ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА

Комментарии · 1310 Просмотры

Обеспечение доступности лекарственных препаратов отдельным категориям граждан является одной из приоритетных задач в системе здравоохранения.

Лекарственное обеспечение нацелено на успешное преодоление существующих социальных рисков: снабжение целевых групп необходимыми медикаментами ведет к повышению качества жизни, а также способствует профилактике осложнений хронических заболеваний снижению уровня госпитализаций, сокращению затрат на дорогостоящие виды медицинского обслуживания.

В условиях ограниченного финансирования российского здравоохранения важно максимально полно использовать возможности, которые открывает льготное лекарственное обеспечение, что требует построения эффективной модели взаимоотношений участников этой системы.

Однако в реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан существует ряд «узких» мест, что сопровождается невозможностью своевременного удовлетворения потребностей пациентов необходимыми медикаментами в полном объеме.

Приказом Министерства здравоохранения России от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации» определены основные направления развития лекарственного обеспечения.

Существующие в настоящее время в Российской Федерации элементы интегрированной лекарственной политики и регулирования фармацевтического рынка, ввиду недостаточно систематизированного характера, не позволяют достигать ожидаемых положительных результатов в интересах лекарственного обеспечения населения.

Особенность предстоящего периода развития системы лекарственного обеспечения в России – появление новых внешних и внутренних вызовов, с которыми предстоит столкнуться системе здравоохранения.

1) рост продолжительности жизни населения и старение популяции. Эти изменения меняют требования к организации системы здравоохранения и лекарственного обеспечения, выдвигают новые повышенные запросы к ресурсному обеспечению систем социального страхования и социальной помощи.

2) значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества. Здоровый работоспособный квалифицированный человек становится главным источником инноваций, определяющих, в конечном счете, глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда возрастает роль социальных программ, обеспечивающих сохранение высокого качества человеческого потенциала, в первую очередь – эффективного лекарственного обеспечения работоспособного населения страны.

3) ускорение технологических изменений. В мире происходит переход к качественному обновлению системы лекарственного обеспечения на основе нанотехнологий, биотехнологий, информационных и коммуникационных технологий. Возрастают экологические требования к технологическим системам и организации фармацевтического производства. Россия должна быть в авангарде этих изменений и активно развивать ключевые технологические направления, определяющие облик здравоохранения будущего.

4) усиление глобальной конкурентной борьбы за привлечение стратегических инвестиций в систему здравоохранения. Национальные экономики соревнуются в привлечении инвестиций с глобальных рынков капитала, создавая благоприятную конкурентную среду для инвесторов и предпринимателей в сфере фармацевтики и биотехнологий. Россия должна создать условия, в которых развитие этих отраслей промышленности будет привлекательно как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

5) снижение предложения трудовых ресурсов и дефицит квалифицированных кадров в системе здравоохранения. В условиях растущей мировой конкуренции за пациента это обстоятельство диктует необходимость создания эффективной системы медицинского и фармацевтического образования, обеспечения мотивации персонала к постоянному повышению квалификации и повышению качества медицинской помощи.

6) В структуре жалоб пациентов с полисами ОМС некачественное лекарственное обеспечение составляет не более 3% по годам 2013-2015 гг. (рисунок 1 составлен по данным всероссийского союза страховщиков).

Рисунок 1. Доля жалоб граждан на лекарственное обеспечение в 2013-2015 гг.

Эти вызовы в совокупности и создают предпосылки для совершенствования государственной политики в области здравоохранения, в том числе – необходимость корректировки и четкого формулирования государственной политики лекарственного обеспечения населения. При этом, полноценного лекарственного обеспечения не происходит, а данные жалобы касаются стационарного звена медицинской помощи и «льготного списка» в поликлиниках.

В настоящее время лекарственное обеспечение граждан России состоит из отдельных направлений, различающихся по механизмам реализации, источникам финансирования и нормативной базе. В основе существующей системы лекарственного обеспечения лежит принцип государственной компенсации расходов на медикаменты для отдельных категорий населения, выделяемых по различным признакам:

  1. В зависимости от видов, условий и форм оказания медицинской помощи;
  2. В зависимости от вхождения в льготную категорию граждан;
  3. Наличие определенных социально значимых и/или дорогостоящих в лечении заболеваний;
  4. Профессиональный статус.

