О РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВЕДУЩИХ УЧЕНЫХ В РОССИЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЛАБОРАТОРИИ

Комментарии · 1243 Просмотры

Постановление правительства РФ предполагало на грантовой основе привлечь ученых в российские вузы, создать научные лаборатории и наилучшие условия.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения, подведомственные федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации» предполагало на грантовой основе привлечение ученых с мировым именем в российские вузы; создание научных лабораторий, способных конкурировать с ведущими лабораториями мира и условий для улучшения качественного состава научных кадров, эффективной системы мотивации научного труда для получения научных результатов мирового уровня, увеличение публикационной активности в международных признанных системах Web of Science и Scopus.

Материалы приложения к письму заместителя Министра образования и науки РФ А.Б. Повалко от 16.04.2014 № МОН-П-1512 содержат указание на то, что участниками конкурса кроме вузов могут быть и научные учреждения, подведомственные федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации, размер гранта составляет 90 млн. рублей, требование по софинансированию составляет не менее 25% от суммы гранта. В 2013 году расширился также спектр научных направлений с 21 до 36[1]. Последнее нововведение может позитивно повлиять на развитие российской науки, способствуя увеличению критической массы новых технологий в различных сферах исследований, трансформации методологических основ фундаментальной науки и расширению перечня прикладных исследований, способных обеспечивать научное сопровождение государственного и частного секторов экономики.

Как отмечается в докладе Министерства образования и науки Российской Федерации, по состоянию на конец 2015 года на базе 79 российских вузов и научных организаций создано 160 лабораторий по 27 областям наук, под руководством ведущих ученых из 21 страны мира. Уже сегодня в лабораториях занято более 5000 сотрудников, студентов и аспирантов, при этом молодые ученые и специалисты в возрасте до 35 лет составляют более 57% общего количества сотрудников лабораторий (студентов – более 700, аспирантов – более 800). Некоторые лаборатории состоят преимущественно из молодых сотрудников[2].  Многие российские ученые отмечают преимущества выделяемых мегагрантов и в части развития молодежной науки, и в части вхождения в мировое научное сообщество за счет привлечения ученых с мировым именем, в том числе лауреатов Нобелевских премий. Такая взаимосвязь с основными мероприятиями, предусмотренных в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации», позволяет снизить нагрузку на бюджет, максимизировав и взаимоувязав целевые индикаторы развития науки в современной России.

Анализируя имеющиеся показатели научных достижений, согласно официальным данным, целесообразно продолжить реализацию программы после 2016 года, и вывести ее на новый качественный уровень, предусмотрев возможность дальнейшего бюджетного финансирования реализуемых в настоящее время наиболее успешных научных проектов сроком до 10 лет (по аналогии с существующими в Европе, США и Японии программами поддержки науки). Это создаст оптимальные условия для вовлечения молодых исследователей в работу лабораторий под руководством ведущих ученых в целях закрепления молодых научных кадров в российской науке и обеспечения преемственности научных знаний[3].

Однако при наличии тесных взаимосвязей в рамках реализации программно-целевого планирования не все проекты и программы работают на привлечение ученых и повышение престижа российской науки и технологий на международном уровне. Например, в рамках реализации проектов Агентства стратегических инициатив по развитию глобального образования и развитию сотрудничества между странами БРИКС по подготовке кадров необходимо развитие не только научного, но и образовательного компонента.

 Безусловно, ведущие зарубежные исследователи дают направление развитию технологий, но их параллельное участие в образовательном процессе, особенно в сфере подготовки кадров высшей квалификации, позволит, с одной стороны, ориентироваться и на межгосударственные образовательные и научно-технические проекты стран БРИКС со снижением бюджетной нагрузки на российский бюджет, с другой, - будет способствовать продуцированию идей развития научных направлений у аспирантов, формированию иного стиля мышления и уровня знаний у российской молодежи, обучающейся в ВУЗах либо работающей в научных организациях. Установление данной системы обязательств необходимо, на наш взгляд, еще и потому, что ученый, завершив работу над грантом, фактически перестает работать совместно с учреждением, то есть мегагранты не имеют долгосрочного эффекта, они направлены, по большей части, на получение конкретного продукта. Между тем, без трансформации подходов к развитию фундаментальных и прикладных исследований российским исследователям будет сложно конкурировать на международном рынке патентов, выходить на зарубежные издания (особенно, в гуманитарной сфере), что либо сведет к нулю капиталовложения в среднесрочной перспективе по окончанию программы, либо поставит российскую науку в зависимость от постоянных приглашений зарубежных ученых.

