ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС ПО КЛЮЧЕВЫМ АСПЕКТАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ 1.

Комментарии · 1563 Просмотры

Основные факторы роста социально-экономического роста. Оценка исполнения "майских указов" Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012Статья из цикла "Аналитические записки по социально-экономическому развитию Российской Федерации"

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развитияРоссийской Федерации. Основополагающими документами для разработки долгосрочного прогноза являются положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [2], послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [3], указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606 (далее – «майские» указы Президента России) [4], основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Минэкономразвития России [5]).ти

Тенденции и прогнозы социально-экономического развития России оценивают по различным показателям: это человеческий капитал и уровень жизни населения, наука, технологии и инновации, инвестиции, цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора, охрана окружающей среды, развитие агропромышленного комплекса, развитие малого предпринимательства и институциональные преобразования, внешнеэкономическая деятельность.

Гайдаровский Форум является площадкой для проведения интеллектуальных мероприятий, на которой принимают участие множество ученых, теоретиков, практиков, политиков, представителей финансовых и экономических кругов [6]. В рамках форума обсуждаются актуальные вопросы социально-экономического развития, такие, как экономический рост в условиях глобальных изменений, его потенциал и возможности эффективного управления, риски инновационного предпринимательства, новая индустриализация, последствия модернизации для экономического и социально-политического развития общества.

Для оценки состояния социально-экономического развития России и его прогнозов, в рамках Гайдаровского форума 2014 года, был проведен экспертный опрос по ключевым аспектам социально-экономического развития. Опрос проходил с 14 января по 25 января 2014 года в рамках Гайдаровского форума 2014. В опросе приняло участие 518 респондентов, из которых 49% женщины и 51% мужчины различного возраста (рисунки 1-2), представляющие 9 условно выделенных групп экспертов, из которых у 82% деятельность связана с вопросами социально-экономического развития, в частности, по темам повестки Форума.

Выборка не репрезентирует отрасли экономики, сферы научного знания или социально-демографический состав экспертного сообщества Российской Федерации, РАНХиГС или участников Гайдаровского форума. Выборка была сформирована по целевому методу – представители экспертного сообщества (представители заинтересованных, референтных групп экспертного сообщества).

Экспертный опрос проходил посредством размещения специальной ссылки на веб-сайте РАНХиГС, веб-сайте Гайдаровского форума, а также с помощью личного приглашения к участию отдельных экспертов. Помимо этого, был направлен запрос с приглашением к участию в опросе компетентным подразделениям РАНХиГС (факультеты, кафедры, центры, лаборатории, а также филиалы РАНХиГС) с просьбой принять участие и делегировать компетентных экспертов для участия в опросе, таким образом, отбор экспертов в данном направлении осуществлялся через рекомендацию руководителей данных подразделений.

Опрос являлся условно анонимным, что предполагало возможность как оставить информацию о себе и своей должности, так и не указывать данную информацию. Более половины экспертов указали свои ФИО (289 респондентов из 518) и должности (277).

 

Рисунок 1.  Ответы респондентов на вопрос «К какой группе Вы бы себя отнесли?»

Отбраковка анкет осуществлялась с помощью следующих инструментов:

  1. Контроль заполнения с одного IP-адреса и cookies невозможность заполнения с одного компьютера.

  2. Контроль времени заполнения каждой анкеты (быстро заполненные анкеты подлежали отбраковке).

  3. Контроль полноты заполнения анкеты (отдельные анкеты, заполненные не до конца, подлежали индивидуальному рассмотрению и в случае противоречивых данных удалялись).

  4. Наличие проверочных вопросов (к примеру «Указы Президента»)

  5. Наличие специального проверочного вопроса в конце анкеты для самооценки респондента своей компетентности по вопросам анкеты «Считаете ли Вы, что достаточно хорошо разбираетесь в большинстве вопросов, на которые ответили?».

  6. Более чем половина респондентов выбрали не анонимный вариант прохождения опроса, что позволяло индивидуально отсеивать недостаточно компетентных участников.

Отбраковано было более 300 анкет, заполненных недостаточно полно или по иным причинам.

 

Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос «Сколько лет ваша деятельность связана с вопросами социально-экономического развития? (В частности, по темам повестки Форума)»

 

В проекте отчета представлено линейное распределение ответов на вопросы анкеты. Помимо этого была произведена группировка схожих ответов на открытые и дополнительные вопросы, которые были проранжированы на основе частоты упоминания той или иной позиции респондентами, что позволяет выделить приоритеты внимания участников данного опроса.