В соответствии с различными источниками финансирования и условиями получения лекарственной помощи следует выделить 4 группы населения, которые будут иметь различные условия лекарственного обеспечения:

Таблица  1

Группа

Источник финансирования

Условия обеспечения лекарственными
средствами

Амбулаторная
помощь

Стационарная и
скорая помощь

Работающее население,
не страдающее
тяжелыми
хроническими
заболеваниями

Страховые взносы
работодателей (ФФОМС)

Предусмотрен
соплатеж

100% за счет
госзакупок

Неработающее
население (пенсионеры,
дети, инвалиды,
безработные)

Федеральный и
региональные бюджеты и/или бюджет ФФОМС

Возможен
соплатеж граждан
(для различных
категорий граждан)

100% за счет
госзакупок

Отдельные категории
больных (социально-значимые, опасные, редкие, высокозатратные,
тяжелые хронические
заболевания)

Федеральный и
региональные бюджеты.
Преимущественно
программный способ
финансирования

Полная компенсация
стоимости лекарств для лечения основного
заболевания. Остальные препараты  компенсируются на принципах соплатежа

100% за счет
госзакупок

Отдельные категории
граждан
(военнослужащие,
сотрудники МВД и др.)

Бюджеты ведомств
(обеспечение
медицинской помощью в
ведомственных медицинских организаций, минуя систему ОМС)

100% за счет
ведомственных
источников

100% за счет
госзакупок

Одной из основных задач Стратегии лекарственного обеспечения до 2025 г. является обеспечение эффективной системы ценового регулирования, позволяющей повысить доступность лекарственных препаратов и медикаментозного лечения при амбулаторном лечении для всех групп населения.

В современных условиях «безрискового» обязательного медицинского страхования нет реальных финансовых механизмов для повышения качества лекарственной составляющей в программах бесплатного оказания медицинской помощи населению в стационарах. Отсутствуют реальные бюджетные механизмы расширения прав граждан, особенно трудоспособного возраста, на возмещение за счет страховых средств лекарственных средств при оказании им амбулаторно-поликлинических услуг. Контрольные процедуры, связанные с применением лекарственных средств и предметов медицинского назначения сводятся к соблюдению списков ЖНВЛС в рамках программы госгарантий. Осуществление процедур соблюдения прав граждан на получение препаратов не имеет ключевого звена, а именно: между разными контрольно-надзорными мерами разных ведомств «размыт» процесс методологии формирования эффективной модели лекарственного обеспечения граждан.

Данный процесс осуществляется на фоне отсутствия единых федеральных комплексов лекарственных средств и предметов медицинского назначения по одному виду заболеваний (по МКБ).

Для оптимизации затрат общества на охрану здоровья необходимо сформировать модель рационального использования лекарственных средств. Наиболее оптимальным для российской системы ценового регулирования может стать метод расчета референтной цены в рамках одного международного непатентованного наименования (МНН) с учетом лекарственной формы и дозировки. Суть метода заключается в определении цены на основе средней стоимости генерических препаратов, входящих в группу (один из способов расчета).

Основными механизмами государственного регулирования цен являются:

  • государственная регистрация цен производителя (в рублях), как основная мера контроля стоимости лекарственного средства, с возможностью ежегодного пересмотра;
  • установление фиксированных тарифов за доставку и продажу лекарственных средств для дистрибуторов и аптечных учреждений.

Регистрации цен производителя на лекарственные средства возможна по 2 вариантам: как регистрация цен на все торговые наименования, так и по международному непатентованному наименованию лекарственного средств.

Расчет референтной цены допускается по среднему значению среди представленных на рынке аналогичных препаратов, либо по низшей цене и т.д., что должно быть определено после детального анализа последствий того или иного варианта. 

Преимущества:

  • простой механизм обеспечения экономии расходов системы лекарственного обеспечения и непосредственное стимулирование рационального потребления лекарственных средств.

Недостатки:

  • определенные ограничения для врачей при назначении индивидуальной терапии конкретному пациенту.
  • риск повышения стоимости наиболее дешевых воспроизведенных лекарственных средств (дженериков) до уровня референтной цены, в результате чего обеспечение их присутствия на рынке становится важной задачей операторов системы.

