ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЙ ЭКОЛОГО-КУРОРТНЫЙ РЕГИОН КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

Комментарии · 1881 Просмотры

Города Кавказских Минеральных Вод в совокупности являются мощным полюсом экономической активности.

Города Кавказских Минеральных Вод в совокупности являются мощным полюсом экономической активности, как в Ставропольском крае, так и в пространстве всего Северо-Кавказского федерального округа. Помимо специализации на услугах туристско-рекреационного комплекса регион КМВ являются также деловым, административным и развлекательным центром региона.

Основными тенденциями  развития региона КМВ являются:

  • рост численности населения, в том числе за счет мигрантов;
  • рост количества туристов, посещающих регион;
  • увеличение антропогенного воздействия на экосистему региона;
  • формирование единой Кавминводской агломерации.

За последние 25 лет численность населения Кавминводской агломерации, включающей города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Пятигорск, выросла в 2 раза, превысив 950 тыс. человек. Плотность населения в г.Пятигорске составляет 2 200 человек на 1 кв. км., в г.Кисловодске – 1 800 человек на 1 кв. км.

Увеличение численности населения региона происходит в том числе из-за роста потока мигрантов. Так, в первом полугодии 2015 года на территорию СКФО въехало более 1 млн. иностранцев, что на 8,5% больше, чем в 2014 году. При этом регион Кавказских Минеральных Вод является наиболее популярным. 

Структурные сдвиги в экономике не всегда наблюдаются в пользу отрасли эффективной специализации – туризма. Доля гостиниц и ресторанов в общей численности организаций невысока – около 4-7%. За последние десять лет этот показатель немного вырос в Кисловодске и Железноводске.

Рисунок 1 - Доля гостиниц и ресторанов в общей численности организаций

Растет также количество организаций, действующих в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг. В регионе активно развивается торговля и сектор операций с недвижимым имуществом, являясь отражением негативных структурных изменений в экономике региона.

Рисунок 2 – Доля организаций в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг

На рынке труда региона выявлена напряженность, свидетельствующая о наличии незадействованных трудовых ресурсов. Уровень официально зарегистрированной безработицы в отдельные годы в 2-3 раза превышал среднероссийские показатели.

Рисунок 3 – Уровень зарегистрированной безработицы, %

Особенно сложной остается ситуация на рынке труда городов Кисловодск и Ессентуки. Анализ экономической динамики городов обнаруживает достаточно интенсивный рост экономики г. Пятигорска. Экономические показатели остальных городов характеризуются инерционностью тенденций.

Города региона Кавказских Минеральных Вод отличаются разной степенью инвестиционной привлекательности. Наибольшие объемы инвестиций в расчете на одного жителя вкладываются в последние годы в экономику г. Железноводска, что позволяет ожидать оживление в перспективе.

Рисунок 4 - Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.

Немалая часть объемов инвестиций направляется в сектор жилищного строительства. В последние несколько лет в городах Кавказских Минеральных Вод наблюдается рост жилой застройки. Особенно ярко тенденция проявляется в г. Пятигорске и г. Ессентуках. За последние пять лет в каждом из этих городов введено в эксплуатацию более 400 тыс. кв. м помещений жилого назначения. При этом площадь ветхого и аварийного жилого фонда не снижается, что не позволяет говорить о реновационном характере инвестиций.

Рисунок 5 – Ввод в действие площадей жилых помещений, тыс. кв. метров общей площади

Высокий спрос на жилье стимулируется внешней миграцией, а также индивидуальными сберегательными стратегиями обеспеченных слоев населения. В новое строительство инвестируют жители соседних регионов Северо-Кавказского федерального округа и других регионов России. Это создает условия для роста численности населения и увеличения антропогенной нагрузки на экосистему курортных городов.

Отражением структурных сдвигов в экономике городов Кавказских Минеральных Вод является структура строящихся объектов. Так в период с 2010 по 2014 гг. в городах Пятигорск и Ессентуки вводились в строй мощности торгово-офисных и торгово-развлекательных центров. Пятигорск, вследствие сложившейся специализации на образовательных услугах увеличил также мощности образовательных учреждений.

Таблица 1

Ввод действие построенных объектов в 2010-2014 гг.

