О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ «ДОРОЖНЫХ КАРТ» НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Комментарии · 1196 Просмотры

Социально-экономическое развитие страны и обеспечение его конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках определяется наличием развитого инновацион

мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов привел к сокращению расходов бизнеса на инновации и замедлил развитие российской инновационной системы. Вместе с тем, одним из направлений антикризисных мероприятий развитых стран являлся приток дополнительных инвестиций на развитие высокотехнологичных отраслей. Поэтому на сегодняшний день формирование и реализация взаимодействия элементов инновационного предпринимательства на федеральном, региональном, городском уровнях является одним из приоритетов поддержки предпринимательства.

В настоящее время реализуется Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата [1], который определяет нормативные и иные документы и организационные решения, необходимые для принятия в субъекте Российской Федерации, и дает рекомендации к их содержанию.

Данный документ закрепляет комплекс мер, направленных на повы­шение инвестиционной привлекательности региона, защиту прав инвесторов и повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей.

Оптимальной формой взаимодействия власти с предпринимательским сообществом является государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности. В Российской Федерации в основном сформирована современная система защиты и развития предпринимательства, в регионах разработаны Стратегии субъектов Российской Федерации в области обеспечения благоприятного инвестиционного климата.

В последние годы в России предпринимается множество попыток улучшения инвестиционного климата. Правительство, отвечая на запросы предпринимательского сообщества, утвердило «дорожные карты» – планы мероприятий по улучшению инвестиционного климата в рамках Национальной предпринимательской инициативы (далее – НПИ).

По состоянию на октябрь 2014 года Правительством Российской Федерации утверждены 15 планов мероприятий («дорожных карт») Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. «Дорожные карты» закреплены распоряжениями Правительства и направлены на упрощение, удешевление, а также ускорение действующих на территории процедур, связанных с ведением бизнеса.

В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используются места России в международных рейтингах, включая рейтинг DoingBusiness. В докладе «DoingBusiness 2014» [2] Россия занимает 92-е место. Целью осуществления «дорожных карт» является вхождение России в двадцатку стран-лидеров по инвестиционному климату к 2018 году.

Центрами инновационного предпринимательства являются мегаполисы. Для данных городов характерны следующие особенности:

  • во-первых, они являются важнейшим местом притяжения и сосредоточения человеческих, трудовых, промышленных, экономических, финансовых и культурных ресурсов;
  • во-вторых, данные города – политические и экономические точки роста и развития инновационного предпринимательства для своих регионов;
  • в-третьих, они распространяют свое влияние за пределы своих административно-территориальных границ (особенно это касается городов приграничных субъектов Российской Федерации), как в масштабах России, так и в соседних государствах;
  • в-четвертых, экономика данных городов многофункциональна, на территории сосредоточены предприятия различных отраслей промышленности, производственной и социальной инфраструктуры, а также предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства (в зависимости от специализации региона);
  • в-пятых, это коммуникационные узлы, экономика которых ориентирована на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, и на разработку и внедрение инновационных методов управления информационными, товарными и финансовыми потоками, а также потоками трудовых ресурсов, на формирование повышенных требований к количеству, составу и качеству инфраструктуры;
  • в-шестых, эти города инвестиционно привлекательны, предпринимательский сектор ориентируется на развитые рынки сбыта (международные рейтинговые агентства рассматривают рост населения и статус города-миллионника как один из факторов формирования благоприятного инвестиционного климата);
  • в-седьмых, приоритетными направлениями социально-экономического развития этих городов в большинстве своем является: обеспечение надлежащих условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов всех сфер экономики; устойчивое функционирование и развитие системы жизнеобеспечения города (транспортные услуги, бесперебойная работа ЖКХ, экологическая безопасность; социальная политика для формирования благоприятного климата и здорового образа жизни населения); налаживание межмуниципального и международного сотрудничества; расширение объемов капитальных вложений на строительство (жилищное, дорожное, социальное), реконструкцию (объекты ЖКХ) и благоустройство территории.

