РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Комментарии · 1166 Просмотры

Распоряжение Правительства РФ от 17.01.15 г. № 95-р, - реализовывались меры по содействию по содействию развитию малого и среднего предпринимательства.

Эти меры подчеркивают значимость малого бизнеса в инновационном развитии российской экономики, социальную и стабилизационную роль малого бизнеса. Нельзя не отметить важную роль
малого бизнеса в снижении безработицы, особенно в ситуациях, связанных с текущим экономическим спадом, закрытием крупных предприятий, развитием малого бизнеса в депрессивных регионах и моногородах. Поддержка малого предпринимательства в указанных условиях может играть существенную перераспределительную роль, заменяя выплату пособий по безработице и уменьшая дифференциацию и снижение доходов населения. Несмотря на недостаточность средств, высокие риски, издержки начального этапа и даже налоговые диспропорции, достаточно часто инновационная деятельность осуществляется именно малым бизнесом. В мировой практике известно значительное число примеров, когда разработку принципиально новых продуктов инициировали именно индивидуальные предприниматели и небольшие предприятия — однако доля расходов на НИОКР для таких предприятий непропорционально велика, при этом действующее законодательство не всегда оказывается стимулом к инновациям. На примере мирового опыта очевиден дополнительный стабилизирующий эффект, возникающий в результате большей диверсифицированности экономики в странах с развитым сектором малого предпринимательства. В периоды рецессий стабилизирующая роль малого бизнеса определяется его высокой мобильностью и гибкостью, способность приспосабливаться к быстроизменяющимся условиям. При этом одним из основных вызовов развития российской экономики является низкий уровень предпринимательской инициативы, что выражается в незначительном количестве малых предприятий. Так, согласно данным Росстата, количество МСП в 2014 г. составляет около 2,1 млн. Средняя численность работников МСП в России — 1,7 млн человек, что более чем в 10 раз меньше чем, например, в США, где на 25,3 млн малых и средних предприятий работают около 70,2 млн человек, при этом свыше 6 млн предприятий относятся к категории микробизнеса (с количеством сотрудников до 20 человек). Вклад малого бизнеса в ВВП США составляет 50–52 %, тогда как в России только 20 %. При этом большая часть российских МСП осуществляют деятельность в торгово-посреднической сфере и сфере услуг (с учетом строительной деятельности — свыше 72 % от всех МСП), на долю МСП, осуществляющих деятельность в производственной сфере, приходится только 10 %.
Для стимулирования развития малого бизнеса в производственной и инновационной сфере необходима реализация мер по устранению излишних административных барьеров, а также по логистическому, маркетинговому и информационному содействию со стороны государства. Не последнюю роль играют меры налогового характера, такие как предоставление налоговых каникул, посекторальные льготы и освобождения и др. Одним из направлений налоговых мер в части повышения конкурентоспособности продукции малого бизнеса является решение проблемы по освобождению от НДС.


