Анализ реализации федеральной адресной инвестиционной программы

Комментарии · 1477 Просмотры

Реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в 2015 году осуществляется в условиях нормативной базы, сложившейся в предыдущем году. Кроме т

№198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и(или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году». Данным постановлением устанавливается возможность изменения по соглашению сторон цены контракта, предметом которого является строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства и срок исполнения которого завершается в 2015 году, с учетом роста прогнозного индекса-дефлятора «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования», в случае невозможности исполнения контракта в связи с существенным изменением экономической ситуации.

Формирование ФАИП на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов осуществлялось в соответствии с приоритетами государственного инвестирования:

– создание условий для ускорения экономического роста за счет развития производственной  инфраструктуры,  в  том  числе  транспортной,  инженерной, информационно-коммуникационной;

– содействие переходу экономики на инновационный путь развития на основе создания национальной инновационной системы развития науки, высоких технологий;

– укрепление национальной безопасности на основе модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, развития пограничной и таможенной инфраструктуры;

– улучшение экологической обстановки, создание условий для безопасной жизнедеятельности;

– развитие инфраструктуры судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости.

В 2015 году приоритеты реализации государственной инвестиционной политики направлены на сокращение малоэффективных расходов инвестиционного характера.

Согласно данным мониторинга «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2015 года» Министерства экономического развития и торговли всего в 2015 году на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, а также реализацию мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в ФАИП, по состоянию на 1 апреля 2015 года с учетом переноса остатков неиспользованных в2014 году лимитов бюджетных обязательств на оплату заключенных государственных контрактов, связанных с осуществлением  капитальных  вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, предусмотрены средства федерального бюджета в размере 1 112,5 млрд. рублей (с учетом специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ), что на 277,9 млрд. рублей больше, чем в аналогичном периоде 2014 года.

На развитие производственной инфраструктуры, в том числе транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной  планируется  направить 467,9 млрд. рублей (42,1 %). 219,5 млрд. рублей (19,7%) будут направлены на создание условий для ускорения социального развития страны, в том числе развития здравоохранения, образования, культуры, обеспечения жильем граждан, улучшения демографической ситуации.

Доля бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий, содействующих переходу экономики на инновационный путь развития, создание национальной инновационной системы и развитие науки, высоких технологий составит 76,5 млрд. рублей (6,9 %).

Значительный объем средств – 310,8 млрд. рублей или 28,0% предусмотрен на укрепление национальной безопасности на основе модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, развитие пограничной и таможенной инфраструктуры.

Доля бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий по улучшению  экологической  обстановки,  создание  условий  для  безопасной жизнедеятельности составляет 16,9 млрд. рублей (1,5%) и на развитие инфраструктуры судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости – 7,1 млрд. рублей (0,6 %).

Объем средств в размере 13,8 млрд. рублей (1,2%), предусмотренный на инвестиционные проекты, строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства, по которым требуется принятие нормативного правового акта, будет распределен по приоритетам дополнительно.

В составе общего объема бюджетных ассигнований предусмотренных на2015 год, бюджетные инвестиции и субсидии на финансирование объектов государственной собственности Российской Федерации и бюджетные инвестиции акционерным обществам составляют 951,7 млрд. рублей или 85,5 %, субсидии в объекты  региональной  (муниципальной)  собственности – 160,8 млрд. рублей или 14,5 %.

На финансирование объектов, включенных в федеральные целевые программы, в 2015 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 688,0 млрд. рублей (61,8% от общего объема ФАИП), в том числе в объекты государственной собственности Российской Федерации и собственности акционерных обществ – 540,0 млрд. рублей, в объекты региональной  (муниципальной) собственности Российской Федерации – 148,0 млрд. рублей. Из них на финансирование специальных работ, входящих в  государственный  оборонный  заказ, предусмотрено 77,8 млрд. рублей.

На финансирование объектов, не включенных в федеральные целевые программы, в 2015 году предусмотрены средства в размере 424,5 млрд. рублей, что составляет 38,2 % от общего объема ФАИП, в том числе на финансирование объектов государственной собственности Российской Федерации и собственности открытых акционерных обществ – 411,6 млрд. рублей, в объекты региональной (муниципальной) собственности Российской Федерации – 12,9 млрд. рублей. Объем средств, предусмотренных на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, в рамках непрограммной части составляет 212,6 млрд. рублей.

