  • совершенствовать региональные и межрегиональные системы обмена информацией о возможностях переселения и трудоустройства в регионах Дальнего Востока с целью повышения информированности российских граждан о таких возможностях, в том числе путем направления сведений о вакансиях на предприятиях и в организациях регионов Дальнего Востока в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
  • устанавливать молодым специалистам, трудоустроившимся в организации, находящиеся на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, меры материальной поддержки;
  • предусмотреть в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации более высокие размеры единовременного пособия, выплачиваемого безработным гражданам и членам их семей, при переселении для трудоустройства в   субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа;
  • совершенствовать организацию потоков трудовых мигрантов, создавать благоприятные условия их труда, максимально содействуя их социальной адаптации.

Предложения в миграционное законодательство

В целях упрощения процедуры прибытия и трудоустройства мигрантов, необходимы соответствующие изменения в миграционное и налоговое законодательство, позволяющие, не только упростить приглашение и получение разрешения на работу квалифицированных специалистов сверх установленной квоты, наиболее нуждающихся хозяйствующих субъектов реализующих приоритетные проекты на Дальнем Востоке, но и  повысить эффективность решения проблем внешней трудовой миграции.  Во-первых, сохраняются проблемы по осуществлению контроля за пребыванием и осуществлением трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших патент. Срок действия патента продлевается автоматически путем уплаты налога на физических лиц, при этом обращение в территориальный орган федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В этой связи возникают трудности в осуществлении контроля за законностью пребывания граждан данной категории, и с учетом поступательного увеличения их количества, процесс все более осложняется. Между тем, система мониторинга и контроля иностранных граждан, работающих у физических лиц, отсутствует.

Кроме того, на основании сведений, предоставляемых иностранными гражданами при оформлении новых патентов, некоторые из них находят работу не у физических лиц, а у работодателей, которые не имеют квот на привлечение иностранных работников, либо сознательно нелегально используют иностранную рабочую силу, уходя от уплаты налогов.

Основными отраслями, в которые нелегально привлекаются иностранные граждане, получившие патент для работы у физических лиц, являются сфера торговли и общественного питания (грузчики, продавцы, официанты), а также жилищно-коммунального хозяйства (дворники, строители-ремонтники, уборщики помещений). Процедуры получения квоты оказались настолько сложными и неэффективными, что фактически выталкивают мигрантов и работодателей, нанимающих иностранных работников, за пределы правового поля.

Следует отметить, что российское законодательство, регулирующее процедуру оформления и выдачи патентов, не содержит положения об обязанности иностранного гражданина представлять медицинские документы об отсутствии опасных заболеваний. В то же время некоторые иностранцы из числа тех, кому было отказано в выдаче разрешения на работу в связи с выявлением таких заболеваний, имеют возможность беспрепятственно оформить патент и оставаться на территории Российской Федерации на законных основаниях, что крайне негативно может повлиять на санитарно-эпидемиологическую обстановку в регионе. В этой связи, считаем необходимым обязать иностранных граждан, желающих получить патент на  работу, проходить медицинское обследование на предмет выявления опасных заболеваний.

Во-вторых, необходимо модернизировать систему квотирования, как  минимум, передав право утверждения сводных заявок, а также проведения корректировок размера квоты на уровень органов власти субъекта Российской Федерации. Это позволит минимизировать главный недостаток существующего порядка – длительность процесса формирования квоты, а также ее корректировки (перераспределения).

В целях повышения эффективности привлечения иностранной рабочей силы целесообразно создать единую электронную базу кадровых агентств, осуществляющих деятельность на территориях государств ближнего и дальнего зарубежья, для налаживания организованного привлечения из этих стран в субъекты Российской Федерации трудовых мигрантов, имеющих специальности, востребованные на региональном рынке труда.

Приоритетные сценарии набора и привлекаемые контингенты граждан:

  • строительство жилья для пенсионеров-военнослужащих и привлечение их на работу в ДФО;
  • предоставление выпускникам дальневосточных вузов, получившим образование по востребованным специальностям, возможности получения отсрочки от призыва, обеспечение рабочим местом со средней заработной платой и содействие в решении вопроса с жильем;
  • программа переселения молодых семей на выгодных условиях с предоставлением рабочих мест и жилья (доступная ипотека), в первую очередь выпускников системы профобразования.

