УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ. Часть 1.

Комментарии · 1090 Просмотры

Предложения и рекомендации по социально-экономическому развитию регионов РФ.

Повышение эффективности бюджетных расходов и межбюджетных трансфертов

  1. Рассмотреть целесообразность снижения требований по обязательному выполнению Указов Президента в части повышения заработных плат работников бюджетного сектора в условиях кризиса и дефицита бюджетных ресурсов. Обновить методики расчета заработных плат и их показателей (Предыдущий анализ методики обеспечил обоснование к корректировке измеряемых показателей на 13 %).
  2. Определить меры по сокращению межбюджетных средств, в том числе по статье «иные межбюджетные трансферты», а выделение дотаций на сбалансированность увязать с решением проблемы долга при выполнении регионами обязательств по оптимизации расходов.
  3. При распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности распределять без сохранения резервов не только очередной финансовый (2017) год, но и плановый период (2018 и 2019 годов) для полного планирования расходов бюджетов субъектов Федерации в рамках трехлетних бюджетов.
  4. Осуществить распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017-2019 годы в полном объеме на стадии формирования проекта федерального бюджета 2017-2019 Минфином России, а не в ходе его исполнения.
  5. С целью совершенствования правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предлагаем внести изменения в порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, а именно:
  • отменить в качестве условия для предоставления субсидий обязательного уровня софинансирования;
  • учитывать при распределении субсидий между субъектами Российской Федерации уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  • увязать показатели результативности предоставления субсидий с соответствующими целевыми показателями и индикаторами государственных программ
  1. Повысить эффективность использования финансовых ресурсов, предусмотренных в региональном бюджете на поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Этому будет способствовать реализация порядка, предусматривающего резервирование бюджетных ассигнований в 4 квартале текущего финансового года, и по мере роста средней заработной платы по экономике в регионе – увеличение бюджетных ассигнований на соответствующий период текущего года путем перераспределения зарезервированных средств на эти цели.
  2. Ввести и закрепить нормативным правовым актом Правительства России формулу определения максимальной процентной ставки кредитования субъекта Российской Федерации (муниципалитета) ведущими кредитными организациями с государственным участием (ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Газпромбанк»): уровень ключевой ставки Банка России (по состоянию на 06.08.2016 10,5% годовых) + максимальный размер маржи (2,5% годовых).
  3. Необходимо продолжать практику перевода задолженности субъектов России коммерческим банкам в долг федеральному бюджету на условиях снижения процентной ставки для снижения долговой нагрузки на региональные бюджеты.
  4. Повышение эффективности предоставляемых межбюджетных трансфертов местным бюджетам:

Предоставление межбюджетных субсидий бюджетам муниципальных образований при условии наличия неиспользованных остатков субсидий в размере, не превышающем 5% от годового назначения, либо их полного отсутствия.

Внедрение нового механизма предоставления межбюджетных трансфертов в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета.

Необходима обязательность оценки главными распорядителями бюджетных средств эффективности использования органами местного самоуправления целевых межбюджетных трансфертов, включая субвенции, для принятия решения о продолжении их предоставления в плановом периоде.

