МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Комментарии · 1139 Просмотры

(НА МАТЕРИАЛАХ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

  1. Нормативно-правовые и организационные основания мониторинга системы образования

Во исполнение федеральной дорожной карты по развитию системы образования в Тамбовской области осуществляется планомерная реализация требований и положений региональных законодательных актов и нормативных документов, обеспечивающих достижение уровня запланированных целевых индикаторов и показателей: Распоряжение администрации Тамбовской области от 17 декабря 2013 г. № 604-р «Об утверждении комплексного плана реализации государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов» [1]; Постановление администрации Тамбовской области от 21 ноября 2013 г. № 1339 «О внесении изменений в государственную программу Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы» [2]; Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 1 августа 2013 г. № 2231 «Об обеспечении работы по финансированию расходов на реализацию подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования» государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на  2013-2020 годы» [3]; Постановление администрации Тамбовской области от 28 декабря 2012 г. № 1677 «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы» [4].

При поддержке и участии Управления образования и науки Тамбовской области были обобщены и проанализирован ход достижения целевых показателей и индикаторов по модернизации системы общего образования, единой образовательной информационной среды (ЕОИС), развитию профессионального и дошкольного образования, системы дополнительного образования детей, реализации проектов по выравниванию шансов детей на получение качественного образования, совершенствованию региональной системы профилактики социального сиротства и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  созданию благоприятной среды для формирования здорового образа жизни у детей.

 

  1. Ход достижения целевых показателей и индикаторов по модернизации системы общего образования в Тамбовской области

Финансирование сферы «Образование»

В период с 2011 по 2014 год расходы консолидированного бюджета Тамбовской области по разделу «Образование» в абсолютном значении выросли на 44% (2011 г. – 8 460,8 тыс. рублей, 2014 г. – 12 173,8 тыс. рублей). Доля расходов на образование в консолидированном бюджете на протяжении последних лет практически не меняется и составляет около 20 %, что свидетельствует о сохранении стабильной тенденции в финансовом обеспечении системы образования области.

Для решения задачи развития региональной системы образования Тамбовская область традиционно участвует в реализации всех направлений, предлагаемых на федеральном уровне. За период с 2011 по 2014 гг. в региональный бюджет поступило 2,6 млрд рублей, в том числе в 2014 г. около 500 млн рублей (в том числе в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования (далее – МРСДО) – 407,1 млн руб., «Стажировочные площадки» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 21011-2015 годы (далее – ФЦПРО) – 27 млн руб., «Доступная среда» – 23,3 млн руб.,  «Спортивные залы» – 31,4 млн руб., «Модернизация системы профессионального образования» в рамках ФЦПРО – 14,7 млн руб., «Поддержка молодых учителей» – 1,4 млн руб., «Стипендии Правительства для студентов системы профессионального образования» – 1,5 млн руб.). Региональное софинансирование составило более 1,5 млрд рублей.

В целом на реализацию проектов в указанном периоде направлено:

  • в сфере дошкольного образования – 850,1 млн рублей федерального и 1 080,4 млн рублей регионального бюджетов;
  • в сфере общего образования – 1 664,5 млн рублей федерального и 442,5 млн рублей регионального бюджетов;
  • в сфере профессионального образования – 62,0 млн рублей федерального и 24,5 млн рублей регионального бюджетов.

Модернизация системы общего образования

Сеть общего образования состоит из 487 государственных и муниципальных образовательных организаций (110 юридических лиц, 377 филиалов). Всего обучающихся 91 896 человек, 10 151 педагогических работников.

Мероприятия проекта «Модернизация системы общего образования» (2011-2013 гг.) были направлены:

  • на введение федеральных государственных образовательных стандартов в    начальной ступени общеобразовательных учреждений и их материально-техническое дооснащение современным учебным оборудованием и мебелью;
  • на развитие материально-технической базы ступени основного общего образования.     

Ежегодно в области строятся новые образовательные комплексы.

Создание новых образовательных комплексов – это не просто строительство новых зданий, это решение системной задачи, связанной с реализацией инновационного сценария экономического роста в регионе.

