О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Комментарии · 1160 Просмотры

Границы государственного регулирования и рыночных механизмов в сфере здравоохранения Российской Федерации

Границы государственного регулирования и рыночных механизмов в социально-значимых сферах экономики России во многом находятся в стадии становления.

На макроэкономическом уровне для практической реализации задач развития конкуренции разработан комплекс мер, в числе которых названы следующие: создание условий для стимулирования предпринимательской деятельности на рынках товаров и услуг; развитие механизмов государственно-частного партнерства; совершенствование корпоративного управления; повышение качества оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов [11].

На мезоэкономическом уровне в здравоохранении для развития конкуренции и реализации требований федеральных законов, постановлений (распоряжений) Правительства и других правовых актов возникает необходимость разработки (уточнения): федеральной, региональной концепции развития конкуренции (ГЧП); стандарта конкуренции; механизмов фискальной и налоговой политики [12,6].

Данные меры актуализируются в условиях использования мобилизационных механизмов особых экономических зон, создания туристическо-рекреационных кластеров, развития малого и среднего предпринимательства [3,10].

При этом, новые регулирующие воздействия по развитию конкуренции и государственно-частного партнерства находятся в отрасли без конкретизации комплекса мер по урегулированию рынка возмездных услуг здравоохранения.

  1. I. Справочные материалы по развитию рынка услуг здравоохранения.

В 2014 году расходы здравоохранения, возмещаемые за счет частных источников средств, составляли в субъектах России до 6,4% от всего объема платных услуг населению, или 474,4 млрд. рублей (без учета средств «теневого» сектора). Часть средств привлекалась по программам добровольного медицинского страхования (ДМС), а также по региональным проектам государственно-частного партнерства и развития конкуренции на рынках, возмездных для населения, индивидуально потребляемых домохозяйствами услуг [7].

«Средний чек» по объему платных услуг на душу населения оценивается на уровне 2600 рублей (рост с 1940 рублей в 2011 году). Экспертные оценки в РАНХиГС «среднего чека» платных услуг в крупных городах и городах –миллионниках России в 2014 году показывают разброс в 6,6 раз: от 1700 рублей в Челябинске до 11300 рублей в г. Москва. При этом, тенденцией подавляющего количества обследуемых городов (кроме Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга) является удерживание средней цены платной услуги на уровне не выше 2,6-3,6 тыс. рублей [1].

Отсутствие единодушия в оценках емкости рынка платных медицинских услуг и их подушевой стоимости можно связать со становлением учета, официальной статистической отчетности по объему платных услуг населению (включая услуги здравоохранения), которая начата только в последнее время (с 2015 г. внесены изменения в существующие формы и принят ряд новых учетных методических рекомендаций).

Во всех открытых источниках и экспертных оценках отмечается, что рынок платных медицинских услуг за последние 10 лет 2005-2014 гг. был стабильно растущим. Опережающими темпами рос сегмент прямых платных услуг, а сектор ДМС был насыщен в первую очередь корпоративными договорами – они составляют до 90% портфеля страховых компаний, а на долю индивидуальных клиентов приходится лишь 10% данного вида продаж [1].

При анализе в РАНХиГС результатов исследований рынка платных услуг, оказываемых в 2013-2015 годах в частных больницах и поликлиниках в многонаселенных субъектах России и городах-миллионниках, таких как: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Челябинск, Самара, Уфа, Омск, Казань, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж, отмечается следующее:

– среди мужчин в структуре потребления преобладают обращения к врачу-терапевту (28,3%); 24,2% – к отоларингологу; 21,9% – к офтальмологу; 11,6% – к неврологу; 10,6% – к дерматологу; 2,3% – к эндокринологу; 1,1% – к хирургу;

– среди женщин структура потребления платных услуг на 21,4% представлена услугами гинеколога; на 18,4% – врача терапевта; 17,8% - отоларинголога; 15,9% – офтальмолога; 8,3% – маммолога; 4,1% – дерматолога; 8,4% – невролога; 4,6% – эндокринолога; 1,1% – хирурга;