Практика показала, что процесс привлечения ученых с мировым именем к  научной деятельности в российских вузах не должен являться простым аутстаффингом. Комплексный подход к формированию научного потенциала российских вузов  в соответствии с мировым уровнем предполагает не только «покупку» готового специалиста, чей исследовательский уровень сформирован на предшествующем этапе развития системы высшего образования, но и создание кадрового резерва, из которого можно вырастить нового специалиста высокого уровня квалификации. Эта комплексная задача должна решаться за счет формирования вокруг привлеченного специалиста значительного числа учеников и последователей. Внедрение передового зарубежного опыта в систему научно-исследовательской работы вузов призвано стать стартовой площадкой для дальнейшего самостоятельного роста российской науки.

Однако, по оценке некоторых исследователей[4] и по результатам анализа действующих нормативных правовых актов, можно отметить проблемы социально-бытового характера, мешающие полноценной реализации мер по привлечению ведущих ученых в российские образовательные и научные учреждения:

- отсутствие механизма  перечисления пенсионных накоплений на индивидуальный пенсионный счет зарубежных исследователей и членам их семей (в случае осуществления трудовой деятельности на территории РФ), что фактически снижает привлекательность работы для ученого в России. Фактически ученый остается без пенсионных накоплений в среднесрочном периоде в стране, где он является гражданином;

- отсутствие системы адаптации, оказания образовательных услуг членам семьи ученого (в случае их переезда на период реализации гранта в Россию). Отдельные программы, введенные в регионах, например, в Москве, требуют эстраполяции (с учетом специфики регионального законодательства) на территорию всех субъектов и/или муниципальных образований, где расположены образовательные и научные организации, привлекающие ученых на долгосрочные проекты, финансируемые государством;

- неразвитость банковского и парабанковского сектора в части предоставления услуг иностранным гражданам и членам их семей (выдача кредитов, в том числе ипотечных; отсутствие развитой системы медицинского страхования, в том числе добровольного по расширенному пакету согласно стандартам зарубежных стран).

Наряду с социально-бытовыми проблемами есть и организационные недостатки данного подхода развития фундаментальной и прикладной науки:

- формирование «точек роста» без последующего тиражирования опыта и знаний. Согласно данным официального сайта программы по привлечению ведущих ученых, «в вузах значительно повысился  уровень образования»[5]. Безусловно, это так, но только в тех ВУЗах, которые смогли получить данные гранты. Остальные ВУЗы, не сумевшие обеспечить организационные и кадровые условия, остаются вне процесса интеграции прорывных технологий и знаний в образовательное пространство. Соответственно, необходим сетевой подход в распространении данного знания на территории России, а также программа академического обмена преподавателей между ВУЗами, поддерживаемая государством. Возможно, распространение данного опыта по методу консорционального формирования участников и организаций проектов и лабораторий, как это принято в программе Erasmus, что обеспечит более широкий охват научной аудитории и повысит научный уровень реализуемых проектов за счет точечного формирования кадрового состава из широкого спектра образовательных и научных организаций и учреждений;

  • отсутствие коммерческой оценки результата при принятии решения о выделении грантовых средств. Критерии успешности грантов обозначены в виде патентов, публикаций и т.д. Однако возникает вопрос: а что дальше делать с патентом? Как новое изобретение позволит преобразить исследования, изменить экономические процессы в государстве. Этот вопрос особо остро встает в условиях макроэкономической нестабильности. Регистрация и получение патентов не гарантирует активного внедрения результатов в условия промышленного масштаба, что сводит полученные и зарегистрированные результаты к чистому, не ориентированному на практику знанию. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо активнее сотрудничать Совету по мегагрантам с Агентством стратегических инициатив, венчурными компаниями, промышленными предприятиями, которые могли провести всестороннюю оценку применимости науки в реальных экономических условиях, порой существенно отличающихся от лабораторных результатов по затратам, качеству и т.д.

Выводы и рекомендации

  1. Продолжить совершенствование системы эффективного контракта для ППС на основе повышения гарантированной части заработной платы до нормативов, обозначенных в майских указах Президента РФ, и диверсификации системы стимулирующих выплат. Рассмотреть возможность наделения ученых советов ВУЗов правом определения критериев таких надбавок, выведя их из административной «вертикали».

2.Обеспечить конкурентоспособность талантливых региональных ученых высокой квалификации за счет предоставления им равных прав  с учеными элитарных образовательных и научных организаций при получении государственных грантов. Для этого ввести систему шифров при рассмотрении заявок на государственные гранты (принцип анонимности на этапе экспертизы заявок) и диверсифицировать критерии отбора экспертов для оценки таких заявок.