  1. Рассмотреть возможность выделения региональных и муниципальных облигаций преимущественно целевого назначения для возможного сокращения расходов по финансированию региональных проектов.
  2. Определить пилотный проект по внедрению системы бюджетирования на нулевой основе (zero-based budgeting). ZBB позволяет уйти от составление бюджета с ненулевого уровня, логически обосновывает сокращение бюджета, может использоваться для централизации принятия решений по бюджету, эффективен для перераспределения ресурсов внутри отделов (ведомств), не мешает использованию других подходов по выравниванию бюджета.
  3. Новая редакция проекта Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит новые правила проектного финансирования. Представляется, что эти нормы нужно ввести в действующую редакцию как можно скорее. Значительные потери бюджетных средств наблюдаются при проектном финансировании на этапе разработки проектной документации, что по цене весьма значительные средства. По экспертной оценке, порядка 20% расходов на проектную документацию тратятся безрезультативно. Таким образом, должны быть разработаны и внедрены новые подходы к принятию решений о строительстве и реконструкции региональных объектов собственности и условиях их финансирования за счёт региональных бюджетов. Такие меры должны пресечь подобные случаи, когда вместо ФОКа построен частный рынок, при этом расходы на документацию и часть коммуникаций профинансированы за счёт бюджета.
  4. Обновить методики бюджетного планирования в части привлечения заемных ресурсов. Для закредитованных регионов необходимо долг разделить на 2 группы. Для «сложных» регионов следует ограничить привлечение нецелевого долга и ввести строгий контроль за использованием целевого с оценкой результативности и эффективности расходов за счёт заемных средств.
  5. Провести индексацию объема фонда финансовой поддержки регионов на индекс-дефлятор.
  6. Наделение ответственных исполнителей государственных программ возможностями перераспределения бюджетных ассигнований при исполнении бюджета.
  7. Консолидировать субсидии в единую субсидию в рамках одного федерального ведомства, являющегося ответственным исполнителем государственной программы, и утверждение распределения указанных субсидий в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
  8. Распределить все субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственных программ законом о федеральном бюджете.
  9. Осуществить переход на единую субвенцию на уровне субъектов Российской Федерации с целью обеспечения самостоятельности в определении объема расходования средств по каждому передаваемому полномочию. При этом эффективность использования будет измеряться степенью достижения целевых показателей государственных программ
  10. Необходимо довести официальную информацию по распределению объемов, входящих в состав единой субвенции отдельных составных трансфертов, чтобы расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет средств единой субвенции, соответствовали расчетным объемам отдельных видов субвенций. Утверждение механизма перенаправления средств из одного вида субвенции на другой в случае возникновения экономии. Совершенствование механизма предоставления субвенций.
  11. Учет результатов оценки эффективности при планировании бюджетных ассигнований учреждения в целом для назначения стимулирующих выплат сотрудникам.
  12. Предоставить бюджетные средства в форме субсидий на формирование инфраструктуры на возмещение недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
  13. Увеличить долю дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме межбюджетных трансфертов при сокращении доли иных межбюджетных трансфертов.
  14. Инициативное бюджетирование – совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также в последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Реализация проектов осуществляется на основе софинансирования с привлечением не только средств бюджетов различных уровней, но и средств жителей и предприятий, расположенных на соответствующей территории
  15. Предлагаем увеличить объем ресурсов федерального бюджета, направляемых на предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации, обеспечение замещения привлеченных кредитов кредитных организаций с целью снижения прямых расходов на обслуживание долга: лимит предоставления бюджетных кредитов на 2017 год запланировать в сумме 500 млрд. рублей (в 2015 и 2016 годах – 310 млрд. рублей, реально их выделяют 180-190 млрд., с учетом возврата кредитов за предыдущие периоды), продлить сроки бюджетного кредитования с 3 до 7 лет.
  16. Рассмотреть целесообразность утверждения методики вертикального выравнивания бюджетной обеспеченности всех публично-правовых образований: федеральный и региональный уровни власти. В случае невозможности реализации подхода вертикального выравнивания реализовать принцип «бюджетного маневра» в пользу нецелевых межбюджетных трансфертов с 2017 года, проведя опережающую индексацию общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 10% к уровню 2016 года за счет уменьшения непервоочердных и (или) неэффективных расходов федерального бюджета.
  17. По результатам оценок и проверок регулярно и своевременно вносить предложения по принятию решений о сокращении (приостановлении) предоставления межбюджетных трансфертов, по оптимизации расходных обязательств высокодотационных регионов, по совершенствованию мер, реализуемых высокодотационными регионами, по наращиванию собственной доходной базы.
  18. Совершенствование механизма финансирования государственных учреждений, оценки эффективности их деятельности. Целесообразно проработать механизм предоставления учреждениям объема финансового ресурса в размере не более 25% от годового объема субсидии с начала года, а на последующие кварталы – исходя из фактически оказанных услуг в предыдущем квартале, и оценить возможность частичного или полного возврата субсидии, если государственное задание не выполнено либо выполнено частично, в соответствии с отчетом по итогам года. При этом учесть, что оценочными критериями также являются и показатели выполнения государственного задания в рамках запланированной стоимости единицы оказания услуги, и по натуральным показателям, и по соблюдению стандартов качества.
  19. Отказ от коммерческих кредитов в пользу более дешевых бюджетных.