В качестве основных препятствий в реализации законного права льготных категорий граждан на обеспечение медикаментами выделены следующие:

-некорректное определение потребности в лекарственных препаратах, в том числе связанное с изменением схем лечения;

-длительность процедур размещения заказа на медикаменты;

-невыполнение поставщиками обязательств по срокам поставки лекарственных препаратов;

-длительный срок передачи сведений о лицах, вновь получивших право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами;

-отсроченное обслуживание рецептов на необходимые медикаменты более 10 дней.

На сегодняшний день, формирование потребности в необходимых лекарственных препаратах осуществляется в три основных этапа:

Первый этап – на основании потребности в лекарственных препаратах, полученной от врачей первичного звена (участковых врачей-терапевтов, врачей общей (семейной) практики и/или врачей-специалистов) лечебно-профилактическое учреждение формирует сводную потребность на планируемый период (месяц, квартал). Общим основанием для включения в персонифицированную заявку лекарственного препарата врачом первичного звена служит наличие данного препарата в соответствующем Перечне, назначение данного лекарственного препарата пациенту в соответствии со стандартами при наличии медицинских показаний, с учетом информации об объемах, структуре и динамике фактического потребления лекарственного препарата в предыдущие периоды на участке. При формировании заявки врач, как правило, ориентируется на фактическую потребность в необходимых лекарственных препаратах прикрепленного населения, не принимая во внимание подушевой норматив финансирования (365 рублей).

Второй этап –  формирование сводной потребности в лекарственных препаратах на основании потребностей лечебно-профилактических учреждений района. На данном этапе проводится согласование с главными внештатными специалистами, в результате чего стоимость заявки возрастает за счет увеличения доли  дорогостоящих препаратов для лечения онкологический заболеваний, хронической почечной недостаточности, сахарного диабета и др. Проводится возможное выравнивание стоимости заявки с финансовой квотой, как правило, путем исключения препаратов общетерапевтической группы с недоказанной эффективностью, что в связи с обезличиванием заявки является угрозой исключения эффективных и необходимых  для конкретного пациента лекарственных  препаратов. Сводная потребность в лекарственных препаратах передается в Министерство здравоохранения и социального развития.

Третий этап – формирование сводной заявки на лекарственные препараты по субъекту России. Откорректированная сводная заявка на лекарственные препараты по субъекту Российской Федерации утверждается Министром здравоохранения и социального развития республики, который несёт персональную ответственность за качество и своевременность формирования сводной заявки. Например, в Карелии и Мурманской области существует такой способ лекарственного обеспечения. На сегодняшний день в Карелии обеспечение лекарственными препаратами лиц, больных бронхиальной астмой, хронической обструктивной болезнью легких и эпилепсией, не имеющих инвалидности, осуществляется в рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Предупреждение инвалидизации населения Республики Карелия» на 2013 – 2015 годы.

Сведения о гражданине, страдающем бронхиальной астмой, не имеющем инвалидности, должны быть внесены в региональный регистр больных заболеваниями органов дыхания ответственным исполнителем медицинской организации, к которой гражданин прикреплён на медицинское обслуживание.

Выявлены слабые стороны существующей системы:

  • Большое количество потенциальных участников процесса, часть которых - пациенты, не обращающиеся за медицинской помощью. Это приводит к недостоверному определению количества нуждающихся в получении льготного лекарственного обеспечения, и, как следствие, остаются невостребованные лекарственные препараты, происходит их списание по истечении сроков годности.
  • Длительная передача сведений о гражданах, получивших право на льготное лекарственное обеспечение в течении текущего года, после передачи заявки лечебного учреждения в МЗРК.
  • Закупка лекарственных средств по заявкам медицинских организаций осуществляется централизованно, что приводит к значительному сроку ожидания препарата пациентами, впервые включенными в регистр.
  • Наличие одного пункта отпуска лекарственных средств по льготным рецептам с неудобным режимом работы не обеспечивает доступность получения препаратов.
  • Отсутствие должного контроля за получением лекарственных средств пациентом и полноценной обратной связи между медицинской организацией и аптекой.

В связи с недостатками в расчете плановой потребности зачастую формируются невостребованные остатки лекарственных препаратов в уполномоченной фармацевтической организации, что приводит к неэффективному расходованию выделенных финансовых ресурсов. В этой связи, формирование заявки является одной из проблем, влияющих на своевременное обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан.

Следующим фактором, определяющим своевременность лекарственной помощи, является закупка лекарственных препаратов в соответствии с действующим законодательством в сфере размещения заказов.

