ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В 2013 ГОДУ. ЧАСТЬ 4.

Комментарии · 950 Просмотры

Исполнение бюджета Фонда социального страхования. Анализ на 2014 год.

 

4. Исполнение бюджета Фонда социального страхования

Особенностью исполнения бюджета Фонда социального страхования (далее – ФСС) является то, что в практике его расчетов с плательщиками страховых взносов широко применяются взаимозачеты. В результате, данные об исполнении бюджета ФСС серьезно различаются при оценке по кассовому методу и методу начислений. Данные по кассовому исполнению бюджета ФСС публикуются Федеральным казначейством в марте года, следующего за отчетным. Данные по исполнению методом начислений публикуются Росстатом после принятия закона об исполнении бюджета Фонда социального страхования в октябре года, следующего за отчетным. Таким образом, в настоящее время доступны сведения по кассовому исполнению за 2013 год, а по начисленному исполнению только предварительная информация, опубликованная в Проекте Федерального закона «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013 год» (подготовлен Минтрудом России). Однако в последнем упомянутом документе содержатся только общие сведения о доходах и расходах без разбивки по отдельным статьям. Из данных табл. 4.1 можно видеть, что доля взаимозачетов составляет от 60% до 68% от объема начисленных доходов ФСС и около 65% объема начисленных расходов ФСС в период 2010-2013 гг.

Данные табл. 4.1 показывают, что если в 2010-2012 гг. доходы с учетом взаимозачетов (по начислению) оставались на уровне 1% ВВП и заметно превышали бюджетные проектировки, то в 2013 г. доходы снизились до 0,9% ВВП. Однако это все же позволило обеспечить сбалансированность бюджета ФСС в 2013 г., т.к. уровень расходов оказался на уровне 2012 г. – 0,85% ВВП.

 

Таблица 4.1 Плановое и фактическое исполнение бюджета Фонда социального страхования в 2010-2013 гг., % ВВП

 

Годы 

Доходы

Расходы

утверждено в бюджете*

исполнено, касса

исполнено начислено**

утверждено в бюджете*

исполнено, касса

2010

0,92

0,32

1,00

1,06

0,38

2011

0,82

0,39

1,00

0,90

0,28

2012

0,93

0,46

1,01

0,95

0,30

2013

0,88

0,36

0,90

0,93

0,31

2014

0,77

н.д.

н.д.

0,77

н.д.

2015

0,76

н.д.

н.д.

0,78

н.д.

2016

0,76

н.д.

н.д.

0,77

н.д.

*3а 2014-2016 гг. представлены плановые показатели, согласно принятому бюджету Фонд социального страхования Российской Федерации на этот период.

**За 2013 г. данные, согласно опубликованному Министерство труда Проекту Федерального закона «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013 г.».

Источник: Федеральное казначейство, Минтруд России, Росстат, расчеты РАНХиГС.

В табл. 4.2 представлены основные доходные статьи бюджета ФСС в 2012-2013 гг.

Данные таблицы показывают, что динамика доходов ФСС в 2013 г. связана в основном с сокращением трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС с 84,5 млрд руб. в 2012 г. до 5,4 млрд руб. в 2013 г. (при запланированных 32,5 млрд руб.). Таким образом, можно говорить о том, что в 2013 г. бюджет ФСС сведен с небольшим профицитом практически в отсутствии специальных балансирующих трансферов из федерального бюджета. В результате доля страховых взносов в общей сумме доходов в соответствии в параметрами принятого бюджета должна была увеличиться с 65,9% в 2012 г. до 74,5% в 2013 г., однако фактически рассматриваемая доля должна оказаться еще выше (учитывая, что план по балансирующим трансфертам в 2013 г. был практически не исполнен). Доля других видов трансфертов (как из федерального бюджета, так из бюджета ФФОМС) в 2013 г. практически не изменилась по сравнению с 2012 г.

В табл. 4.3 представлены основные направления расходов бюджета ФСС в 2012-2013 гг.

Из представленных выше данных видно, что структура расходов в 2013 г. мало изменилась по сравнению с 2012 г. Наибольшие объемы расходов в 2012-2013 гг. были осуществлены по следующим направлениям:

  • пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (около 31% от общего объема расходов);

  • пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (18,6-18,8%);

  • пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (14-15%).