Исторически сложившаяся ведущая роль данных городов в развитии всей страны продолжает оставаться актуальной и даже усиливается в современных условиях. Города, вовлеченные в интенсивные отношения, как между собой, так и с городами других стран, вынуждены соответствовать новым требованиям и позиционировать себя как города, ориентированные на создание оптимальных условий по качеству жизни горожан и среды инновационного предпринимательства.

Анализируя инвестиционный климат на уровне регионов, следует отметить, что Липецкая область стала одним из шести пилотных регионов по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В настоящее время в регионе исполнены все 15 разделов данного Стандарта.

В процессе сопровождения внедрения Стандарта Агентством предпринимательских инициатив осуществляется мониторинг хода внедрения Стандарта, по результатам которого будет произведен отбор наиболее эффективных инструментов улучшения инвестиционного климата – лучших практик внедрения Стандарта.

Предварительный анализ и оценка, данная экспертными группами и Минрегионом России, показали, что к таким практикам в Липецкой области можно отнести следующие:

  • создание доступной инфраструктуры для размещения объектов инвесторов (раздел 7 Стандарта);
  • инвестиционные декларации (раздел 11 Стандарта);
  • коллегиальные совещательные органы с участием представителей основных групп потребителей при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов (раздел 14 Стандарта).

Кроме указанных мероприятий в регионе постоянно совершенствуется нормативно-правовая база направленная на обеспечение благоприятного инвестиционного климата.

Следует отметить, что регион по-прежнему занимает ведущее место в рейтингах авторитетных международных и российских агентств, как среди регионов Центрального федерального округа, так и в целом в Российской Федерации.

В 2013 году Липецкая область заняла третье место в рейтинге инвестиционных рисков, подготовленном агентством «Эксперт РА». В 2013 году по итогам открытого конкурса с международной рейтинговой компанией «Фитч Рейтингз» впервые заключен государственный контракт на три года.

В Липецкой области одним из важных факторов, определяющих потребность активного развития малого и среднего предпринимательства, является необходимость диверсификации экономики, ее структурной перестройки. Главная среди структурных проблем – это моноотраслевая структура экономики и, соответственно, зависимость регионального бюджета от одного крупного налогоплательщика (ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»), наличие значительных рисков, в том числе для социальной сферы при изменении экономической ситуации, ухудшении конъюнктуры на мировом рынке черных металлов.

Для создания благоприятных условий развития малого предпринимательства в Липецкой области принята уже шестая «Программа развития малого и среднего предпринимательства на 2013-2020 годы» [3]. Программа является продолжением предыдущей программы, учитывает результаты ее реализации, в ней сохранены все направления поддержки, которые показали эффективность за предыдущие годы. В настоящее время оказывается 21 вид поддержки.

Последние четыре года развитие предпринимательства в регионе шло по нарастающей. По итогам 2013 года малое предпринимательство формирует почти 19% ВРП, 34% всех инвестиций и 13% – налоговых поступлений Липецкой области.

В регионе создана и функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, ежегодно внедряются новые формы поддержки, осуществляется софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства.

В Липецкой области сохраняется актуальность формирования благоприятной среды как для количественного развития малого и среднего предпринимательства, так и для улучшения его отраслевой структуры. Малый и средний бизнес продолжает отдавать предпочтение непроизводственным видам деятельности. На потребительском рынке области предприниматели занимают преобладающее место.

В отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства есть целый ряд сегментов, которые имеют потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развиты не в полной мере. В сфере услуг, транспорта, связи, здравоохранения, коммунальных и социальных услуг доля оборота малого и среднего предпринимательства в области значительно ниже по сравнению с рядом субъектов Российской Федерации.

В Липецкой области активно стартовал II этап (2013-2016 годы) реализации Инвестиционной стратегии Липецкой области на период до 2020 года [4]. Целью инвестиционной политики Липецкой области является обеспечение экономического роста, повышения эффективности экономики и уровня жизни населения. Ориентиром второго этапа является внедрение инновационных и инвестиционных проектов в научно-техническую и производственную сферы. В январе-июне 2014 года объем инвестиций в основной капитал составил 35,2 млрд рублей или 103,5% к уровню января-июня 2013 года. Основной объем инвестиций в основной капитал был использован на развитие следующих видов экономической деятельности: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (19,3%); сельское хозяйство (15,7%); транспорт (11,9%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (10,8%); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (10,4%); производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (10,0%). В данные виды деятельности было направлено 15,0 млрд рублей инвестиций, или 78,1% объема в целом по области.

