О СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЯХ, ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОСТОЯНИИ ИН

Комментарии · 1267 Просмотры

(на примере Новгородской области)

В государственном документе «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» определена главная цель Российской Федерации – повышение благосостояния населения. Именно уровень жизни, а не абсолютный размер экономики и золотовалютный запас государства, определяет стабильность и устойчивость территории. Однако уровень жизни в большей степени определяется производственной экономикой, поскольку она поддерживает ее высший уровень и доходность капитала.

Обозначенная тема исследования будет раскрыта в данной аналитической записке в следующих аспектах:

  • оценка текущего состояния сектора инфраструктуры Новгородской области в динамике за 2000-2010 гг.;
  • прогноз вклада отраслей в инфраструктурном секторе экономики Новгородской области до 2030 года;
  • прогноз вклада отраслей инфраструктурного сектора в экономику Новгородской области в 2030 году с учетом вариантов инерционного и инновационного развития.
  • формулирование проблем развития компаний инфраструктурного сектора Новгородской области, с учетом долгосрочной перспективы. [1]

Инфраструктура играет особую роль в современном развитии региональных систем, которая состоит не только в создании условий для функционирования производственной сферы и реализации вспомогательных для социально-экономической системы функций, но и может рассматриваться как локомотив регионального развития, обеспечивающий будущие планируемые масштабы расширенного регионального воспроизводства.

Вопрос об определении состава инфраструктуры в региональном аспекте представляется достаточно сложным. В данном исследовании в качестве отраслей сектора инфраструктуры региона будем рассматривать транспорт, торговлю, финансы и кредит, управление. Данный подход позволит облегчить выделение границ инфраструктуры и учесть своеобразие ее функций.

В секторе инфраструктуры в настоящее время сосредоточено более трети валового регионального продукта. Общая доля отраслей инфраструктурного сектора в валовом региональном продукте Новгородской области за 2009 год составила 36,38% от общего объема ВРП, что на 3,54% выше, чем в 2000 году.

Динамика вклада отраслей сектора инфраструктуры в экономику Новгородской области за период 2000-2009 гг. представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Динамика долей обобщающих показателей инфраструктурного сектора Новгородской области за период 2000-2009 гг.

 

Динамика показателей доли добавленной стоимости в ВРП и доли занятых в инфраструктурном секторе является достаточно стабильной на протяжении рассматриваемого периода. Изменения доли добавленной стоимости в ВРП в инфраструктурном секторе происходили в пределах до 6,18%, доли занятых в рассматриваемом секторе в пределах до 4,29%.

Динамика доли инвестиций в основной капитал сектора инфраструктуры носила неустойчивый характер. За период с 2000 г. по 2009 г. данный показатель сократился более чем за 30%.

Доля основных фондов в инфраструктурном секторе имела тенденцию к увеличению до 2005 г. Рост составил с 30,75% до 63,28%, то есть более чем в 2 раза. Однако за последнее пятилетие значение данного показателя сократилось и в 2009 году составило 58,57%.

Специфика отраслей инфраструктуры заключается в том, что они не производят материальной продукции, а главным образом предоставляют услуги, необходимые для успешного функционирования отраслей материального производства и, как было отмечено выше, экономики в целом. Предоставление услуг неразрывно связано с человеческим капиталом, что обусловливает необходимость исследования структуры занятости по отраслям инфраструктурного сектора экономики региона.

На рис. 2 представлена динамика доли среднегодовой численности занятых в секторе инфраструктуры Новгородской области по отраслям.

Рисунок 2. Динамика доли занятых по отраслям инфраструктурного

сектора Новгородской области

По состоянию на 2010 г. в отраслях сектора инфраструктуры Новгородской области задействована большая часть численности занятых в экономике области – 34,26%. В 2000 году в отраслях рассматриваемого сектора области было сосредоточено 30% занятых в экономике.

Анализ основных фондов отраслей инфраструктурного сектора за период 2000-2010 гг. показал увеличение данного показателей по всем отраслям сектора кроме отрасли «управление».

Динамика доли основных фондов отраслей инфраструктурного сектора представлена на рис. 3.

Рисунок 3. Динамика основных фондов по отраслям инфраструктурного

сектора Новгородской области

 

В отраслях инфраструктурного сектора Новгородской области в 2010 году было сосредоточено 56,79% основных фондов всей экономики области.

Анализ структуры основных фондов показал наибольшую их долю в транспортной отрасли. В 2005 году она составляла 62,35% и к 2010 году увеличилась до 72,61%, что является положительной тенденцией. Значительная доля основных фондов в отрасли транспорта свидетельствует о том, что транспорт – самая фондоемкая отрасль экономики.