Императивом развития курортов КМВ является состояние городского хозяйства. За последние пять лет в ее развитие наиболее активно инвестировали в г.Пятигорске. Вместе с тем, темпы развития коммунальной инфраструктуры значительно ниже темпов роста жилого фонда и туристско-рекреационного комплекса, что значительно увеличивает нагрузку на инфраструктуру городского хозяйства.

Инвестиции в жилищное строительство городов региона Кавказские Минеральные Воды позволяют удерживать цены на жилье на достаточно низком уровне, что стимулирует рост численности населения городов. Ввод больших площадей нового жилья в г.Пятигорске спровоцировал снижение цен в краткосрочном периоде.

Таблица 2

Средняя стоимость квартир в городах России в октябре 2015 г. по данным сайта Росриэлт

Источник: составлено по данным сайта бесплатных объявлений о недвижимости Росриэлт http://www.rosrealt.ru/cena/kvartira

В регионе КМВ стихийно складывается полицентрическая агломерация (отсутствует доминирующий центр) с высоким уровнем функциональной связанности, едиными рынками труда, земли, недвижимости и других ресурсов, активными маятниковыми трудовыми и культурно-бытовыми поездками.

Происходящие в регионе КМВ агломерационные процессы: 1) повышают доступность медицинских, образовательных, культурных услуг, стимулируя развитие человеческого капитала; 2) расширяют возможности реализации крупных инфраструктурных проектов, создания и внедрения инноваций, маркетинга территории; 3) обеспечивают приток инвестиций (на долю КМВ приходится более 20% от общего объема инвестиций в основной капитал в Ставропольском крае).

Однако развитие стихийно складывающейся агломерация Кавказских Минеральных Вод сдерживается отсутствием институциональной среды и эффективного межмуниципального сотрудничества. Игнорирование агломерационных процессов на муниципальном уровне приводит к бессистемной застройке территории без учета интересов соседних муниципальных образований, неразвитости транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры, не позволяет аккумулировать ресурсы для решения нарастающих экологических проблем в регионе.

Серьезную угрозу экологической безопасности региона представляет стремительное увеличение количества транспорта в городах-курортах КМВ и непосредственно граничащих с ними районах. С 2005 г. этот показатель вырос на 43% и в 2014 г. достиг практически 340 000 только зарегистрированных автотранспортных средств, не считая транзитный транспорт и личные автомобили пребывающих на отдых. В связи с этим наблюдается превышение предельно допустимых концентраций по некоторым загрязняющим веществам в атмосфере в 100 раз.

Развитие региона КМВ сдерживается нерешенностью следующего круга проблем:

  • отсутствие комплексной модели управления регионом КМВ, обеспечивающей разграничение прав, обязанностей и ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в том числе в части решения имущественных, природоохранных и других вопросов комплексного развития региона КМВ;
  • несоответствие уровня инвестиционной активности потребностям региона;
  • изношенность инженерной, транспортной и курортной инфраструктуры;
  • бессистемная застройка территории;
  • неурегулированность земельно-имущественных отношений;
  • ухудшение состояния гидролитосферы региона (изменение химического и газового состава минеральных вод, их бактериальное и химическое загрязнение);
  • наличие несанкционированных свалок;
  • перепрофилирование здравниц КМВ и сокращение детских отделений и здравниц. Из-за недостаточного финансирования закрыты детские отделения коечной емкостью более 1000 мест (20% от общего количества).

Санаторно-курортный комплекс региона Кавказских Минеральных Вод представлен 109 санаторно-курортными организациями, что составляет 6% от российского числа санаториев и 69% от количества организаций данного типа в Северо-Кавказском федеральном округе. В анализируемом периоде (2010-2014 гг.) количество санаториев возросло незначительно (на 5%). Вместе с тем, следует отметить существенное сокращение санаторно-курортных организаций в первом полугодии 2015 г. – количество санаториев сократилось на 8% (на 9 ед. в абсолютных показателях).

Рисунок 6 - Число санаторно-курортных организаций, ед.[1]

Следует отметить определенный территориальный баланс распределения санаторно-курортных организаций на территории региона Кавказских Минеральных Вод (Рис.8). Наибольшее количество санаторно-курортных организаций расположено в г.Кисловодске (36% от общего числа).

Рисунок 7 -Распределение санаторно-курортных организаций в регионе КМВ[1]

Распределение санаторно-курортных организаций по формам собственности показывает доминирование частной собственности в (33%), а также ведомственной принадлежности (27%). 21% санаторно-курортных организаций принадлежит Федерации независимых профсоюзов России.

