ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА В ОТНОШЕНИИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Комментарии · 1409 Просмотры

Из цикла "Аналитические записки по социально-экономическому развитию Российской Федерации. Архив 2014 г.".

 Комплексный анализ российской модели бюджетного федерализма и тенденций программного бюджетирования позволяет констатировать, что важнейшим условием повышения эффективности организации бюджетов муниципальных образований является увеличение их доходной базы за счет налоговых доходов. Исходя из этого, автор считает необходимым сформулировать ряд предложений по организации нового порядка перераспределения и закрепления налогов в качестве собственных доходов местных бюджетов с учетом долгосрочной перспективы.

  1. Расширение перечня местных налогов путем конституциирования в качестве таковых или увеличения нормативов закрепления за местными бюджетами налогов на совокупный доход (ЕНВД, ПСНО, УСНО, единый сельскохозяйственный налог), транспортного налога, сборов на пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов. Также в связи с большими фактическими выпадающими доходами местных бюджетов в отношении ЕНВД, применяемого индивидуальными предпринимателями без наемных работников, следует в среднесрочной перспективе отменить норму Налогового кодекса Российской Федерации (01.01.2013 г.) в части снижения авансовых платежей на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды.

В отношении всех специальных налоговых режимов следует расширить перечень видов предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего бизнеса (ритуальные, обрядовые услуги, услуги аптек по изготовлению лекарств, сбор и заготовка грибов, ягод, трав, другое).

  1. Увеличение нормативов отчислений по акцизам на нефтепродукты в местные бюджеты с 10 до 20% для сбалансированности муниципального дорожного фонда и полного финансирования нужд дорожного хозяйства. В этой же связи следует закрепить за местными бюджетами 100% штрафов за нарушения правил дорожного движения, что будет стимулировать деятельность местных ГИБДД и содействовать обеспечению безопасности дорожного движения в пределах административных границ муниципального образования.

  2. Оптимизация поступлений земельного налога путем сокращения перечня льгот по земельным участкам (объекты атомной энергии, хранения ядерных веществ). В рассматриваемой связи важно и совершенствование методики кадастровой оценки земельных участков, периодическое ее уточнение, с целью достоверного определения реальной их стоимости, исключения различных технических ошибок, искажающих такую оценку.

  3. Закрепление обязательной доли налога на имущество юридических лиц в пользу местных бюджетов, т.к. налог обладает низкой мобильностью облагаемой базы и зависит от экономической эффективности муниципальной политики в отношении зарегистрированных организаций.

  4. Дополнительная передача местным бюджетам минимум до 15% НДФЛ, так как повышение его поступлений связано с активизацией политики роста доходов населения, созданием дополнительных рабочих мест, ростом заработной платы и индексацией ее в связи с инфляцией. При реформировании уплаты НДФЛ предлагается изменить способ изъятия налога – не у источника дохода, а только по декларации, исходя из места проживания (регистрации) гражданина для увязки основного источника доходов местного бюджета и затрат на содержание социально-экономической инфраструктуры, которой пользуется население. Таким же образом (исходя из фактического проживания) следует администрировать и государственную пошлину по видам юридически значимых действий, закрепленную за местными бюджетами.

  5. Увеличение нормативов отчислений от иных федеральных и региональных налогов в местных бюджетах – на уровне фактически сложившихся расходов среднего городского округа при выравнивании финансовой обеспеченности с помощью отрицательного трансферта. Нормативы должны быть закреплены за муниципальными образованиями в размере, достаточном для выхода на самообеспечение подавляющего числа городских округов как наиболее обеспеченного типа муниципальных образований. Тем самым будет стимулировано развитие ими собственной налоговой базы и расширение зон опережающего развития, исключены непродуктивные встречные финансовые потоки (из муниципалитета – в бюджеты вышестоящего уровня, а затем обратно в качестве трансфертов). Реализация подобного подхода требует точного расчета налоговой базы и выбора нормативов, достаточных для обеспечения фактически сложившихся расходов среднего городского округа.

Для реализации указанных предложений на уровне всех муниципальных образований следует разработать стратегический план социально-экономического развития  до 2030 г., реперные точки которого будут учитываться  в трехлетнем  бюджете в разрезе муниципальных целевых программ, содействуя тем самым росту налогового потенциала территорий.

Авторы статьи: 

Качанова Е. А., к. э. н., доцент кафедры экономики и управления Уральского института – филиала РАНХиГС

Тургель И. Д., доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления Уральского института – филиала РАНХиГС

Целищева Е. Ф., старший преподаватель кафедры экономики и управления Уральского института – филиала РАНХиГС

Шеметова Н. К., к. э. н., ассистент кафедры экономики и управления Уральского института – филиала РАНХиГС

 Материал подготовлен: 2014 г.

 

 

 

Комментарии