О СОСТОЯНИИ БИБЛИОТЕК В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Часть 2.

Комментарии · 1060 Просмотры

В «Основах государственной культурной политики» зафиксированы положения об обеспечении доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям.

По данным ГИВЦ Минкультуры России в библиотеках зарегистрировано 51 152,8 тыс. пользователей, что составляет 35,2 % от общего населения Российской Федерации.

Таким образом, более трети населения страны является читателями библиотек. Нагрузка на 1 библиотеку в среднем составляет 1 322 пользователя. Анализ нагрузки библиотек в разрезе регионов свидетельствует о том, что количество пользователей в регионе не зависит от уровня обеспеченности.

Ярким свидетельством отсутствия зависимости между уровнем обеспеченности и количеством пользователей являются данные статистики по республикам Коми и Бурятия. Уровень обеспеченности которых составляет 0,38 единиц, а количество пользователей различается в 2 раза.

Приведенные примеры говорят о том, что, во-первых, при нагрузке на 1 библиотеку не более 1,300 количества пользователей, действующий норматив по количеству библиотек должен быть увеличен до 2000 чел. вместо установленных 1 000 чел. на 1 библиотеку. Во-вторых, субъектам Российской Федерации следует провести работу по нормированию труда с целью увеличения производительности труда и усиления интенсивности загрузки библиотек.

В целях определения условий оптимального размещения объектов культуры, в том числе библиотек в системе единых правил определения нормативной потребности, принято распоряжение «О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры». Данные методические рекомендации разработаны с целью приведения действующей сети организаций культуры и искусства в соответствии с полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления, оказания содействия в преодолении сохраняющихся диспропорций обеспеченности населения услугами организаций культуры в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

В части библиотечного обслуживания рекомендованы следующие нормы размещения библиотек:

Таблица 10

 

На основе сложившейся инфраструктуры библиотечного обслуживания рекомендованы нормативные значения, соответствующие среднему   значению количества жителей в городских округах, городских и сельских поселениях. Введен новый норматив для библиотек «точка доступа/подключения к полнотекстовым информационным ресурсам в формате виртуального читального зала с учетом развития информационных ресурсов и дистанционных форм получения услуг.

Исключен норматив по количеству юношеских библиотек на основании тенденции, выявленной в ходе мониторингов, проводимых Минкультуры России в 2015 и 2016 годах, согласно данным которых наблюдается слияние юношеских библиотек с детскими или универсальными библиотеками в субъектах Российской Федерации и, в особенности, в муниципальных образованиях в порядке мероприятий по оптимизации. В связи с исключением из перечня данного подвида библиотек, в экспертном сообществе высказывалось мнение, что это повлечет за собой ущемление прав пользователей юношеского возраста. По данному вопросу стоит заметить, что согласно ФЗ «О библиотечном деле» пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций в соответствии с их уставами. Если субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления сочтет целесообразным создание специализированной юношеской библиотеки, то он имеет на это право в соответствии с законодательством, которое имеет приоритетное значение по отношению к методическим рекомендациям.

Рекомендации

  1. Усиление финансирования государственных программ развития ИТ-инфраструктуры библиотек на федеральном и региональном уровне.
  2. Поддержка федеральных (НЭБ) и региональных программ по созданию электронных библиотечных ресурсов и обеспечению сохранения электронной информации.
  3. Финансирование комплектования библиотечных фондов наиболее ценной в содержательном отношении литературой. Особенно сельских библиотек, чьи фонды во многих регионах сформировались в 1970 - начале 1980-х гг. и в настоящее время требуют существенного обновления.
  4. Финансовая поддержка государственных программ научных исследований по библиотековедению, библиографоведению и книговедению в части тематики, касающейся электронных библиотек.
  5. Целевое финансирование развития кадрового потенциала библиотек на основе профессионального библиотечного образования, программ дополнительного образования, в т.ч. в дистанционном формате.
  6. Изменение кадрового состава библиотек всех уровней необходимо произвести в течение ближайших 5-10 лет. Для этого следует создать все необходимые условия для привлечения молодых специалистов в сферу библиотечного дела, в том числе повышение социального статуса сотрудника библиотеки и увеличение заработной платы. Предусмотреть комплекс мер по повышению социально-профессионального престижа специалистов библиотек всех систем и ведомств. (Поскольку в настоящее время наблюдаются существенные диспропорции по уровню заработной платы сотрудников общедоступных, публичных библиотек и сотрудников ведомственных библиотек, в частности, библиотек учебных заведений, где библиотекари отнесены к категории учебно-вспомогательного персонала).
  7. Библиотека должна стать не только местом по хранению и выдаче книг, но и комплексным многофункциональным узлом, сочетающим библиографические, консультационные, аналитические, научные функции, а также стать средоточием культурной жизни. Не исключен вариант, когда библиотека может стать частью образовательно-музейно-досугового комплекса. Должны создаваться «контактные зоны» - максимально ориентированные на сервисное обслуживание.
  8. Освоение методологии библиотечного менеджмента и маркетингового инструментария. Развитие экономической деятельности библиотек.
  9. Процесс интегрирования конкретной библиотеки в социокультурное пространство. Это позволяет исключить ненужную конкуренцию и дублирование и компенсировать недостаток или отсутствие услуг в смежных областях деятельности. У библиотек за счёт специализации есть возможность повысить свою востребованность различными категориями населения. Варианты специализации: медиацентр, досуговый центр, центр дистанционного обслуживания, развитие музейного направления, правовой или профориентационный центр, работа с детьми.
  10. Создание полнотекстовых тематических библиотек позволит делать подборки из различных источников по определенным темам, позволяющим систематизировать информацию, в том числе на различных языках. В такие, например, исторические тематические электронные библиотеки, могли бы войти:

- книги и периодические издание определенных исторических периодов на различных языках;

- коллекции рукописей (что создало бы возможность непосредственной работы с редкими историческими источниками, никоим образом не подвергая их опасности);

- коллекции различных материалов;

- фильмы и звукозаписи;

- фотографии и графика;

- выставки;

- информация о новых публикациях и готовящихся конференция по темам.

  1. Перспективы развития электронных тематических библиотек, что позволило бы более тщательно проводить планирование фондов, внедрять и осуществлять техническую поддержку библиотечных инициатив, создавать и управлять цифровыми публикациями, в том числе, эти библиотеки будут иметь большое значение в управлении электронными коллекциями. Уникальность библиотек будет зависеть от архивов, редких изданий и специальных коллекций.
  2. Создание, по аналогии с НЭБ, под патронажем государства федеральной корпоративной электронной библиотеки учебной литературы для системы высшего образования, так как в настоящее время требование Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) об обязательном обеспечении доступа обучающихся к электронно-библиотечным системам обеспечивается исключительно коммерческими структурами  и созданием в библиотеке каждого вуза собственных баз трудов преподавателей данного вуза. Данная мера позволит оптимизировать расходы на обеспечение доступа обучающихся к ЭБС, а также исключить дублирование работ по созданию электронных библиотек в сфере образования.

Авторы статьи:

Астафьева О.Н., д.филос.н., профессор, директор Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС

Горушкина С.Н., к.с.н., эксперт Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС

Опарина О.Д., к.п.н., директор Свердловской областной универсальной научной библиотеки  им. В.Г. Белинского

Соболев А.О., Министр международных и внешнеэкономических связей  Свердловской области

Материал подготовлен: 2016 г. 

Список использованной литературы

Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований URL:http://www.rba.ru/content/about/doc/baz.pdf;

Менеджмент качества в сфере культуры. Опыт. Проблемы. Решения: межрегиональная научно-практическая конференция//Отв. ред. Юмина А.Н. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2013.С.191.

Методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по обеспечению условий доступности для населения услуг организаций культуры//Отв. ред. С.Н. Горушкина – М.: Издательство «Лето», 2016 URL:http://mkrf.ru/upload/mkrf/

Население России. Двадцать первый ежегодный демографический доклад//Высшая школа экономики; Отв. ред. С.В. Захаров. – М.: Издательский Дом высшей школы экономики, 2015. 428 с.

Рубинштейн А.Я., Чуковская Е.Э. К проекту закона «О культуре в Российской Федерации». Материалы исследований/ Рубинштейн А.Я., Чуковская Е.Э. – М.: Государственный институт искусствознания, 2015. 144 с.

Указ Президента РФ от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» URL:http://www.consultant.ru/

Федеральный Закон Российской Федерации от 06.10.1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [текст] URL: http://www.consultant.ru/

Федеральный Закон Российской Федерации от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [текст] URL:http://www.consultant.ru/

Южаков В.Н., Александров О.В., Добролюбова Е.И., Клочкова Е.Н., Внедрение управления по результатам в деятельность органов государственной власти: промежуточные итоги и предложения по дальнейшему развитию / Южаков В.Н., Александров О.В., Добролюбова Е.И., Клочкова Е.Н. –М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 176 с.

 

Комментарии