– опережающими темпами растет сегмент клинической лабораторной диагностики (69 млн. платных исследований в среднем в год), а также рынок педиатрической помощи по программам ДМС и прямым договорам (не менее 45 млн. посещений врачей педиатров в год);

– наблюдается некоторое замедление спроса на платные услуги в первом полугодии 2015 года (на 6-8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года) в связи с падением реальной заработной платы в стране, связанной с инфляционными процессами;

– в 2015 году отмечен рост цен в среднем не выше 20% от уровня прейскурантов 2014 года, связанный с возмещением тарифов по расходным материалам и общеучрежденческим расходам;

– в среднем в год в 2014-2015 гг. оказание медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Российской Федерации составляет не более 15% объемов медицинской помощи к ТПГГ [1].

Кроме того, важным направлением диверсификации сформированной населением потребности в услугах здравоохранения является наличие во всех 85 территориальных программах ОМС частных медицинских организаций, в которых размещаются государственные задания. Пока соотношение средств ОМС, направляемых в частные больницы и поликлиники в раках размещения заданий на их площадях (включая субъекты малого и среднего предпринимательства), не превышают в среднем 5% всей стоимости ПГГ (ТПГГ, ПТОМС) [1].

В городе Москва, например, в конце 2014 – начале 2015 года соотношение государственных и частных клиник, реализующих территориальную программы государственных гарантий обеспечения граждан г. Москвы бесплатной медицинской помощью (ТПГГ), составляло 1:0,6. Есть в структуре негосударственного сектора столичного здравоохранения: негосударственные учреждения здравоохранения (НУЗ), хозяйственные общества, автономные некоммерческие организации (АНО), государственные унитарные предприятия [4].

Развитие конкуренции между государственными медицинскими учреждениями одной территории, одного и разных уровней оказания помощи за объемы государственного задания в настоящий момент имеет не явный характер, так как определяется с учетом сложившейся потребности территориального населения.

Процессы конкуренции за государственное задание все больше охватывают внутрисекторальные услуги: государственных и частных организаций здравоохранения. Последние допускаются к госпрограммам на одинаковых условиях с бюджетными и автономными медицинскими организациями государственной системы. Сильной стороной участия частных организаций в предоставлении бесплатных для населения услуг в рамках госгарантий является расширение спектра адресных специализированных, высокотехнологичных методов лечения и малоинвазивных скрининговых обследований, предоставляемых без очереди и в комфортных условиях. Слабой стороной привлечения частных медицинских организаций в госпрограммы является отсутствие предварительной оценки репутационных рисков: качество менеджмента; квалификация и укомплектованность медицинских работников; доля собственного «табельного оборудования»; сложившиеся связи с поставщиками и подрядчиками; удовлетворенность населения качеством и доступностью их услуг и т.п.

Отсутствие единого ведомственного регламента отбора и допуска частных партнеров к госпрограммам усугубляется отсутствием связи методических подходов к калькулированию расходов и формированием стоимости услуг отрасли с положениями статьи 40 первой части Налогового Кодекса: нет границ отсечения фактических цен реализации по верхней (нижней) границе, а также не установлены возможности повышения (понижения) цен продаж от среднерыночных размеров (не более чем на 20% без налоговых последствий). Зачастую, это приводит к ограничениям конкуренции для организаций малого и среднего бизнеса на рынках товаров, работ и услуг.

Основными вызовами на рынке платных медицинских услуг после 2015 года для коммерческих участников могут быть:

– удержание профессиональных кадров с высшим и средним медицинским образованием в связи со значительным ростом заработной платы медиков государственных ЛПУ при внедрении «эффективных контрактов» (особенно в 2017-2018 гг.);

– ценовой демпинг государственных ЛПУ (при активизации их выхода на региональные рынки платных услуг) ввиду того, что часть расходов по ведению деятельности возмещается им целевыми финансовыми источниками;

– расширение программ ОМС и включение в бесплатные виды тех, которые ранее выходили за рамки полиса ОМС, а также более широкие возможности межтерриториальных расчетов за обслуживание иногородних граждан в медицинских организациях государственной системы вне зависимости от места регистрации, которые раньше обращались в частные клиники, находясь в командировках, отпусках и поездках с иными целями по стране;

– дополнительные инвестиционные вложения, связанные с необходимостью «табельного оснащения» и на работу по единым федеральным стандартам лечения по видам деятельности, включенным в лицензию;

– спрос населения на качественные и комплексные медико-рекреационные услуги данного сектора в организациях, расположенных за пределами России.