Первый образовательный комплекс (село Тулиновка) был открыт как центр практической реализации идеологии, базирующийся на духовно-нравственных основах работы с молодежью. Как результат – данное направление работы распространено на все школы и нашло отражение в стратегии социально-экономического развития.

Два образовательных комплекса (Бондарская и Татановская средние образовательные школы) проектировались в логике агробизнес-образования.

Такое решение обусловлено тем, что в программе социально­-экономического развития области особая роль отводится малому и среднему предпринимательству, как основе устойчивого развития региона, и фактору, влияющему на качество жизни населения.

С 1 сентября 2013 введен образовательный комплекс (Петровский район), который работает системно со всеми школами области по проблеме экологической безопасности как центр АгроЭкоТехнологий.

Выстраивается многоуровневая система экологического образования молодежи и населения в целом.

Ведется работа по созданию нового образовательного комплекса политехнической направленности в поселке Мордово, где идет строительство сахарного завода. Актуальность такого решения связана с пониманием того, что:

  • во-первых, социально-экономическое развитие области невозможно без инновационной составляющей промышленного сектора;
  • во-вторых, для экономического роста необходимо преумножение производственных сил нового качества.

Активно продолжается работа по проектированию и строительству в Тамбове инновационно-образовательного комплекса «Школа-Сколково-Тамбов», концепция которого связана в большей степени с информационными технологиями. Информационные технологии и качественное образование – это две тенденции, которые в совокупности составляют современную «экономику, основанную на знаниях».

Продолжают создаваться пришкольные интернаты (социальные гостиницы) для детей из удаленных сельских территорий (2014 год – 8 гостиниц, 146 человек).

Особое внимание уделяется развитию в устойчивых сельских территориях современных социокультурных комплексов, как центров современной социальной инфраструктуры (2014 год – 126 комплексов).

В городах увеличилось количество школ, работающих по модели «школа-ступени».

Созданы лаборатории по изучению современных инновационных технологий (2014 год – 9 школ).

Включены в образовательный процесс электронные ресурсы, дистанционные технологии.

Как результат работы – созданы современные условия обучения для 85% школьников.

Реализации мероприятий по выравниванию шансов детей на получение качественного образования

В рамках региональной Концепции выравнивания шансов детей на получение качественного образования реализуется «Народный проект».

 На реализацию проекта в 2014 году выделено 3 млн руб. с целью поддержки школ-лидеров.

На реализацию мероприятий Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы за 4 года направлено 122,8 млн руб. из федерального (73,2 млн руб.) и регионального (49,6 млн руб.) бюджетов.

В области создана сеть из 50 базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся с использованием современного коррекционно-реабилитационного оборудования, составляет 1115 человек (из них 447 детей-инвалидов).

Продолжается реализация проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов в Тамбовской области», в рамках которого в 2014-2015 учебном году обучается 170 детей-инвалидов, работает 161 педагог.

Во всех образовательных организациях области с 2006 года внедрены автоматизированные информационно-аналитические системы АРМ «Директор» и АРМ «НПО-СПО».

Развитие единой образовательной информационной среды

С 2010 года в школах области внедрена информационная система ведения электронных дневников и журналов успеваемости. С 1 сентября 2014 года 54 общеобразовательных организации перешли на безбумажное ведение журналов успеваемости (2013 г. – 4 ед.).

Только в 2013 году в рамках проекта по Модернизации системы образования закуплено компьютерной техники на 72,3 млн руб.

Один из ключевых показателей уровня компьютерной оснащенности школ – «количество обучающихся, приходящихся на 1 компьютер», составляет в области 7-8 человек, среднероссийский показатель – 12-16 чел.

Работа по ведению электронных дневников и журналов успеваемости в области ведется с 2010 года. Сегодня информационная система внедрена во всех школах в штатном режиме.

Доля семей, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в области составляет 50%. Это превышает среднероссийское значение на 10%.

Актуальным направлением также являются облачные сервисы и технологии. Апробация частных «облаков» проведена в трех школах города Тамбова, на новой инновационной основе будут организованы областные стажировочные площадки.

