О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГУ ПРОГРАММ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩ

Комментарии · 1020 Просмотры

Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ведет мониторинг реализации субъектами Российской Федерации

Согласно приказу Минстроя России от 25 апреля 2014 года № 205/пр. Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) ведет мониторинг реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по результатам которого подготовлена настоящая аналитическая справка [1].

Необходимо особо отметить, что до настоящего времени не начата реализация программ переселения в Еврейской автономной области (не обращалась в Фонд с заявками на предоставление финансовой поддержки при наличии аварийного жилья). Без участия средств Фонда реализуют программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда город федерального значения Москва, город федерального значения Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ.

Результаты мониторинга формирования субъектами Российской Федерации земельных участков, необходимых для строительства домов, в том числе домов, в которых будут приобретены жилые помещения (за исключением приобретенных на вторичном рынке) на весь период реализации программ переселения до 2017 года показывают, что в целом по Российской Федерации необходимо обеспечить земельными участками 11 316,54 тыс. кв. метров жилых помещений. На дату отчета земельными участками обеспечено строительство жилых помещений общей площадью 7 482,84 тыс. кв. метров, что составляет 66,1%. Республика Карелия, Республика Алтай, Саратовская область имеют низкий показатель обеспечения строительства земельными участками. Ульяновская область имеет нулевой показатель обеспечения строительства земельными участками.

В 2014 году в целом по Российской Федерации заключены контракты на строительство или приобретение жилых помещений в строящихся домах общей площадью 3 672,04 тыс. кв. метров, что составляет 64,2% от общей площади необходимых жилых помещений (5 723,95 тыс. кв. метров) в рамках реализации этапов 2013-2014 годов и 2014-2015 годов.

14 субъектов Российской Федерации заключили контракты в полном объеме (100% от запланированной площади). Нулевые показатели по объему заключенных контрактов зафиксированы в Карачаево-Черкесской Республике и Ульяновской области.

В 2014 году всего по Российской Федерации по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда введено в эксплуатацию, в том числе оформлено в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 1 410,79 тыс. кв. метров жилых помещений.

Высокие темпы реализации программ переселения демонстрируют следующие субъекты Российской Федерации: город федерального значения Санкт-Петербург, Тамбовская область, Кабардино-Балкарская Республика, Смоленская область, Рязанская область, Псковская область, Республика Марий Эл, Ханты-Мансийский автономный округ, Новосибирская область Краснодарский край.

Особое внимание при проведении контрольных мероприятий необходимо уделить следующим субъектам Российской Федерации: Республика Коми, Республика Калмыкия, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Ульяновская область, Забайкальский край, Республика Дагестан, Чукотский автономный округ.

В процессе мониторинга выявлен ряд проблем и предприняты меры по их разрешению.

  • В течение 2014 года в Фонд и Минстрой России поступило большое количество обращений субъектов Российской Федерации о выявлении ими технических погрешностей, неточностей или неполноты в ранее представленных согласно части 6 статьи 17 Федерального закона 185-ФЗ сведениях об общей площади аварийного жилищного фонда.

Наибольшие изменения в ранее представленных сведениях об общей площади аварийного жилищного фонда выявлены в Республике Дагестан, Иркутской области, Московской области.

В этой связи Фондом подготовлен комплект документов, который направлен на утверждение в Минстрой России письмом от 11 сентября 2014 года № ОР-03/696 с просьбой дать поручение субъектам Российской Федерации представить в срок до 1 октября 2014 года уточненные сведения о многоквартирных домах, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации с приложением первичной документации, подтверждающей внесение изменений в представленные ранее сведения об общей площади аварийного жилищного фонда, а также пояснительной записки с указанием причин внесения изменений за подписью высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). До настоящего времени поручение субъектам Российской Федерации Минстроем России не дано.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2013 г. № 147 уточнение сведений об общей площади аварийного жилищного фонда в сторону уменьшения потребует уточнения суммы средств, направляемых на увеличение лимитов средств финансовой поддержки субъекта Российской Федерации из средств Фонда на реализацию программы переселения, а также уточнения целевых показателей реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р [2].

  • Проблемы, связанные с качеством планирования программ переселения на уровне субъектов Российской Федерации.

В целях повышения качества планирования, усиления контроля
за реализацией программ переселения, установления конкретных сроков реализации ее основных этапов и мероприятий в соответствии с пунктом 11 Комплекса мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено ежегодное согласование графиков реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации, в том числе сроков предоставления земельных участков, подготовки проектной документации, строительства многоквартирных домов и приобретения жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

По результатам проведенного анализа в ряде субъектов Российской Федерации выявлена необоснованно высокая стоимость одного квадратного метра приобретаемых жилых помещений.

  • С 1 по 3 октября 2014 года в городах Суздале и Владимире Владимирской области состоялось Всероссийское совещание по вопросам управления жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных условий проживания граждан, в ходе которого обсуждались проблемы и перспективы реализации задач по переселению граждан из аварийного жилищного фонда [3]. На данном мероприятии присутствовал и выступил директор центра развития ЖКХ РАНХиГС – Богомольный Е.И.

