О ПРОЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ДО 2020 ГОДА

Комментарии · 1252 Просмотры

Доступная среда это жизненное пространство, в которое могут свободно заходить, попадать и которое могут использовать люди с ограниченными возможностями.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики любого государства, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей своих граждан, имеющих инвалидность, и их максимальная интеграция в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.

Термин «доступная» или «безбарьерная» среда упоминается во многих законодательных актах РФ, и в разных источниках имеет различное толкование. Следовательно, «доступная среда» это жизненное пространство, в которое могут свободно заходить, попадать и которое могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, – обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни. Существуют разные виды физических, сенсорных и иных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления к окружающей среде. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни так называемых «маломобильных» людей, особенно с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла – коляски);
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха;
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше);
  • Временно нетрудоспособные;
  • Беременные женщины;
  • Люди с детскими колясками;
  • Дети дошкольного возраста.

Как видно из приведенного перечня, к маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относятся ещё большое количество социальных групп, поэтому всё, что делается удобным для инвалидов, будет крайне удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений.

Инвалидность – социальное явление, устраниться от которого не может ни одно общество в мире, и каждое государство, в соответствии с уровнем своего развития, приоритетами и возможностями формирует социально-экономическую политику в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает статистика, в Российской Федерации количество лиц, кому присвоена какая-либо группа (степень), инвалидности, составляет 12,8 миллионов человек, что составляет 9,2% от общей численности населения страны. Из них трудоспособны около 20% или 2,57 млн. человек. Это люди, которые могут трудиться и работать по состоянию здоровья и возрасту. Однако постоянную работу имеет всего лишь 817,2 тысяч человек. Необходимо отметить, что численность инвалидов увеличивается каждый год примерно на 1 миллион человек. При сохранении таких темпов этот показатель в 2015 году может достигнуть 15 миллионов человек.

В связи с потребностью и необходимостью вовлечения инвалидов Российская Федерация приняла Государственную программу «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы.

Задачами программы «Доступная среда» служат:

а) объективная оценка состояния доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

б) обеспечение доступной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности;

в) совершенствование системы социальной и медицинской реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг;

г) развитие предоставления услуг в сфере образования, культуры и спорта;

д) развитие форм содействия занятости инвалидов, включая внедрение современных информационных систем и технологий.

В качестве задачи «на будущее» можно отметить интеграцию инвалидов в общество. Современная широкая трактовка «доступности среды» предполагает равноправное участие людей с ограниченными возможностями во всех сферах жизнедеятельности общества. Она опирается на ряд основополагающих международно-правовых актов, призванных регулировать права инвалидов. Так, Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеи ООН (1948 г.), предусмотрено право на равенство возможностей. О внимании международного сообщества к проблемам людей с ограниченными возможностями говорит тот факт, что с 1983 г. по 1992 г. под эгидой ООН было проведено десятилетие инвалидов, а с 1992 года день 3 декабря учрежден как ежегодный Международный день инвалидов.

В узком смысле термин «доступная среда» употребляется как синоним «универсальному дизайну», призванному сделать предметы, обстановку, программы и услуги максимально в возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации. В российскую нормативную практику принцип универсального дизайна впервые был инкорпорирован в 2011 году, когда в формате Свода Правил был разработан проект актуализации Свода Норм и Правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» [3]. Используя принципы универсального дизайна, строители и инженеры, прежде всего, производят продукт для потенциального пользователя с целым рядом характеристик. Инвалидность – только одна из них, но доступная для инвалидов среда, дает преимущества и другим пользователям.

В 2008 году Россия подписала (2008 г) и ратифицировала (2012 г.) Конвенцию о правах инвалидов, принятую ООН. Это обусловило сложные задачи по фактическому осуществлению международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты (имплементация). В соответствии с этим российское государство обязалось в отношении лиц, имеющих любые формы инвалидности, а) осуществлять программы действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов; и b) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям.

