ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П

Комментарии · 1195 Просмотры

Тенденции развития малого и среднего бизнеса оказывают непосредственное влияние и на организацию экономического образования молодежи, систему формировани

В целях оценки эффективности деятельности глав субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти использованы данные, предоставленные Минэкономразвития Ставропольского края, Министерством экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, Департаментом развития предпринимательства и лицензирования Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, федерального портала малого и среднего предпринимательства Республики Карелия.

Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае ориентировано на местный рынок, на удовлетворение спроса на товары и услуги, востребованные в субъекте. За счет деятельности предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей пополняется доходная часть бюджета, развивается конкуренция, обеспечивается процесс создания новых рабочих мест, что в свою очередь направлено на решение социальных проблем.

В Саратовской области основной целью поддержки развития малого и среднего предпринимательства выступает обеспечение условий устойчивого развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на основе модернизации действующих и создания новых инновационных и высокотехнологичных производств, стимулирование спроса на производимые ими товары (работы, услуги).

В Ставропольском крае в целом прогнозируется оптимизация малого бизнеса. За последнее время созданы благоприятные условия для развития предпринимательства в краю. В 2013 году на 9,3% вырос объем инвестиций в крае в основной капитал, что составило 108,6 млрд рублей. Увеличился объем иностранных инвестиций. По данным Правительства Ставропольского края инвестиции в основной капитал составили 63,3 млрд долларов иностранных инвестиций. Общая стоимость реализованных проектов за 2013 год в Ставропольском крае составила 34,4 млрд рублей. В крае действует 11 индустриальных парков, зарегистрировано 20 резидентов, в реализации которых находятся проекты на общую сумму 36,8 млрд рублей. В течение 2013 года было создано 1700 рабочих мест.

Специфика развития малого и среднего предпринимательства в Калининградской области определяется эксклавным положением региона и действующей Особой экономической зоной. По данным Росстата, количество малых и средних предприятий Калининграда по состоянию на 1 января 2014 года составляло 23 735. Помимо малых и средних предприятий в Калининграде зарегистрировано более 18 тысяч индивидуальных предпринимателей. В существующих условиях малый и средний бизнес Калининградской области успешно работает не только на региональных, но и на международных рынках, растет опыт сотрудничества малых предпринимателей региона с литовскими и польскими коллегами. Поддержка органами государственной власти Калининградской области субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Калининградской области, осуществляется в рамках, установленных государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» на основе принципов и при соблюдении ограничений, установленных статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], а также в соответствии с областным законом от 20 октября 2008 г. № 278 «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области» [2]. Общий объем финансирования Программы на пятилетний период составляет 1274,9 млн руб., в том числе за счет средств областного бюджета 333,8 млн рублей, за счет средств федерального бюджета – 931,2 млн рублей.

В течение 2014 года во многом в связи с началом подготовки к 100-летию образования Республики Карелия произошла активизация деятельности органов исполнительной власти региона, в том числе и по вопросам государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Но продолжают оставаться нерешенными ряд вопросов, которые носят системный характер:

  • государственный заказ на обучение и повышение квалификации государственных служащих в части инвестиционной привлекательности и по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности не сформирован;
  • задача по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности не стала общей задачей всех министерств и комитетов республики, и только Министерство экономического развития как-то пытается этот вопрос решать (отсутствует межведомственное взаимодействие), что не позволяет, например, сократить время на решение ряда вопросов (согласование, разрешение и т.д.), значимых для предпринимателей.

Необходимость создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в Республике Карелия вызваны рядом факторов:

  • Последствия мирового экономического кризиса серьезным образом отразились на деятельности основных предприятий Республики Карелия, ориентированных на экспорт своей продукции (древесина, целлюлоза, окатыши, алюминий и т.д.). Эти предприятия являются градообразующими и расположены в  11 населенных пунктах республики, которые вошли в Федеральный список моногородов.
  • Специфика системы расселения по территории Карелии проявляется в большом количестве удаленных и малочисленных населенных пунктов, для развития которых необходимо стимулировать поддержку малого бизнеса и микробизнеса. Ведение малого бизнеса осложняется малым количеством потенциальных покупателей и низким уровнем доходов (уровень официальной безработицы снова стал увеличиваться, кроме того, большое количество безработных жителей отдаленных населенных пунктов не регистрируется в Службе занятости). Стала более разнообразной деятельность бизнес-инкубатора Республики Карелия, который открыл 4 филиала в районах Карелии, появляются новые темы консультационных семинаров (участие субъектов малого и среднего бизнеса в государственных закупках, внешнеэкономическая деятельность субъектов малого и среднего бизнеса и т.д.).
  • Инвестиционный климат Республики Карелия продолжает оставаться малоблагоприятным. Регион не имеет развитой транспортной инфраструктуры, мало газифицирован, энергодефицитен и т.д. При этом природно-ресурсный и туристический потенциал продолжают быть выше среднероссийского. Требуются особые усилия органов исполнительной власти Республики Карелия, чтобы повысить инвестиционную привлекательность территории. На муниципальном уровне работа по привлечению инвестиций ведется не системно и в основном сосредоточена в нескольких районах и городских округах (Кондопожский район, Костомукшский городской округ и др.). Впервые в Карелии 6 августа 2014 г. был проведен круглый стол «Муниципалитеты и муниципальное взаимодействие для развития Карелии», который прошел в Карельском филиале РАНХиГС. Работа с муниципалитетами по вопросам инвестиционной привлекательности территории должна быть продолжена.

В Ставропольском крае создана нормативно-правовая база, регламентирующая порядок инвестиционной деятельности. Проделана большая работа по созданию благоприятных условий для инвестиций. Нормативно-правовые акты регионального уровня содержат порядок и условия реализации защиты прав инвесторов и предоставление преференций.

Принята и действует государственная программа «Модернизация экономики, развитие экономики, развитие инноваций, малого и среднего бизнеса, поддержка конкуренции и улучшение инвестиционного климата», утвержденная Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2012 г. № 561-п, направленная на развитие малого бизнеса. [3] Ежегодный рост объемов инвестиций в основной капитал с учетом положительной динамики к 2016 году составит 148 млрд рублей.

Предусмотренные в программе различные формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства представлены следующими формами:

  • государственное унитарное предприятие «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» предоставляет поручительства;
  • некоммерческой организацией «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» предоставляются микрозаймы с оптимальными условиями кредитования;
  • по лизингу оборудования производится субсидирование первого взноса;
  • при технологическом присоединении к объектам электросети производится субсидирование затрат по заявлению предпринимателя;
  • в случае наличия кредитов в российских кредитных организациях производится субсидирование затрат по уплате процентов;
  • в ходе производства или реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг предусмотрено субсидирование инновационных компаний для возмещения затрат или компенсации недополученных доходов;
  • некоммерческой организацией «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае» разработан план оказания консультационных услуг субъектам малого бизнеса.

Общая сумма финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства составила 2 млрд рублей. Государство предоставило помощь 790 субъектам малого предпринимательства. Планируемое развитие государственной поддержки малого предпринимательства и мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры позволяют говорить о росте оборота продукции (услуг), производимой малыми  предприятиями и индивидуальными предпринимателями к 2016 году до 560 млрд рублей.

Развитие индивидуального предпринимательства и малого бизнеса должно обеспечить в крае не только процесс создания новых рабочих мест, что должно привести к снижению уровня безработицы, но гарантирует увеличение налоговых доходов в консолидированный бюджет.

В плане работы краевого Правительства предусмотрено проведение мероприятий, направленных на рост налоговых и неналоговых поступлений, повышение уровня собираемости платежей в бюджет.

Приоритетное значение – за программами финансовой поддержки предпринимательства по таким направлениям как:

  • предоставление долгосрочных банковских кредитов;
  • возможность краткосрочных займов банков, Фонда поддержки малого предпринимательства и кредитных кооперативов;
  • займы бюджетов муниципальных образований;
  • субсидии на процентную ставку по привлеченным кредитам и займам;
  • субсидии при открытии собственного дела.

Необходима постоянная информационная поддержка и методическое сопровождение, в частности:

  • семинары, круглые столы и конференции;
  • ярмарки и выставки;
  • методическая литература для субъектов малого предпринимательства;
  • информирование через средства массовой информации и официальные сайты органов исполнительной власти, субъектов поддержки малого бизнеса.