Практика свидетельствует о длительности процедуры приобретения льготных лекарственных препаратов путем открытых аукционов, что не позволяет оперативно удовлетворять потребность в медикаментах. Серьезной проблемой является также неисполнение поставщиками договорных обязательств по срокам поставки лекарственных препаратов. Имеющиеся механизмы применения финансовых санкций не обеспечивают реализацию поставленных задач.

Существенной проблемой является отсутствие в достаточном количестве информации в первичном звене о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, а также нормативное закрепление данного понятия; отсутствие стандартов оказания медицинской помощи по ряду заболеваний; рабочая загруженность и малая мотивация врачей, назначающих терапию, к составлению заявок с учетом их финансового обеспечения, а также последующего контроля за ходом реализации программ, остатков лекарственных препаратов  в течение финансового года и своевременной корректировки при необходимости.

Например, на территории Республики Карелия в течении трех лет имеется отличный от принятого порядок предоставления бесплатного лекарственного обеспечения, утвержденный Приказом от 6 ноября 2012 года  № 2547 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение качественными безопасными лекарственными препаратами детей первых трех лет жизни и детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет» на 2013-2015 годы.».

Министерство перечисляет медицинской организации, оказывающей помощь детям, целевую субсидию. Медицинская организация размещает публичное предложение аптечным организациям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района, заключает договор с аптечными организациями, обеспечивающими организацию бесплатного отпуска по рецептам врача лекарственных препаратов гражданам в соответствии с Программой в течение финансового года, ведение учета  обслуженных рецептов и формирование реестров для предоставления в медицинские организации. Медицинская организация ежемесячно возмещает аптечной организации стоимость отпущенных по рецептам лекарственных препаратов в соответствии с Программой в размерах, не превышающих предельных размеров возмещения стоимости лекарственных препаратов в рамках реализации Программы. Медицинская организация осуществляет выписку рецептов и информирует граждан обо всех аптечных организациях, в которых можно получить лекарственных препарат по рецепту врача бесплатно.

За три года работы подобного способа лекарственного обеспечения сбоев в получении бесплатно лекарственного препарата не было, сроки ожидания получения препарата составляли менее 1 часа, остатков лекарственных препаратов на складах аптечных организаций не зарегистрировано, наличие «свободных денег» позволило внести изменения (дополнения) в перечень Программы.

В связи с тем, что обеспечение своевременного получения лекарственных препаратов льготными категориями пациентов невозможно без изменения неэффективно действующих ключевых механизмов системы дополнительного лекарственного обеспечения, необходим их пересмотр и разработка алгоритма лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условия.

Имея в Республике Карелия определенный положительный опыт по обеспечению лекарственными средствами детей, следует отметить, что для реализации подобной модели обеспечения других категорий граждан данный расчет цен не подходит, так как расчет цен по коммерческим предложениям не отвечает принципам государственного регулирования цен, не учитывает предельную отпускную цену лекарственных средств, перечень определяется по торговым наименованиям, что в совокупности ведет к значительному повышению стоимости лекарственных средств. Поэтому было высказано предложение - рассчитать референтные цены и определить возможность возмещения расходов на лекарственные средства из целевой субсидии МЗ и СР Республики Карелия.

В этом случае, лекарственное обеспечение при амбулаторной помощи будет осуществляться в соответствии с реальными потребностями граждан в лечении и профилактике. Уровень участия государства в возмещении затрат отдельных категорий граждан будет определяться Федеральной и территориальными программами государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. При этом допускается механизм Солидарного участия граждан и государства. Возмещение затрат личных средств граждан по приобретению необходимых лекарственных препаратов может эффективно использовать механизмы софинансирования со стороны государства, в соответствии с утвержденным уровнем государственных гарантий.

Такой способ обеспечения лекарственными препаратами граждан предопределит управляемость. Должна быть внедрена система управления лекарственным обеспечением на основе мониторинга параметров функционирования системы и реальных потребностей населения в лекарственных средствах.

В целом, создание эффективной системы лекарственного обеспечения приведет к росту социальной стабильности и снятию ряда серьезных социальных и демографических ограничений, оказывающих негативное влияние на экономическое и социальное развитие Российской Федерации.