Основные выводы:

  1. В 2013 г. бюджет ФСС был сведен с небольшим профицитом практически в отсутствии трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности, что говорит о достаточной устойчивости бюджета ФСС.

Таблица 4.2 Основные виды доходов бюджета Фонда социального страхования в 2012-2013 гг.

 

 

2012 г.

2013 г.

Утверждено, млрд руб.

Доля в доходах, %

Исполнено, млрд руб.

Утверждено, млрд руб.

Доля в доходах, %

Доходы, всего

579,56

100,0%

285,85

590,27

100,0%

1. Страховые взносы на обязательное социальное страхование

381,86

65,9%

189,94

439,6

74,5%

2. Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету ФСС

196,74

33,9%

198,3

149,58

25,3%

2.1. Трансферты из федерального бюджета, в т.ч.:

177,71

30,7%

180,66

130,55

22,1%

- на выплату пособия по уходу за ребенком

52,3

9,0%

48,12

55,17

9,3%

- на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС

84,5

14,6%

84,5

32,57

5,5%

- на компенсацию выпадающих доходов бюджета в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов

22,51

3,9%

22,51

23,58

4,0%

2.2. Трансферт из ФФОМС на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде

19,03

3,3%

17,64

19,03

3,2%

 

Источник: Федеральное казначейство, федеральные законы о бюджете ФСС на 2012-2014 гг. и 2013-2015 гг., расчеты РАНХиГС.

Таблица 4.3 Основные направления расходов бюджета Фонда социального страхования в 2012-2013 гг.

 

 

2012 г.

2013 г.

Утверждено, млрд руб.

Доля в расходах, %

Исполнено, млрд руб.

Утверждено, млрд руб.

Доля в расходах, %

Расходы бюджета – всего

589,4

100,0%

186,29

619,21

100,0%

Руководство и управление в сфере установленных функций 

25,57

4,3%

23,75

26,84

4,3%

Пособия по временной нетрудоспособности на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

182,85

31,0%

7,29

193,87

31,3%

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

109,45

18,6%

5,53

116,56

18,8%

Пособия по беременности и родам

88,29

15,0%

4,46

86,32

13,9%

Выплата пособий по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию

52,3

8,9%

50,98

56,25

9,1%

Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

43,13

7,3%

41,42

48,57

7,8%

Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде

21,24

3,6%

18,16

20,73

3,3%

 

Источник: Федеральное казначейство, федеральные законы о бюджете ФСС на 2012-2014 гг. и 2013-2015 гг., расчеты РАНХиГС.

  1. Структура расходов бюджета ФСС в 2013 г. не претерпела каких-либо заметных изменений по сравнению с 2012 г.

Авторы статьи: 

Беляев С. Г., к. э. н., научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара РАНХиГС

Мамедов А. А., заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара РАНХиГС

Тищенко Т. В., к. э. н., старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара РАНХиГС

Материал подготовлен: 2014 г.

 

 

 

Список использованных источников и примечания

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173275/

  2. Подробнее см.: Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Бюджетная политика и экономический рост // Вопросы экономики. 2013. № 8; Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? // Вопросы экономики. 2014. № 3.

  3. Примечание: При этом необходимо учитывать, что перевод части высокотехнологической помощи, финансируемой из федерального бюджета, в систему ОМС происходит лишь с 2014 г. Поэтому снижение данных расходов не может быть напрямую объяснено просто перераспределением средств внутри бюджетной системы.

  4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период до 2015 и 2016 годов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172899/

  5. Примечание: Необходимо иметь в виду, что показатели общего дефицита/профицита бюджета ПФР достаточно условны, т.к. складываются из профицита по накопительной части и дефицита по доходам и расходам, не связанным с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Также следует учитывать, что дефицит в части не связанной с накопительной, не отражает реального дефицита пенсионной системы, т.к. он покрывается трансфертом из федерального бюджета.

  6. Примечание: И это без учета фактора появления новых субъектов РФ в 2014 г.

  7. Примечание: В соответствии с Федеральным законом №321-ФЗ от 2 декабря 2013 года и пояснительной запиской к законопроекту.

 

Комментарии