Экономика социальной сферы

  1. Проработать возможность корректировки финансирования учреждений, оказывающих социальные услуги, на основе результатов оценки качества их деятельности и рейтингов этих учреждений. Учреждения, занявшие первые позиции в рейтингах, получат дополнительные гранты на развитие успешных имеющихся практик и повышения эффективности деятельности. Учреждения, находящиеся на последних строках рейтингов, должны переходить на более жесткую систему финансовой отчетности. При рейтинговании регионов по эффективности работы отдельных типов учреждений: регионы с лучшими практиками должны получать гранты на распространение практик с обязательной консультации других регионов, регионы с худшими - переходить на строгий контроль расходных средств, а также отчитываться об организационных мерах, принятых по результатам.
  2. В части всех социальных программ интегрирование всех государственных региональных программ с независимой системой оценки качества предоставления социальных услуг в России. Как следствие, вопросы влияния результатов этой оценки на перераспределение региональных социальных обязательств (делаем федеральную оценку, и, таким образом, воздействуем на состояние региональных социальных программ).
  3. На практике реализовать право регионов по ограничению мер социальной поддержки и их установлению исходя из критериев нуждаемости, поручив профильным министерствам подготовить законодательную инициативу Правительства Российской Федерации по исключению статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одновременно с проектом федерального бюджета 2017-2019

Ввести единообразное распределение субсидий субъектам России федеральными министерствами на основе уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, численности населения (отдельных групп населения - конечных получателей социальных услуг) в субъекте Российской Федерации и (или) количественной оценки затрат на реализацию соответствующих мероприятий (строительство объектов) в субъекте Российской Федерации, исключив случаи механического определения уровня софинансирования (30%) для всех территорий

Рассмотреть возможность создания единого реестра данных для управления рисками о потреблении россиянами лекарств. Это позволит получать данные о потребностях в лекарствах в режиме онлайн, при этом сами данные могут быть использованы для планирования и контроля госзакупок лекарств и вовлечения страховых компаний в их софинансирование. Также новая система может быть использована для введения мотивирующих соплатежей за лекарства для групп риска — и упреждающей профилактики заболеваний, лечение которых стоит слишком дорого. Система позволит не только более точно рассчитывать потребность в лекарствах на будущий год, но и предсказывать рост заболеваемости. Например, более точно отслеживать ежегодные эпидемии гриппа по числу тех, кто получил рецепт на соответствующие препараты.

  1. Установление моратория на установление новых расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований без их финансового обеспечения (уплата капитального ремонта жилого фонда пенсионерами, продление действия материнского капитала за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и др.).
  2. Унификация и законодательное закрепление всех видов социальных выплат и льгот, предусмотренных отдельным категориям граждан в увязке с принципами адресности и нуждаемости
  3. Изменение порядка определения численности неработающего населения и сроков учета численности неработающего населения с целью оптимизации расходов, направляемых в систему ОМС в части взносов за неработающее население.
  4. Инициировать проведение конкурса специальных проектов по социально-экономическому развитию в конкретных субъектах Российской Федерации в формате сбора инициатив по более эффективному формату управления бюджетом региона (По аналогии с проектом «Лучшие практики в сфере культуры» Министерства культуры Российской Федерации).
  5. Определить регионы с наибольшими рисками для реализации пилотных проектов в сфере социально- экономического развития, таких как: применение специальных мер по развитию предпринимательства и самозанятости (введение уроков предпринимательства в школах, вузах), подготовка проектов государственных франшиз (типовых проектов), пилотирование мер поддержки региональных продуктов питания, пилотирование независимой оценки качества предоставления социальных услуг, проекты по повышению туристической привлекательности за счет культурного наследия и планов (ТОР для культуры и туризма) и др.

 Продолжение в части 2.

Комментарии