О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕН

Комментарии · 1130 Просмотры

Программа поддержки ведущих ВУЗов России предусматривает комплекс мероприятий развития содержательной компоненты высшего профессионального образования и

Программа поддержки ведущих ВУЗов России предусматривает комплекс мероприятий развития содержательной компоненты высшего профессионального образования и внешнего позиционирования отдельных ВУЗов на международном рынке образовательных услуг через рейтинги ведущих агентств. Министерство образования и науки Российской Федерации на текущий момент разработало несколько направлений реализации данного проекта: Поддержка программ развития МГУ и СПбГУ, Поддержка федеральных университетов в части модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности, Поддержка национальных исследовательских университетов, Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий, Привлечение ведущих ученых в российские вузы, Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах, Поддержка научных проектов, реализуемых совместно ведущими вузами и ведущими научными организациями.

Направление 1: Поддержка программ развития МГУ и СПбГУ, Поддержка федеральных университетов в части модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности

Данное направление приобретает особую актуальность в силу необходимости обновления материально-технической базы университетов, поскольку развитие инноваций и, как следствие, реализация новых научных проектов невозможна в силу устаревшего оборудования, не соответствующего тенденциям мировой науки. Как показывают исследования Высшей школы экономики, сегодня незначительная доля доходов ВУЗов тратится на обновление материально-технической базы, инвестиционные расходы и поощрение внутренних исследований (рис. 1).

Отсутствие современного оборудования и технологий, с одной стороны, влияет на установление политики отказа от поддержки внутренних (в том числе инициативных) исследований внутри института, поскольку они не будут конкурентоспособными на рынке образовательных услуг и научных достижений. С другой стороны, следствием отказа от развития внутренних исследовательских проектов станет снижение мобильности ученых, пассивность на научных и научно-практических мероприятиях и т.д. В связи с этим необходима точечная поддержка инновационной деятельности и обновления оборудования университетов при условии предоставления проектной документации с обоснованием потребности в данном оборудовании и возможности ее использования и обслуживания.

Аналогичные меры государственной поддержки не должны ограничиваться федеральными университетами, МГУ и СПбГУ, их действие в части поддержки отдельных проектов по приобретению оборудования необходимо распространить и на другие ВУЗы. Реализация данного направления необходима для повышения конкуренции на рынке образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. В ином случае Россия рискует получить сеть федеральных университетов, не имеющих конкуренции на рынке и не стремящихся на развитие коммерческих и научных технологий, ориентируясь исключительно на государственную поддержку.

В силу наличия целевого финансирования данных ВУЗов необходимо установление принципиально новых категориальных значений показателей, измеряемых в ходе мониторинга эффективности деятельности данных ВУЗов. Они изначально должны быть выше медианных значений, предъявляемых для остальных высших учебных заведений. В случае недостижения четко установленных результатов необходимо предусмотреть механизм ротации ВУЗов, получающих государственную поддержку по данному направлению, в целях достижительной мотивации для иных ВУЗов и установления механизма организационно – административной (санкционной) мотивации для федеральных университетов.

Рисунок 1. Структура расходов образовательных учреждений, 2008-2012 гг. [1]

 

 

Направление 2. Поддержка национальных исследовательских университетов

Исходя из информации, размещенной на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, основной задачей государственной поддержки института НИУ является «вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий».

Данное направление, исходя из текущих реалий развития системы высшего профессионального образования России, невозможно осуществить по двум причинам: отсутствие материально-технической базы, способной создавать конкурентоспособную продукцию в лабораторных условиях и/или в масштабах центров гуманитарно-социальной направленности, и отсутствие заинтересованности промышленных предприятий и организаций в создании образовательных кластеров в целях развития инновационной продукции.

В связи с этим необходимо:

  • введение налоговых льгот при реализации НИОКР и обучения на предприятиях, сотрудничающих с ВУЗами;
  • обязательное условие создания сети разработки новых технологий и методик с другими ВУЗами (с центром в НИУ) в целях повышения конкурентоспособности всех университетов, обладающих высоким научным потенциалом, но имеющих ограниченный набор трудовых, финансовых, технологических и иных ресурсов;
  • снижение минимальных значений по расчету эффективности НИУ в   период развития высоких технологий (с потенциальной возможностью коммерциализации) на среднесрочную перспективу в целях перераспределения ресурсов.

