О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСО

Комментарии · 1371 Просмотры

Экономическое положение современной России в последнее время определяется двумя главными процессами: продолжением социально-экономических реформ по разви

Макроэкономические индикаторы, характеризующие эти процессы, сохраняют преемственность с тенденциями прошлых лет и показывают возникновение многих новых явлений, развитие которых серьезно усложняет функционирование экономики в настоящее время и определение перспектив на будущее. При этом особое внимание уделяется проблемам развития промышленности и повышению ее конкурентоспособности

Главным «локомотивом» экономического роста является индустриальный сектор, это – костяк любой развитой экономики. Только современный развитый промышленный сектор может обеспечить быстрый и качественный рост экономики, поскольку именно промышленность обеспечивает наиболее высокие из всех секторов темпы прироста производительности труда и оказывает высокий мультипликативный эффект на другие отрасли и секторы.

Сегодня промышленная политика – комплекс правовых, экономических, организационных, образовательных, информационных, социально-инфраструктурных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации.

Целями промышленной политики в Российской Федерации являются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики, решение на этой основе социальных задач государства и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

 Задачами промышленной политики в Российской Федерации являются:

  • нормативное правовое регулирование промышленной деятельности;
  • софинансирование создания или развития промышленной инфраструктуры, а также инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности;
  • выравнивание конкурентных условий ведения промышленной деятельности в Российской Федерации и за рубежом.

Вместе с тем, углубление сырьевой специализации российской экономики привело к возникновению проблемы «голландской болезни» («ресурсного проклятья»), проявляющейся в развитии добывающего сектора и сектора неторгуемых благ, к числу которых относится строительство и сфера услуг, при сдерживании роста обрабатывающих отраслей промышленности и расширении импорта готовой продукции.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее – Программа), так же как и Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года (далее – Стратегия-2020), по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. В ближайшие десятилетия Россия не сможет освободиться от «нефтяной зависимости».

Поскольку опережающее развитие страны может носить в настоящее время только ярко выраженный инновационный характер, на каждом этапе развития Российской Федерации требуется анализ содержания и характера государственной поддержки и стимулирования инновационных промышленных систем, определяющих позицию страны на мировой арене.

Образованию и развитию национальной экономики России как макроэкономической системы сопутствовало возникновение комплекса специфических проблем, обсуждение которых сопровождалось появлением ряда теорий, объединяемых теорией трансформации. Во многом под влиянием этой теории экономически развитые страны вмешивались в экономику слаборазвитых стран третьего мира. В настоящее время сложность и противоречивость воздействия внешних и внутренних факторов влечет необходимость кардинальной переработки прежних теоретических основ.

При реализации либерально-монетаристской модели трансформации социально-экономической системы в нашей стране были абсолютизированы рыночные характеристики экономики и не принимались во внимание нерыночные. Была поставлена задача построить искомую систему развитой экономики, воспроизводя реальный процесс ее трансформации (несоизмеримые по продолжительности с реальными процессами на практике сроки) путем внедрения упомянутого идеализированного рыночного механизма. При этом был проигнорирован факт изменения внешней среды, отбрасывались все свойства исходной трансформируемой системы.

Довольно часто высказываются мнения о том, что трансформация экономической системы Российской Федерации должна проводиться под флагом глобализации. Однако по нашему мнению при всей экономической уникальности нашей страны это приведет к дальнейшей исключительно сырьевой специализации, что тем более опасно при дальнейшей деградации ставших неконкурентоспособными производств.

В настоящее время наибольшее значение придается институциональному направлению и концепциям развития, в которых некоторая совокупность институтов (норм, правил, процедур, механизмов их реализации) выделяется в качестве универсального свойства, стержня. Однако это свойство является вторичным по отношению к уровню развития производительных сил и производственных отношений, их структуре, формам  организации  производства и др. По-видимому, именно их состояние и определило тот факт, что заимствования России, а не заимствованные Россией институты и вживление новых регуляторов, привели к неожиданному результату – широкому распространению нестандартных поведенческих моделей и непрерывному рассмотрению их ассортимента, когда любые формальные институты тут же «прорастают» неформальными отношениями и личными связями. «Мутации» такого типа приводят к бездействию и неспособностью институтов служить общими правилами игры.