Главным потенциалом, определяющим экономический рост в отраслях экономики, являются инвестиции в основной капитал.

Доля инвестиций в инфраструктурный сектор экономики Новгородской области составляет около половины всех инвестиций в экономику региона, так например в 2010 году это 63,07% от общего объема инвестиций. Однако эта доля по сравнению с 2000 годом значительно снизилась: в 2000 году она составляла порядка 80% инвестиций в экономику, что является негативной тенденцией.

На рис. 4 показана динамика долей инвестиций в отраслях сектора экономики.

Рисунок 4. Динамика долей инвестиций в основной капитал по отраслям

 инфраструктурного сектора Новгородской области

За рассматриваемый период наибольшая доля инвестиций в основной капитал пришлась на отрасль транспорта. Однако эта доля значительно сократилась – с 98,69% в 2000 году до 70,29% в 2010 году, что негативно сказалось в конечном итоге на экономическом росте, выраженном в валовом региональном продукте. Анализ структуры инвестиций в основной капитал инфраструктурного сектора показал, что, несмотря на высокую долю инвестиций в данную сферу, практически всю их часть занимает отрасль транспорта, а инвестирование остальных отраслей сектора находится на низком уровне, что сдерживает их развитие.

Общую характеристику вклада отраслей инфраструктурного сектора в экономику Новгородской области рационально определить по доле добавленной стоимости в общем объеме ВРП.

Анализ доли ВРП, образованной отраслями сектора инфраструктуры показал, что наибольшая часть этой доли по вкладу в ВРП Новгородской области из рассматриваемых нами отраслей за период 2000-2009 гг. приходилась на торговлю. Однако за рассматриваемый период эта доля изменялась достаточно хаотично и в целом снизилась с 56,16% в 2000 году до 45,44% в 2009 году.

Значительный вклад в ВРП был внесен отраслью транспорта. При этом доля его в ВРП в 2009 году по отношению к 2000 году увеличилась в 1,7 раза, и возросла с 21,74% до 37,43%, что является положительной тенденцией рисунок 5.

Рисунок 5. Динамика доли ВРП отраслей инфраструктурного сектора Новгородской области в их общем объеме

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что только две отрасли инфраструктурного сектора Новгородской области – транспорт и торговля участвуют в создании ВРП области. Практически не создается добавленная стоимость сферой финансов и кредита.

Как следует из представленного выше исследования, развитие инфраструктурного сектора было хаотичным. Но являясь одним из основных секторов экономики, его следует приводить в устойчивое развитие с помощью управленческих решений на перспективу, для чего возникает необходимость в привлечении больших объемов инвестиций. В условиях ограниченности ресурсов следует определить лидирующие отрасли, оказывающие влияние на развитие экономики и обладающие динамичностью, что возможно на основе анализа показателей эффективности. Согласно приведенным выше исследованиям, можно предположить, что импульсами развития в инфраструктурном секторе Новгородской области могут выступать две отрасли: торговля и транспорт. В табл. 1 представлены результаты расчетов для данных отраслей по показателям отдачи ресурсов, значение которых подтверждает правильность сделанного предположения.

Таблица 1. Показатели отдачи ресурсов отраслей торговли и транспорта Новгородской области.

Прогнозирование показателей осуществлялось с использованием регрессионных моделей по следующим этапам: моделирование показателей по отраслям инфраструктурного сектора; прогнозирование абсолютных значений отраслевых показателей; оценка и интерпретация прогнозных моделей регрессии; расчет прогнозных темпов роста по пятилетиям до 2030 года; прогноз вклада отраслей инфраструктурного сектора в экономику области.

Полученные модели подлежали корректировке с учетом новых полученных значений, принимаемых впоследствии как фактически свершившиеся. При этом прогнозные значения корректировались с учетом мнений экспертов, согласно которым выявлены циклы развития экономики региона, характеризующие снижение роста экономики 2016-2018 гг. и в 2026-2028 гг. Точечный прогноз подправлялся в указанные периоды. Все это дает возможность полагать, что предоставленные прогнозы созданы с достаточной степенью достоверности.

Ограниченность информационной базы данных по ретроспективному состоянию отраслей «управление» и «финансы» не позволила предоставить подробные прогнозные расчеты по ключевым отраслевым показателям.