При этом, возможности отечественного рынка платных услуг связаны с растущей потребностью населения получать услуги в условиях повышенной комфортности, с элементами сервисности. Кроме того, пациенты при возникновении проблем со здоровьем хотят персонифицированной, квалифицированной помощи в кратчайшие сроки (а не стандарту и на условиях очередности), а также позитивно оценивают применение в процессе лечения лекарственных средств с доказанной клинической результативностью и негативно, объемы бесплатного списка жизненно важных и необходимых препаратов.

В общем методическом плане при оценках возможностей развития конкуренции российских услуг здравоохранения отмечается некоторое отставание от разумных сроков перехода на унифицированные международные классификаторы услуг [9, 5].

До сих пор существуют разнонаправленные ведомственные перечни; методические рекомендации по формированию платных медицинских сверх госпрограмм, услуг «ОМС+»; требования по отражению в статистической отчетности возмездных индивидуально потребляемых услуг и др., что приводит к искажениям в учете отечественного показателя «объем платных услуг населению» и несопоставимости оценок в межстрановых сравнениях и международных рейтингах.

Также отмечается недооценка макроэкономического измерения (видов и количества) платных услуг здравоохранения в индексах (стоимости жизни и иных потребительских индексах), используемых для сравнения уровня жизни отдельных групп населения и уровней индивидуального потребления в регионах России, что приводит к оторванности стоимости потребительской корзины в сравнении с размерами утверждаемых прожиточных минимумом.

  1. II. Предложения по содействию конкуренции в сфере здравоохранения (на основе учета регулирующего воздействия НПА в ведомственных программах и документах)

Основные предложения по содействию конкуренции на рынке услуг здравоохранения сформулированы с учетом требований нормативных правовых актов, принятых в 2014-2015 годов и могут быть объединены по трем обобщенным направлениям.

Направление № 1. Утверждение типовых положений концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в среднесрочной перспективе (федеральный, региональный, муниципальный уровни).

Нормативная основа для работ в рамках данного направления:

1.Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон ГЧП)

2.Федеральный закон № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст.14, п.п. 10, глава 3)

3.Гражданский Кодекс Российской Федерации (договора: подряда, агентирования, аренды, доверительного управления и др.);

4.Федеральные законы Российской Федерации: от 21.07.2005 №115 «О концессионных соглашениях»; от 29.10.1998 № 164 (в ред. от 31.12.2014) «О финансовой аренде (лизинге)»;

    5.Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №138 (ред. от 20.01.2015) «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения»;

  1. Постановление Правительства РФ от 31.08.2015 N 914 «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период» (далее – Бюджетный прогноз на долгосрочный период)
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (далее – Программа повышения эффективности здравоохранения)

Направление № 2. Разработка стандарта конкуренции при реализации государственных программ и предпринимательских проектов в здравоохранении с учетом лучших отечественных практик развития малого и среднего предпринимательства и требований ВТО.

Нормативная основа для работ в рамках данного направления:

  1. Указ Президента РФ от 20.04.2014 г. №259 «Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия конкуренции»

2.Распоряжение правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. N 1738-р «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Стандарт конкуренции РФ);

  1. Федеральный закон от 01.12.2007 г. №315 (в ред. 24.11. 2014) «О саморегулируемых организациях»

4.Федеральный закон от 29 11.2010 № 326 (в ред. 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС);

  1. Постановление Правительства РФ от 31.08.2015 N 914 «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период» (далее – Бюджетный прогноз на долгосрочный период)
  2. Постановление правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций»;

7.Постановление правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

  1. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг.: утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013;

9.Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 N 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»

10.Приказ Росстата от 26.06.2013 №234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов»

11.Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008) «Системы менеджмента качества. Требования»

  1. «Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» (Подписан в г. Женеве 16.12.2011) {КонсультантПлюс}
  2. «Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии» (Вместе с «Денежными и неденежными выгодами») (Подписан в г. Нагое 29.10.2010) {КонсультантПлюс}
  3. Ежегодные объемно-финансовые нормативы, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации по программе государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи;
  4. Ежегодные объемно-финансовые нормативы законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), законов о бюджетах территориальных фондов ОМС (ТФОМС).
  5. Приказ Минздрава России от 28.02.2011 N 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»
  6. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1706 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации»

18.Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»;

  1. Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;
  2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления»;

21.Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»;

22.Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 114н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества».