В настоящее время решается задача построения регионального образовательного облака.

В 2013 году внедрена в сферу образования области новая система объединенных коммуникаций, которая является инструментом для проведения аудио- и видео-, конференций, совещаний, уроков, организации дистанционного образования, проведения мероприятий регионального, муниципального и межмуниципального масштаба.

Проблеме защиты детей от негативной информации, распространяемой в сети Интернет, в области уделяется большое внимание: обеспечивается работа двухуровневой системы контент-фильтрации, разработан пакет необходимых локальных актов, регламентов, методических и инструктивных материалов, работают «горячая линия», форум).

В целом, стратегическими направлениями развития единой образовательной информационной среды являются следующие:

  • информатизация образовательного процесса,
  • оценка качества образования,
  • информатизация управленческой деятельности,
  • новые направления – создание регионального образовательного облака, космические технологии в образовании, трансляция инновационных практик информатизации и другие.

Развитие системы дополнительного образования детей

Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования на конец 2014 года составляет 65,7% (2013 г. – 59,2%).

Механизмы развития региональной системы дополнительного образования детей:

  • нормативное финансирование (с 2008 г.) и реализация программ дополнительного образования детей на базе школ (2014 г. – 89 млн руб., 2013 г. – 70 млн руб.);
  • интеграция дошкольного, дополнительного и общего образования, в том числе с использованием межведомственных ресурсов сфер культуры и спорта (2014 г.: доля детей дошкольного возраста (5-6 лет), охваченных дополнительным образованием – 41% от их общего числа (2013 г. – 27,7%);
  • количество   «выездных классов» – 302 (2013 г. – 181), число обучающихся в них – 4 247 чел. (2013 г. – 2 191 чел.);
  • количество базовых школ, работающих в режиме полного дня, – 104 (2013-2014 уч. г. – 77);
  • доля детей школьного возраста (6-17 лет), участвующих в деятельности детских общественных объединений – 87,0% от общего количества школьников (2013-2014 уч. г. – 85,2).
  • развитие научно-технического направления (техносферы) в образовательных организациях области (в 2014 г. создан Центр технологического образования (г. Тамбов), который является региональным ресурсным центром по научно-техническому творчеству);
  • предоставление дополнительных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация внеурочной деятельности с детьми «группы риска» (с июня 2013 года реализуется областная комплексная программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!»);
  • использование ресурсов негосударственного сектора;
  • реализация проектов («Восстановление духовно-исторической памяти», «Старшему поколению – активное долголетие», «Молодежный резерв», «Моя малая Родина» (по развитию внутреннего туризма) и др. 

Профессиональное образование

 В 2013 году область приняла участие в конкурсном отборе региональных программ развития профессионального образования и вошла в число победителей.

По итогам конкурсного отбора Минобрнауки России Тамбовская область вошла в число 10 субъектов-победителей проекта Всемирного банка реконструкции и развития «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов» на 2014-2019 годы. Реализуется новая модель управления системой профессионального образования региона, основанная на кластерном подходе.

Ее основные сегменты: наблюдательный совет при главе администрации области, координационные советы кластеров, совет директоров базовых колледжей, агентство кластерного развития.

Сеть учреждений выстраивается в рамках 6 кластеров, соответствующих приоритетным направлениям социально-экономического развития региона.

В целях реализации мероприятий майских указов Президента Российской Федерации в области созданы 10 многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Выстраивается региональная система сертификации. Создано Тамбовское региональное агентство развития квалификаций. В 2014 году сертификаты получили 950 человек (2012 г. – 591 чел., 2013 г. – 846 чел.).

Область является активным участником международного движения WorldSkills International. Команда региона приняла участие в национальном чемпионате WorldSkills Russia в г.Казани, 3 представителя области вошли в состав сборной России.

Представитель региона занял 6 место в Европейском чемпионате профессионального мастерства WorldSkills по компетенции «Кузовной ремонт».