Прогнозы были получены по двум вариантам развития: инерционному и инновационному. Инерционный сценарий развития региона сохранит и возможно усилит  тенденцию структурной деформации региональной экономики, в которой наблюдается повышение доли энергосырьевого сектора и сектора инфраструктуры при сокращении удельного веса инновационно-инвестиционного и потребительского секторов экономики. Значительные структурные сдвиги в области инфраструктуры можно ожидать при инновационном варианте развития, реализация которого предполагает существенное сокращение доли торговли и существенное увеличение доли транспорта и связи в структуре сектора.

Отрасль торговли является наиболее перспективной отраслью инфраструктурного сектора Новгородской области и увеличение инвестирования данной отрасли сможет дать толчок развитию региона и позволит улучшить экономическую ситуацию в целом.

В настоящее время подводятся итоги реализации областной целевой программы «Развитие торговли в Новгородской области на 2011-2012 гг.». Основными задачами Программы являлись: создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары; создание на территории области современной торговой инфраструктуры; формирование конкурентной среды на территории области; повышение качества торгового обслуживания населения. Правительством Новгородской области принята долгосрочная областная целевая программа «Развитие торговли в Новгородской области на 2013-2015 годы». Основными результатами реализации долгосрочной программы должны стать:

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности;
  • создание на территории области современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • формирование конкурентной среды на территории области;
  • развитие сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков на территории области;
  • распространение положительного опыта ведения торговой деятельности.

Прогноз значений коэффициентов роста в отрасли торговли Новгородской области представлен в табл. 2.

Отрасль торговли является одним из источников занятости населения Новгородской области. Расчеты показали, что увеличения численности занятых в торговле и в инновационном, и в инерционном варианте развития будут незначительны, следовательно, расхождения по прогнозам тоже. В инновационном варианте будет действовать тенденция снижения занятости за счет механизации и автоматизации торговых процессов и логистических схем.

За счет сокращения звеньев оптовой торговли должно происходить уменьшение численности занятых, но, в свою очередь будет иметь место увеличение числа занятых в розничной торговле. Численность занятых к 2030 г. по инновационному варианту развития составит 44,9 тыс. чел., по инерционному – 44,8 тыс. чел., что ниже, чем в годы максимального числа занятых в торговле (2007-2009 гг.). И в целом относительно 2010 г. увеличение числа занятых составит 3% по инновационному варианту развития, 2% по инерционному.

 

Таблица 2. Прогноз значений коэффициентов роста в отрасли торговли инфраструктурного сектора экономики Новгородской области.

 

Аналитические расчеты показали, что объем производства в торговле увеличится в 2030 г. по отношению в 2010 г. в 2,0 раз в инерционном развитии, а в инновационном развитии, увеличение объемов отгруженной продукции будет несколько выше – в 2,6 раза.

Транспорт является стратегически значимой отраслью для социальной и экономической безопасности государства и каждого конкретного региона. Это обуславливает и особое место транспорта в инфраструктуре государства (региона). Дорожная сеть области используется в основном для транзитного движения грузов. Это подтверждается тем, что транспортная отрасль составляет всего 13,6% в ВРП Новгородской области.

Основными приоритетными направлениями развития транспортной системы области должны стать:

  • развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства;
  • повышение конкурентоспособности транспортной системы региона и реализация транзитного потенциала Новгородской области;
  • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Прогноз значений коэффициентов роста в отрасли транспорта Новгородской области представлен в табл. 3.

 

Таблица 3. Прогноз значений коэффициентов роста в отрасли транспорта инфраструктурного сектора экономики Новгородской области.

Несмотря на реализуемые на территории области проекты в сфере развития транспорта, по результатам исследования взаимосвязи численности населения региона, размера производимого на территории области ВРП, налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты, наблюдается недофинансирование имеющейся региональной и муниципальных дорожных сетей. Такая ситуация сохранится при следовании инерционному пути развития.

Однако транспортный потенциал области существует в виде значительного транзитного транспортного потока, по автомобильным дорогам федерального назначения, проходящим через Новгородскую область. С одной стороны, данный поток приводит к повышенному износу региональных и муниципальных дорог, переходящих в федеральные трассы и прилегающих к ним, к ухудшению экологической обстановки в населенных пунктах, с другой стороны, дает возможность создания крупных логистических центров в районе Чудово и Валдая.

По территории области проходит железнодорожная магистраль Санкт-Петербург – Москва, в связи с чем, одним из направлений развития инфраструктуры на железнодорожном транспорте станет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва и развитие скоростного движения в этом направлении.

За счет оптимизации грузоперевозок и создания логистических центров на территории Новгородской области в инновационном пути развития объем отгруженной продукции увеличится в 2,7 раз, положительным будет рост данного показателя и в инерционном варианте, где увеличение должно обеспечиться в объеме 1,9 раз.