По состоянию на 1 января 2014 года на территории области зарегистрировано 380 предприятий с иностранными инвестициями и представительств иностранных компаний. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших за 2013 год в экономику области, составляет 1,3 млрд долл. США, объем прямых иностранных инвестиций в 4 раза превышает уровень предыдущего года. Липецкая область является одним из крупнейших экспортеров, продукция предприятий поставляется в 80 стран мира. Внешнеторговый оборот Липецкой области по итогам 1 полугодия 2014 года составил 2609 млн долларов США. Темп роста 90,3%. Сальдо внешней торговли положительное – 1512 млн долларов США. Доля экспорта в объеме внешней торговли – 79%, импорта – 21%. Внешнеторговые операции в Липецкой области совершали 219 предприятий – участников внешнеэкономической деятельности, что на 5% выше показателя прошлого года.

Необходимо отметить, позитивное развитие внедренной в регионе трехуровневой системы создания и развития точек экономического роста, предлагающей инвесторам выбор наилучших возможностей для размещения бизнеса. Только в 2013 году статус резидента получили 5 компаний. На 1 января 2014 года в особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Липецк» зарегистрировано 29 резидентов с объемом инвестиций более 100 млрд руб., в том числе 10 иностранных компаний.

Не менее важным для Липецкой области является эффективная реализация проекта по развитию особых региональных зон регионального уровня. В 2013 году созданы еще две особых экономических зоны регионального уровня – это зоны агропромышленного типа на территориях Измалковского и Хлевенского муниципальных районов, которые позволят в период 2013-2020 гг. создать 20 новых предприятий.

В особых экономических зонах регионального уровня зарегистрировано 37 участников. Объем заявленных инвестиций по заключенным соглашениям составляет более 62 млрд руб.

В 2013 году в особой экономической зоне регионального уровня «Тербуны» к выпуску продукции приступило предприятие по производству антибиотиков и противораковых лекарственных средств – ЗАО «Рафарма». В результате будет создано инновационное предприятие, мощностью более 100 млн упаковок лекарственных препаратов в год.

В целях реализации на территории Липецкой области инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства, создан Инвестиционный фонд Липецкой области. Законом Липецкой области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [5] утвержден объем бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда области на 2014 год в сумме 50 млн руб. для софинансирования инфраструктурных инвестиционных проектов.

Несмотря на безусловно имеющиеся положительные тенденции в развитии, создание эффективного инновационного предпринимательства в целом по России сталкивается с такими проблемами системного характера, как:

  • низкий спрос со стороны реального сектора экономики на результаты научно-технической деятельности;
  • слабость связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;
  • низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта;
  • недостаточный уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
  • недостаточная координация между государственным и частным сектором в разработке приоритетов и мер финансовой поддержки исследований и разработок;
  • неразвитость системы продвижения реального практического опыта инновационного предпринимательства;
  • низкий уровень привлечения молодежи в инновационную сферу;
  • низкий уровень финансирования и стимулирования инновационной деятельности и государственной поддержки научно-технических разработок.

Вместе с тем, на сегодняшний день не достигнут запланированный уровень ряда индикаторов Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, связанных со спросом на инновации в реальном секторе экономики. Ключевой проблемой остается неэффективная структура спроса, выражающаяся в перекосе в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

На сегодняшний день инновационное предпринимательство России является ориентированным на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий, о чем свидетельствует большое число заимствование готовых технологий. Так, в рейтинге тысячи крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, Россия представлена только тремя компаниями – открытым акционерным обществом «Газпром» (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на исследования и разработки в выручке – 0,6%), открытым акционерным обществом «АВТОВАЗ» (758-е место, 0,8%) и открытым акционерным обществом «СИТРОНИКС» (868-е место, 2,6%). В отличие от стран с развитой инновационной системой в России недостаточно развита система государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов – доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8% (в Германии – 8,8%, в Бельгии – 12,7%). По числу изобретений в 2011 году Россия находилась на 36 месте, затем наблюдалось сокращение изобретений.