Другим важным элементом программно-целевого подхода к доступной среде является политика «деинституциализации». В развитых странах Европы, США, Японии и др. она стала реализовываться под влиянием общественных движений инвалидов и результатов научных исследований. Ее суть заключается в том, чтобы создать для людей, содержащихся в закрытых учреждениях (интернатах, колониях, психиатрических госпиталях, детских домах), достойные условия жизни, возможность получать лечение, проходить реабилитацию, осваивать образовательные программы. Такие условия могут создать приемные семьи, диспансеры, службы социально-психологической поддержки, добровольческие программы помощи и так называемые групповые дома (малокомплектные интернаты на 8–10 человек, включая немногочисленный персонал). В основе политики деинституализации – гуманистическое убеждение, что люди с ограниченными возможностями могут достаточно самостоятельно жить в обществе, быть включенными в социальный мир.

С этих позиций имплементация положений Конвенции ООН о правах инвалидов в российское законодательство свидетельствует о становлении нового стратегического курса в отношении доступности среды жизнедеятельности для инвалидов. Одним из имплементационных процессов является создание в России так называемых условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения как одной из целей Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. Согласно этому документу к 2016 году планировалось создать всем инвалидам нашей страны условия для доступа к приоритетным для них объектам и услугам в здравоохранении, культуре, транспорте, информации и связи, образованию, социальной защите, спорту и физической культуре.

В современных экономических условиях решение о продлении действующей государственной программы до 2020 года, с одной стороны, подчеркивает социально ориентированный характер государственной политики и невозможность отказа государства от социальных обязательств, с другой, свидетельствует о наличии объективных причин, затрудняющих достижение ранее сформулированных целей и задач. К таким причинам можно отнести:

  1. несовершенство системы правового регулирования отношений в сфере создания доступной среды.
  2. размытость понятийного аппарата. Каждая государственная программа должна ориентироваться на потребности и интересы конкретной целевой группы. В цели 1 программы на 2011 – 2015 гг. заявлено обеспечение доступа к объектам и услугам не только для инвалидов, но и для маломобильных групп населения. Человек может попасть в категорию маломобильной группы при временной утрате той или иной функции, которая впоследствии восстановится (к примеру, перелом ноги и необходимость временно передвигаться на коляске; использование глазных капель, на короткий период нарушающих зрение и пр.). В случае если в содержании программы упоминается маломобильность, вся программа должна быть построена на концепции «ситуативной инвалидности», а, значит, ее потребителем потенциально является каждый гражданин. В этом случае проблемы доступности объектов и услуг должны рассматриваться комплексно.
  3. неготовность (моральную незрелость) российского общества воспринимать инвалидов как неотъемлемую часть повседневной жизни.

Как следствие, «мы пока только в начале пути, который должен привести к созданию условий, в которых будут действовать международные стандарты экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов» [1]. Это актуализирует программирование этих условий для обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на следующую пятилетку по актуальным направлениям, отвечающим требованиям международных правовых актов.

 

Имплементация российского законодательства как императив программных мероприятий по доступной среде до 2020 года

Нормативная правовая база Российской Федерации для создания доступной для инвалидов адекватной среды обитания стала формироваться с начала 90-х годах ХХ века. При этом уже в законе «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» (1990) целью государственной политики было объявлена не помощь инвалиду, а обеспечение ему равных с другими гражданами прав. С принятием Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были определены обязанности органов власти всех уровней, предприятий и организаций всех форм собственности обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, создавать условия для беспрепятственного пользования всеми видами пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Последние изменения в этот закон внесены законодателем 6 апреля 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – Закон № 419-ФЗ). Он вступает в силу с 01 января 2016 года и направлен на создание взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти и порядков содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав. Закон № 419-ФЗ предусматривает внесение изменений в 25 законодательных актов, что должно быть отражено в новой редакции государственной программы по доступной среде на период до 2020 года.

