О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ГРАЖДАН

Комментарии · 1275 Просмотры

(В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕНСИОНЕРОВ) И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

 

Продолжение...

В разделе «I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» отмечается, что программа должна обеспечить создание платформы для решения задачи по модернизации экономики и общественных отношений, что соответствует не только задачам развития Российской Федерации, но и сложившемуся в международном сообществе пониманию развития информационного общества. В докладе Генеральной ассамблеи ООН от 16 мая 2011 г. доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отнесен к базовым (или неотъемлемым) правам человека, а ограничение доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и распространения информации признано нарушением базовых прав человека. В паспорте подпрограммы «Информационная среда», среди целевых индикаторов и показателей, выделен показатель, характеризующий долю населения, являющихся активными пользователями сети Интернет, в общей численности населения. Среди ожидаемых результатов реализации подпрограммы «Информационная среда» – сокращение «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации до пределов, предупреждающих изолированность отдельных граждан и социальных групп. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в сфере реализации Программы установлен показатель по росту доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 70 % к 2018 году.

Немаловажным фактором является исполнение поручений Президента по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста», состоявшегося 5 августа 2014 года. Одна из основных тем заседания – улучшение социально-экономического положения пожилых людей, в том числе, решение проблем занятости. Это важно и для повышения доходов людей пенсионного возраста, и для поддержания в них чувства востребованности, общественной значимости и полезности. В перечне поручений по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста», состоявшегося 5 августа 2014 года, содержатся рекомендации высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организовать работу по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста на базе государственных учреждений службы занятости, культуры и государственных образовательных организаций.

Среди поручений, определенных до 1 июля 2015 года следует выделить формирование механизмов повторной интеграции в профессию, программы переобучения востребованным на рынке труда специальностям, а также приобретения навыков пользования компьютером и интернетом. Стимулирование занятости граждан пожилого возраста, в том числе путём реализации программ переобучения их по специальностям, обучения компьютерной грамотности обеспечит востребованность на рынке труда, позволит возродить институт наставничества, обеспечивая передачу опыта молодым, взаимосвязь поколений. Кроме того, низкая компьютерная грамотность части возрастных граждан (по результатам соцопроса общества «Знание» России более половины – 58.3%) не дает им возможности воспользоваться государственными услугами и сервисами, предоставляемыми органами власти в электронном виде, получить необходимую информацию и др. Это создает дополнительные препятствия при реализации мероприятий, проводимых в направлении формирования электронного правительства. Для изменения сложившейся ситуации необходимо повышать уровень знаний граждан в области информационно-коммуникационных технологий.

Современные подходы к организации социальной работы с пожилыми людьми должны учитывать качественно изменившийся менталитет и образ жизни, необходимость их адаптации к современным условиям. Задачи организационного, просветительского, образовательного характера, прежде всего, должны решаться на региональном и муниципальном уровнях. Субъектами Российской Федерации накоплен опыт организации обучения граждан пенсионного возраста.

Так, например, в Брянской области в 2014 году в целях обеспечения повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на территории области, реализована программа «Обучение граждан работе с региональным порталом государственных и муниципальных услуг в сети Интернет», которая учитывала отсутствие знаний и умений у слушателей в области компьютерных технологий, и была сориентирована на обучение граждан пенсионного возраста, граждан с ограниченными возможностями здоровья. Основное направление – получение слушателями возможности использовать компьютер в повседневной жизни для получения информации, общения, доступа к социальным серверам и серверам государственных служб. Следующим примером может послужить реализация программы «Электронный гражданин» на территории Самарской области, которая рассчитана на 5 лет и число граждан, обладающих знаниями компьютерной грамотности, должно достичь 100 000 человек. Основной целью реализации программы на территории Самарской области является развитие информационного общества. Данный проект позволит обучить граждан Самарской области базовым навыкам работы с компьютерной техникой и использованию информационно-коммуникационных технологий в своей повседневной жизни, что обеспечит свободу поиска, получения, передачи, производства, распространения и расширение возможности доступа граждан к информации; открытость власти, доступность информационно-коммуникационных технологий и повышение уровня компьютерной грамотности населения Самарской области. Республикой Башкортостан, в рамках реализации республиканской целевой программы «Народный университет третьего возраста», оказываются услуги по обучению граждан пожилого возраста, достигших пенсионного возраста по дисциплинам: «Обучение основам компьютерной грамотности», «Овладение курсом продвинутого пользователя персонального компьютера». В Воронежской области, в рамках развития системы социальной защиты граждан пожилого возраста, создана сеть обучающих центров, с одним из них, на базе областной библиотеки. Одной из задач, которые признаны решать данные центры, – это обучение уверенным навыкам по пользованию компьютером и интернетом, которые будут способствовать продолжению трудовой деятельности, грамотному использованию преимуществ современных технологий – от электронной записи к врачу до пользования государственными и муниципальными услугами. В среднесрочной перспективе предусматривается обучать компьютерной грамотности по 10 тысяч человек ежегодно.