Современная экономика постиндустриального или инновационного общества центром воспроизводственного процесса считает человека. Это должно найти отражение в перечне дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы в части разработки и утверждения Дорожной карты (плана мероприятий) по развитию малых и средних инновационных предприятий, а также предприятий сферы услуг, создающими для них кадровую и информационную инфраструктуру.

Это направление напрямую связно с рынком труда. Современный этап на рынке труда характеризуется усилением конкуренции, что, в свою очередь, актуализирует проблему подготовки кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных к быстрой адаптации к изменяющимся рыночным условиям.

Сегодня с развитием научно-технического прогресса перед образованием и обучением открываются новые возможности, важнейшей из которых является возможность обучения вне вузовских аудиторий, а непосредственно на рабочих местах. Эта система обучения получила на Западе название неформального обучения, которое, как было сказано выше, реализуется посредством обучения на производстве, а также в процессе самообразования, что повышает ценность подготовки кадров для конкретных производств, так как обеспечивает комплиментарность теории и практики, знаний и умений, способствуя движению компетенции к определенному уровню квалификации работника. С другой стороны такой подход значительно сокращает время обучения.

В России эта форма обучения не слишком развита и не имеет правового статуса. Между тем, в рамках принятия и реализации проекта создания «Национальной системы компетенций и квалификаций» вполне реально сформировать дуальную систему образования, включающую как формальный, так и неформальный компоненты. Целью данного проекта выступает создание сбалансированной системы взаимодействия граждан, бизнес-структур и государственных органов исполнительной власти в области формирования, развития, накопления, воспроизводства, оценки и защиты квалификаций и компетенций в целях создания глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения в кратчайшие сроки. В настоящее время проект находится на стадии разработки инфраструктуры указанной формы образования, разворачивание его планируется в 2015 году. На наш взгляд, к этому времени следует начать работу по мониторингу рынков труда и прогнозированию потребностей рынков труда, что крайне важно в условиях существования рисков:

  • недофинансирования малопопулярных, но важных для экономики страны специальностей;
  • уменьшения самостоятельности учебных заведений;
  • коррупционных рисков.

Предварительная работа по мониторингу рынков будет направлена на  выявление совокупного спроса на квалификации на рынке труда для  последующего формирования предложения на данном рынке со стороны образовательных учреждений, что, в свою очередь, будет способствовать, с одной стороны, модернизации отечественного образования, а с другой стороны – развитию такого производственного фактора как труд, что немаловажно именно сегодня в условиях геополитического кризиса, который оказывает влияние на все стороны жизни мирового сообщества.

Базой развития постиндустриальной экономики служат объемы инвестиций в составляющие человеческого капитала в воспитание, культуру, образование, медицину, в науку. Навыки, знания, инновационное мышление, креативность – это большие составляющие как формального, неформального, так и информального образования детей, начиная с раннего их развития. Значимый рост участия должен происходить и в сфере информального образования, которое не охватывается формальным и неформальным образованием. Это важный эффект нынешней экономики. В настоящее время данная сфера притягивает большее внимание именно с точки зрения социализации подрастающего поколения.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, которая в новой редакции была утверждена 15 мая 2013 года [6], упоминается о том, что в развитие человеческого потенциала должны включаться раннее развитие, дошкольное образование, непрерывное образование, неформальное и информальное образования. Помощь в приобретении «нового» мышления и навыков, которые диктуются ХХI веком и тенденциями модернизации экономики, должны быть одним из приоритетных направлений администраций районов. Несомненно, данные направления должны происходить с продвижением предпринимательства, т.е. «пропаганда» и распространение знаний о бизнесе в обществе, повышение желания построить частный бизнес. Вклад малого и среднего бизнеса в экономику России составляет около 20% против 60% в Китае, 50% в США и Европе, в Европе малый бизнес обеспечивает 70% рабочих мест, а в России – менее 25%. Поэтому, обладание необходимыми навыками и их продуктивное использование способствует в продвижении предпринимательства среди молодежи, развитию инновационного мышления и увеличению добавленной стоимости.