Конвенция о правах инвалидов (ст. 19) предусматривает обязанность государств-участников принимать эффективные меры для содействия инвалидам в полной реализации возможности выбора места жительства, беспрепятственного доступа к жилому зданию и жилому помещению, а также к услугам, оказываемым на дому и по месту жительства, для недопущения изоляции от местного сообщества. По оценкам общественных организаций инвалидов, большинство жилых зданий и помещений не соответствуют в той или иной мере требованиям их доступности для инвалидов, изложенным в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.

В связи с этим в Жилищный кодекс РФ включаются нормы, определяющие полномочия и обязанности участников жилищных отношений по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым и нежилым помещениям и общему имуществу многоквартирного дома.

В соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года доля подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, в общем количестве подвижного состава этого парка с учетом социальных стандартов должна составлять: в 2010 г. – 8 %, в 2015 г. – 12 %, в 2020 г. – 20 %,  в 2030 г. – 55 % [9].

Согласно Общим правилам воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» пассажир на инвалидной коляске может лететь без сопровождения «под наблюдением перевозчика, по согласованию с перевозчиком и после оформления письменного заявления» [7]. Отечественные авиакомпании стремятся обеспечить соответствие своих услуг международным стандартам.

В целях обеспечения для инвалидов доступности транспортных услуг проект государственной  программы должен учитывать изменения, которые вносит  Закон № 419 в: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации; Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»; Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части определения соответствующих порядков, а также особенностей обслуживания пассажиров из числа инвалидов.

Закон № 419-ФЗ конкретизирует положения действующего законодательства в части его обязательного выполнения перевозчиками и владельцами объектов транспортной инфраструктуры (оборудование объектов транспортной инфраструктуры, дублирование звуковой и зрительной информации, допуск собаки-проводника в транспортное средство, обеспечение посадки).

Решению проблемы доступности веб-контента для инвалидов были посвящены рекомендации, разработанные в 1999 году Консорциумом Всемирной паутины (W3C) – Web Content Accessibility Guidelines (WCAG). В 2008 году принята новая – вторая - версия рекомендаций, а с 2009 года в России вступил в силу ГОСТ Р 52872–2007 «Интернетресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». Несмотря на наличие всеобъемлющих рекомендаций, большинство сайтов в Интернете пока не адаптировано для просмотра людьми с ограниченными физическими возможностями.

С целью создания механизма обеспечения для инвалидов доступности объектов и услуг связи Закон № 419-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон «О связи»,  определяющие требования к операторам связи по созданию необходимых условий для доступа инвалидов к объектам и услугам связи (оснащение объектов связи графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением шрифта Брайля; обеспечение инвалидам возможности самостоятельного передвижения по объекту связи; допуск на объект связи собаки-проводника; помощь работников оператора связи при пользовании оборудованием).

Наряду с этим в целях обеспечения доступности для инвалидов с нарушением слуха использования системы вызова экстренных оперативных служб Законом № 419 предусматривается дополнение Федерального закона «О связи» нормой, устанавливающей возможность вызова экстренной оперативной службы инвалидами путем отправки краткого текстового сообщения. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды в Интернете, следует выделить «безальтернативную» графическую информацию – она не может быть озвучена с помощью программ для чтения с экрана (screen reader), – например, системы защиты от автоматических регистраций (CAPTCHA); определенные сложности создают перегруженность страниц сайтов декоративными, малосодержательными элементами (графические украшения, баннеры, flash-ролики и т. д.) и излишне сложный, а часто неправильный код веб-страниц, затрудняющий навигацию по сайту и страницам с помощью программ  для чтения с экрана. Сегодня лишь некоторые российские сайты приведены в соответствие с ГОСТ Р 52872– 2007, например, сайты представительства ООН в России и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение доступа в Интернет для инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, является исключительно важной социально значимой задачей; в связи с этим необходимым шагом представляется принятие государственного стандарта, определяющего основные параметры сайтов, так чтобы последние были приспособлены для восприятия инвалидами. Стандарт будет способствовать настолько полному предоставлению интернет-услуг людям с ограниченным зрением, насколько это технически возможно, учитывая глобальность Интернета и специфику разработки сайтов.