Как отмечают директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Т. Клячко и  ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России С. Синельников-Мурылев [2], финансирование МГУ, СПбГУ, федеральных университетов и НИУ за бюджетных средств, особенно в  части государственного задания на обучение (распределения так называемых «бюджетных мест») приведет к снижению конкуренции на рынке образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Поэтому при реализации государственной политики в сфере поддержки ведущих ВУЗов страны необходимо также фокусировать свое внимание и на неэффективных (в сравнении с «когортой сильнейших») ВУЗах, принимая управленческие решения по повышению в них качества образования (реструктуризация, смена руководящего звена и т.д.).

Направление 3. Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий

Рассматриваемое направление является одним из ключевых в реализации создания кластерных структур в системе высшего профессионального образования практикоориентированного характера. Российские предприятия в условиях продолжительного периода регистрации прав собственности, апробации новых технологий и перевода производства от лабораторной к серийному производству не  реализуют программы совместного образовательного процесса и разработки научных технологий.

По результатам проведенных исследований можно отметить рост сотрудничества предприятий и организаций с высшими учебными заведениями, однако доля совместной разработки и апробации новых технологий по-прежнему незначительна (рис. 2).

 

Рисунок 2. Формы сотрудничества предприятий, учреждений и организаций с ВУЗами в динамике, 2005-2013 гг. [1]

[1 – заключение договоров на подготовку специалистов

2 – участие в днях открытых дверей и ярмарках вакансий, проводимых ВУЗами

3 – организация конкурсов студенческих работ, поощрение лучших студентов

4 – организация стажировок, практик на предприятиях

5 – проведение регулярных учебных семинаров, спецкурсов работниками предприятий и организаций

6 – участие в финансировании, организация учебных лабораторий, кабинетов]

 

Данные рисунка демонстрируют активное сотрудничество по проектам, не связанным с совместной работой предприятий и университетов по созданию и развитию новых технологий. Соответственно, необходима государственная поддержка предприятий, осуществляющих совместную с ВУЗами разработку новых технологий.

Направление 4. Привлечение ведущих учёных в российские вузы

Привлечение ведущих ученых в российские ВУЗы как мера развития образования и науки стала одной из положительных мер, реализуемых в течение последних нескольких лет. Однако приглашение для работы иностранных ученых должно носить не краткосрочный характер и подразумевать конкретный результат, позволяющий повысить привлекательность российских ВУЗов на международном рынке образовательных услуг. В связи с этим необходимо:

  • во-первых, установить требования по совместным публикациям к   приглашенным ученым с аффилиацией российского ВУЗа (по примеру американских и европейских университетов);
  • во-вторых, расширить количество программ финансирования стажировок российских ученых, в том числе аспирантов, в зарубежных ВУЗах в целях приобретения новых знаний, изучений современных тенденций в науке по принципу «стратегии избирательного поощрения миграции» [3].

Данная мера необходима в силу консервации фундаментального и прикладного научного знания России в пределах страны, поскольку зарубежный опыт (при отсутствии доступа в международные реферативные базы и агрегаторы) остается вне пределов изучения российских ученых, что в дальнейшем влияет на возможности публикации результатов исследований в журналах, входящих в Web of Science Core Collection (ранее Web of Science) и Scopus. Достижение данного показателя при обозначении вектора в сторону повышения ранга российских ВУЗов в общемировых рейтингах учреждений высшего профессионального образования, установленный на уровне 2,44% для Web of Science, возможен лишь при реализации программы расширения знаний российских ученых о зарубежных разработках, принятии мер государственной поддержки российских журналов для вхождения их в   международные базы цитирования. На данный момент этот пункт Указа Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [4] реализовать не представляется возможным (рис. 3).

Рисунок 3. Доля публикаций российских ученых в Web of Science [5]

 

  • в-третьих, внедрение программ обучения российских ученых по  направлению Academic English, поскольку, как отмечают исследователи, например, Барциц И.Н. [6], наличие языкового барьера автоматически снижает публикационные, научные и образовательные перспективы отечественных исследователей;
  • в-четвертых, развитие мер поддержки приглашения ведущих ученых вцелях реализации проектов, направленных на коммерциализацию технологий;
  • в-пятых, развитие маркетинговых технологий в ВУЗах и построение бренда макрорегионального и международного уровня российских университетов попримеру Австрии, Новой Зеландии, Румынии, Тайваня [7] и т.д., включая развитие дистанционных технологий взаимодействия и обучения (например, как у Стэнфордского университета). Данное направление необходимо развивать в целях демонстрации уровня и качества высшего профессионального образования в России и, как следствие, привлечения к очному обучению иностранных абитуриентов в   учреждениях высшего профессионального образования России, повышения престижа российских ВУЗов как места работы  и проведения исследований для зарубежных ученых;
  • в-шестых, оказание методической и организационной поддержки ВУЗов всфере подготовки и прохождения конкурсных процедур для участия в  образовательных и научных конкурсах, организуемых Европейской Комиссией (например, Horizon 2020);
  • в-седьмых, создание на государственном уровне «образовательных провайдеров» русского языка, культуры и образования за рубежом (по примеру CampusFrance, DAAD и т.д.).

