О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 2014 ГОДУ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ Г

Комментарии · 1076 Просмотры

ЕГЭ крайне активно распространялся по стране. Полемика вокруг единого государственного экзамена не утихает с момента его введения.

Впервые эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) был проведен в 2001 в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. ЕГЭ крайне активно распространялся по стране. Полемика вокруг единого государственного экзамена не утихает с момента его введения. Особенно острой она стала в 2008 году, когда к ЕГЭ присоединились все регионы и большая часть выпускников школ стала сдавать ЕГЭ. Однако «точки кипения» проблема приобрела по итогам кампании ЕГЭ в 2013 г., когда многочисленные грубейшие нарушения установленных процедур оказались в центре внимания СМИ и первых лиц государства, включая Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева. В связи с этим были внесены изменения в   нормативные документы, предпринят ряд организационно-технических мероприятий, направленных на повышение объективности экзамена. Поэтому анализ условий и порядка проведения государственной итоговой аттестации, также результатов ЕГЭ является актуальным исследованием, цель которого:

  • выяснить, как предпринятые меры повлияли на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего и среднего общего образования;
  • сформулировать предложения по совершенствованию порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего и среднего общего образования.

Базовым документом, регламентирующим форму и порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 59. Итоговая аттестация). [1] Для реализации положений Закона издаются нормативно-правовые акты уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а  также инструктивные и методические материалы.

Несмотря на снижение результатов ЕГЭ в 2014 г., продемонстрированных школьниками, все же удалось добиться существенных результатов. По данным Рособрнадзора, в 2014 году в процедуре организации и проведения ЕГЭ участвовало 85 субъектов Российской Федерации, а также 50 иностранных государств (школы при посольствах, военные части Российской Федерации и др.). Количество принимающих участие снизилось на 7 % по сравнению с 2013 г. В связи со снижением количества участников ЕГЭ, количество пунктов проведения экзамена также было сокращено на 20 %.

Во все субъекты Российской Федерации были направлены федеральные эксперты по мониторингу ЕГЭ со статусом членов региональных государственных экзаменационных комиссий, находившиеся на постоянной связи с Рособрнадзором и Федеральным центром тестирования. К контролю за проведением ЕГЭ были подключены также общественные организации, главным образом студенческие, среди которых следует особо выделить РСМ и РАСНО. Их представители в статусе общественных наблюдателей находились в пунктах проведения экзамена и фиксировали нарушения. Контролировали процесс проведения государственного экзамена более 43 000 общественных наблюдателей, 988 федеральных общественных наблюдателей, 115 федеральных инспекторов, а также более 6 000 on-line наблюдателей, что существенно превышает данный показатель за 2013 г.

Благодаря сложной и многоуровневой системе контроля, в 2014 г. удалось сократить общее число нарушений при проведении ЕГЭ. Было пресечено более 350  грубых нарушений. Более 1 400 человек было удалено за использование шпаргалок и мобильных телефонов. Системами видеонаблюдения с возможностью трансляции в on-line режиме было оборудовано более 36 тысяч аудиторий по всей стране, включая пункты проведения экзаменов и региональные центры обработки информации, более 15 тысяч – с возможностями записи off-line. Трансляция из регионов осуществлялась в режиме реального времени на специально созданный для трансляции видео со всех регионов портал SMOTRIEGE.RU. Бесперебойная работа системы видеонаблюдения в этом году позволила выявлять нарушителей не только во время проведения ЕГЭ, но и по итогам просмотра видеозаписей. Портал SMOTRIEGE.RU продолжил свою работу, но уже в режиме просмотра архива с 1 августа 2014 года по 31 октября 2014 года.

Например, в Хабаровском крае средствами видеоконтроля были оборудованы все пункты проведения единого государственного экзамена (далее – ППЭ), но наблюдение в режиме реального времени через сеть Интернет было возможно только в 54 % ППЭ. Это связано с тем, что оставшихся 46 % населенных пунктов подключение к интернету силами ОАО «Ростелеком» было невозможно. В этих ППЭ в период проведения ГИА производилась видеозапись в непрерывном режиме. 