Имеется большой практический опыт реализации национальной социальной программы «Бабушка и дедушка онлайн» (программы массового обучения граждан пенсионного возраста основам информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и услугам электронного правительства»), учрежденной Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров» (МРОО «АВИП») в 2008 году, в рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.

Обучение основам компьютерной грамотности в рамках социально-просветительского проекта «Университет третьего возраста» реализуется во всех муниципальных образованиях Ленинградской области. Образовательная программа адаптирована специально для работы с людьми старшего возраста. Обучение организовано на бесплатной основе. Как правило, такие Университеты открываются на базе учреждений социальной защиты населения. В Выборгском филиале РАНХиГС имеется практика реализации студентами и преподавателем данного партнерского с комитетом социальной защиты населения МО «Выборгский район» Ленинградской области проекта и накоплен определенный опыт такого эффективного межпоколенческого взаимодействия, в том числе и с консультационной поддержкой граждан пожилого возраста по окончании курсов с целью непрерывной помощи в дальнейшем освоении информационного пространства, в том числе онлайн.

Следующим примером может послужить реализация социально значимого проекта по программе «Молодые обучают пожилых» организацией общества «Знание» России, который нацелен на гармонизацию взаимоотношений между различными поколениями, передачу молодыми знаний в области современных информационных технологий пожилым людям. Данный проект реализуется в 7 субъектах ЦФО (Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Тульская области) и предусматривает подготовку и обучение консультантов, добровольцев из молодых людей для работы с пожилым гражданами, и позволит решить следующие задачи:

– повысить уровень компьютерной грамотности и обучить граждан использованию информационных ресурсов, возможностям общения через Интернет;

– приобщить максимальное количество населения к информационному обществу;

– ознакомить граждан с порядком предоставления государственных услуг в электронном виде, процессом формирования электронного правительства.

В соответствии с данными о численности и распределении населения по основным возрастным группам в 2014 году процент населения старше трудоспособного возраста составил 26 % или 44% – от трудоспособного возраста, что свидетельствует о высокой доле возрастных граждан. Следует отметить, что процент населения старше трудоспособного возраста ежегодно увеличивается в среднем на 1%, так как пополняется гражданами близкими к пенсионному возрасту из категории граждан трудоспособного возраста. В среднем число обучаемых граждан пенсионного возраста в 2014 году не превышало 2 000, а суммарные затраты с учетом общественных объединений – порядка 500 000 рублей. Следует отметить, что обучение было организовано, как правило, в областных центрах, не охватывая районные центры. Современные условия породили объективную потребность по повышению компьютерной грамотности возрастных граждан, их удовлетворения. Приведенные примеры о мерах по обучению возрастных граждан новым информационным технологиям субъектам Российской Федерации свидетельствуют о растянутости данного процесса во времени и необходимости повышения эффективности проводимых мероприятий.

В целях повышения эффективности обучения возрастных граждан новым информационным технологиям предлагается:

  1. Разработать региональные целевые программы по обучению граждан пожилого возраста:

– обучение основам компьютерной грамотности за счет средств бюджета;

– курсы продвинутого пользователя персонального компьютера с частичной долей оплаты, не превышающей 20% от общей суммы затрат.

  1. В части оптимизации расходов и увеличения числа граждан пожилого возраста, обученных основам компьютерной грамотности, предлагаем предусмотреть при проведении торгов на оказание услуг по обучению граждан возможность реализации программ творческими студенческими коллективами под руководством опытных преподавателей.
  2. В рамках развития системы социальной защиты граждан пожилого возраста создать сеть обучающих центров (на базе библиотек, домов культуры, центров социальной защиты, геронтологических центров, учебных заведений) по пользованию компьютером и интернетом.
  3. Распространить опыт реализации социально значимого проекта по программе «Молодые обучают пожилых» организацией общества «Знание» России и других вышеуказанных проектов с учетом запросов целевой аудитории, наибольшей практической эффективности содержания учебных курсов, индивидуального подхода, предоставления возможностей онлайн-обучения и доступа к учебным материалам в электронном виде, с консультационной поддержкой по окончании курса компьютерной грамотности.