Одной из причин игнорирования в виртуальной среде потребностей инвалидов является низкая заинтересованность российского интернет-бизнеса в соответствующей аудитории, а готовность приспосабливать сайты под запросы людей с ограниченными физическими возможностями из чистого альтруизма оценивается им скептически. Решительно изменить ситуацию могло бы придание обязательной, а не рекомендательной силы ГОСТ Р 52872–2007 в отношении сайтов органов государственной власти, что послужило бы катализатором для коммерческого сектора.

Установлена административная ответственность юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения предусмотренных нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного  пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи (КоАП РФ, ст. 9.13, 9.14, 11.24).

При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. При этом государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Вопрос о возложении расходов на создание условий инвалидам для беспрепятственного финансирования деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае их недостаточности для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования могут привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Малодоступное для инвалидов пространство диктует пассивный или агрессивный образ мыслей и действий, связанный с насущной необходимостью постоянно преодолевать барьеры и препятствия. Это не может не наложить отпечаток на характер их интеграции в общественную жизнь. Среди причин, снижающих социальную активность инвалидов, в том числе их конкурентоспособность в системе общественных отношений, сами инвалиды выделяют барьеры среды, из-за которых они испытывают трудности с передвижением и неудобства, вызванные отсутствием или плохим качеством реабилитационных приспособлений. Они не соответствуют требованиям «универсального дизайна».

К сожалению, для многих российских руководителей открытием является тот факт, что адаптировать свою инфраструктуру под нужды инвалидов с помощью специальных приспособлений, не столько затратное, сколько и прибыльное дело. Например, в музее кино в Париже после полной адаптации для слепых продажа сувенирной продукции возросла на 30%. Убедительны примеры горнолыжных курортов, которые после инфраструктурной адаптации для колясочников, выровняли заполняемость и убрали внесезонные «провалы», так как инвалиды предпочитают отдыхать с семьёй или с друзьями.

Отсутствие безбарьерной среды приводит к ограничению способов приобщения к культурным ценностям и практикам исключения из единого культурного пространства людей с инвалидностью. Между тем в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов (ст. 30), государства – участники должны признавать право инвалидов выступать наравне с другими в культурной жизни и принимать все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Обеспечение доступа к культурным ценностям, занятия творчеством для людей с инвалидностью регулируются нормами федерального законодательства и программными документами социальной политики России. Однако опыт проведения мероприятий с участием людей с инвалидностью позволяет утверждать, что практически любое массовое культурное мероприятие для инвалидов представляет собой трудно разрешимую задачу, тщательно продуманную и организованную социальную акцию [2].

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Социальный подход к программированию доступной среды для инвалидов

Эффективная и успешная деятельность по созданию доступной среды возможна только в условиях комплексного подхода. Понимание доступности только как технико-технологической задачи по созданию безбарьерного пространства является ошибочным. Одно из коренных отличий Конвенции по правам инвалидов от действующего российского законодательства состоит в том, что она основана на социальном подходе. Государство признает, что инвалидность есть продукт неустроенности общественных отношений и обязуется изменять условия жизни всех граждан, включая инвалидов [8].

Для решения проблем доступности различных сфер жизнедеятельности для людей с инвалидностью (жилая, градостроительная, образовательная, производственная среда) с целью достижения «полного участия и равенства» недостаточно одних только мер по восстановлению трудоспособности, касающихся инвалидов. Опыт показывает, что в значительной мере именно среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека. Между тем в российском обществе сохраняется разделительная линия между инвалидами и не инвалидами. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что многие люди без ограничений жизнедеятельности полагают, что их условия жизни существенно отличаются от условий, в которых живут инвалиды..