Вывод 1. Это заставляет предполагать продолжающее существование стационарной переходной экономики. Это своеобразная стабилизация экономики, в которой базовые, формальные институты продолжают функционировать по образу и подобию неформальных. Если российская экономика так и не заработала по обязательным для всех законам с использованием прозрачных и обязательных процедур, то, прежде всего из-за отсутствия эффективных механизмов контроля за соблюдением законов и контрактных установлений. Формирование таких механизмов блокировалось следующим:

  • высокой степенью неопределенности, возникшей еще на начальном этапе реформ, отсутствием политической воли;
  • неукорененностью традиций «правильного и целесообразного поведения», идеологическим расколом общества;
  • интеллектуальной незрелостью элиты, несовершенством стимулов.

То есть для нормальной работы экономики в стране необходима реинституализация, основными элементами которой должны стать:

  • установление прозрачности информации и единых правил игры в соответствии с законом;
  • ликвидация множественности центров власти и обеспечение независимости государственных институтов от влиятельных групп со специальными интересами;
  • сужение пространства применения «серых» схем, «непрозрачной» теневой практики, коррупции и воровства.

Все эти меры направлены на улучшение общеэкономической ситуации в стране, стабилизацию экономики и развитие производственной сферы, иначе в стране будет сохраняться обстановка, неблагоприятная для реального сектора экономики.

Возможности долгосрочного развития могут помочь обеспечить:

  • улучшение условий инвестирования и активизация инвестиционных процессов, увеличение числа источников инвестиций;
  • создание равных условий конкуренции для всех хозяйственных субъектов;
  • совершенствование налоговой системы;
  • стимулирование прогрессивных структурных сдвигов, повышение конкурентоспособности российской экономики, защита интересов российских производителей на внешних и внутренних рынках;
  • стимулирование инновационной активности;
  • формирование конкурентных и эффективных рынков агропромышленной продукции, создание их оптимальной правовой, финансовой и институциональной инфраструктуры;
  • обеспечение условий для вовлечения земли в хозяйственный оборот;
  • реформирование ЖКХ;
  • создание условий для интеграции Российской Федерации в мировую экономику, приведение законодательства в соответствие с общемировыми требованиями;
  • углубление экономической интеграции России с государствами-участниками СНГ, Таможенного и других видов союзов.
  • продолжение политики индустриализации страны как важного ресурса экономического развития.

Вывод 2. Если максимально использовать уже созданные условия для дальнейшего роста производства и промышленности, необходимо:

  • существенно увеличить количество малых и средних предприятий, развивающихся вокруг существующих крупных комплексов, либо являющихся их частью;
  • дальнейшее уменьшение налоговых платежей с предприятий, инвестирующих технологическое перевооружение производства и внедрение новой техники пропорционально росту затрат на эти цели;
  • оптимизация величины акционерных капиталов, направлений его использования (на базе существующих государственных программ, нуждающихся во взаимоувязке);
  • всемерную интеграцию науки и производства для выпуска конкурентоспособной продукции, формирование производственно-торговых и финансовых объединений, ориентирующих производство на решение стратегических задач;
  • организационная и структурная перестройка экономики, в первую очередь, в промышленности.

