Школьное самоуправление в СССР

Комментарии · 2671 Просмотры

О школьной системы в период СССР ведутся дискуссии до сих пор. Однако фактом остается то, что многие из нас были частью этой системы и получили образование тол

Ученическое(школьное) самоуправление— это форма реализации учеников права на управление образовательными организациями через решение вопросов при организации учебно-воспитательного процесса вместе с педагогами и администрацией учреждения. Таким образом, будучи членом в учебном заведении, дети сами могли принимать участие в его деятельности.

Эта статья будет рассматривать начало становления школьного самоуправления с1920-1930 и самый поздний период 1980х годов.

Советское самоуправление в школах можно поделить на 4 этапа:

1.          Советский период середины 1930-х гг. - упадок детского самоуправления

2.          В середине 1950-х гг. появление новых форм работы, связанных с сельской школой

3.          В 1960-х гг. расширяется сфера деятельности органов детского самоуправления.

4.          В 1970-1980-х гг. - «коммунарская методика» И.П. Иванова

В советский период начала века лицами, занимающимся разработкой школьного самоуправления, были Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

Первым документом определившим будущее развитие школьного самоуправдения было  положение "О единой трудовой школе в РСФСР", утвержденное ВЦИК 30 сентября 1918 г. Оно фиксировало,  что деятельностью школы руководит особый общественный орган — школьный совет. В него входили учителя, школьники с 12 лет и представители органов общественного образования. Не было жесткой  регламентации форм школьного самоуправления. Они были разнообразными: ученические, организационные, классные комитеты, различные комиссии.. Высшим органом являлось общее собрание учащихся. Целью этих образований был переход к новому формату школ от буржуазных.

Следующим документом  было положение 12 июня 1921 г. об организации учащихся в школе II ступени. Оно на первый план выдвигало задачу воспитания коллективизма и организованности учащихся.

Позже в 1923 г. были приняты  "Тезисы о самоуправлении в советской школе" . Основной их смысл заключался в необходимости усиления педагогического руководства школьным самоуправлением. Руководящим органом в школе становилось школьное собрание, встречавшееся раз в месяц. В классе выбирался класском или староста, которые отмечали посещаемость учащихся, назначали дежурных, следили за дисциплиной. Советская историография оценивала школьное самоуправление безусловно положительно. Во всех значительных работах по педагогике оно имело важную роль.

Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну им. Ф.Э. Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами.

Однако сами школьники не всегда были целиком довольны установленной системой.

Уже позже этот вопрос был поднят Н.К. Крупской. Она отмечала бюрократический характер органов школьного самоуправления, при котором работает "верхушка", а остальные школьники бездействуют.

Затем последовал тяжелый период войны 1941-1945 и восстановление страны. В этот момент было не до образования детей. Главным было выжить  и помочь своей стране победить.

Далее мы остановимся на школьном самоуправлении 1980 годов. Его в тот период активно развивал академик И.П. Иванов. Он создал действительно эффективную модель общественного воспитания.

Особенностью коллектива являлся, не только высокий уровень развития коллектива, но и появление желания у членов коллектива к выполнению поставленных задач, за которые часто они не получая ничего взамен.

Формирования коллектива по системе Иванова начиналось с лидера группы (педагога) который перед организацией коллектива формировал его идейную платформу, критерии членства в нём. Иначе его назвали коммимаром. Сама организация называлась «огонек». В коллективе существовала, своеобразная, исполнительная власть в лице дежурных командиров. Срок их полномочий определялся длительностью порученной им задачи. Если избирался командир клуба, то он мог занимать своё положение до года, если выполнялась текущая задача, то полномочия командира могли измеряться часами. Тем не менее основой всей деятельности было решение какой-то поставленной задачи.

У всех выполняемых дел и задач, была своеобразная иерархия. Они делились на 3 группы. Наибольшую значимость имела первая группа, в которую входили дела, реализующиеся на вне коллективные нужды. Во вторую входили дела для нужд всего коллектива, а в третью для удовлетворения индивидуальных потребностей члена коллектива. В последней группе преимущество отдавалось делам, выполняемым для товарища, а не для себя.

Особенно необычным элементом в системе И.П. Иванова являлось наказание. Оно применялось в виде  "разгрузки" или "санатория", которые заключались в лишении права работать в течение следующего периода (суток, недели). Эти виды наказаний предусматривали: переноска рюкзака наказанного участника похода, кормление с ложечки и прочий сервис.

Эта модель была крайне успешной и применялась при организации новых коллективов.

Именно так и развивалась система школьного управления в годы СССР. Не смотря на некоторые особенности, она была крайне эффективной и учила детей организованности и собранности. Советский период к сожалению окончился, но многие из нас выросли в этой системе и благодарны тем учителям, которые их вырастили, а значит и тому образовательному укладу.

Н.К. Крупская и А.С. Макаренко

Комментарии