Вопрос освобождения от уплаты НДС необходимо рассматривать в связи с концепцией на развитии инновационного и производственного малого предпринимательства. Статья
149 НК РФ содержит около 70 различных случаев освобождения от НДС. При этом только в отдельных случаях налогоплательщики имеют право отказаться от льготы и платить НДС
в бюджет в общем порядке. В частности, МСП, подпадающие под действие специальных налоговых режимов, освобождены от уплаты НДС и не могут отказаться от освобождения. Одна-
ко в ряде случае для МСП экономически целесообразно являться плательщиком НДС (несмотря на усложнение ведения бухгалтерского учета и отчетности). Применение льготы по НДС не позволяет принимать входящий НДС к вычету, что приводит к увеличению себестоимости льготируемых товаров, работ, услуг, что делает таких льготников неконкурентными на рынке аналогичных товаров, работ, услуг. Например, такая ситуация возникает, когда нематериальный актив создается собственными силами МСП.
Как показывает международный опыт налогообложения, указанная проблема успешно решается в увязке с системой упрощенного (вмененного) налогообложения малого бизнеса. Существующее в рамках ЕС регулирование в сфере налогообложения добавленной стоимости допускает в ряде случаев установление специальных налоговых режимов в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. К числу таких специальных режимов налогообложения относится режим малых предприятий, причем возможно применение упрощенных условий обложения и взи-
мания НДС. В частности, положения Шестой директивы Совета предусматривают право стран, входящих в ЕС, ввести специальный режим взимания НДС в отношении малых предприятий путем установления заранее фиксированной облагаемой базы по НДС для отдельных категорий плательщиков. В международной практике в целях предоставления освобождения налогоплательщика от обязанностей по НДС обычно используется минимальный необлагаемый уровень оборота. При превышении установленного уровня оборота (например, в РФ согласно статье 145 НК РФ установлено ограничение оборота в размере 2 млн руб.) все плательщики, применяющие упрощенные налоговые режимы, автоматически становятся плательщиками НДС, однако МСП независимо от оборота (в том числе получившие освобождение) могут отказаться
от права на освобождение от уплаты НДС. Например, в Испании в целях уплаты налога на доходы (в том числе для плательщиков, применяющих систему вмененного налога) НДС координируется с системой вмененного налога. При этом налогоплательщикам предоставляется право самостоя-
тельного выбора применения вмененного налога и НДС. Система уплаты НДС достаточно проста и удобна для МСП — платежи НДС имеют фиксированную величину для первых трех кварталов ка-
лендарного года, тогда как платеж за четвертый квартал используется в целях корректировки годового платежа и рассчитывается исходя из среднего реального использования каждого физического показателя в течение года. Для определения стоимости каждой налогооблагаемой операции на последнем этапе Закон о НДС Испании предусматривает систему вычетов, в результате которых устанавливается добавленная стоимость на каждом этапе процесса производства и переработки товаров (и услуг). Еще одним вызовом в развитии малого предпринимательства является снижение барьеров входа в рынок и расширение потенциальных возможностей создания собственного малого предприятия. Устранение барьеров способствует развитию конкуренции. На начальных стадиях функционирования при ограниченных источниках финансирования издержки и риски малого предприятия выше, чем у крупного предприятия. В этих обстоятельствах могут реализовываться различные варианты поддержки: прямое субсидирование или предоставление кредитов по льготным ставкам из специальных фондов, субсидирование процента по заемным средствам малому бизнесу или предоставление льгот финансовым посредникам, осуществляющим кредитование малого предпринимательства, предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым малому бизнесу, особенно на начальном периоде деятельности. Такое субсидирование может осуществляться для приоритетных видов деятельности, например, с целью стимулирования развития инновационного и производственного малого бизнеса. Другим вызовом развития малого бизнеса является доступ к информации, позволяющий снизить информационные издержки как на этапе становления малого предприятия, так и в дальнейшей деятельности. Ключевым фактором является возможность получения доступа к электронным площадкам, информационным базам поставщиков и потребителей продукции (услуг) как с точки зрения потенциальной оценки направ-
ления развития бизнеса, так и в последующей реализации произведенной продукции.
Одним из ответов на вызов, связанный с приоритетным развитием инновационного и производственного малого бизнеса, является предоставление возможности использования имеющихся ресурсов крупных предприятий для встраивания их в производственную, логистическую цепочку. Как показывает опыт сотрудничества крупного и малого бизнеса в сфере автомобилестроения Японии, малый бизнес, встроенный в технологическую цепочку, может стать равноправным партнером крупных производственных компаний, обеспечивая высокое качество продукции и трудовую занятость населения, при этом сохраняя такие преимущества малого бизнеса, как гибкость, инновационность, предприимчивость, готовность к переменам.