Освоение научных технологий – главный путь подъема экономики и уровня жизни населения, однако в последнее время, несмотря на принятие правительством меры, включая Стратегию-2020, усилилась технологическая и инновационная отсталость страны от экономики развитых стран. Поэтому преждевременно полагать, что в России уже создана цивилизованная рыночная система, отвечающая интересам населения. Не обеспечиваются рациональное распределение и эффективное использование ресурсов в народном хозяйстве страны, прежде всего – прогрессивной техники и новейших технологий. Нужна действительно долгосрочная социально-экономическая и научно-техническая стратегия, учитывающая сегодняшнее разноуровневое (и даже разноукладное) состояние реального сектора. Здесь в качестве текущей задачи может быть поставлена задача технологической модернизации производства как путь догоняющего развития, который с учетом сегодняшнего положения на рынках технологий и общему понижению спроса, мог бы относительно дешево обойтись стране, если мы не будем упускать время. Накопившийся на достаточно высоком уровне квалифицированный состав рабочей силы и огромный запас природных ресурсов, а также осознанно-выбранное направление развитие экономики на текущий период могли бы выровнять ситуацию с разноукладным характером промышленности и других отраслей хозяйства и создать неплохую базу для дальнейшего развития в сторону инновационного и научно-технического прорыва.

Вывод 3. Не последнюю роль в развитии данного направления могут сыграть внутренние рынки стран СНГ, возможности Таможенного союза и другие аспекты международного сотрудничества России. Последовательное развитие в данном направлении позволит сдвинуть с места экономические темпы роста последних лет.

Насущная необходимость экономического оживления – это не только и не сколько изменение внешнеэкономической конъюнктуры для некоторых отраслей промышленности и появление новых возможностей для импортозамещаемых производств.

Здесь могут найти продолжение уже применяющиеся меры:

  • увеличение госзаказа, финансовая подпитка в АПК;
  • содействие реализации федеральных целевых программ и отраслевых целевых программ, финансирование строительства наиболее приоритетных проектов из госбюджета;
  • расширение налоговых льгот для инвесторов на региональном уровне;
  • сохранение и усиление льгот по налогообложению прибыли, направленные на прямые вложения в капитал;
  • борьба с вывозом капиталов за рубеж;
  • стимулирование к выходу производств из тени;
  • регулирование цен и тарифов на продукции и услуги естественных монополий, сдерживание их роста в необходимые моменты развития;
  • ограничение государственного масштабного передела собственности и дезинтегрирующих процедур;
  • упорядочение управления государственным капиталом;
  • влияние на взаимодействие крупного и среднего, а также малого бизнеса;
  • усиление мер по противодействию коррупции и нарушение законодательства.

Сверхлиберализация производственных отношений приемлема для стран, где уже сложилась рыночная экономика с доминированием ТНК, обеспечивающих экономический рост и внешнеэкономическую экспансию.

Вывод 4. Фискальная политика Российской Федерации базируется в основном на доходах, получаемых от экспорта сырья, а так как мировые цены являются экзогенным фактором, то это ставит курс рубля в зависимость от международной финансовой конъюнктуры. Становление газонефтяной отрасли сопровождалось наращиванием объемов иностранного кредитования, более 300 млрд долл. При всей доходности предприятий этой отрасли их развитие носит дотационный характер. Государство оплачивает за счет льготного налогообложения обновление основных средств, разработку более сложных месторождений, участвует в проектах по строительству трубопроводов, защищает интересы компаний на международных рынках, закрывает глаза на необоснованно завышенные цены внутреннего рынка. Россия несет долговременные обязательства по поставкам нефти и газа другим странам. Таким образом, в экономике сохраняется официальная поддержка сырьевого типа экономики, хотя именно эта отрасль должна бы стать заказчиком и инвестором инновационных технологий.

Государственная программа «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности» реализуется с ноября 2010 года, поэтому на основе статистических данных можно говорить, насколько России удалось преодолеть экспортно-сырьевую направленность своего развития и оценить сложившиеся тенденции. Как выяснилось именно показатели добывающей промышленности оказывают наибольшее влияние на ВВП страны. Динамика показателей этой отрасли характеризует не только внутреннюю конъюнктуру рынка, но также и мировые тенденции потребления этих ресурсов.