Разработка практических мер по обучению возрастных граждан новым информационным технологиям позволит субъектам Российской Федерации ожидать следующих результатов:

– повышение информационной грамотности населения увеличит экономическую активность и востребованность технической инфраструктуры, создаваемой в рамках развития информационного общества и формирования электронного правительства;

– рост товарооборота на рынке оргтехники, повышение активности использования телекоммуникационных услуг;

– увеличение числа граждан, вовлеченных в активную экономическую деятельность: использование банковских пластиковых карт, выполнение онлайн-платежей, электронная оплата услуг ЖКХ и др;

– сокращение «цифровое неравенство» субъектов Российской Федерации, изолированность отдельных граждан и социальных групп;

– повышение активности использования возможностей получения информации и участия в общественной жизни, предоставляемой органами власти;

– формирование дополнительных механизмов взаимодействия власти и граждан, как устойчивой основы для сохранения информационного и экономического роста;

– поддержание чувства востребованности, общественной значимости и полезности людей пенсионного возраста за счет возрождения системы наставничества, использования экспертного потенциала специалистов, повышения доходов людей пенсионного возраста;

– эффективное с различных точек зрения практико-ориентированное обучение, основанное на межпоколенческом социальном взаимодействии;

– повышение качества жизни людей пенсионного возраста.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Болтянский Леонид Исаакович,

заведующий кафедрой

«Строительное производство и охрана труда»

Приморского филиала РАНХиГС

 

Колобова Светлана Владимировна,

ДоцентПоволжского филиала РАНХиГС

Фельдман М.А.,

д.и.н., профессор,

Уральского филиала РАНХиГС

 

Рыжкова Ирина Дмитриевна,

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса

Липецкого филиала РАНХиГС

 

Конституция РФ (ст. 37) и трудовое законодательство гарантирует работающим гражданам право на труд в здоровых и безопасных условиях – право на охрану труда.

Сфера труда –главная сфера признания и реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, поскольку активная жизнедеятельность человека проявляется в наибольшей мере именно в трудовом созидательном процессе и в период трудовой активности. Охрана труда в принципиальном понимании – социальная сущность трудового права. Государство призвано осуществлять защитную функцию путем осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В своем многообразии и единении законодательные акты в сфере охраны труда определили фундамент охраны труда как в области обеспечения защиты работников от воздействия вредных производственных условий и факторов, так и в части создания достаточной правовой основы необходимых безопасных и безаварийных условий труда. Все эти законодательные акты направлены на обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

Законодательные акты позволили:

  1. Обеспечить сочетание необходимости и достаточности функций управления охраной труда на федеральном уровне.
  2. Сформировать механизм правового и экономического воздействия и ответственности на соблюдение и развитие условий труда и охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении или любых видов деятельности.

  1. Обеспечить федеральным и региональным органам власти необходимые функции управления охраной труда через сформированные механизмы правового и экономического воздействия на предприятие различных форм собственности.

Фактически формирование современной правовой системы охраны труда завершено. Остались некоторые доработки фундаментальных нормативных актов в свете инновационного развития, как территорий (субъектов Федерации) и непосредственно предприятий.

На наш взгляд, необходимо откорректировать определенные разделы федеральных полномочий в области охраны труда. Уточнить механизмы распределения и координации функций ответственности и полномочия всех участников процесса охраной труда (на уровнях федерального, регионального и муниципального).

Комплекс мер по защите прав и интересов работников, включающий систему государственного надзора и контроля в сфере труда(ст. 352 ТК РФ), является, по своей сути, защитой от неисполнения или ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей руководителями организаций, поэтому государственный надзор за исполнением законодательства о труде и охране труда рассматривается как надзор за исполнением руководителем полномочий организации – работодателя, представителем которой он в данном случае является.

Основные полномочия органов Федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ, которые базируются на положениях Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда. Полномочия органов Федеральной инспекции труда устанавливаются, в частности, нормами КоАП РФ, Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Корректировки требует ст. 363 ТК РФ, в которой следует указать, что руководитель организации (индивидуальный предприниматель) и иные должностные лица несут ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Такая формулировка будет более конкретной в части указания лиц, виновных в неисполнении  предъявленных предписаний в случае нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда.

В ТК РФ до 01.01.2014 г. статьей 216 «Государственное управление охраной труда» определялось, что в целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда организуют проведение на территории РФ в установленном порядке обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей-индивидуальных предпринимателей, проверки знаний требований охраны труда, а также проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.