Особое внимание необходимо уделить созданию инфраструктуры поддержки раннего развития детей (от 0-3 лет). В программах дополнительного образования должно учувствовать большее количество детей (80%), увеличить долю образовательных услуг, оказываемых в рамках государственно-частного партнерства. В приоритеты регионов должно входить дошкольное образование; повышение качества результатов образования. Идея «качественного» образования должна быть переосмыслена. Качественное – означает какие знания, компетенции, навыки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и инновационной, развитие сферы непрерывного и информального образования.

По результатам анализа инвестиционной привлекательности, можно делать выводы, что инвестиционный климат регионов предлагает необходимый трудовой, ресурсно-сырьевой, производственный потенциал, а также улучшающуюся инженерную инфраструктуру, которая решается приоритетно. Важно заметить, что инвестиционный и инновационный факторы являются слабо развитыми в большинстве регионов. Аргументируя такое недостаточное развитие, необходимо заметить, что инновационный и инвестиционный процессы тесно взаимосвязаны, т.е. серьезные инновации немыслимы без крупных инвестиций, а эффективные инвестиции – без инноваций [7]. Иными словами, инвестиции притягивают инвестиционные объекты и их приложения. Поэтому, важной частью роста экономики также выявляется необходимость создания инвестиционных объектов в регионах, что способствует изменению уровня инновационного прогресса на их территориях.

В рамках же плана мероприятий по развитию малых и средних инновационных предприятий, а также предприятий сферы услуг, на наш взгляд, особого внимания требуют услуги частных агентств по трудоустройству, консультационные услуги, которые не охвачены другими дорожными картами.

Для повышения эффективности деятельности частных агентств занятости, консалтинговых фирм в регионе нужен мониторинг со стороны региональных органов власти деятельности каждого вида малых и средних предприятий по выполнению минимальных требований, которые гарантируют качественное обслуживание получателей услуг.

Расширение горизонта стратегического и бюджетного планирования в последние годы позволит активизировать процесс коммерческой реализации инноваций отечественными предпринимателями в сфере услуг. Термин «инновационное предпринимательство» может характеризовать как радикальные, так и постепенные изменения в продуктах, процессах или услугах. Часто подразумеваемой целью инноваций является решение проблемы. Инновации являются важной темой исследования экономических, технических, социологических наук и инжиниринга. Поскольку инновации также рассматриваются как основной драйвер экономики, факторы их создания являются критическими для политиков региона.

Поэтому проблемы формирования, развития и эффективного использования предпринимательского потенциала в сфере инноваций и обеспечивающих их услуг, особенно в мегаполисах, в условиях рецессии приобретают все большее значение.

В этой связи, учеными РАНХиГС могут быть реализованы проекты мониторинга рынков труда и прогнозирования потребностей рынков труда, обоснования роли малых и средних предприятий сферы услуг в системе регионального инновационно ориентированного развития, комплексной оценки их деятельности.

Вместе с тем, на сегодняшний день Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата внедряется, прежде всего, на федеральном и региональном уровне. На уровне муниципальных образований Национальная предпринимательская инициатива не нашла достойного отражения. Этим обусловлены низкие значения показателей развития среднего и малого предпринимательства, характерные для большинства муниципальных образований.

Предлагаем разработать модель работы с муниципальными территориями, местным малым и средним бизнесом в продолжение концепции Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и создать на ее основе недостающую часть Стандарта АНО «Агентство стратегических инициатив», направленную на привлечение внутренних инвестиций и сопровождения некрупных проектов малого и среднего бизнеса.

Глобальная конкуренция и возросшая мобильность капитала – источник новых вызовов для национальных правительств. Одним из ответов на вызовы современности стало создание нового института взаимодействия власти и бизнеса – АНО «Агентство стратегических инициатив» (далее – АСИ). Эксперты рассматривают АСИ в качестве «институциональной инновации», без которого невозможно проведение современной промышленной политики [8].