Необходимо, на наш взгляд, комплексно решать проблемы административных барьеров:

  • снижать количество проверок на предприятиях малого предпринимательства;
  • регулировать расценки на государственные платные услуги (например, ветеринарные услуги);
  • снижать административные барьеры развития производства (например, подтверждение соответствия продукции, разрешение на выездную торговлю сельскохозяйственной продукцией);
  • регулировать макроэкономические процессы в экономике России (например, снижение банковских и лизинговых процентов для малого и среднего бизнеса).

Следующей проблемой получения господдержки является то, что предприниматели, в отношении которых вынесено решение об отказе в принятии документов для получения субсидий, не успевают повторно обратиться с заявлением после устранения выявленных недостатков, хотя такое право у них есть, но фактически использовать его они не могут. На наш взгляд, необходимо дать срок 3 месяца для исправления выявленных недостатков, в течение которого предприниматели могут обратиться вторично.

Таким образом, для развития предпринимательства в государственном масштабе необходимо решение следующих задач:

  • проведение на территории субъекта государственной политики в сфере стратегического планирования, экономического и социального развития;
  • осуществление государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • создание благоприятных экономических и социальных условий для динамичного развития особо значимых для экономики отраслей;
  • совершенствование системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • создание условий для инновационного развития экономики и развитие инновационной инфраструктуры;
  • реализация мероприятий, направленных на снижение административных барьеров и повышение доступности государственных и муниципальных услуг;
  • проведение на территории субъекта государственной политики в сфере внешнеэкономической, межрегиональной и выставочно-ярмарочной деятельности;
  • повышение качества предоставляемых государственных услуг;
  • по мнению юристов в области муниципального права, необходимо «расшить» некоторые законодательные проблемы, которые сдерживают развитие муниципально-частного партнерства, что ограничивает работу с инвесторами не только на уровне муниципалитетов, но и на уровне региона в целом.

Минимизация рисков достижения положительных результатов должна осуществляться следующим образом:

  • мониторинг изменений законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта, внесение изменений в нормативные правовые акты;
  • определение приоритетов для первоочередного финансирования малого и среднего предпринимательства.

На преодоление препятствий межведомственного взаимодействия должны быть направлены меры по планированию деятельности и мониторингу ее реализации, а также формирование плана развития малого и среднего предпринимательства, содержащего перечень конкретных мероприятий, с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения. Требуется системное освещение в российских средствах массовой информации презентационных материалов, информации, теле- и радиосюжетов о торгово-экономическом, научно-техническом и инвестиционном потенциале субъекта.

Отрицательным моментом государственной поддержки, на наш взгляд, является ежегодное изменение условий получения государственных субсидий. Малому предпринимательству сложно ориентироваться в таком количестве изменений порядка предоставления субсидий, следить за изменениями условий. Целесообразно условия получения субсидий разрабатывать на длительный срок и привязывать по срокам к долгосрочным региональным программам. Это позволит и малому бизнесу долгосрочно планировать свою производственную деятельность.

С целью исследования основных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в России, в Калининградской области проведен опрос 57 респондентов, представляющих субъекты малого и среднего предпринимательства в области. Основные выводы проведенного исследования мнения респондентов заключаются в следующем.

Во-первых, государственные программы поддержки предпринимательства должны разрабатываться не только с учетом запроса государства, но и с учетом актуальных проблем, возникающих в сфере бизнеса. Необходимо более четко прописывать условия участия в программах и реализации субсидий, полученных в рамках программы, озвучивать права и обязательства участников программы.

Во-вторых, необходимо развивать механизм государственно-частного партнерства, на взаимовыгодных условиях. Государство должно выступать не в качестве помощника, а в качестве партнера, а выделяемые ресурсы должны иметь субсидиарную ответственность и направленность.

В-третьих, процедура получения предпринимателями банковских кредитов неоправданно усложнена, процентные ставки по кредитам завышены. Процентная маржа банка значительно превышает прибыль предпринимателя, получающего ссуду. Существующие программы по кредитованию рассчитаны не на малое и среднее предпринимательство, а на тех, кто уже развился и имеет хорошее финансовое обеспечение – «подушку безопасности».

В-четвертых, тотальные проверки фискальными органами предпринимателей, получающих государственную финансовую поддержку, зачастую являются психологическим препятствием для предпринимателей в обращении на получение субсидий.

В-пятых, сложные правила составления бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности не всегда понятны начинающим предпринимателям, что также является стимулом для принятия «теневой» схемы учета и отчетности.

Тенденции развития малого и среднего бизнеса оказывают непосредственное влияние и на организацию экономического образования молодежи, систему формирования ее готовности к предпринимательской деятельности.