Основные направления мероприйтий по преодолению вызовов и барьеров
2016-2018

1. Предусмотреть право добровольного отказа от льготы
по НДС для субъектов малого бизнеса, применяющих спе-
циальные режимы налогообложения.
2. Упрощение кадрового делопроизводства для микропред-
приятий.
3. Стимулирование занятости — предоставление вычета при
приеме на работу незащищенных слоев населения (моло-
дежи до 25 лет, работников старше 50–55 лет).
2018-2023
1. Стимулирование развития малого бизнеса на муници-
пальном уровне, в том числе посредством регулирова-
ния арендных ставок и приоритетности предоставления
в аренду муниципальных помещений.
2. Организация электронной площадки для размещения ин-
формации (предложений по реализации) по продукции,
выпускаемой МСП и запросов на приобретение продукции,
товаров, услуг МСП в разрезе регионов и видов продукции.
2023-2030
1. Организация оргструктуры по содействию международ-
ной торговле и повышению конкурентности российских
МСП на мировом рынке, англоязычной версии электрон-
ной площадки для упрощения доступа к товарам и услу-
гам, выпускаемым российскими МСП со стороны ино-
странных покупателей.
2. Предоставление дополнительных льгот крупным произ-
водственным предприятиям, имеющим долгосрочные до-
говорные отношения с МСП по оказанию производствен-
ных, технологических услуг при производстве продукции.

Основные точки роста

Основными драйверами являются меры по содействию росту
конкурентоспособности продукции малого бизнеса благодаря
упрощению доступа к информации, добровольному порядку
уплаты НДС.

1. Предусмотреть право добровольного отказа от льготы
по НДС для субъектов малого бизнеса, применяющих спе-
циальные режимы налогообложения.
В соответствии со статьей 145 НК РФ, налогоплательщик ос-
вобождается от уплаты, если в течение трех месяцев его оборот
не превышает 2 млн руб. Указанная мера (освобождение от НДС)
вводилась с целью упрощения налогового учета малого бизне-
са. Однако на практике малые предприятия, не являющиеся пла-
тельщиками НДС, в сравнении с другими предприятиями оказы-
ваются менее конкурентоспособны. Во-первых, невозможность
принять к учету входящий НДС приводит к удорожанию конечного
продукта малого предприятия.
Преимущества такого освобождения могут приносить эффект
в части упрощения нало-
гового учета только в случае реализации продукции конечному
потребителю (населению), то есть в конце производственно-
логистической цепочки.

Таким образом, освобождение от НДС наиболее востребовано торговыми предприятиями и сферой услуг, которые в настоящее время являются основными направлениями деятельности МСП. Поддержка развития малого предпринимательства в производственной, инновационной сфере
требует выравнивания условий для малого бизнеса в части возможности уплаты НДС. Во-вторых, невозможность вычета входного НДС, уплаченного поставщиком, значительно сужает круг
потенциальных клиентов, ограничивает возможности встраивания малого бизнеса в систему производственных цепочек с крупными и средними предприятиями.
Таким образом, принципиальное отличие НДС от других налогов состоит в том, что в целом ряде случаев являться плательщиком НДС выгоднее, чем быть освобожденным от НДС. На практике это решение может быть реализовано путем включения налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в число плательщиков НДС, которые будут иметь при этом право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС в соответствии с действующими положениями статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, добровольный отказ от льготы по уплате НДС для МСП, подпадающих под действие специальных налоговых режимов, позволит:
– повысить конкурентоспособность товаров, работ, услуг,
реализуемых МСП (так как включение НДС в себестоимость продукции приводит к их удорожанию);
– создать дополнительные возможности в части взаимодействия с контрагентами;
– содействовать развитию малого бизнеса производственной сфере.