1. «Майские» указы Президента России

Респондентам было предложено дать оценку исполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606 («О долгосрочной государственной экономической политике», «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», «Об обеспечении межнационального согласия», «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации») [4].

Майские указы были обозначены и подписаны 7 мая 2012 года в день вступления в должность Президента Российской Федерации В.В. Путина. По истечении двух лет после их подписания 7 мая 2014 года было проведено заседание Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России под председательством В.В. Путина, на котором подводился промежуточный итог реализации данных указов и поднимались основные проблемы, возникающие при их исполнении [7].

Большое внимание на заседании было уделено проблемам в жилищно-коммунальной сфере, в сфере строительства жилья, в сфере образования; обсуждались вопросы повышения производительности труда и были затронуты вопросы в области здравоохранения.

Самой острой проблемой в стране, по мнению В.В. Путина, является ситуации в жилищно-коммунальной сфере. План, который был намечен на год, был выполнен лишь на 4%, что не позволяет говорить об улучшениях в этой сфере. Необходимо произвести замену аварийного жилья, повысить качество жилищно-коммунальных услуг, предоставить землю, пригодную для использования и обладающую развитой инфраструктурой; необходимо решать проблему предоставления жилья для многодетных семей.

Что касается сферы образования, то здесь наблюдаются небольшие положительные изменения: увеличилась заработная плата во многих звеньях образовательной системы. Однако не стоит забывать, что рост заработной платы и рост бюджетных расходов на образование должны сопровождаться структурными изменениями бюджетной сети. Необходимо постоянное повышение профессионального уровня педагогов и укрепление материальной базы учебных заведений. Для улучшения сферы образования нужно не только модернизировать образовательные программы, но и выстроить весь образовательный процесс без увеличения нагрузки на педагогических работников. Решением этой задачи может выступить введение программ повышения квалификации, обучение педагогов новым образовательным технологиям.

До сих пор имеются проблемы в области здравоохранения. Категорически не хватает квалифицированных работников, особенно среднего и младшего звена. Так как качество социальных услуг в большей степени зависит от людей, работающих в сферах здравоохранения, образования, науки, было запланировано повышение зарплат этим категориям граждан. Следует отметить, что заработные платы таких работников, как врачи, преподаватели вузов, научные сотрудники, учителя действительно несколько увеличились.

Продолжается работа по вопросам, связанным с поддержкой инвалидов, лиц с ограниченными возможностями. В 2013 году были достигнуты показатели по созданию рабочих мест для инвалидов. Также идет работа по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением.

Особо актуальной все также остается проблема в жилищно-коммунальном хозяйстве. В очереди на жилье стоят около 380 тысяч многодетных семей. До 1 сентября 2017 года поставлена задача ликвидировать свыше 11 миллионов квадратных метров аварийного жилья.

В качестве одной из причин неэффективной реализации различных пунктов майских указов В. В. Путин назвал то, что власть должна научиться слышать людей и учитывать их мнение при принятии решений, в том числе кадровых.

В рамках экспертного опроса респондентам также было предложено дать оценку исполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606. Большая часть опрошенных экспертов оценили деятельность Правительства РФ по исполнению указов не высоко (67% опрошенных экспертов, в соответствии с рисунком 3). Главной причиной низкого качества исполнения указов указывают на финансовые затруднения (поскольку основная доля расходов, связанных с поставленными задачами, легла на региональные бюджеты) и отсутствие надлежащего методического сопровождения по вопросам реализации.

 

Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос «Как в целом Вы оцениваете деятельность Правительства Российской Федерации по исполнению «майских» Указов Президента РФ?»

 

В качестве ключевых барьеров, препятствующих эффективному выполнению «майских» указов Президента России, большинство экспертов отметили следующие: переложение значительной ответственности за реализацию указов на региональные власти без достаточной поддержки; неблагоприятные экономические условия, отсутствие соответствующего финансирования; коррупция на всех уровнях управления, хищение бюджетных средств в особо крупных размерах, административное давление на бизнес; неэффективность и громоздкость управленческих структур различных уровней, административные барьеры, чрезмерная бюрократия в сфере экономики; непродуманный механизм реализации указов, отсутствие эффективной системы контроля исполнения указов и целевых показателей, отсутствие четких индикаторов (показателей).

Так, следует отметить, что основными задачами, стоящими перед Правительством Российской Федерации является улучшение производительности труда, сферы здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы. По мнению экспертов, принимающих участие в опросе, на региональные власти была переложена значительная ответственность за реализацию указов без достаточно выделенной на это поддержки. В том числе в этом, по их мнению, и лежит главная причина неэффективного выполнения майских указов.

Продолжение в Части 2.

 

Комментарии