В 2015 году уменьшился объем бюджетных ассигнований, который был включен в ФАИП с ограничением по выполнению работ и финансированию. По состоянию на начало 2015 года в ФАИП с ограничением по выполнению работ и финансированию было включено 205 позиций на общую сумму 54,5 млрд. рублей, что составляет 4,9% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2015 году (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ).

Для сравнения, по состоянию на начало 2014 года в ФАИП было включено 553 позиции с ограничением по выполнению работ и финансированию на общую сумму 215,8 млрд. рублей, что составляло 33,5 % от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2014 году (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ).

Объем бюджетных ассигнований – 40,6 млрд. рублей по 182 позициям – был включен в ФАИП с ограничением по выполнению работ и финансированию в связи с отсутствием утвержденной в установленном порядке проектной документации по объектам капитального строительства и (или) детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов). Кроме того, на сумму 13,9 млрд. рублей по 23 позициям требовалась детализация мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта).

В течение первого квартала 2015 года было внесено около 30 изменений, в данные об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимого имущества, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (в соответствии с письмами Минэкономразвития России от 28.01.15 № 1296-ЕЕ/Д17и, 04.02.15 № 1939-ЕЕ/Д17и, от 05.02.15 № 2045-ЕЕ/Д17и, от 31.03.15 № 7650-ЕЕ/Д17и и др.) [4].

В результате изменений, внесенных в ФАИП в течение первого квартала, часть ограничений по выполнению работ и финансированию была снята, и по состоянию на1 апреля 2015 года в ФАИП с ограничением по выполнению работ и финансированию остаются 169 позиций на общую сумму 47,1 млрд. рублей.

Согласно федеральному закону от 20 апреля 2015 г. № 93 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016и 2017 годов» объем бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП должен быть сокращен на 175,6 млрд. рублей, то есть более чем на 15 %.

По данным Министерства экономического развития и торговли по состоянию на 01.04.2015 года бюджетные назначения 2015 года составляют 1112675402,5 тыс. руб. За первый квартал 2015 года по данным ведомств профинансировано из федерального бюджета 60268504,6 руб.; фактически освоено 25797360,3 руб. (42,8% от общего объёма финансирования) [2].

Региональные особенности реализации федеральных целевых программ (на примере Республики Мордовии)

Условия развития российских регионов существенно отличаются, что не может не сказаться на ходе выполнения федеральных целевых программ. В этом разделе аналитической записки рассматривается, как реализуются ФЦП в одном из проблемных в части сбалансированости бюджета регионов – Республике Мордовия.

Рисунок 1. Основные характеристики бюджета Республики Мордовия за 2013 – 2017 годы (млрд. руб.)

В Республике Мордовия с момента принятия ФИФА решения о проведении чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации (далее – Чемпионат мира) – ведется активная работа по подготовке региона к этому крупнейшему спортивному событию.

После объявления Саранска городом-организатором Чемпионата мира в Республике Мордовия в январе 2013 года создан региональный организационный комитет по подготовке и проведению Чемпионата мира, возглавляемый Главой Республики Мордовия. 

Также для комплексного решения всего спектра вопросов подготовки к Чемпионату мира созданы Министерство целевых программ Республики Мордовия и Автономная некоммерческая организация «Дирекция города-организатора Саранска по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу 2018».

Проводимая региональным оргкомитетом работа осуществляется в тесном взаимодействии с Минспортом России и АНО «Оргкомитет «Россия-2018». Она строится на основе Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (далее – Федеральная программа), в формировании мероприятий которой органы исполнительной власти Республики Мордовии принимали самое деятельное участие, а также на основе Республиканской целевой программы Республики Мордовия «Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» (далее – Региональная программа), утвержденной Правительством Республики Мордовия в октябре 2013 года во исполнение Федеральной программы.

Региональной программой запланирована реализация 59 мероприятий, в том числе 26 мероприятий из Федеральной программы, подлежащих софинансированию из бюджета Российской Федерации. Объем финансирования Региональной программы составляет 24 131,68 млн. рублей (из них средства федерального бюджета – 6 001,34 млн. рублей; бюджета Республики Мордовия – 6 929,71 млн. рублей; внебюджетных источников – 11 200,63 млн. рублей, местного бюджета – 39,99 млн. рублей).