С этой целью, например, в Калининградской области на протяжении последнего десятилетия успешно работают образовательные площадки:

  • в школах, колледжах и вузах – проводятся интерактивные занятия, конкурсы, деловые игры «Стань предпринимателем»;
  • ежегодно, при поддержке Агентства по делам молодежи Калининградской области, проходит региональная олимпиада по предпринимательству для школьников и студентов «Создай свое дело – развивай территорию»;
  • начиная с лета 2012 года, на базе Калининградского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, проводится Международная летняя школа муниципального управления «Балтийская мечта»;
  • три года подряд проходит педагогическая научно-практическая конференция «Формирование предпринимательской культуры и экономического мышления молодежи».

Однако, проводимые мероприятия недостаточны для активного развития молодежного предпринимательства в регионе.

Во-первых, в мероприятиях предпринимательской направленности участвуют, как правило, одни и те же образовательные учреждения, составляющие 25-30% от всей численности образовательных учреждений области, т.е. не для всех детей, способных к предпринимательской деятельности, созданы одинаковые условия развития в этом направлении.

Во-вторых, проводимые мероприятия носят кратковременный характер, что не позволяет развить устойчивые навыки ведения предпринимательской деятельности.

В-третьих, проводимые мероприятия не позволяют в полной мере сформировать представление об организации собственного дела в условиях межсекторного взаимодействия: власти, бизнеса и гражданского общества.

В соответствии с действующей методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации она рассчитывается на основе 12 показателей, которые были условно разделены на 3 блока: развитие экономики, развитие социальной сферы, опросы населения.

К блоку развития экономики отнесены показатели, характеризующие объем частных инвестиций в основной капитал, налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета региона, реальные располагаемые денежные доходы граждан, оборот малого бизнеса, значения которых определяются в расчете на одного жителя, а также уровень ввода жилья.

К блоку социального развития отнесены показатели, характеризующие ожидаемую продолжительность жизни, естественную смертность, уровень реальной безработицы, успеваемость по единому государственному экзамену и долю детей-сирот, не охваченных различными формами семейного устройства.

Опросы населения представляют собой оценку мнения граждан, уровень их удовлетворенности различными аспектами жизни, за состояние которых отвечают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В общей оценке эффективности вес этих данных составляет 20%.

Анализ работы этой системы оценки проанализированы в аналитическом материале «Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2013 г. с учетом динамики показателей за 3-хлетний период», подготовленный Минрегионом России.

Материалы доклада показывают, что третий блок показателей, отражающий аспекты качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг являются неудовлетворительным по следующим причинам:

  • не тестируют оценку качества конкретных государственных или муниципальных услуг;
  • не гарантируют репрезентативности данных на уровне муниципальных образований;
  • слабо влияют на итоговую оценку деятельности институтов исполнительной власти региона.

Кроме того, система региональной исполнительной власти, находясь между необходимостью позитивного отчета перед вышестоящими инстанциями и необходимостью позитивного ответа на общественный спрос на государственные и муниципальные услуги, на практике склоняется к приоритетной задаче «позитивного отчета», в то время как вторая задача решается «по остаточному принципу». В результате этих реалий устойчивого разворота системы исполнительной власти субъекта региона в сторону развития инфраструктуры производства государственных и муниципальных услуг и услуг бюджетных организаций, – когда объем и ассортимент таких услуг стремятся привести в соответствие спросу, – такого процесса не происходит, или он происходит очень медленно. 

В этой связи, необходимы мероприятия, которые повысят ответственность региональных институтов региональной власти за качество и ассортимент государственных и муниципальных услуг и услуг бюджетных организаций на территории субъекта федерации.

Необходимо существенно расширить перечень позиций блока «опрос населения» и, соответственно, стимулировать формирование на региональном уровне высокопроизводительных, индустриальных и достаточно независимых институтов, осуществляющих ежегодный мониторинг по показателям этого блока.

В частности, необходимы данные об оценках со стороны населения следующих разделов: институциональных услуг гражданам, структурообразующих услуг активным сообществам, государственных и муниципальных услуг, услуг бюджетных организаций.