По результатам совещания были приняты решения о рассмотрении возможности ограничения стоимости одного квадратного метра приобретаемых жилых помещений и об обеспечении субъектами Российской Федерации контроля за таким ограничением.

Также на Всероссийском совещании были приняты решения об обеспечении субъектами Российской Федерации своевременного представления графиков реализации программ переселения, а также контроля за соответствием графиков параметрам программы переселения, целевым показателям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1743 [4], о необходимости проведения разъяснительной работы с муниципальными образованиями по вопросам нормирования сроков объявления конкурсов на приобретение жилых помещений, допустимых сроков исполнения заключенных контрактов раздельно по видам контрактов с учетом типовых контрактов согласно методическим рекомендациям, разработанным Фондом, об обеспечении соблюдения законных прав граждан, в том числе в части обеспечения надлежащего качества жилья, построенного в рамках реализации программ переселения и др.

  • Фондом в режиме видеоконференций проводится дополнительная разъяснительная работа с субъектами Российской Федерации по вопросам качественного планирования и реализации программ переселения.

По результатам проведенных совещаний были приняты решения о необходимости принятия субъектами Российской Федерации дополнительных мер по  достижению целевых показателей реализации региональных адресных программ переселения, о представлении графиков реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и отчетов об   исполнении таких графиков, о завершении работы по заключению дополнительных соглашений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда в соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр, о подготовке к представлению в Фонд уточненных сведений о многоквартирных домах, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

  • 24 сентября 2014 года в г. Владикавказе Фондом совместно с Аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе проведено выездное совещание по вопросу реализации субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

26-27 сентября 2014 года в г. Южно-Сахалинске состоялся Дальневосточный Гражданский форум «Гражданский контроль в ЖКХ: новый уровень взаимодействия власти и общественности» с участием Фонда, Общественной палаты Российской Федерации, и Общественных палат Дальневосточного федерального округа, муниципалитетов Сахалинской области и представителей организаций общественного контроля [5].

По мнению РАНХиГС проблема ликвидации аварийного жилищного фонда тесно связана с капитальным ремонтом и вышеперечисленные аспекты ликвидации аварийного фонда следует дополнить следующим:

  • Объем потребности в работах по капитальному ремонту не обеспечен финансированием, установленный субъектами Российской Федерации минимальный взнос на капитальный ремонт не достаточен для покрытия стоимости работ и услуг по капитальному ремонту без привлечения средств господдержки и средств ГК –Фонда ЖКХ, в ряде субъектов Российской Федерации размер минимального взноса изменен в меньшую сторону.

Необходимо сохранить предоставление финансовой бюджетной поддержки на проведение капитального ремонта и обеспечить сокращение потребности в ее предоставлении путем постепенного увеличения размера минимального взноса.

  • Актуальные данные о техническом состоянии всех расположенных на   территории Российской Федерации многоквартирных домов отсутствуют, региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов сформированы с техническими ошибками.

Необходимо обеспечить фактическое обследование технического состояния всех многоквартирных домов на территории субъектов Российской Федерации и дальнейший мониторинг технического состояния этих домов.

Многоквартирные дома с высокой стоимостью работ по капитальному ремонту, в том числе, относящиеся к памятникам культурного наследия, не  включенные по решению субъекта Российской Федерации в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, требуют проведения мероприятий по капитальному ремонту (реконструкции), но  источники финансирования и механизм организации этих мероприятий законодательством Российской Федерации не определены и отнесены к ведению субъектов Российской Федерации. Указанный подход приводит к отсутствию контроля выполнения указанных мероприятий на уровне Российской Федерации.

Автор статьи:

Богомольный Евгений Исаакович - доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления недвижимостью и проблем землепользования Института отраслевого менеджмента РАНХиГС

Тарасова Анна Евгеньевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института – филиала РАНХиГС

Материал подготовлен: 2014 г.

Список использованных источников

  1. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 сентября 2014 г. № 522/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2014 г. № 205/пр «О формах мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» [Электронный ресурс] – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70632816/#ixzz3KG4h1Q1xhttp://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70632816/
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2013 г. № 147 «О порядке предоставления в 2013-2015 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/02/25/jkx-fond-site-dok.html
  3. В рамках Всероссийского совещания «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных условий проживания граждан» состоялось пленарное заседание // Сайт Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. – 2014. [Электронный ресурс] – URL: http://www.fondgkh.ru/news/148790.html
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152629/

В городе Южно-Сахалинске проходит Дальневосточный гражданский форум «Гражданский контроль в ЖКХ: новый уровень взаимодействия власти и общественников» // Сайт Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. – 2014. [Электронный ресурс] – URL: http://www.fondgkh.ru/news/147991.html

Комментарии