Направление №3. Формирование инновационной локализации рынков услуг здравоохранения с учетом мобилизации межсекторального взаимодействия предприятий особых экономических зон, туристическо-рекреационных кластеров

Нормативная база для работ в рамках данного направления:

1.Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах»

  1. Федеральный закон от 14.07.2015 «О внесении изменений в статью 124 части первой Налогового кодекса РФ»

3.Федеральный закон от 29.06.2015 N 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

4.Распоряжение правительства Российской Федерации от 18.09.2013 №817 «О внесении изменений в постановление правительства российской Федерации от 10.11.2003 г. №677»;

5.Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 «О создании туристско-рекреационного кластера»

6.Постановление Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (ред. от 17.10.2013) «ОК 002-9;. Общероссийский классификатор услуг населению»;

  1. Постановление правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»;

8.Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2)»;

9.Приказ Росстата от 30.12.2014 г. № 734 «Об утверждении официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчете индексов потребительских цен»;

Направление №1 может включать следующие основные элементы (мероприятия):

1.1. Утверждение требований к публичному партнеру в здравоохранении:

– права, обязанности, компетенции и пр.;

– обоснование бизнес-цели(ей) проекта(ов) для приоритетного направления совершенствования территориальных программ оказания населению субъектов России качественной и доступной медицинской помощи.

1.2. Утверждение требований к частному партнеру в здравоохранению:

– права, обязанности, компетенции;

– деловая репутация на рынке, уровень квалификации персонала и опыт участия в проектах в сфере здравоохранения;

– разрешенные виды деятельности и пр.) в зависимости от выбранной бизнес-цели(ей) проекта(ов) для приоритетного направления совершенствования территориальных программ оказания населению субъектов России качественной и доступной медицинской помощи.

1.3. Рекомендации по обоснованному выбору формы развития проектов ГЧП в регионах России:

– договорные формы (подряд, доверительное управление, концессионные соглашения, лизинговые договора, агентирование и пр. в соответствии с ГК РФ);

– институциональные формы (организационно-правовая форма создания нового юридического лица в первичном звене, для оказания специализированной (скорой, высокотехнологичной) помощи; для реабилитации граждан, оказания санаторно-курортных услуг, паллиативной медицинской помощи).

1.4. Формирование долгосрочных перечней проектов ГЧП (программ ГЧП) на 18-летний период каждые 6 лет (или более длительный период кратный 18 (каждые 6 лет)) и соотношение по периодам реализации проектов долей участия публичного и частного партнеров в их финансовом обеспечении.

1.5. Формирование рекомендаций по составу типовой конкурсной документации проектов ГЧП для развития конкуренции в субъектах Российской Федерации с учетом требований конкурсного законодательства и требований ФАС.

1.6. Утверждение целевых индикаторов эффективности (социальной, медицинской, экономической) проектов, программ по развитию ГЧП и конкуренции в субъектах России.

Направление №2 может включать следующие основные элементы (мероприятия):

2.1. Объективная оценка объема текущих и предполагаемых потребностей потребителей товаров, работ и услуг, участников экономических отношений на 18-летний период каждые 6 лет (или более длительный период кратный 18 (каждые 6 лет)):

– объемно-финансовые нормативы программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (далее – ПГГ) и территориальных программ государственных гарантий (далее - ТПГГ);

– объемно-финансовые нормативы базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее – программ ТП ОМС);

– доля средств федерального (регионального) бюджета в формировании ПГГ (ТПГГ);

– доля средств межбюджетных трансфертов в базовой (территориальной) программе ОМС;

– доля средств ОМС в ПГГ (ТПГГ);

– доля средств от приносящей доход деятельности в консолидированном бюджет на здравоохранение;

– динамика доли средств ОМС, направляемых в частные медицинские организации (организации малого и среднего предпринимательства), участвующие в реализации ТПГГ (ТПГГ, ТПОМС) в общем объеме ПГГ (ТПГГ, ТПОМС);

2.2. Формирование перечня субъектов малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и механизмы их отбора для реализации перспективных направлений основной и предпринимательской деятельности по реализации территориальных программ развития в субъектах Российской Федерации.