Правовое сопровождение реализации концептуальных предложений по привлечению квалифицированных специалистов для работы в Дальневосточном федеральном округе, а также совершенствованию миграционной политики

В целях обеспечения правового сопровождения реализации концептуальных предложений по привлечению квалифицированных специалистов для работы в Дальневосточном федеральном округе, а также совершенствованию миграционной политики необходимо будет принять новые и внести изменения в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе:

  • Проект постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на возмещение части затрат в связи с предоставлением гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, ипотечного кредита и полного субсидирования процентной ставки».

  Предоставление из федерального и региональных бюджетов социальных выплат на компенсацию оплаты в полном объеме первоначального взноса, но не более 30% стоимости ипотечного кредита, позволит увеличить доступность ипотечного кредитования для всех жителей Дальнего Востока. В настоящее время такие преференции в меньших размерах предоставляются отдельным категориям граждан Российской Федерации.

  • Внесение изменений в Государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2149-р [6], предусмотрев следующие мероприятия:
  • организацию опережающего профессионального обучения и реализацию дополнительных профессиональных программ в форме стажировки, в том числе за рубежом, работников основного персонала организаций производственной сферы и сельского хозяйства, расположенных на Дальнем Востоке, осуществляющих техническую и технологическую модернизацию производства;
  • организацию профессионального обучения и реализацию дополнительных профессиональных программ в форме стажировки, в том числе за  рубежом, граждан, в том числе проживающих в других субъектах Российской Федерации, с целью последующего гарантированного трудоустройства в организации Дальнего Востока, реализующие инвестиционные программы;
  • аттестацию граждан, проживающих на Дальнем Востоке, для получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию по профессиям рабочих в ресурсных центрах, учебных центрах профессиональных квалификаций (многофункциональных центрах прикладных квалификаций).
  • развитие центров сертификации персонала на Дальнем Востоке;
  • переезд граждан в другую местность для замещения рабочих мест в организациях Дальнего Востока.
  • Обеспечение развития социальной инфраструктуры и гарантированное обеспечение граждан, переезжающих с целью трудоустройства, местами в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, квалифицированным медицинским обслуживанием и прочими социальными услугами.
  • Двукратное увеличение размеров материнского капитала для ряда территорий Дальневосточного федерального округа в части возможности использования материнского капитала для целей погашения ипотечного кредита.
  • Введение дополнительных льгот при строительстве жилья для военных пенсионеров приобретающих его на территории ДФО.
  • Формирование фонда арендного жилья в субъектах Дальневосточного федерального округа за счет средств федерального бюджета, помещений для центров временного размещения мигрантов.
  • Разработка дополнительных мер по ликвидации аварийного и ветхого жилья.
  • Создание Агентства по развитию человеческого капитала ДФО, обеспечивающего трудовыми ресурсами экспортные территории опережающего развития.
  • Создание бизнес-школы для высшего менеджмента как филиал «Сколково» на базе Дальневосточного федерального университета.
  • Модернизация системы профессионального образования в соответствии с международными стандартами, в том числе стандартами WorldSkills International и в соответствии с потребностями развивающихся предприятий в экспортных территориях опережающего развития Дальневосточного федерального округа.
  • Развитие дуального профессионального образования в приоритетных отраслях в Дальневосточного федерального округа – производство автомобильных компонентов, пищевая промышленность, рыбопереработка, деревообрабатывающая промышленность, включая производство мебели, производство строительных материалов.
  • Адресная поддержка организаций, осуществляющих техническую и технологическую модернизацию и реализующих инвестиционные программы в Дальневосточном федеральном округе, в части государственного обеспечения аттестации и сертификации.
  • Установление квоты для Дальневосточного федерального округа в разрабатываемой Минобрнауки России программе, направленной на подготовку научных, педагогических, медицинских работников, инженерных кадров, а также специалистов в области управления образованием и здравоохранением в иностранных образовательных организациях по специальностям и направлениям подготовки, по которым обучение в образовательных организациях Российской Федерации не осуществляется, либо качество подготовки не соответствует мировому уровню, и их трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией в российские организации (в связи с проектом указа Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации»).
  • Дополнение перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, на которые квота не распространяется в соответствии с ежегодным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются» [7], врачами узких специализаций.
  • Обеспечение внеквотного привлечения иностранной рабочей силы в следующих приоритетных отраслях – производство автомобильных компонентов, пищевая промышленность, рыбопереработка, деревообрабатывающая промышленность, включая производство мебели, производство строительных материалов для работодателей Дальневосточного федерального округа.
  • Внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» [8] в части снятия возрастного ценза и ограничения сроков при выделении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на обеспечение круглогодичных пассажирских перевозок жителей Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. В настоящее время право льготного пролета (с апреля по октябрь) имеют 57% дальневосточников, как правило, нетрудоспособного возраста.
  • Для повышения интереса соотечественников к переезду в ДФО следует рассмотреть вопрос о выплате «единовременных пособий» из бюджета субъекта Российской Федерации для отдельных категорий переселенцев из числа востребованных квалифицированных специалистов.
  • Учитывая необходимость стимулирования переезда квалифицированных специалистов в Дальневосточный федеральный округ предложить субъектам Российской Федерации, входящим в Дальневосточный федеральный округ, представить в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока анализ практики работы по оказанию содействия переселенцам по проблемам жилищного обустройства, трудоустройства и социальной поддержки и при   необходимости подготовить в установленном порядке предложения по  совершенствованию региональных программ переселения на указанных направлениях до 1 марта 2014 года.