Центральное место в подготовке города-организатора Саранска к проведению Чемпионата мира занимает подпрограмма «Строительство и реконструкция спортивных объектов», «Строительство и реконструкция инфраструктуры средств размещения», «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры», «Подготовка инфраструктуры здравоохранения», «Подготовка инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов».

В прогнозном периоде будет продолжено использование механизма государственных инвестиций в целях решения ключевых задач развития страны. В первоочередном порядке будут обеспечиваться ресурсами приоритетные федеральные целевые программы, в наибольшей степени, влияющие на социально-экономическое развитие страны, перечень которых определен поручением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. № ВП-П13-1841.

Таким образом, ресурсы федеральных целевых программ будут сконцентрированы преимущественно на реализации высокотехнологичных проектов, решении наиболее острых проблем в сфере обеспечения безопасности, развитии транспортной инфраструктуры, науки и образования.

Рисунок 2.

Динамика финансирования федеральных целевых программ по приоритетам обусловлена необходимостью существенного увеличения объемов средств на развитие транспортной инфраструктуры в долгосрочной перспективе относительно текущего уровня.

В части объектов федеральной адресной инвестиционной программы, не включенных в федеральные целевые программы, основное внимание будет уделено объектам, входящим в социальный и специальный комплексы. При этом предполагается, что в долгосрочной перспективе пропорции между различными комплексами федеральной адресной инвестиционной программы в части объектов, не включенных в федеральные целевые программы, в основном, сохранятся неизменными, что подтверждают данные рисунка 3.

Рисунок 3. Структура расходов федеральной адресной инвестиционной программы

Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, млрд. руб. (В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов)

Наименование

2016 год

2017 год проект

Закон 349-ФЗ

Проект

Отклонение

1

2

3

4 = 3 - 2

5

Всего:

1 588,3

1 579,4

8,9

1 440,2

Федеральные целевые программы

1 268,2

1243,8

-24,4

1 104,9

Непрограммная часть ФАИП

320,1

335,6

15,5

335,3

 

Также по ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» в 2015-2017 годах дополнительно предусмотрены бюджетные ассигнования на восстановление исторического облика объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новодевичьего монастыря» в объеме 1,0 млрд. рублей ежегодно.

Кроме того, в 2017 году до уровня, утвержденного паспортом программы, увеличены бюджетные ассигнования по ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» в объеме 0,4 млрд. рублей.

Дополнительные бюджетные ассигнования в объекты капитального строительства федеральной адресной инвестиционной программы, не включенные в федеральные целевые программы, в 2015-2017 годах предлагается направить на:

– поддержку моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением (на 2016-2017 годы по 10,8 млрд. рублей ежегодно);

– увеличение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации в г. Санкт-Петербург (на 2016 год – 6,4 млрд. рублей и на 2017 год – 6,5 млрд. рублей);

– строительство, реконструкцию, капитальный ремонт спортивных объектов, необходимых для подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске с объемами финансирования в 2016 году – 3,9 млрд. рублей и в 2017 году – 1,6 млрд. рублей;

– строительство головного атомного ледокола в 2017 году с объемом 7,8 млрд. рублей;

– восстановление комплекса зданий и сооружений Федоровского городка в Царском селе г. Санкт-Петербурга на 2015-2016 годы в объеме 1,0 млрд. рублей и 1,9 млрд. рублей соответственно;

– реконструкцию государственного художественного музея Алтайского края в 2015 году в объеме 0,4 млрд. рублей.

Но в целом, следует отметить снижение объёмов финансирования и количества Федеральных целевых программ в 2016, 2017 годах по сравнению с 2015 годом. Если в текущем периоде реализуется 51 программа, то в 2016-2017 годах соответственно 36 и 32 ФЦП.

Бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) представлены в таблице 3.