Эти меры позволили обеспечить качественное трудоустройство выпускников. Доля нетрудоустроенных выпускников составляет 0,2% (среднероссийский показатель – 4%).

Дошкольное образование

Сеть дошкольного образования состоит из 304 государственных и муниципальных образовательных организаций (204 юридических лица, 58 филиалов, 42 школы с дошкольными группами). Всего – 41 388 детей, 3 417 педагогических работников.

В 2014 году продолжается работа по обеспечению доступности дошкольного образования и ликвидации очередности.

Общий объем финансирования расходов на строительство и капитальный ремонт детских садов в рамках проекта МРСДО составил – 1 934,8 млн руб.

Благодаря реализации проекта в 2013 году введено 3680 мест дополнительных дошкольных мест. Сданы в эксплуатацию 16 детских садов на 1 547 мест.

В 2014 году в соответствии с региональной «дорожной картой» (Постановление администрации Тамбовской области от 12 мая 2014 г. № 521 [5]) будет обеспечен ввод 2 735 дополнительных мест (строительство и капитальный ремонт 10 садов) (на 1 ноября 2014 г. сданы в эксплуатацию 5 дошкольных образовательных учреждений на 1 085 мест).

Планируемые результаты до конца 2014 года:

  • снять проблему очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет;
  • снизить проблему очередности детей от 1 года до 7 лет (полностью ликвидировать очередность в дошкольные образовательные организации планируется до конца 2015 года);
  • увеличить охват детей 3-7 лет услугами дошкольного образования до 99%.

Создание благоприятной среды для формирования здорового образа жизни у детей

В 2014 году в Тамбовской области реализуется партийная инициатива «Реконструкция спортивных залов в сельских школах» в рамках федерального проекта «Детский спорт».

Цель – создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, обеспечение спортивного досуга школьников и подростков в сельской местности, формирование здорового образа жизни, развитие массового спорта.

Общий объем средств, направленный на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом из федерального и областного бюджетов, составил 33 086,7 тыс. руб. (федеральный бюджет   –  31 403,6 тыс. руб.; региональный бюджет – 1 654,3тыс. руб.).

В 41 школе проведены работы по улучшению условий занятий физической культурой и спортом (ремонт спортзалов, оборудование спортивных площадок, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием). В 7 из них созданы современные условия для занятий физической культурой и спортом, соответствующие типовому проекту, предложенному партией.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В области выстроена региональная система профилактики социального сиротства, в рамках которой обеспечивается:

  • реализация концепции создания социального кластера «Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области»;
  • развитие института замещающих семей (2014 г. установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, принявших на воспитание детей-инвалидов);
  • перепрофилирование сети детских домов и школ-интернатов (на их базе создано более 50 центров и служб, предоставляющих широкий спектр услуг детям и семьям с детьми).

Принятые меры позволили достичь следующих результатов (по сравнению с 2013 г.):

  • на 20,4 % уменьшилось количество воспитанников детских домах и школ-интернатов (2014 г. – 391 чел.; 2013 г. – 491 чел.);
  • на 0,1% уменьшилась доля детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей, проживающих в регионе (2014 г. – 2,4%; 2013 г. – 2,5%), при этом на 2,5% увеличилась доля таких детей, устроенных на семейные формы воспитания (2014 г. – 85,0%; 2013 г. – 82,5%).

Завершено строительство 1 очереди (административный жилой корпус) Межрегионального специализированного круглогодичного спортивно-оздоровительного лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья и социальной адаптации «Преодоление» на базе ТОГБОУ «Караульский детский дом им. Чичерина» в с. Караул).