Обобщающими показателями качественных изменений развития Новгородской области до 2030 года являются показатели динамики долей отраслевых показателей в инфраструктурном секторе и экономике в целом.

В табл. 4 приводятся прогнозные значения вклада в инфраструктурный сектор составляющих его отраслей.

Отраслевой анализ и прогнозирование перспектив отраслей инфраструктурного сектора позволил спрогнозировать изменение долей (структурных) основных показателей развития.

На рисунке 6 представлен прогноз вклада отраслей инфраструктурного сектора в экономику Новгородской области в 2030г. по инерционному и инновационному вариантам развития в сравнении с 2010 годом.

Таблица 4. Прогноз вклада отраслей в инфраструктурном секторе Новгородской области в 2030 году в ценах 2010 года.

Таблица 5. Прогноз вклада отраслей инфраструктурного сектора в экономику Новгородской области в 2030г. в %

 

Рисунок 6. Прогноз вклада отраслей инфраструктурного сектора

в экономику Новгородской области по вариантам развития

Структурные сдвиги, которые будут наблюдаться в 2030 году, согласно прогнозным расчетам, по сравнению с 2010 годом, свидетельствуют о том, что:

  • Численность занятых в секторе инфраструктуры Новгородской области сократится, причем в большей степени по инновационному варианту развития. Такая тенденция будет происходить за счет сокращения численности занятых в отрасли управления за счет оптимизации структуры управления и банковской сферы.
  • Объем инвестиций в ОПФ сократится по двум вариантам развития, причем в большей степени по инерционному варианту развития. Перераспределение произойдет в пользу инновационно-инвестиционного и потребительского сектора, что является благоприятной тенденцией для реализации инновационного варианта развития, но уже за пределами рассматриваемого прогнозного периода (после 2030 года).
  • Сокращение объема основных производственных фондов на 16,7 п.п. в инерционном варианте и на 9,5 п.п. в инновационном будет являться следствием сокращения инвестиций в ОПФ.
  • Доля ВРП, приходящаяся на сектор инфраструктуры также сократится по рассматриваемым вариантам развития. Аналогичная тенденция будет наблюдаться и по энергосырьевому и по потребительскому секторам экономики области. Такое сокращение приведет к структурным сдвигам в пользу инновационно-инвестиционного сектора экономики.

Таким образом, прогнозные расчеты показали, что инновационный вариант в рассматриваемом перспективном периоде до 2030 года не может быть осуществлен в полной мере, следовательно благ от инновационного развития в данном периоде не получат ни население области, ни экономические агенты. Инновационный вариант развития будет находиться за пределами 2030 года.

 

Список использованных источников и примечания

  1. Примечание: Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант №11-12-53005а/3).
  2. Бернасовская Л.И., Викторов А.Д., Птицына Е.В. Концептуально-методологические подходы к научно-технологическому прогнозированию Новгородской области // Проблемы устойчивого развития региона: Сборник материалов VIII Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников / Под общей ред. к.э.н., доцента Кормановской И.Р. – В.Новгород: НФ ГОУ ВПО СПБГУСЭ, 2011.
  3. Бернасовская Л.И., Кормановская И.Р. Оценка и моделирование экономико-технологической реальности Новгородской области // Инновации. – 2012. – № 6. – С. 75-87
  4. Бернасовская Л.И., Кормановская И.Р., Птицына Е.В. Моделирование сценария демографического развития Новгородской области до 2030 года // Проблемы современной экономики. – 2012. – №3 (43).
  5. Притула О.Д. Стратегические приоритеты промышленной политики региона в контексте технологических преобразований // Проблемы устойчивого развития региона: Сборник материалов VIII Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников / Под общей ред. к.э.н., доцента Кормановской И.Р. – В. Новгород: НФ ГОУ ВПО СПБГУСЭ. – 2011.
  6. Притула О.Д. Формирование региональной кластерной политики, как элемента решения проблемы взаимодействия секторов «Наука», «Бизнес» и «Государство» в условиях Новгородской области // Проблемы устойчивого развития региона: Сборник материалов VIII Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников / Под общей ред. к.э.н., доцента Кормановской И.Р. – В. Новгород: НФ ГОУ ВПО СПБГУСЭ. –2011.
  7. Бернасовская Л.И. Оценка научно-технологического потенциала Новгородской области // Проблемы устойчивого развития региона: Сборник материалов VIII Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников / Под общей ред. к.э.н., доцента Кормановской И.Р. – В. Новгород: НФ ГОУ ВПО СПБГУСЭ. – 2011.

 

Комментарии