Помимо этого, рассмотрим возможные пути решения имеющихся противоречий с лекарственным обеспечением в условиях ограниченных (нормируемых) финансовых ресурсов в страховой модели России. В рамках перехода к рисковой модели ОМС, формирующий резервы средств в бюджетах ТФОМС, следует больший акцент сделать и на лекарственную составляющую медицинской помощи.

В рамках внедрения обновленной методики расчета дифференцированного подушевого норматива финансирования – стоимости «страхового года» с учетом накопленного страхового резерва, следует иметь:

-рисковую составляющую на оплату сверхнормативного (сверх КСГ) потребления лекарств, особенно при оказании специализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи,

-механизмы лекарственного страхования (средства фондов ОМС+ФСС) критических диагнозов (из числа «болезней первых мест» заболеваемости территориального населения) на амбулаторном этапе лечения.

При этом, может осуществляться поэтапная передача данного страхового риска в СМО в части:

-доли страхового риска, расходы в пределах которой СМО покрывает из средств собственных страховых резервов;

-перечня нозологий, страховой риск по которым СМО покрывает из средств собственных страховых резервов;

-категории застрахованных лиц (например, проживающих на определенной территории), страховой риск при заболеваниях которых СМО покрывает из средств собственных страховых резервов (за исключением случаев, отнесенных к ответственности Центрального страхового фонда);

СМО в дальнейшем может покрывать сверхнормативные расходы на оплату лекарственного потребления застрахованным лицам за счет собственных средств (части средств от штрафных санкций к медицинским организациям) [1] в условиях оплаты медицинской помощи в стационарах, также и в условиях санаторно-курортного обеспечения для лиц, прошедших ежегодную диспансеризацию и нуждающихся в дополнительном лечении по ее итогам (4,5 группы здоровья).

Осуществление модернизации ОМС должно позволить передавать ТФОМС полномочия по организации контроля качества лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи с отказом от законодательного регулирующего дублирования данных функций, что требует уточнения методических основ такого контроля, критериев и пошаговых процедур.

Важно в дальнейшем рассмотреть вопрос о внедрении параллельно с этими рисковыми механизмами страхования поэтапных механизмов участия пациента в частичной фиксированной по нозологии оплате лекарственных средств по программам «ОМС+» и (или) использование механизмов «дострахования» по ДМС рецептурного отпуска лекарственных средств (по назначению врача) в аптеках, для препаратов сверх списка ЖНВЛС.

Данный механизм может оптимизировать бессистемное потребление препаратов. При этом следует ограничить распространение «платности лекарств» для социальных групп населения и предусмотреть проведение пилотного проекта в 2-3х регионах с выверкой размеров доплат за лекарственные средства (назначенные врачом сверх списка ЖНВЛС) для отдельных групп населения.

Совершенно логичным представляется привязка мотивирующих соплатежей на лекарственные средства для тех, кто не ведет здоровый образ жизни, не имеет положительной динамики по прохождению регулярной диспансеризации.

Обсуждение перечисленных выше механизмов и дифференциация подходов к лекарственному обеспечению и (или) лекарственному страхованию граждан в страховой модели здравоохранения России может актуализировать вопрос о разной стоимости полиса, о ведении «медицинского лицевого счета застрахованного». Это возможно и должно учитывать статистику потребления услуг, которая буде накоплена в «личных кабинетах застрахованного».

Для медицинских организаций данные механизмы (рискового дополнительного страхования и введения фиксированного размера «соплатежей» населения за лекарственные средства) – это получение четкого понимания границ государственных гарантий в части лекарственного обеспечения при оказании бесплатной медицинской помощи, в также реализация конкретных программ «ОМС+» с получением дополнительного источника финансирования.

Имеется некоторый положительный пример введения «соплатежей» в Германии, за счет которых фиксируется статистика снижения потребления (не снижение доступности, а появление разумного самоограничения в потреблении) медицинских услугах. (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика объема потребления медицинских услуг при введении системы «соплатежей», % (на примере Германии).

Таким образом, в рамках совершенствования лекарственного страхования (лекарственного обеспечения) граждан в страховой модели здравоохранения России предлагается следующие среднесрочные механизмы (в рамках существующих финансовых возможностей фондов ОМС):

1.Осуществить дополнение порядков формирования нормированного страхового запаса (НСЗ) ФОМС механизмами «рисковости лекарственного обеспечения» или бонусного дополнительного лекарственного страхования отдельных групп, застрахованных по результатам проведенной ими диспансеризации (для групп здоровья 1,2). При этом может быть сформирована новая информационно-финансовая коммуникация участников системы ОМС с учетом формирования резервов страховщиков (терфондов, СМО).