По данным ФОМ (2013 г.) лишь две трети наших сограждан (61%) считают, что с инвалидами надо общаться так же, как и с обычными людьми. Почти треть (30%) считают, что инвалиды все же не такие, как все (и, естественно, вольно или невольно дают им это понять). Каждый десятый (9%) с ответом затруднился, то есть тоже не считает равенство обычных людей и инвалидов очевидным и бесспорным. Четверть россиян (24%) призналась, что в обществе людей с физическими недостатками ощущает дискомфорт. Две трети (66%), правда, ведут себя как обычно, и задних мыслей у них нет [5]. По итогам реализации программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. можно утверждать низкий уровень ее информационного обеспечения.

В большей степени опрошенные инвалиды осведомлены о программных мероприятиях в социальной защите (43%) и здравоохранении (32%), т.е. системе жизнеобеспечения и поддержки здоровья. В тоже время мероприятия программы в транспортном обеспечении доступности среды отметили лишь пятая часть опрошенных (20%). О других социально значимых для интеграции инвалидов в социум программных мероприятиях (спорт и физкультура, культура, жилье и другие) информированы лишь по одной десятой доли опрошенных, что свидетельствует об ограничении доступности.

При этом следует отметить, что из предложенных трех видов социальных услуг, половина опрошенных инвалидов пользуются лишь услугой по обеспечению необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера). Услугой предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение и на тех же условиях второй путевки для сопровождающего лица воспользовалась лишь пятая часть опрошенных инвалидов. Еще меньше востребована услуга оплаты проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно, в том числе для сопровождающего лица. Каждый третий инвалид не пользуется ни одной из предложенных на выбор социальных услуг. Сложности социальной интеграции и социальной адаптации инвалидов в социум проявились в низкой степени самостоятельности инвалидов в самообеспечении своего существования и в высокой зависимости от государственной финансовой поддержки. Так, главными источниками средств для жизни у более 80% инвалидов является государственная пенсия, еще у каждого третьего государственные денежные выплаты и пособия.

Степень самостоятельности инвалидов в замещении рабочих мест, приносящих доход, различается в зависимости от группы. Так, результаты опроса свидетельствуют о значительно большей самостоятельности двух категорий инвалидов – инвалидов по слуху и инвалидов, требующих помощи при передвижении. В целом результаты опроса свидетельствуют о низком уровне доходов у большинства опрошенных инвалидов. Лишь 7% инвалидов отметили, что имеют доходы выше среднего уровня. Более половины инвалидов считают, что доходов им хватает в основном на продукты питания – покупка одежды и других необходимых предметов для них крайне затруднительна.  Каждому третьему опрошенному инвалиду денег хватает на продукты и одежду – покупка же товаров длительного пользования является для них проблемой.

Результаты социологического опроса инвалидов свидетельствуют о незначительных положительных изменениях их жизнедеятельности за последний год (2014 г). В большей степени инвалиды Хабаровского края отмечают о прогрессе в таких сферах, как социальная защита (34,2%) и здравоохранение (19,9%). Инвалиды отмечали ухудшение в таких сферах жизнедеятельности, как здравоохранение (28,8%), жилой фонд (19,6%), транспорт (17,4%). Как показали результаты опроса, региональная сфера здравоохранения оценивается инвалидами достаточно противоречиво, что может свидетельствовать о различных возможностях инвалидов при получении квалифицированной медицинской помощи, а также о различных подходах к предоставлению медицинских услуг инвалидам различных групп ограничения.