Направление 5. Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах

Развитие инновационной инфраструктуры на основе малых инновационных предприятий (далее – МИП) в России, несмотря на наличие программных мер, не осуществляется по следующим причинам:

  • необходимость регистрации и передачи собственности в пользу МИП, что связано с большими временными и трудовыми затратами. Кроме того, большинство ВУЗов не создают МИП в силу отсутствия четкой нормативной правовой базы пофиксации отношений между МИП и ВУЗом. Этот аспект остается на усмотрение ВУЗа, однако самостоятельность МИПов университеты стараются не фиксировать в   учредительных документах по причине сложности отчетности в период осуществления контрольно-надзорных мероприятий по оценке научных достижений (открытий, изобретений, иных НИОКР) со стороны органов государственной власти;
  • отсутствие возможностей для создания конкурентоспособного предприятия по причине недостаточного опыта проведения исследований, чтоявляется одним из важных критериев оценки при реализации государственных закупок;
  • необходимость вывода за штат ВУЗа в штат МИП ведущих ученых, способных создать конкурентоспособный продукт, либо отказ от создания МИП, поскольку университетам самим необходимо отчитываться по вопросам наличия и применения интеллектуальной собственности. 

Направление 6. Поддержка научных проектов, реализуемых совместно ведущими вузами и ведущими научными организациями

Данные проекты реализуются в незначительном количестве в силу различия опыта научно-исследовательской деятельности и материально-технических возможностей ВУЗов и научных организаций. Университеты реализуют (по результатам конкурсов РГНФ, РФФИ, РНФ), как правило, проекты прикладного характера, результаты которых ориентированы на внедрение в образовательный процесс. Соответственно, обновление материально-технической базы, введение условия обязательности ориентации научных организаций на коммерциализацию и прикладной характер исследований при имеющемся опыте научно-исследовательской деятельности позволят создать конкурентоспособные технологии и продукты, а также распространить в университетской среде накопленные в ходе реализации НИОКР знания.

Автор статьи:

Ручкин Алексей Владимирович - кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом, начальник научного отдела Уральского института – филиала РАНХиГС.

Материал подготовлен: 2013 г

Список использованных источников и примечаний

  1. Примечание: по данным Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.
  2. Примечание: См., например, Клячко Т., Синельников-Мурылев С. Как сделать эффективным высшее образование // Vedomosti.ru, 30.07.2012; Клячко Т., Синельников-Мурылев С. «Техническая» сторона реформы высшего образования // Экспертный канал «Экономическая политика», 07.03.2013; Клячко Т., Синельников-Мурылев С. О реформировании системы финансирования вузов // Вопросы экономики. № 7. С. 133-146.
  3. Примечание: См. подробнее: Андреев А.Л. Российское образование в глобальной перспективе // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. академик РАН М.К. Горшков. Вып. 10. М.; СПб.: Институт социологии РАН, Нестор-История, 2011. С. 164-201.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html
  5. Москалева О.В. Инструменты эффективного управления научными исследованиями: Презентация к докладу // Дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Электронные ресурсы и наукометрические инструменты в современной образовательной и научной деятельности». – Санкт- Петербург, 17-21 марта 2014 г. [Электронный ресурс] – URL: http://conf.neicon.ru/index.php/science/herzen2014/schedConf/program
  6. Барциц И.Н. Россия в глобальном образовательном пространстве // Вестник РУДН. Серия Экономика. 2013. № 5. С. 81-90.

Примечание: См. например, Hasan Khan R. Marketing Education Online: A Case study of New Zealand Higher Education Institutions // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. № 103. Pp. 637-646; Oberer B., Erkollar A. Mobile learning in higher education: A marketing course design project in Austria // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. № 93. Pp. 2125-2129; Hunga Y.-L., Fu C.-S. Brand management model of vocational high schools in Taiwan // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. № 2. Pp. 4229-4233 и другие.

Комментарии