Рисунок 8 - Принадлежность санаторно-курортных организаций[1]

Количество койко-мест в санаторно-курортных организациях в анализируемом периоде (2005-2014 гг.) возросло на 27% и составило в 2014 г. 31,03 тыс. ед. В первом полугодии 2015 г. количество койко-мест сократилось на 3% (800 ед.), что обусловлено кризисными явлениями в экономике, а также низкой экономической эффективностью санаторно-курортных организаций.

Рисунок 9 - Число мест в санаторно-курортных организациях, ед.[1]

Уровень загрузки коечного фонда санаториев региона Кавказских Минеральных Вод значительно выше среднероссийских показателей. Так, в анализируемом периоде в Российской Федерации данный показатель снизился на 10 п.п. с 2005 г. и составил в 2014 г. 51%. Анализ уровня загрузки мощностей санаторно-курортных организаций Кавказских Минеральных Вод показал, что средний коэффициент загрузки в 2014 г. составил 68%. На протяжении анализируемого периода данный показатель менялся незначительно, что свидетельствует о наличии системных проблем в санаторно-курортном комплексе.

Рисунок 10 - Уровень загрузки санаторно-курортных организаций региона КМВ[1]

Мощность санаторно-курортных организаций, а также динамика их ввода обусловила слабый рост потока туристов в санаторно-курортный комплекс – в 2010-2014 гг. численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях выросла на 14% и составила в 2014 г. 552 тыс.чел. В абсолютных значениях прирост потока туристов в санаторно-курортный комплекс составил 70 тыс.чел. Сравнительный анализ потока туристов в первом полугодии 2014 и 2015 гг. показал существенный рост данного показателя – 11% в относительных и 27 тыс.чел. в абсолютных показателях.

Рисунок 11 - Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях, тыс.ед.[1]

Анализ динамики объема турпотока в санаторно-курортный комплекс Кавказских Минеральных Вод показал, что в период 2005-2014 гг. темпы прироста подвергались достаточно сильному колебанию и в 2010-2013 гг. имели устойчивую отрицательную динамику. В 2013-2014 гг. под влиянием политических и экономических факторов поток туристов вырос, и данная тенденция будет сохраняться в 2014-2015 гг. Выявленные тенденции свидетельствуют о недостаточной активности региональных властей в развитии санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод.

Рисунок 12 - Динамика потока туристов в санаторно-курортный комплекс Ставропольского края[1]

Анализ эффективности деятельности санаторно-курортных организаций показывает существенное превышение затрат над доходами. В абсолютных показателях убытки санаторно-курортных организаций в 2014 г. составили около 300 млн руб. На протяжении анализируемого периода (2005-2014 гг.) максимальный уровень доходов санаторно-курортных организаций составил 50 млн руб. (в 2005 г.), максимальный размер убытков составил в 2010 г. 4,4 млрд руб. Сложившаяся ситуация свидетельствует о низком качестве управления санаторно-курортными организациями, отсутствии системности в развитии санаторно-курортного бизнеса.

Рисунок 13 - Показатели деятельности санаторно-курортных организаций, млрд руб.[1]

Вместе с тем, необходимо отметить относительно низкую убыточность санаторно-курортных организаций Ставропольского края. В 2014 г. среднероссийский показатель отношения доходов к расходам санаторно-курортных организаций составил -16%, что на 14 п.п. ниже показателя Ставропольского края. Обращает на себя внимание показатель эффективности санаторно-курортных организаций в Краснодарском крае: при существенном превышении потока туристов превышение расходов над доходами составляет 17%, что выше даже среднероссийского показателя.

Рисунок 14 - Соотношение доходов и расходов санаторно-курортных организаций, %[1]

Анализ конкурентных преимуществ КМВ относительно ведущих мировых термальных курортов свидетельствует о конкурентоспособности курортов КМВ по цене.

Цена за проживание, питание и лечение в расчете на 1 человека на популярном среди высокодоходных категорий россиян курорте Карловы Вары (Чехия) продолжительностью 14 ночей/15 дней колеблется, преимущественно, в диапазоне от 700 (49 000 руб.) до 1250 (88 000 руб.) евро[2], а стоимость авиабилета Москва – Карловы – Вары – Москва составляет 29017 руб.[3] Таким образом, общая стоимость тура ориентировочно варьируется от 79 000 до 118 000 руб.