Учитывая внесенные дополнения в ТК РФ, в частности главу 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)», представляется необходимым внесение дополнений в ст. 228.1 ТК РФ. Названная статья предусматривает обязанность работодателя (его представителя) направлять извещения по установленной форме о несчастных случаях. Так кактрудовые отношения между работником и принимающей стороной не возникают, принимающая сторона не является работодателем, и по буквальному толкованию статьи принимающая сторона не обязана выполнять установленный ст. 228.1 ТК РФ порядок извещения о несчастных случаях. В этой связи представляется необходимым включить в названную статью положение, закрепляющее обязанность принимающей стороны в течение суток направить извещение работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай. Такое дополнение будет логически обосновывать положение ст. 341.4 ТК РФ о том, что неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования несчастного случая. Без изменения редакции ст. 228.1 ТК РФ не ясно, каким образом (кем и когда) представитель работодателя  будет поставлен в известность о произошедшем несчастном случае.

Статьей 212 ТК РФ определено, что работодатель обязан организовать и обеспечить обучение методам и приемам работ по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда (в ред. ФЗ от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ) «а также не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда». Зачем дублировать полномочия, за которые субъект федерации не несет ответственности и не имеет средств к их реализации.

В свете изложенного, организация обучения органами исполнительной власти субъекта Федерации, как государственное полномочие, не могло исполняться и, как правило, реализовывалось в сборе информации от учебных заведений о количестве обученных специалистов по категориям, изложенным в письме Минтруда РФ и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Ситуация в сфере охраны условий труда (СОУТ) в экономике России остается достаточно напряженной: уровень производственного травматизма в РФ в 5,5 раз выше чем во Франции, в 4 раза чем в Германии, в 4,5 раз – США. Наиболее часто травмируются работники строительной отрасли. Коэффициент частоты несчастных случаев в строительной отрасли в последние годы в три раза превышает коэффициент травматизма в сравнении со всеми видами экономической деятельности. Кроме строительства, в числе сфер-антилидеров – обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, транспорт и связь [4].

В России отсутствует официальная статистика профессионального травматизма в том виде, в котором она имеется в странах Евросоюза и США. Данные публикуемые Минтрудом РФ малоинформативны, так как сведения о видах и причинах травм не представляют интересов для исследования рисков, связанных с профессиональной принадлежностью пострадавших [4].

Существовавшая система оценки состояния условий труда, а именно аттестация рабочих мест с 1997 года по 2013 год не повлияла на улучшение состояния производственного травматизма, условий труда, снижение заболеваемости на производстве. Одна из причин такого явления, связана с отсутствием или недостаточностью данных об условиях труда работающих.

Отталкиваясь от мирового опыта, основная цель модернизации системы управления охраны труда, направленной на постепенное улучшение условий труда, заключается в переходе от компенсационной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, которая позволяет реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все издержки связанные с неблагоприятными условиями труда [2].

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [6] и Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» [5]. Одним из важнейших новаций в законе является то, что внесены изменения в существующий экономический механизм, побуждающий работодателя к созданию безопасных условий труда, в виде увеличения размера скидок и надбавок к страховым тарифам по результатам проведения специальной оценки условий труда [3]. Чем безопаснее труд, тем ниже отчисления в Пенсионный фонд РФ, вплоть до полного освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов, если они обеспечили безопасные условия труда работников, а класс условий труда 1 (оптимальный) или 2 (допустимый). Для работодателей с вредными и опасными условиями труда наоборот коэффициент отчислений будет составлять от 2% до 8%, что устанавливает экономический механизм, повышающий ответственность работодателя за состояние условий и охраны труда  на находящихся в его ведении рабочих местах [5].

Анализ Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и соответствующих поправок Минтрудом, позволяет прийти к следующим выводам:

  1. Разработан справедливый механизм определения страховых взносов для работодателей, уход от списочного предоставления льгот и досрочных пенсий для работников с вредными условиями труда.
  2. Упрощается и снижаются затраты на специальную оценку условий труда «офисных» работников.

Можно выделить и очевидные риски:

– возможно, негативно отразится на правах и здоровье работников замена льгот денежной компенсацией.

–  возникает угроза потери льгот работниками, чьи профессии указаны в списках №1 и №2, т.к. после проведения специальной оценки условий труда часть лиц может лишиться льгот и досрочных пенсий.

По замыслу разработчиков, процедура специальная оценка условий труда призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, основанного на положениях указанных Списков, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Это должно, во-первых, обеспечить максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов. А во-вторых – стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов [5].

Необходимо учесть то, что сложившаяся практика показала, что объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах процедура аттестации рабочих мест не дала.