 

  1. Проблемы и кадровое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению целевых показателей и индикаторов модернизации системы общего образования в Тамбовской области

Кадровое обеспечение

Для совершенствования кадрового ресурса используются следующие механизмы:

  • Привлечение и закрепление молодых специалистов в отрасли (предоставление ежемесячной доплаты в размере 2 300 рублей; единовременная денежная выплата в размере 120 000 рублей учителям и воспитателям, впервые трудоустроившимся в образовательные организации; целевое обучение – на 1 сентября 2014 г. заключены 50 договоров о целевом обучении с выпускниками школ: 32 «целевика» зачислены в ряды студентов вузов на условиях целевого приема).
  • Переход на «эффективный контракт» – повышение мотивации педагогов в результативности своей работы (по итогам 1 полугодия 2014 года доля педагогических и руководящих работников областных государственных и муниципальных образовательных организаций, перешедших на «эффективный контракт», составляет 75%).
  • Организация работы по внедрению профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя).
  • Формирование сообщества высококвалифицированных творческих педагогов, транслирующих лучшие практики на уровне России (стажировочные площадки регионального и федерального уровней созданы в системе общего, дошкольного и профессионального образования).

 В результате проводимой работы достигнуты следующие показатели:

  • увеличение доли высококвалифицированных работников в числе квалифицированных работников (2013 г. – 81%; 2014 г. – 82,2%);
  • увеличение доли учителей в возрасте до 35 лет (2013 г. – 17,6%; 2014 г. – 18,2%);
  • снижение доли педагогических вакансий в образовательных организациях (2013 г. – 0,6%, 2014 г. – 0,4%);
  • увеличение доли молодых специалистов, получающих ежемесячные выплаты (2013 г. – 457 чел.; 2014 г. – 477 чел.).

Заработная плата в системе образования Тамбовской области

В 2014 году продолжена работа по обеспечению достижения показателей по заработной плате педагогических работников, определенных Указами Президента Российской Федерации. Заработная плата выросла по сравнению с 2012 годом. В том числе:

  • у педагогических работников школ на 39,5% и составила за 9 месяцев 2014 года 20,4 тыс. руб. или 101,5 % к средней заработной плате в области за этот период;
  • у педагогических работников детских садов на 57,2 % и составила за 9 месяцев 2014 года 17,7 тыс. руб. или 100,6% к средней заработной плате в общем образовании;
  • у педагогических работников дополнительного образования детей – на 35% и составила 17,3 тыс. руб. или 82,4% от средней заработной платы учителей (целевой показатель по «дорожной карте» – 81 %);
  • у преподавателей и мастеров производственного обучения сферы профессионального образования на 18% и составила за январь-сентябрь текущего года 17,6 тыс. руб. или 87,7% от средней заработной платы в области за 2013 год (целевой показатель по «дорожной карте» – 83,5 %);
  • у педагогических работников образовательных организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на 22% и составила 18,0 тыс. руб. или 91% от средней заработной платы в области в 2013 году (целевой показатель по «дорожной карте» – 90 %).

Внебюджетные средства

В деятельности по достижению целевых индикаторов и показателей в сфере образования значительную стимулирующую внебюджетные средства. По предварительным данным Управления образования и науки Тамбовской области ожидается, что дополнительно к бюджетному финансированию сферы образования Тамбовской области в 2014 году будут получены средства от внебюджетной деятельности в сумме 750 млн рублей, что превысит уровень 2013 года на 11%. В том числе объем платных образовательных услуг системы образования области составит около 183 млн рублей или 25% от общего объема внебюджетной деятельности.

 

Список использованных источников

  1. Распоряжение администрации Тамбовской области от 17 декабря 2013 г. № 604-р «Об утверждении комплексного плана реализации государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/28180008/
  2. Постановление администрации Тамбовской области от 21 ноября 2013 г. № 1339 «О внесении изменений в государственную программу Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/28176261/
  3. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 1 августа 2013 г. № 2231 «Об обеспечении работы по финансированию расходов на реализацию подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования» государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] – URL: http://obraz.tmbreg.ru/dok/379/380.html
  4. Постановление администрации Тамбовской области от 28 декабря 2012 г. № 1677 «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] – URL: http://www.garant.ru/hotlaw/tambov/446125/
  5. Постановление администрации Тамбовской области от 12 мая 2014г. № 521 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Тамбовской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования»» [Электронный ресурс] – URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW444;n=73136

 

 

Костина Ольга Николаевна

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента Ставропольского филиала РАНХиГС

Комментарии