Дополнительные изменения в законодательные и иные нормативно-правовые акты:

  • В Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие увеличение размеров районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате гражданам, работающих на территории Дальнего Востока, за счет федерального бюджета, а также установление работающим гражданам дополнительного отпуска до 30 дней.

Это позволит увеличить зарплаты дальневосточников до 50% выше, чем в   среднем по Российской Федерации. Позволит в среднем увеличить дополнительный отпуск работающим дальневосточникам в 2 раза (в настоящее время дополнительный отпуск на Дальнем Востоке составляет от 8 до 24 дня).

  • В постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» [9] в части установления федерального стандарта максимальной доступной доли собственных доходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 5% для  жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, 10% для жителей других районов Дальнего Востока.

Это позволит в среднем сократить расходы домохозяйств (среднестатистическая семья из трех человек) на коммунальные услуги в районах Крайнего Севера на 70%, в остальных районах Дальнего Востокана 55%.

  • В Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [10], предусматривающие выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), проживающей на территории Дальнего Востока, процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы.

Это позволит в среднем по округу молодым людям, впервые поступающим на работу, получать с первого дня на 13 тыс. рублей (или 40%) больше, чем они получают в настоящее время.

  • В Земельный кодекс Российской Федерации в части установления порядка бесплатного предоставления земельных участков во всех населенных пунктах Дальнего Востока, за исключением административных центров субъектов Российской Федерации, для всех видов жилищного строительства.

Это позволит вовлечь в экономический оборот не используемые, но  востребованные в сельской местности и пригородах земельные участки, увеличить объемы индивидуального жилищного строительства, обеспечить формирование доступного жилья на Дальнем Востоке (в настоящее время бесплатно земельные участки предоставляются многодетным семьям).

  • В подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее – подпрограмма) [11]:

5.1)     В Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования:

5.1.1)  Дополнить пунктом 6.1 следующего содержания: «В целях предоставления приоритетной государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей Дальнего Востока и Байкальского региона (далее – макрорегион) ввести понятие «молодая семья, проживающая на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе».

5.1.2)  Дополнить пункт 10 в части установления для молодых семей, проживающих в макрорегионе, следующих размеров социальных выплат:

  • 50% расчетной (средней) стоимости жилья – для молодых семей, неимеющих детей;
  • 55% расчетной (средней) стоимости жилья – для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих изодного молодого родителя и одного и более ребенка.

5.1.3)  Дополнить пунктом 10.2, предусматривающим предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы, проживающим макрорегионе, дополнительной социальной выплаты на полное погашение остатка основного долга по жилищному (ипотечному) кредиту, оформленному на строительство (приобретение) жилого помещения, при рождении (усыновлении, удочерении) третьего ребенка или последующих детей.

5.1.4)  Исключить из подпункта е) пункта 2 слова «полученным до 1 января 2011 г.».

5.1.5)  Исключить из второго предложения пункта 11 слова: «но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации».

5.2)     Увеличить на 30% субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации макрорегиона на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в рамках подпрограммы.

5.3)     В Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации Дальнего макрорегиона на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья подпрограммы в части увеличения доли ф

Комментарии