Среди наиболее значимых проблем инвалидов Хабаровского края за последний год в ответах на открытый вопрос ими были названы следующие:

  • «проблема пандусов» - «в автобусах нет пандусов, даже в аптеках их тоже нет», «в автобусе не поехать, в коляске в поезде не спуститься», «нет пандусов на почту, парикмахерскую», «нет пандусов в жилом фонде, в общественном транспорте нет никаких приспособлений для инвалидов», «отсутствие пандусов в домах и учреждениях» и др.;
  • «проблема медицинского обслуживания» – «в доме ветеранов нет врача, никто не может сделать укол, приходится просто пить таблетки», «проблемы в здравоохранении по доступности нужной лечебной аппаратуры и специалистов», «запись к узким специалистам» и др.;
  • «проблема среды» – «в зимнее время плохо чистят тротуары», «инвалидов-колясочников переселить на 1 этаж», «колясочники не бывают на улице», «заниматься спортом очень дорого», «Не все мероприятия обеспечивают транспортными путями доступа инвалидов», «в учреждениях нет кнопок вызова сотрудников», «Центр занятости не дает возможности устроиться на работу» и др.;
  • «проблема отношения к инвалидам» – «звонить проблема, попасть проблема, хамство сотрудников», «ты никто – ты инвалид» и др.;
  • «проблема уровня жизни» – «недостаточно финансового обеспечения», «недоступные лекарственные средства», «нет денег на лекарства», «плохое питание», «рост цен на лекарства», «нехватка средств» и др.;
  • «проблема общественного транспорта» – «много частных автобусов, где нельзя пользоваться проездными», «не адаптирован общественный транспорт, нет программы получения автомобиля».

В целом следует отметить, что наиболее доступными сферами жизнедеятельности для инвалидов (по критерию «доступны») являются сферы, связанные с решением личных (во многом физических) проблем инвалидов – социальная защита, здравоохранение, и добавляется еще и информация и связь. Большинство же сфер жизнедеятельности, связанных с интеграцией инвалидов в социум, доступны в значительно меньшей степени

В соответствие с системой целевых показателей (индикаторов) государственной программы Хабаровского края «Доступная среда» на 2014-2015 годы, из 1228 опрошенных инвалидов, проживающих в Хабаровском крае, 25,4% (рассчитано на основании среднего арифметического) инвалидов положительно оценивают уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (табл. 1).

Сферы

жизнедеятельности

Доступны*

Не доступны**

Трудно сказать

Баланс оценок («+», «-» )

Здравоохранение     

64,2

28,6

7,2

+35,6

Культура            

49,2

38,5

12,3

+10,7

Транспорт           

44,6

45,9

9,5

-1,3

Информация и связь  

62,6

23,7

13,6

+38,9

Образование         

37,5

41,5

21,1

-4

Социальная защита   

73,5

19,7

6,8

+53,8

Спорт и физкультура 

46,2

36,6

17,3

+9,6

Жилой фонд          

35,4

41,8

22,8

-6,4

* В сумме вариантов ответа «доступны» и «скорее доступны»

** В сумме вариантов ответа «не доступны» и «скорее не доступны»

Проверка активистами ОНФ совместно с представителями общественных организаций инвалидов доступность зданий и помещений в 33 регионах РФ, где расположены центры занятости населения, показала, что в половине случаев люди с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций не могли самостоятельно попасть в эти помещения. По итогам обследования центров занятости населения выявлены многочисленные нарушения требований их доступности для инвалидов. Только 8% объектов признаны полностью отвечающими требованиям доступности [4].

Выводы и предложения:

  1. В проекте государственной программы «Доступная среда» до 2020 г необходимо учитывать предложения, изложенные в Первоначальном докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации» в рамках Государственного задания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2014-2016 гг. [6].
  2. Основные задачи проекта госпрограммы должны отражать не только четыре подпрограммы ее прежнего содержания, но и более четкие механизмы представления услуг в сфере абилитации и реабилитации инвалидов, включая решение вопросов образования и занятости, усовершенствования системы медико-социальной экспертизы.
  3. Создание условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в программе обуславливает необходимость:
  • реализации дополнительных мер для достижения целевых ориентиров, обозначенных в государственной программе «Развитие физической культуры и спорта», в том числе включающих подготовку тренерско-преподавательского состава: к 2020 году потребуется увеличение количества таких специалистов в 3,5 раза;
  • формиро
Комментарии