На более элитный сегмент потребителей рассчитан немецкий курорт Баден-Баден, в котором цена только проживания 1 человека в стандартном 2-х местном номере, включая завтрак, в спа отелях 3 и 4 звезд находится в диапазоне от 1067 (75 000 руб.) до 1687 евро (118 000 руб.)[4]. Стоимость лечения составляет – 1313 евро (92 000 руб.), авиабилета Москва – Баден-Баден – Москва – 17000 - 19000 рублей[5]. Следовательно, общая стоимость тура колеблется от 184 000 до 229 000 рублей.

 

С точки зрения импортозамещения для анализа наибольший интерес представляют санатории высокого уровня, стоимость путевки в которых на 14 ночей/15 дней варьируется от 33600 до 82600 руб. за человека. При стоимости авиабилета Москва – Минеральные Воды – Москва в 9500 руб. общая стоимость тура колеблется от 45500 до 92100 руб.

Проведенный сравнительный анализ позволяет говорить о высокой ценовой конкурентоспособности услуг, предлагаемых санаторно-курортными учреждениями городов - курортов КМВ по сравнению с зарубежными аналогами.

Однако наряду с ценой важное значение играют неценовые факторы, определяющие качество предоставляемых услуг. Факторами, сдерживающими развитие импортозамещающего туристско-рекреационного потенциала КМВ выступают:

  • отсутствие обширной географии полетов, что вызывает необходимость использования транзита через другие города России и значительно увеличивает время в пути и удорожает стоимость авиаперелета;
  • недостаточное внедрение международной системы классификации коллективных средств размещения и санаторно-курортных организаций, что вызывает сомнения потребителя в способности обеспечить должный уровень сервиса;
  • неразвитая сеть инфраструктуры развлечений, снижающая привлекательность курортов для молодежи и лиц среднего возраста;
  • сформировавшийся негативный имидж территории как зоны близкой к очагам высокого этнополитического риска и терроризма;
  • неблагоустроенность зон рекреации;
  • низкий уровень квалификации кадров, работающих в сфере рекреации.

Анализ показателей санаторно-курортного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод позволил сделать следующие выводы:

  • уровень загрузки мощностей санаторно-курортного комплекса по сравнению с другими регионами является достаточно высоким, однако возможности санаториев используются лишь на 70%, что свидетельствует о возможности наращивания загрузки санаторно-курортных учреждений в контексте импортозамещения;
  • динамика потока туристов в санаторно-курортный комплекс региона является положительной, однако определяется внешними (экономическими и политическими) факторами;
  • экономическая эффективность санаторно-курортных организаций, несмотря на положительную динамику последних лет остается крайне низкой, что приводит к сокращению числа санаториев.

Решение указанных проблем видится в активизации государственной политики развития санаторно-курортного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод.

В целях сокращения антропогенной нагрузки на экосистему региона КМВ и реализации его рекреационного потенциала государственная политика в отношении курортов должна быть ориентирована на сдерживание роста численности населения.

В качестве экономического механизма достижения данной цели следует рассматривать регулирование рынка недвижимости. При этом вопросы зонирования курортов под застройку, а также право предоставления разрешений на строительство жилья крупным застройщиком необходимо передать с муниципального на федеральный уровень, ужесточив разрешительные процедуры. Федеральным органом исполнительной власти, курирующим эти вопросы, целесообразно определить Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Такой шаг позволит снизить предложение на рынке жилья, увеличив его стоимость, и будет выступать сдерживающим фактором притока мигрантов.

Передача зонирования на федеральный уровень обеспечит более эффективную застройку с учетом интересов всех городов – курортов и создаст условия для формирования эффективной специализации региона. В последние годы прослеживается формирование специализации городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды.

Функции административного и развлекательного центра все больше берет на себя г.Пятигорск. В отличие от других городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, для которых санаторно-курортный комплекс до настоящего времени является градообразующим и обеспечивает занятость значительной части работающего населения, в Пятигорске в санаторно-курортной сфере города занято чуть более 5% от численности занятых в экономике. Доля налоговых поступлений в бюджет города от деятельности санаторно-курортного комплекса составляет менее 7%. Пятигорск – генератор развития экономики региона КМВ – нуждается в перестройке  экономической структуры, поддержке наиболее перспективных, в том числе наукоемких и высокотехнологических производств, изменении структуры занятости  в пользу перерабатывающей промышленности, сувенирной и ремесленной сфер деятельности.