  1. Предусмотреть квоты для молодых перспективных ученых при реализации командного принципа организации научных исследований и формирования преемственности в процессе развития инновационно-ориентированного сектора российской науки.
  2. Обеспечить на основе совместного (частно-государственного) финансирования повышение лингвистической компетентности ППС с целью непосредственного освоения интеллектуальных достижений международного научного сообщества по профилю профессиональной деятельности.
  3. Повышать научную и образовательную отдачу вузов страны, путем осуществления взвешенной кадровой политики, вовлечения в руководство вузами молодых выдающихся российских ученых, в том числе, из РАН. И наоборот, - включая перспективных преподавателей в структуру научных центров РАН. Опираться при этом на сложившийся опыт межведомственного взаимодействия
  4. Создать на сайте Минобрнауки периодически обновляемый перечень наиболее актуальных проблем по различным направлениям, требующих совместного освоения и разработки в организациях высшего образования и государственных научных центрах России. Привлечь к его разработке РАН и РФФИ.
  5. Наряду с количеством научных публикаций в журналах ВАК, Скопус, РИНЦ и др. их качество следует оценивать по различным показателям цитирования в наиболее авторитетных научных изданиях, а также путем получения менее формализованной их оценки научным сообществом на значимых (международных) конференциях, публичных выступлениях и др. с использованием экспертных опросов.
  6. Сделать достоянием научного сообщества публикации, выходящие в различных изданиях. Использовать аннотированные онлайн каталоги научных публикаций.
  7. Предоставить открытую дискуссионную площадку по актуальным проблемам современности, с возможностью совместного участия вузов и научных центров.
  8. Рассмотреть возможность использования гранта на расходы в разной пропорции и целях в зависимости от сферы научных исследований.
  9. Разработать систему финансирования научных исследований, вне зависимости от типа вуза (включая частные вузы и филиалы) и научного центра (задействовать частные, а также научные центры, как отраслевые, так и системы РАН). Специально стимулировать создание проектных межведомственных научных «команд».
  10. Разместить на сайте Минобранауки в оптимальных формах для рядового пользователя, представителей образовательных и научно-исследовательских учреждений, делового сообщества, органов государственной власти всех уровней, средств массовой информации, общественных организаций и объединений, национальных и международных рейтинговых агентства, международных правительственных и неправительственные организаций и объединений, зарубежных вузов сведения о подаче заявок, ходе выполнения, промежуточных результатах, итоговых результатах соответствующих исследований.
  11. Сделать доступной информацию о целях проектов и ходе их реализации для госкорпораций и коммерческих структур. Ожидаемый результат – заинтересованность организации в результатах проектов (их практическое применение) и дальнейшие исследования по запросам организаций, уже с их финансированием для снижения расходов госбюджета по оплате специалистов и содержанию лабораторий после завершения реализации целей гранта.
  12. Обеспечить своевременное и широкомасштабное информирование научного сообщества сведениями о предстоящих научных мероприятиях в вузах, научных центрах.
  13. Расширить фонд и пересмотреть нормативы командировочных расходов для участия в научных мероприятиях в России и за рубежом

Авторы статьи: 

Ручкин А.В., к.с.н., доцент кафедры управления персоналом Уральского института управления – филиала РАНХиГС

Токарева Г.А., д.ф.н.профессор кафедры экономических и социально-гуманитарных наук Петропавловского филиала РАНХиГС

Бабешко В.А., академик РАН,  доктор физ.-мат. наук, заместитель председателя ЮНЦ РАН

Славко Т.И., профессор кафедры экономического регулирования и финансов Выборгского филиала РАНХиГС

Солодников В.В., д.с.н., профессор кафедры прикладной социологии РГГУ

 

Материал подготовлен: 2017 г. 

[1] Комитет Государственной Думы по образованию [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/file.xp?idb=4443074fn=%CC%E0%F2%E5%F0%E8%E0%EB%FB%20%CC%E8%ED%EE%E1%F0%ED%E0%F3%EA%E8%20%EF%EE%20%EF%E5%F0%E2%EE%EC%F3%20%E2%EE%EF%F0%EE%F1%F3.pdfsize=2605934

[2] Информационные материалы о развитии системы высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://tgmu.ru/system/news_attachments/56cce75474676d029c530000/original/material-minobrnauki-rossii.doc?1456269140 (дата обращения 14.09.2016)

[3] Резолюция участников конференции «Наука будущего» [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2014/09/30/1100371121/download.pdf (дата обращения 12.09.2016)

[4] Меликян А.В., Железов Б.В. Инструменты интернационализации высшего образования // Вестник междунарожных организаций. 2012

[5] Мегагранты — «точки роста» российской науки и путь в мировое научное сообщество. Т. 1. С. 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.p220.ru/home/media-materials (дата обращения 21.09.2016)

Комментарии