Раздел «Институциональные услуги гражданам» (в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») [4]; респонденты – все население с выделением групп, непосредственно пользовавшихся услугами и не пользовавшихся:

  • оценка удовлетворенности муниципальными выборами;
  • оценка удовлетворенности местными референдумами;
  • оценка удовлетворенности организацией голосования по отзыву депутата;
  • оценка удовлетворенности организацией голосования по территориальным вопросам;
  • оценка удовлетворенности организацией схода граждан;
  • оценка удовлетворенности организацией возможности воспользоваться правотворческой инициативой граждан;
  • оценка удовлетворенности организацией публичных слушаний;
  • оценка удовлетворенности организацией собраний граждан;
  • оценка удовлетворенности организацией конференций граждан;
  • оценка удовлетворенности организацией опроса граждан;
  • оценка удовлетворенности работой с обращениями граждан в учреждения местного самоуправления.

Раздел «Структурообразующие услуги активным сообществам» (в соответствии с законами поддержки бизнеса, некоммерческих организаций по отраслям); респонденты – активные сообщества (репрезентативная выборка на уровне муниципальных районов):

  • удовлетворенность работой элементов структуры поддержки малого и среднего бизнеса (бизнес-инкубаторы, льготы, формы частно-государственного партнерства и прочие формы поддержки и стимулирования);
  • удовлетворенность работой элементов структуры поддержки общественных социальных проектов (инкубаторы социальных проектов, региональные фонды поддержки, формы организации волонтерского движения и прочее);
  • удовлетворенность работой механизмов государственно-гражданского партнерства (механизм тендеров для выполнения некоммерческими организациями социальных функций на средства регионального бюджета и т.п.).

Раздел «Государственные и муниципальные услуги»; респонденты – все население с выделением группы непосредственно получавших услуги и группы не получавших услуги. Здесь необходимо предъявить весь перечень услуг, заявленных региональной исполнительной властью к производству.

Блок «Услуги бюджетных организаций»; респонденты – все население с выделением группы непосредственно получавших услуги и группы не получавших услуги. Здесь необходимо предъявить весь перечень услуг, организаций образования и медицины, которые предоставляются ими, в т.ч. такие, как «регистрация на прием ко врачу», «вызов скорой помощи», «постановка на очередь в детский сад» и др.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, предлагаем в качестве индикаторов, характеризующих эффективность деятельности руководителей органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, следующие:

  • Индекс динамики налоговых поступлений от субъектов предпринимательской деятельности, открытых в отчетном периоде (в %). Этот показатель позволит определить тенденции изменения климата развития предпринимательства в регионе.
  • Показатель возврата субсидий в качестве налоговых поступлений за отчетный период (копеек на рубль вложений). Этот показатель позволит определить, каким образом возвращаются в бюджеты средства в виде налогов от развивающегося в связи с полученными субсидиями, бизнеса. При этом, целесообразно учитывать налоги как от основной деятельности, так и НДФЛ от начислений возросшей заработной платы.
  • Количество новых рабочих мест, открываемых в связи с развитием бизнеса. Этот показатель будет заинтересовывать Правительство в поддержке предпринимателей, развивающих технологии, обеспечивающие занятость населения.
  • Динамика развития школьных и студенческих фирм (количество единиц и объемы производства товаров и услуг). Этот показатель позволит активизировать развитие молодежного предпринимательства в муниципалитетах.

Однако, предлагаемые нами индикаторы не могут быть применимы к любому региону в равной мере. В оценивании и ранжировании необходимо учитывать географические, экономические, демографические особенности каждого региона. С этой целью – ввести к каждому показателю поправочные коэффициенты, учитывающие эти особенности.

На наш взгляд, оценивание и ранжирование должно быть регулярным, по результатам, к примеру, двенадцати (или девяти, или шести) отчетных месяцев, синхронно опубликовываться, обсуждаться на местах и способствовать оперативным улучшениям и эффективному развитию отечественной экономики в целом.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  2. Закон Калининградской области от 20 октября 2008 г. № 278 «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области». [Электронный ресурс] – URL: http://www.minprom.gov39.ru/documents/?PAGEN_1=3
  3. Постановление Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2012 № 561-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Модернизация экономики, развитие инноваций, малого и среднего бизнеса, поддержка конкуренции и улучшение инвестиционного климата». [Электронный ресурс] – URL: http://www.stavregion.ru/_/lawbase/2013/03/561-p.pdf
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

 

Сачук Татьяна Викторовна

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов Карельского филиала РАНХиГС

 

Комментарии