Особую важность приобрел мониторинг Интернет-ресурсов. Весь период проведения ЕГЭ группа мониторинга Рособрнадзора осуществляла наблюдение за   более 3 500 Интернет-ресурсами. Специалистами было рекомендовано заблокировать более 1 000 сайтов и групп в социальных сетях. Вся информация об активности ресурсов направлялась в правоохранительные органы. За весь период были представлены на экспертизу около 30 фрагментов, позиционирующихся в сети как контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) ЕГЭ 2014 г. по разным предметам, однако анализ материалов, проведенный специалистами, не подтвердил совпадения с реальными заданиями, которые были на ЕГЭ этого года. Большинство материалов, выдаваемых за КИМ 2014 г., не прошли даже первичной проверки – это были грубо подделанные задания.

Благодаря функционированию новой системы наблюдения и мониторинга в этом году удалось избежать многих проблем прошлых лет: утечек контрольных измерительных материалов, использования мобильных телефонов и множества других нарушений, которые сопровождали единый государственный экзамен в  предыдущие годы. В текущем году нарушения в основном допускались учащимися, со стороны организаторов нарушений практически не выявлено. Так, можно сделать вывод, что установка видеонаблюдения оказалось достаточно действенной мерой.

Качественная организация испытаний позволила также снизить количество поданных апелляций о несогласии с результатами ЕГЭ на 19%, 26% из них было удовлетворено, что так же меньше показателя предыдущего года (31% удовлетворенных апелляций в 2013 г.).

Были выявлены особенности проведения ЕГЭ в определенных федеральных округах. В частности, для Хабаровского края характерной чертой являлось наличие большого количества ППЭ, расположенных в труднодоступных и отдаленных местах. В таких населенных пунктах существенным фактором является наличие подключений к глобальным телекоммуникационным сетям для обеспечения своевременного обмена информацией с региональными центрами обработки информации (далее – РЦОИ), в том числе для передачи изображений бланков ответов. В Хабаровском крае для этих целей были организованы защищенные каналы связи с использованием спутниковых подключений. Эта задача была успешно решена благодаря наличию в регионе Краевой информационной образовательной сети с централизованным управлением. 

Средний тестовый балл снизился в 2014 году практически по всем предметам, кроме таких предметов, как французский язык (тестовый балл увеличился на 0,1) и испанский язык (тестовый балл увеличился на 2,95). Средний тестовый балл по математике и русскому языку снизился на 9,96 и 1,44 баллов соответственно (итоговый средний тестовый балл – 39,63 и 6,5 соответственно). При этом минимальный балл по этим предметам был вынужденно снижен непосредственно в ходе проверки работ.

Помимо основных предметов, русского языка и математики, наибольшей популярностью среди выпускников пользовалось обществознание (снижение среднего балла на 7, итог – 53,09 баллов), физика (снижение среднего балла на 8,88, итог – 43,76 баллов), история (снижение среднего балла на 10, итог – 45,72) и биология (снижение среднего балла на 4,76, итог – 54,31). Наиболее успешными предметами с наибольшим количеством участников ЕГЭ, набравших 100 баллов стали русский язык, химия и литература (2 388, 482 и 209 учащихся, получивших 100 баллов соответственно). Из числа предметов по выбору, к примеру, для выпускников Хабаровского края самым популярным стало обществознание. Его сдавали 58,5% выпускников. На втором месте физика (20,8%), на третьем – история (20,6%). Затем идут биология, химия, английский язык, информатика, литература и география. Это свидетельствует о том, что одними из наиболее привлекательных специальностей для выпускников остаются экономические. Аналогичная тенденция наблюдается и по Российской Федерации: обществознание – 1,6%, физика – 26,5%, история – 20,4% (рис.1).