Перспективным видится развитие пищевого кластера в Минераловодском, Георгиевском, Предгорном, Андроповском районах Ставропольского края, Зольском районе Кабардино-Балкарской Республики, Малокарачаевский и Прикубанский районы Карачаево-Черкесской Республики.

Государственная политика должна быть направлена на стимулирование развития промышленно-логистического потенциала городов Лермонтов и Минеральные Воды как системного компонента инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса. Кроме того, г.Минеральные Воды является крупным транспортным центром.

Города Ессентуки, Железноводск и Кисловодск являются курортными дестинациями, точкой притяжения туристских потоков. Создание в регионе КМВ высокотехнологичного медицинского кластера и его интеграция с санаторно-курортным комплексом обеспечат, с одной стороны, развитие медицинского туризма, с другой, реабилитационной составляющую санаторно-курортного комплекса.

Важным фактором, влияющим на развитие импортозамещающего потенциала рекреационных зон КМВ, является совершенствование транспортной, коммуникационной и другой инфраструктуры региона.

В этой связи политика государственного обеспечения процессов привлечения туристов должна реализовываться по следующим направлениям:

Министерству финансов РФ:

  • отмена НДС на пассажирские перевозки, приобретаемые в турпакете;

Министерству по делам Северного Кавказа

  • развитие транспортно-логистической инфраструктуры собственно региона КМВ для повышения транспортной доступности туристских центров и объектов, мест досуга и развлечений;
  • формирование портфеля инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры развлечений для привлечения капитала извне;
  • формирование банка данных инвестиционных проектов и банка данных потенциальных инвесторов, разработка схемы инвестиционного сотрудничества турфирм и средств размещения, когда за определенными турфирмами на долгосрочный период закрепляется номерной фонд в реконструируемой гостинице (базе отдыха) по льготной цене при условии авансирования ими инвестиционных ресурсов в реконструкцию и развитие соответствующей гостиницы;

Министерству культуры России (совместно с региональными органами исполнительной власти):

  • обеспечение участия хозяйствующих субъектов региона в выставках, ярмарках и рекламных акциях, проводимых как на территории региона, так и за его пределами;
  • создание системы ценового мониторинга туристского рынка с целью его последующей сегментации (изучение емкости национального и регионального туристского рынка и рынка по всей номенклатуре туристских услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами региона с размещением информации в открытом доступе);
  • создание условий для обмена идеями и передачи знаний (организация региональных коммуникационных площадок, проведение конференций, семинаров, «круглых столов»);
  • создание единого государственного информационного портала, содержащего информацию о средствах коллективного размещения и санаторно-курортных учреждениях с возможностью онлайн-бронирования.
  • в бюджете регионов выделить объемы минимально допустимых затрат на финансирование науки и инноваций в области туризма и кластерных технологий и придать этим статьям статус защищенных;
  • поощрение для развития кластера действий по привлечению поставщиков и провайдеров из других регионов;
  • государственная поддержка сертификации туристских центров и разработка институциональных механизмов обязательной сертификации мест размещения, расположенных на территории курортов федерального значения;
  • инвентаризация объектов туристического показа, предполагающая разработку паспортов, которые должны включать описание объекта, оценку необходимых ресурсов и ожидаемого эффекта;
  • создание благоприятных условий для поощрения кооперации туристских и гостиничных структур со страховыми компаниями не только с точки зрения разработки и продвижения туристского продукта, организации страхования туристов, а с точки зрения возможных инвестиций в развитие туристско-рекреационного комплекса.

Авторы статьи:

Киселева Н.Н., д.э.н., заместитель директора Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС

Ильяева Ю.М., старший преподаватель кафедры менеджмента и государственных услуг и менеджмента Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС

Орлянская А.А., к.э.н.,  доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС

Материал подготовлен: 2016 г.

[1] Составлена по данным: http://www.kurort-infotour.ru/ Дата обращения: 24.11.2015

[1] Составлено по данным Росстата.

[2] URL: http://www.sanatoriums.com Дата обращения: 24.11.2015

[3] URL: http://booking.csa.cz/ Дата обращения: 24.11.2015

[4] URL: http://www.veditour.ru/tourinfo/40/76332 Дата обращения: 24.11.2015

[5] URL:http://www.skyscanner.ru/ Дата обращения: 24.11.2015

 

 

Комментарии