Основные задачи АСИ:

  • Продвижение проектов и инициатив, оказание административной, экспертной и информационной поддержки, помощь в снижении административных барьеров при реализации проектов, а не просто распределение бюджетных средств. При этом в фокусе внимания – быстрорастущий средний бизнес и бизнес в социальной сфере.
  • Увеличение числа лидеров, вышедших из представителей среднего бизнеса и социального сектора.
  • Улучшение предпринимательского климата.
  • Распространение лучших бизнес-практик.

АСИ совместно с ведущими бизнес-ассоциациями сформулировало «Национальную предпринимательскую инициативу» и разработало «дорожные карты» по устранению административных барьеров. «Дорожные карты» и Региональные стандарты в целом формируют программу дерегулирования российской экономики.

Эффективность формата «дорожных карт» значительно выше, чем другие формы улучшений предпринимательского климата по следующим причинам:

  • Наличие системы мониторинга с промежуточными индикаторами и целевыми показателями.
  • Активное участие представителей бизнеса в разработке «дорожных карт» и контроле за их исполнением. Сотрудничество АСИ с «Деловой Россией», другими ведущими бизнес-ассоциациями.
  • Наличие политической воли для поддержки деятельности АСИ.

Существует и ряд институциональных ограничений в деятельности АСИ по реализации «дорожных карт»: отсутствие реальных прав в области дерегулирования, отсутствие рамочного закона «Об инвестиционном климате», недостатки системы мониторинга. Присутствует риск параллелизма в реализации всей программы улучшения инвестиционного климата.

Высокие административные барьеры рассматриваются в качестве главных ограничителей экономического роста. Среди, стран, участвующих в международном проекте «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM), Россия стабильно занимает одно из последних мест по уровню развития предпринимательского потенциала, в т.ч. инновационного. Драматическое отставание инновационной активности в России – угроза национальной и экономической безопасности, устойчивому развитию страны. Очевидно, что одна из главных причин такого положения – существование множества институциональных барьеров в инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).

Для развития предпринимательства необходимо формирование благоприятной институциональной среды. Это требует преодоления как формальных, так и неформальных институциональных барьеров. Традиционно в фокусе внимания исследователей малый инновационный бизнес высокотехнологичных отраслей экономики.

Согласно существующим сегодня в России и Новосибирской области методическим подходам, малые предприятия не являются инновационными, а значит, не могут получить специальные меры поддержки для инновационной деятельности. Инновационность предпринимателей данных секторов базируется на использовании достижений других отраслей. И это важнейший фактор формирования рыночного спроса на инновации. Недостаток спроса на инновации признается ключевой проблемой модернизации экономики России.

В то же время в Обзоре национальной инновационной системы и инновационной политики Российской Федерации, выполненной по методологии ОЭСР, указывается: «…необходимо более глубокое признание масштаба и преимуществ инноваций на низкотехнологических производствах и в секторах услуг. Текущая инновационная политика чрезмерно сконцентрирована на высоких технологиях, а значит, оставляет без внимания большую часть российской экономики» [9].

Поэтому методика поддержки инновационной деятельности для субъектов МСП низкотехнологичных отраслей практически не сформирована. Между тем опыт ведущих стран и стран, близких России по институциональной структуре показывают, что инновационное развитие предполагает широчайшее вовлечение в инновационную деятельность низкотехнологичного сектора экономики, предпринимателей сельских территорий.

Движущей силой эффективной модернизации не могут быть только высокотехнологичные предприятия разной степени рыночной успешности. При любом уровне господдержки, не подкрепленной заинтересованностью других субъектов экономики, многие инновации окажутся невостребованными. Поэтому приведенные ниже рекомендации направлены на снижение институциональных барьеров инновационной деятельности не только высокотехнологичных, но и традиционных отраслей.

Данные интервьюирования предпринимателей Новосибирской области подтверждают низкий уровень развития технологических инноваций в Российской Федерации и в регионах. Только 8% респондентов показали, что их инновационная деятельность относится к технологической (продуктовой или процессной). Очевидно, что существуют определенные ограничения для развития как технологических, так и нетехнологических инноваций в системе МСП.