2. Упрощение кадрового делопроизводства для микропред-
приятий.
Создание микропредприятия во многих случаях является начальным этапом развития бизнеса, именно такие предприятии с численностью сотрудников до 15 человек несут максимальные  административные издержки, в частности, связанные с необходимостью ведения кадрового делопроизводства. Согласно трудовому законодательству руководитель коммерческой органи-
зации обязан обеспечить ведение кадрового делопроизводства и учета. Документального оформления требует каждое событие, относящееся к сфере трудовых отношений и связанное с при-
емом на работу, увольнением, отпуском, переводом сотрудников, изменением условий труда и т. д.
Между тем требования к кадровому делопроизводству согласно Трудовому кодексу РФ одинаковы для крупных и малых предприятий. Руководители микро- и малых предприятий не всегда могут выполнять требования законодательства и вести кадровый учет в полном объеме, что приводит к нарушениям законодательства, штрафам и санкциям со стороны проверяющих органов. Частой практикой является совмещение одним работником основных трудовых функций и дополнительных задач по ведению кадрового учета на микропредприятии либо передача функции кадрового делопроизводства организации, оказывающей услуги по данному направлению.
Трудовым кодексом РФ установлен перечень обязательных документов, которые обязательны для любой организации и могут быть запрошены проверяющими органами. Даже мини-
мальный список документов, обязательных для ведения в малом предприятии, довольно велик, что приводит к дополнительным издержкам микропредприятия:
– распоряжения и приказы о приеме на работу;
– штатное расписание;
– трудовые договора;
– личные карточки;
– приказы о предоставлении отпусков;
– график отпусков;
– приказы о переводе на другую работу, совмещении должно-
стей;
– приказы об увольнении;
– табели учета рабочего времени;
– правила внутреннего распорядка и трудовой дисциплины;
– положение, регламентирующее защиту личных данных;
– трудовые книжки и книга их регистрации;
– документация по охране труда.
Применяемая в настоящее время унификация ряда форм кадрового учета способствует снижению издержек предприятия, однако целесообразны дальнейшая унификация и упрощение. В частности, с целью поддержки микропредприятий целесообразно утвердить на федеральном уровне типовую форму трудового договора для микропредприятий, включающую все аспекты трудовых отношений, а также исключить обязанность для микропредприятий, использующих такую типовую форму, иметь локальные нормативные акты, поскольку эти вопросы будут регулироваться трудовым договором.
3. Стимулирование занятости незащищенных групп населения.
В качестве дополнительной меры по развитию занятости, а также росту привлекательности малого бизнеса как работодателя на рынке услуг следует предусмотреть возможность снижения налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства, имеющих в штате определенные категории работников, например молодежь (до 25 лет), сотрудников предпенсионного возраста (например, старше 50–55 лет), безработных граждан со стажем. В частности, возможно предоставление вычета при расчете налогооблагаемого дохода для малых предприятий, имеющих в штате сотрудников из незащищенных групп населения.
4. Стимулирование развития малого бизнеса на муниципальном уровне, в том числе посредством регулирования арендных ставок и приоритетности предоставления в аренду муниципальных помещений. Муниципальные органы власти могут определять приоритетные виды деятельности, для которых устанавливается преимущественный порядок аренды муниципальных помещений и пониженные ставки аренды.
5. Преимущественное развитие производственных и инновационных малых предприятий.
Важную проблему представляет и воздействие мер государственной политики на выбор малым бизнесом сфер деятельности и соотношения используемых факторов производства. Если решения в отношении малого предпринимательства заключаются преимущественно в предоставлении льгот без учета того, как конкретные льготы влияют на выбор сферы деятельности, то возможно избыточное стимулирование одних видов деятельности или одних факторов производства в ущерб другим. Кроме того, неудачно разработанная в отношении малого предпринимательства политика может не способствовать развитию конкуренции, а, напротив, воздвигать дополнительные барьеры вхождения в отрасль. Это происходит в том случае, если уже функционирующим фирмам легче воспользоваться льготами, чем вновь входящим, и выгоды, которые можно получить от использования льгот, распределяются не в пользу новых и не самых мелких предприятий. В этой связи применение налоговых льгот и освобождений должно носить строго посекторальный характер и распространяться на приоритетные