Таблица 3. Бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП (В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов)

Наименование

2016 год

(проект)

2017 год

 (проект)

1

2

3

ФЦП, всего:

1 243,8

1 104,9

ФЦП развития образования на 2011 – 2015 годы

16,1

 

" Русский язык" на 2011 – 2015 годы

0,4

 

"Жилище" на 2011 - 2015 годы

  

"Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

  

 "Жилище" на 2016 - 2020 годы

34,4

38,9

"Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"

1,9

1,9

 "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"

 

10,9

"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы"

6,1

7,4

"Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы"

0,9

7,3

"Культура России (2012 - 2018 годы)" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма"

20,9

24,2

"Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"

4,8

5,1

"Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"

5,2

7,5

"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы"

24,9

24,9

"Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)"

3,4

2,6

Подпрограмма "Станкоинструментальная промышленность"

1,5

 

Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

10,9

5,6

"Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы

4,0

0,8

"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"

18,4

16,4

Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы

113,7

 

"Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы"

57,8

41,3

"Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"

14,8

11,0

"Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)"

413,4

415,1

"Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)"

2,2

5,7

"Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"

8,4

11,7

"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы"

8,7

11,3

 "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах"

16,5

28,9

"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"

0,5

0,6

"Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развития инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014 - 2019 годы"

0,05

 

"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года"

75,2

36,3

"Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы"

4,4

 

"Юг России (2014 - 2020 годы)"

10,4

33,3

"Развитие Калининградской области на период до 2015 года"

6,3

6,3

 "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)"

12,8

 

"Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"

10,4

10,9

"Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2020 годах"

2,7

2,6

"Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года"

3,4

3,1

Непрограммная часть ФАИП

335,6

335,3

 

Данные таблицы подтверждают, что 2015 год отличается более высокими затратами на реализацию ФЦП, по сравнению не только с предыдущими, но и с последующими годами. В 2016-2017 гг. наибольшие объёмы финансирования планируется осуществлять по таким программам, как «Развитие транспортной системы России», Федеральная космическая программа, «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Основная современная тенденция реализации ФЦП и ФАИП  - повышение уровня доступности и прозрачности информации; расширение возможностей доступа к информационным ресурсам. Например, в рамках рассматриваемого вопроса одними из основных информационных ресурсов являются интернет - проекты «Федеральные целевые программы России», «Федеральная адресная инвестиционная программа».

Следует отметить, что федеральные целевые программы, несмотря на то, что имеют общую структуру, отличаются по методике разработке отдельных положений. С одной стороны, это объясняется спецификой сферы деятельности, на которую ориентирована программа, а с другой, в некоторых случаях, несколько ограничивает возможность оценки уровня достижения отдельных позиций. Например, каждая из программ имеет свои особенности методики оценки её эффективности. Реализация программы рассматривается с точки зрения проектных характеристик: то есть получение конкретных значений показателей на установленный период времени при использовании определённого размера финансовых ресурсов. Рекомендуется расширение практики использования проектного подхода при оценке реализации ФЦП, в том числе, на основе применения комплексных показателей, рассчитываемых с учётом проектных характеристик (уровня достижения значений целевых индикаторов, степени реализации программы по срокам и объёмам финансирования), что позволит осуществлять их сравнительных анализ.

Большой спектр направлений поддержки отдельных сфер и областей деятельности, реализуемых в рамках программного подхода, способствует реализации принципа преемственности – при котором отдельные ФЦП могут создавать условия для достижения целей других программ.

Отдельные программы носят комплексный характер (например, программы развития регионов) и требуют усиления взаимосвязи между министерствами и ведомствами, согласования их целей и задач для получения синергетического эффекта.

Федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа являются существенными, результативными механизмами, используемыми для достижения основных целей реализации стратегических задач развития государства, в целом, и регулирования экономической системы, в частности. Реализация ФЦП и ФАИП направлена на создание условий, формирование среды, определяющих динамику отдельных, наиболее важных и существенных для государства направлений и сфер деятельности. Формирование перечня и структуры программ отражает макроэкономическую политику и характеризует наличие и возможности развития потенциала страны.

Список использованных источников и литературы

  1. Бюджет для граждан к закону от 20.19.12 // http://minfinrm.ru/budget%20for%20citizens/Бюджет%20для%20граждан%20к%20Закону%20от%2019.12
  2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144190
  3. Федеральная адресная инвестиционная программа. Изменения, внесённые в федеральную адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/faip/2015
  4. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
    // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178391
Комментарии