Главной целью промышленной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности России на внешнем и внутреннем рынках, которое неразрывно связано с модернизацией и подъемом экономики. Длительность перехода на инновационный путь развития определяется существующей отраслевой структурой и недостаточным уровнем человеческого потенциала, который данный переход и должен обеспечить.

Необходимо понимать, что структура промышленности – совокупность взаимосвязанных высокотехнологичных и базовых отраслей. К высокотехнологическим секторам экономики отнесены авиационная, ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, а к базовым отраслям – энергетическое, нефтегазовое, транспортное, тяжелое машиностроение, станкоинструментальная промышленность и горно-металлургического комплекс.

Опорными отраслями экономического роста должны стать отрасли, где наша страна изначально имеет конкурентные преимущества. Одним из таких направлений должна стать переработка нефти. Но данное реформирование необходимо проводить очень осторожно, чтобы это не отразилось негативно на внутреннем рынке. В первую очередь нужно разработать эффективный механизм распределения нефти, который позволил бы обеспечивать химические производства сырьем, производить высококачественные нефтепродукты внутри страны, и продолжать экспортировать нефть. Основным инструментом такого регулирования является отмена экспортных пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов, ограничений по ввозу импортного топлива.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в ближайшей перспективе России не удастся кардинально переломить наметивший путь экономического роста. Именно экономический рост оперирует количественными показателями, тогда как понятие «развитие», в первую очередь, определяет качественные преобразования, т.е. совершенствование базовых технологий и социальной. Богатая сырьевая база должна стать неотъемлемым фактором конкурентоспособности промышленности России, если ей удастся переломить технологическую отсталость производства.

Необходимо также отметить, что оборонно-промышленный комплекс долгое время занимал значимое место в экономике страны, был основой инновационной и научной деятельности. Именно благодаря данному сектору промышленности создавались прогрессивные технологии, которые использовались в дальнейшем и в других отраслях.

По нашему мнению, в данной отрасли мог бы существовать потенциал роста, но только в условиях государственного заказа, с одной стороны, и привлечения частных инвестиций в развитие комплекса с другой стороны. Оборонно-промышленный комплекс не может иметь резерв самостоятельного развития, и одновременно с этим в рамках государственной безопасности не может быть открыт для иностранного капитала. А в рамках ограниченности ресурсов государственной власти придется решать вопрос о приоритетах развития военной или потребительской продукции.

Происходящие в последние годы глобальные изменения привели к тому, что развитие космической, авиационной, машиностроительной, судостроительной промышленности стало востребовано рынком. При эффективной промышленной политике данные отрасли смогут не только предложить востребованный конкурентоспособный продукт, но и запустить инновационные процессы во всей экономике. Для разработки данных востребованных, как на отечественном, так и на мировом рынке, продуктов необходимо использовать потенциал многих отраслей во взаимосвязи с научным сектором страны.

Основными выводами по выполнению стратегических программ могут быть следующие:

  • Среди российских товаропроизводителей реальной международной конкурентоспособностью обладают лишь компании, занятые в экспортно-ориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Данные отрасли базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах. Однако их позиции на мировом рынке не так прочны, как у ведущих транснациональных компаний.
  • Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического развития, тем более что спад промышленного производства, нестабильность кредитно-финансовой сферы, довольно высокий уровень инфляции и ряд деструктивных особенностей управления (коррупция, в частности) породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности, и соответственно плохо стимулируется инновационная деятельность в большей части отраслей промышленности.
  • Постепенное снижение стоимости рубля относительно доллара и евро может положительно отразиться на стоимости отечественных товаров, прежде всего на внутреннем рынке, увеличить возможности отечественных производителей, в первую очередь – продовольствия, усилить их конкурентные преимущества.
  • Возродить экономическую мощь России возможно лишь на основе интеграции в мировую экономику, однако этот процесс не должен быть ограничен отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки сырья. Основным государственным приоритетом должно стать развитие научно-технического потенциала, основой которого должен служить уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа.
  • Ядром политики модернизации предприятий должна стать мобилизация всех инвестиционных возможностей и ресурсов, обеспечивающих в рыночной экономике воспроизводство основного капитала. Без модернизации производственно-технической базы предприятий невозможен переход к инновационной, современной экономике, неосуществим качественный скачок в уровне производства.
  • При решении проблемы модернизации предприятий необходимо иметь в виду, прежде всего смену поколений техники, а не обычные процессы улучшения и частичного совершенствования, что довольно часто на практике скрывается за понятием модернизация.
  • Инновационная сфера, которая должна обеспечить реальную модернизацию экономики, находится почти в упадке, прежде всего в машиностроении, не имеет внутренних ресурсов для обновления. Необходимо последовательное выполнение уже существующих государственных программ, а также усиление государственного финансирования отраслей инфраструктуры НИОКР, взаимодействие государства и частного капитала, поддержке отечественного производителя.
  • Реформирование отношений управления (устранение несовершенства корпоративного управления, позволяющего вымывать активы, скрывать реальную прибыль, осуществлять политику сговора по ценам и т.д.) должно быть увязано с налоговым законодательством, конкретными процедурами и технологиями учета финансовых потоков, внутреннего и внешнего аудита).
  • Решающим условием использования преимуществ, связанных с процессами интернационализации хозяйственной жизни, является проведение государством внутренней политики, открывающей простор структурной перестройке народного хозяйства, предпринимательству и цивилизованной конкуренции, ориентирующей отечественные предприятия на выпуск продукции, сопоставимой с лучшими зарубежными образцами по качеству, ценам и издержкам. Базироваться она должна, в первую очередь, на эффективной системе образования, подготовки и переподготовке кадров.

Таким образом, нами сформулированы следующие предложения:

  • Необходимо, на наш взгляд, выделить первоочередные, текущие задачи программы в связи с использованием сегодняшнего момента и его опасностей/ преимуществ. Так, в рамках основной цели Программы определить главной целью 2014-2016 годов модернизацию отечественного производства и качественный рост промышленного производства. Данная задача может быть решена при помощи инструментов реальной промышленной политики, основы которых заложены в обсуждаемую Программу. Однако успех реализации такой программы зависит от высоких (на уровне 6-7%) темпов роста экономики. Поэтому необходимо уточнить реальные (осуществимые на сегодняшний день с учетом сложностей выполнения бюджетных обязательств и изменениями курса рубля) объемы финансирования предложенных отраслевых подпрограммам и уточнить список подпрограмм, способных на сегодняшний день служить эффективными флагманами производства.

Без выхода на средний технологический уровень всех сфер промышленного производства, инновации экономикой восприниматься не будут. Без прохождения этапа модернизации фактор инноваций, как драйвера (движущей силы) экономики, не работает, так как не имеет под собой основы для движения. Структура промышленного производства для инновационного движения должна быть, возможно, более выровненной по укладам, причем доля пятого уклада должна преобладать.  Такой мощный рывок страна должна сделать за возможно более короткие сроки.