сферы деятельности. С целью развития инновационного, производственного направления как приоритетной сферы деятельности малого бизнеса целесообразно (помимо возможности добровольного порядка уплаты НДС) развивать электронные площадки, информационные базы и иные формы взаимодействия, позволяющие координировать интересы крупного бизнеса и возможности малых предприятий. При этом важное значение имеет не только непосредственно информационная составляющая такого взаимодействия, но технологическая, консультационная помощь в налаживании производственных цепочек. В перспективе целесообразно дальнейшее развитие и адаптация информационных баз и электронных площадок для выхода продукции МСП на международные рынки.
6. Делегировать полномочия запуска процесса кадровой миграции крупным московским, межрегиональным и международным сетевым организациям, а также общественным организациям и объединениям предпринимателей.
7. Проработка возможности создания государственной компании, оказывающей услуги аутстаффинга — вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-подрядчика.
8. Использовать принцип дуального обучения, где теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организаци, а практическая на рабочем месте.
9. В части теоретической подготовки/переподготовки использовать метод e-learning (электронно-технологическое обучение).
10. Снижение процентных ставок по кредитам, что наиболее актуально для среднего бизнеса.
11. Повышение финансовой и юридической грамотности населения:
– широко использовать возможности медийного простран-
ства, технологии донесения информации о финансовой
и юридической сфере в массовом порядке в доступном
формате: публикации, видеокурсы, обучающие стенды,
экспресс-тесты и проч.;
– разработать прикладную методологию быстрого обуче-
ния основам финансовой системы, в том числе в дистан-
ционном режиме.
12. Внедрить систему экспресс-обучения в предпринимательскую среду посредством общественных объединений предпринимателей.
13. Для преодоления трудностей в поиске и привлечении инвесторов разработать и предложить систему инвестирования через франшизу, где:
– на первом этапе происходит автоинвестирование (например, через микрофинансовый займ пишется собственная франшиза);
– на втором этапе франшиза тиражируется, что компенсирует затраты и генерирует прибыль.
14. Задействовать ресурсы межрегиональных общественных организаций и объединений, которые системно взаимодействуют с брендами, доказавшими свою устойчивость и жизнеспособность на внутреннем и международном рынках (в частности, Российское Агентство поддержки
малого и среднего бизнеса, «ОПОРА России», «Деловая Россия», Российская ассоциация франчайзинга) для продвижения и инвестирования потенциально интересных и конкурентоспособных проектов, товаров, услуг и проч.
15. Компенсационные механизмы заменить отсрочкой выплат на срок преодоления кризисных явлений в случае использования заемных средств на аренду помещения.
Критериями отбора предприятий должны являться:
– отношение предприятия к приоритетным направлениям
деятельности;– участие в реализации плана антикризисных мероприятий
правительства в части импортозамещения;
– ориентация предприятия на широкое межрегиональное
сотрудничество;
– популяризация (ориентация на популяризацию) москов-
ских продукционных брендов в регионах РФ и за рубе-
жом;
– устойчивая положительная динамика увеличения количе-
ства рабочих мест на предприятии.
16. Определить механизм и порядок предоставления права на отсрочку выплат по аренде помещения:
– обязательность погашения отсроченного платежа по аренде;
– индивидуальный подход к определению срока отсроч-
ки платежа по аренде (по характеристикам конкретного
предприятия);
– определение порядка гарантийного обеспечения отсроч-
ки платежа по аренде;
– вариативность цены за  кв. м в корреляции с длительно-
стью периода отсрочки платежа по аренде (более длитель-
ный период отсрочки — более высокая цена);
– своевременная оплата текущих коммунальных платежей
и услуг связи;
– варианты погашения отсроченного платежа (единовре-
менный, в включением в текущую периодическую аренд-
ную плату и т. д.).
17. Планировать налоговую политику стратегически, в корреляции с бюджетным планированием: если бюджет планируется на один год, то корректировку налоговой политики проводить также один раз в год, если осуществится переход к трехлетнему бюджету, то изменения вносить соответственно.
18. Определить области (отрасли), направления и количество предприятий, которые обходятся без государственной помощи, произвести качественный и количественный ситуационный анализ.

Авторы статьи: Н. Ю. Корниенко, Е. Е. Великова, Н. А. Пушкарева, С. А. Гуляева, Е. С. Митрофанова, Е. В. Векова

Материал подготовлен: 2017 г.

Комментарии