В рабочем проекте ФЗ «О специальной оценке условий труда» была отдельная статья предусматривающая механизм контроля организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда, а именно введение обязательного страхования гражданской ответственности экспертной организации осуществляющий оценку условий труда, иначе деятельность ее была бы незаконна; ответственность результатов оценки условий труда, должна была быть застрахована не менее чем на миллион рублей. Данный механизм, по мнению специалистов, мог бы «навести порядок» на рынке услуг по оценке условий труда [1]. Однако, после рассмотрения Государственной думой, в окончательный вариант федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» данное требование не вошло, оставив лишь добровольный принцип страхования.

В настоящее время СОУТ – единственная процедура, которая позволяет решить, предоставлять ли работникам гарантии и компенсации за условия труда, и определить размер страховых взносов. Специальная оценка условий труда имеет ряд недостатков, но является одним из важнейших мероприятий, направленных на улучшение условий охраны труда работников. От качества и результатов проведения СОУТ зависит не только размер компенсационных выплат, но и досрочный выход на пенсию за работу во вредных условиях труда, а также объем медицинских исследований при прохождении медосмотров (предварительного и периодического) что влияет на выявление  профессиональных заболеваний, в том числе разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда работников и т.д.

Учитывая положение о том, что трудовые отношения между работником и принимающей стороной не возникают, представляется необходимым в ст. 341.2 ТК РФ включить перед абзацем «об обязанности принимающей стороны обеспечить направленного работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей» абзац следующего содержания: «об обязанности принимающей стороны обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда». Такое дополнение законодательно вполне осуществимо и будет способствовать созданию условий для реализации конституционного права на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены.

С 01.01.2014 г. в статью 216 ТК РФ «государственное управление охраной труда» в формировку этого полномочия субъектами Федерации внести корректировку заменой слова «организация» на «координацию». В действующей редакции этой статьи субъект Федерации на своей территории координирует проведение на территории обучения по охране труда работников.Координация–это согласование, целесообразное соотношение каких-либо действий, приведение в соответствие и, совершенно очевидно, что работодатель, а также учебные заведения ни в какой мере в рамках своих прав и ответственности не будет координировать эти функции с органами государственной власти субъекта Федерации, а последний ее реализовывать.

В свете изложенного, это государственное полномочие для органов исполнительной власти субъектов Федерации надумано и требует изъятия из ст. 216 ТК РФ.

Приказом Минтруда России от 12.08.2014 г. № 549н утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Согласно п. 27 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, ст. 216.1 ТК РФ в случае, если в заявлении, определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров), в том числе на основании гражданско-правовых договоров. Такое привлечение практически не реализуется. Государственная экспертиза условий труда, как правило, сводится к изучению документации. Не исключается, что практическим ограничением в привлечении аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров) является заранее не предусмотренный объем оплаты предоставленных ими услуг, а также нечеткость в определении контроля непосредственно органов государственной экспертизы труда. Особенно проблематичными и неконкретными данные механизмы являются для работника, обратившегося с заявлением о проведении государственной экспертизы труда.

Полагаем необходимым конкретизировать порядок и процедуру привлечения аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров) органами государственной экспертизы труда.

Отметим, что и Приказ Минтруда России от 12.08.2014 г. № 549 «Об утверждении Порядка  проведения государственной экспертизы условий труда» также не называет ни в качестве целей, ни в качестве желаемых результатов государственной экспертизы оценку уровня профессиональных рисков и возможностей управления профессиональными рисками.

Необходимо продолжение формирования понятийного аппарата, применяемого в трудовом законодательстве.

В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве».

Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. (в ред. от 01.12.2014 г.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в ст. 14 «Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат» устанавливает: «Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов».

Постановление Правительства РФ от 15.02.2000 г. № 967 (в ред. от 24.12.2014 г.) «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» также упоминает грубую неосторожность работника: «В акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, указывается установленная комиссией степень его вины (в процентах)». (П. 32).

Очевидно, что несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания имеют различное временное течение. Предшествовавшие им действия работника и, соответственно, содержащаяся в них грубая неосторожность, также могут носить различный характер. До настоящего времени понятие грубой неосторожности для целей трудового законодательства законодателем не выработано. Различные толкования (с применением положений иных отраслей законодательства) являются причиной прецедентов и пересмотра судебных постановлений.

Реформы в экономике и возникающие на их основе общественные отношения, изменили теоретическое представление о правовой сути надзора и контроля. Необходимы новые подходы в нормотворчестве и правоприменительной практике.

Целесообразно рассмотреть механизмы повышения заинтересованности улучшения условий и охраны труда через систему более повышенных скидок и надбавок к

Комментарии