2.3.Оценка профессиональной (деловой) репутации (гудвилла) и управление гудвиллом субъектов, реализующих госпрограммы, ПГГ (ТПГГ, ТПОМС), предпринимательские проекты, ГЧП

2.4. Обоснование инструментов саморегулирования и страхования в здравоохранении и их сочетание с государственными контрольно-надзорными функциями при реализации проектов по развитию конкуренции и ГЧП в субъектах Российской Федерации.

2.5. Утверждение индикаторов эффективности (социальной, медицинской, экономической), а также механизмов мониторинга, оценки, контроля и анализа деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, медицинских организаций государственной и частной системы в условиях развития конкуренции на рынках услуг здравоохранения.

2.6. Совершенствование оценок удовлетворенности потребителей качеством медицинских услуг, а также оценок конкурентного доступа других участников экономической деятельности к рынкам товаров, работ и услуг здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

Направление №3 может включать следующие основные элементы (мероприятия):

3.1. Унификация учета, планирования и оплаты публичных (государственных, бесплатных для населения) и возмездных (платных, индивидуально потребляемых домохозяйствами) услуг, реализуемых государственными и частными организациями (субъектами малого и среднего предпринимательства) в рамках ПГГ (ТПГГ, ТПОМС), развития конкуренции и ГЧП.

3.2. Перечень особых экономических зон, туристическо-рекреационных кластеров для развития смежных медицинских кластеров с определением перечня «якорных предприятий» и иных участников межсекторального взаимодействия.

3.3. Совершенствование налоговых режимов для развития конкуренции на рынках товаров, работ услуг здравоохранения: федеральные (региональные) возможности патентной системы, упрощенных режимов, налоговых льгот организациям, входящим в медицинский кластер.

3.4. Установление единых федеральных походов регулирования рыночных цен на товары, работы и услуги на рынках здравоохранения, а также преференций при участии в реализации проектов по созданию медицинских кластеров.

3.5. Утверждение среднесрочных рекомендаций по проектному финансированию развития здравоохранения с учетом развития кластерных принципов «сочетанного» планирования видов и объемов медицинских, санаторно-курортных, реабилитационных, туристическо-рекреационных и иных услуг гражданам России внутри страны, а также медицинского страхования.

Авторы статьи:

Габуева Лариса Аркадьевнад.э.н., заведующая кафедрой Экономики и управления в социальной сфере ФАПО, профессор РАНХиГС

Материал подготовлен: 2015 г.

  1. Отчет НИР РАНХиГС 2015 года по данным Министерства здравоохранения http://www.rosminzdrav.ru/opendata/7707778246-mopassports/data-20140515-structure-1.csv
  2. Официальный сайт Президента России www.kremlin.ru
  3. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 «О создании туристско-рекреационного кластера». КонсультантПлюс
  4. Программа государственных гарантий обеспечения граждан г.Москвы бесплатной медицинской помощью в 2014 году и на период 2015-2016 гг. http://www.zdrav.ru/news/80143/
  5. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Подписан в г. Женеве 16.12.2011) {КонсультантПлюс}
  6. Распоряжение правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. N 1738-р «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Стандарт конкуренции РФ). КонсультантПлюс
  7. Росстат России. Объем платных услуг населению http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
  8. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг.// Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70684666/5/#block_191#ixzz3VgFIcmgc
  9. Услуги и ВТО http://www.ved.gov.ru/mdb/information/attendance/trade_and_wto/
  10. Федеральный закон от 29.06.2015 N 160-ФЗ
    "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». КонсультантПлюс.
  11. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70684666/5/#block_191#ixzz3VgDkhDqv
  12. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" http://base.garant.ru
Комментарии