Важное значение в инновационной деятельности компании принадлежит использованию объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС). Среди опрошенных субъектов малого и среднего бизнеса 36% имеют фирменные наименования и/или коммерческие обозначения. Товарный знак и/или знак облуживания зарегистрировали 28%. Лицензию на выпуск продукции, оказание услуг имеют 10% опрошенных, 7% зарегистрировали патент, 5% программы для ЭВМ и базы данных, 4% разработали и зарегистрировали ноу-хау, 3% имеют франшизу, 1% – свидетельство на топологию интегральных микросхем, 1 предприниматель имеет селекционные достижения. Таким образом, показатели использования ОИС весьма низкие. В связи со вступлением России в ВТО становятся необычайно актуальными вопросы регистрации, правовой охраны ОИС и эффективной их коммерциализации.

Для развития инновационной деятельности необходимо информирование и обучение предпринимателей в сфере управления интеллектуальной собственностью, поддержка патентования, регистрации товарного знака и т.д. Доказано, что уровень защиты прав ИС влияет на инвестиционный климат страны. Вовлечение МСП в инновационный процесс, в том числе поддержку создания, использования и защиты прав ИС, должно стать одной из приоритетных задач государственной власти.

Анализ ключевых барьеров деятельности МСП определил направления их преодоления (в соответствии с рисунком 1).

Доказано, что определяющим условием успешного развития деятельности МСП в регионах является обеспечение его полноценного функционирования. Это подтверждается и результатами опроса в Новосибирской области: недостаток свободных денежных ресурсов – барьер для деятельности 81% субъектов малого и 73% субъектов среднего предпринимательства. Несмотря на значительное количество различных кредитных и инвестиционных организаций, проблема финансирования деятельности остается крайне актуальной для предпринимателей, и усиливается в условиях экономической турбулентности. Ключевым препятствием для получения заемного финансирования почти все представители МСП считают высокие ставки по кредиту и требование банком залога. Эффективные ставки по кредитам составляют более 20% годовых. Успешная деятельность возможна при ставке не более 10-12%, считают предприниматели. Финансирование деятельности МСП происходит в основном за счет собственного капитала (88% малых предприятий и 76% средних).

Рисунок 1. ­ Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие факторы, на Ваш взгляд, противодействуют предпринимательской деятельности?»

 

Существуют барьеры в использовании МСП финансовых институтов развития, определяемые нормативными рамками и условиями предоставления поддержки, недостаточностью состава применяемых инструментов. Так, микрофинансирование рассчитано на возврат заемных средств в короткие 

сроки, а это очень рискованно для МСП города сельских поселений и малых городов, имеющих низкий среднедушевой доход населения.

Уровень инвестиций на посевной и венчурной стадиях в разы меньше, чем в ведущих и быстроразвивающихся странах.

Хотя за последние 10 лет отмечается положительная динамика в количестве поддержанных проектов, прирост происходит за счет послевенчурного финансирования. Сегодня «поздние» проекты составляют более 80% от общего числа. Количество поддержанных «ранних» проектов незначительно.

Мировая практика показывает, что необходимо профинансировать 10 «посевных» проектов для получения двух проектов, представляющих коммерческий интерес для венчурных фондов. Возможно, надо менять механизмы регулирования инновационного процесса [10].

Незначительна доля инновационных МСП, получающих бизнес-ангельское и венчурное инвестирование. По данным исследования, венчурные инвестиции доступны 1% малых предприятий и 7% средних предприятий, бизнес-ангельское инвестирование – 1% малых предприятий и 5% средних предприятий. Респонденты – представители малых инновационных предприятий отмечают сложность заполнения заявок. Некоторые заявки были отклонены Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по причинам неадекватной финансовой модели, преувеличенного объема рынка, нечеткого позиционирования продукта. Также заявки были отклонены из-за недостаточно проработанного плана действий по реализации проекта и плана развития, недостаточной, по мнению экспертов, компетенции команды.

В настоящее время третью часть всех получателей поддержки составляют субъекты предпринимательства, реализующие проекты в сфере инноваций, модернизации и энергоэфф

Комментарии