2.Ввести расчет «стоимости страхового года» для граждан Российской Федерации, дифференцированный по категориям работающие -  неработающие, взрослое население – дети и т.д. и использовать в нем ценовой нозологический норматив лекарственного обеспечения.

3.На основе «стоимости страхового года» и федеральных унифицированных медико-экономических перечней государственных услуг (включая унифицированные перечни лекарственных средств, предметов медицинского назначения) может начать формироваться денежный эквивалент конкретизированной услуги здравоохранения по базовой программе ОМС. Он распределяется по субъектам РФ и поступает в ТФОМС. Вместо распределения собранных в ФОМС страховых средств по нижней границе стоимости госгарантий можно ввести распределение средств по ТФОМС по «верхней границе стоимости госгарантий – по стоимости среднего дифференцированного страхового года (нозологическая потребность в услугах + нозологическая потребность в лекарствах).

  1. Сегментированный по набору медицинских услуг и персонифицированный по стоимости «эквивалент публичных гарантий» получает застрахованный гражданин при обращении в медицинскую организацию. Сохраняется принцип страховой солидарности («используй или потеряешь»). При этом страховая сумма полиса по ОМС, т. е. сумма, в пределах которой страховщик обязан произвести выплату при наступлении страхового случая, может быть ниже либо равной «страховой стоимости года» по ОМС. Установление сверхлимитного статуса гражданина находится в компетенции СМО за счет введения в них элементов фондодержания, а также за счет формирования страховых резервов (средства от штрафных санкций).
  2. Электронный полис гражданина постепенно следует перевести в статус «персонального электронного счета», на который осуществляется зачисление суммы медицинской страховки, равной унифицированной «средней стоимости года» – «экономического эквивалента публичных годовых гарантий» с учетом сформированных и рассчитанных по стоимости комплексов лекарственных средств и предметов медицинского назначения.
  3. В страховой медицинской организации при новых рисковых накопительных механизмах может создаваться «плановый глобальный бюджет информированной потребности населения в государственных услугах здравоохранения и лекарственных средствах». Одновременно формируется приоритетная потребность формулярных списков лекарственных средств из группы жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛС) для аптечной сети по льготным категориям граждан, для второго этапа диспансеризации по выявленным 3-5 группам здоровья граждан, прошедших 1-й этап диспансеризации. А при введении лекарственного страхования, и при амбулаторной помощи трудоспособному населению (по приоритетным для субъектов РФ КСГ, МКБ). Для дополнительного лекарственного страхования граждан в ОМС формируется новый контур взаимодействия (управляющего, контрольного).
  4. Разрабатывается типовой договор ОМС на финансовое обеспечение субъектов лекарственного страхования и (или лекарственного обеспечения граждан и может обосновываться бонусные программы для граждан по программам «ОМС+» и (или) для работодателей, имеющих устойчивую положительную динамику дополнительной диспансеризации работающих. Одновременно определяются и утверждаются возможные механизмы введения фиксированных «лекарственных соплатежей» для отдельных нозологий, по отдельным спискам препаратов и для определенной категории застрахованных граждан.

Авторы статьи:

Злоказова Е.И., к.п.н., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Карельского филиала РАНХиГС

Габуева Л.А., д.э.н.,профессор, заведующая кафедрой Экономики и управления в социальной сфере ФАПО РАНХиГС

Перхов С.В.,сопредседатель всероссийской ассоциации страховщиков

Фучежи А.П., директор территориального фонда ОМС

Материал подготовлен: 2016 г.

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 “Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации” определены основные направления развития.
  2. Федеральный закон №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
  3. Федеральный закон №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
  4. Федеральный закон №890 ФЗ  «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
  5. Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 349-ФЗ.
  6. Постановление Правительства РФ от 10 мая 2007 г. №280 «О федеральной целевой Программе «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007 -2012 годы)».
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 2782-р.
  8. Порядок реализации ведомственной целевой программ «Предупреждение инвалидизации населения Республики Карелия», утверждённым приказом Министерства от 24.12.2012 № 3046.
  9. Постановление Правительства Республики Карелия от 26.12.2014 №416-П об утверждении перечня лекарственных препаратов.
Комментарии