  • Главными движущими силами создания высокотехнологической промышленности, способной производить наукоемкие технологии должны быть имеющиеся в стране ресурсы, высокая квалификация населения и наука. На предприятиях наукоемких отраслей осуществляется интенсивная инновационная деятельность, продуцируется высокая добавленная стоимость, которая, при высокой оплате такого труда способствует нарастанию рентабельности (при достижении высоких темпов роста). Поэтому для нашей страны нужно с определенностью выбрать стратегию интегрированной модернизации, объединив все имеющиеся на сегодняшний день стратегии (Стратегия-2020, Энергетическая стратегия-2030, рассматриваемая Программа и другие). Все стратегии должны быть подчинены не отраслевым/секторальным целям, а единой цели, так как ресурсы для их осуществления одни и те же.
  • Для реализации задачи создания взаимосвязанной промышленной политики и стратегии развития экономики необходимо создание государственного прогнозно-аналитического Центра для проведения и своевременной корректировки экономической стратегии и промышленной политики.
  • Вариантом реализации такой политики на текущий период должны стать импортозамещающие технологии, закупать которые сейчас для России выгодно в силу кризисного падения спроса в мире. На базе заимствованных технологий можно и нужно осуществлять технологический прорыв. Поэтому необходимо точно выделить связки отраслей, ориентированных в первую очередь на внутренний рынок. Кроме того, в силу схожей структуры экономики и давних экономических связей, России следует ориентироваться на интеграцию в рамках Таможенного союза и СНГ.
  • Наиболее перспективными представляются в этой связи легкая, пищевая промышленность и производство сельскохозяйственного оборудования и техники. Кроме того, должны быть выделены производства сырья и материалов для нужд отечественного производства. В рамках поддержки автомобильной промышленности распределить приоритеты, отдавая предпочтение развитию производства промышленных автомобилей и автотранспорта. Производство легковых автомобилей, возможно, поддерживать госзаказами и программами утилизации.
  • Выделение взаимоувязанных цепочек производителей, как залог главного развития обрабатывающих отраслей промышленности, в первую очередь ориентированный на внутренний рынок, требует выделения данных частей программы как первоочередных задач, нуждающихся в поддержке и финансировании. К ним примыкают две базовые отрасли – энергетика и транспорт. Необходимо определить на уровне базовых задач Программы минимальные цифры изменения структуры отечественного производства (доля добывающих отраслей, %, в том числе отраслей сельскохозяйственного производства, не менее таких-то цифр). Иначе проблемы структурной перестройки экономики останутся нерешенными и за пределами 2020 года.
  • Оценка эффективности, предлагаемая в Программе, скорее всего, должна быть разложена на составляющие, указанные в составе интегрального показателя, так как на первом этапе реализации (до 2015-го года) крайне важными останутся два первых показателя – целевое использование средств и достижение запланированных объемов выпуска для отслеживания выполнения Программы по конкретным отраслям. В первую очередь это касается указанных выше отраслей.
  • При субсидировании технического перевооружения перерабатывающих отраслей промышленности, в частности, легкой промышленности, на наш взгляд, одним из главных  условий предоставления субсидий могли бы стать показатели энергоэффективности закупаемого оборудования и технологий, так как они указываются в технических характеристиках и легко поддаются контролю. Обладают такими характеристиками только новейшее, передовое оборудование, способствующее преодолению технологической отсталости вместе с увеличением объемов производства.
  • В отраслях пищевой промышленности есть смысл вернуться к государственным стандартам качества (как это происходит в Беларуси, активно пользующейся советскими ГОСТами и без особого труда одним качеством подвинув молочными и мясными продуктами нашего и импортного производителя). Реальное качество продукции стоит всех запланированных мероприятий по продвижению отечественной продукции на рынки.

При наличии недоверия к модернизационным и инновационным преобразованиям в стране снизу они не могут быть осуществлены.  Поэтому коррупция, воровство и мздоимство способны погубить любую, даже самую лучшую программу.

 

Авторы статьи:

Гоненко Д. В., к. э. н., доцент факультета государственного управления экономикой Института государственной службы и управления РАНХиГС

Клюкин А. И., к. и. н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Тамбовского филиала РАНХиГС

Молотков С. Н., к. и. н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Тамбовского филиала РАНХиГС

Сафронов И. В., к. э. н., старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Тамбовского филиала РАНХиГС

Черняева И. В., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов Тверского филиала РАНХиГС

Чичерова Е. Ю., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС

Шестаков М. В., к. и. н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Тамбовского филиала РАНХиГС

Материал подготовлен: 2014 г.

Комментарии