Рисунок 1. ­ Популярность предметов

Из анализа результатов ЕГЭ в Хабаровском крае за 2014 год видно, что средний тестовый балл по всем предметам, кроме английского языка и химии, выше среднего тестового балла по Российской Федерации (табл. 1). При этом значительных колебаний по сравнению с предыдущими периодами не произошло. Это может быть интерпретировано следующим образом: экзамены в предыдущих периодах в Хабаровском крае проходили без нарушений, для устранения которых были предприняты существенные меры.

 

Таблица 1. Динамика среднего тестового балла участников ЕГЭ

 

Предмет

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Хаб.

край

РФ

Хаб.

край

РФ

Хаб.

край

РФ

Хаб.

край

РФ

Хаб.

край

РФ

Русский

язык

57,7

57,9

59,6

60,5

59,8

61,1

62,3

63,94

63,7

62,5

Математика

43

43,5

43,7

48,2

42

44,6

46,9

49,59

44,2

39,63

Физика

50,4

50,5

50,3

51,5

47,6

46,7

54,2

54,64

49,1

45,76

Химия

52,9

56

52,4

58

51,6

57,3

64,2

68,66

54,8

55,65

Информатика

60,9

62,7

58

56,8

59,3

60,3

58,6

63,47

60,2

57,19

Биология

51,7

55,5

52

54,2

52,9

54

54,8

59,07

54,9

54,31

История

48,7

49,4

49

51,3

49,9

51,1

50,4

55,9

48,9

45,72

География

53,4

52,6

55,3

54,7

56,1

55,8

64,4

57,55

54,9

53,12

Английский язык

50,8

55,6

55,7

60,9

57,4

60,8

64,5

73

57,4

61,25

Обществознание

58,3

56,2

58,3

56,6

57,7

55,2

59,6

60

53,9

53,09

Литература

52,3

54,5

53,4

56,8

54,1

56,3

62,4

59,92

55,1

54,07

 

В 2014 г. активность участников ЕГЭ выглядела следующим образом: 41,1% сдавали экзамены по четырем предметам, 37,3% – по трем предметам, 9,2% – по двум предметам, 8,4% – по 5 предметам. Наименьшее количество участников ЕГЭ сдавали экзамен по 1 предмету (2,2%), однако были и те, кто сдавал экзамен по более чем 6 предметам (1,8%). Количество учащихся, которые набирают от 80 до 100 баллов на ЕГЭ, существенно снизилось. В 2013 году их было более 180 тыс. человек, в 2014 году – только более 110 тыс. Почти в три раза снизилось и количество стобалльников. Если в 2013 году их было больше 9 тыс., то в этом – 3,5 тыс. человек.

В 2014 году впервые в период проведения государственной ГИА в Рособрнадзоре начал работу Ситуационно-информационный центр (далее – СИЦ) по вопросам проведения ЕГЭ 2014. Во время ЕГЭ ежедневно в СИЦ был организован сбор и анализ информации о ходе проведения экзаменов; для выпускников и родителей круглосуточно работала «горячая линия» call-центра по вопросам ЕГЭ. В СИЦ велось круглосуточное онлайн-наблюдение за ходом проведения экзаменов. Для СМИ регулярно организовывались брифинги с руководством Рособрнадзора, Федерального института педагогических измерения, Федерального центра тестирования. Такая же работа будет вестись и во время ЕГЭ 2015.

В 2014-2015 учебном году функции СИЦ планируется расширить. Помимо мониторинга ЕГЭ 2015, в нем запланировано проведение мероприятий по различным вопросам оценки качества образования. Официальный портал ЕГЭ за время проведения экзамена в 2014 году посетили больше 35 миллионов раз, в 4 раза больше, чем в прошлом году. Во время проведения ЕГЭ портал еженедельно посещали больше 3 миллионов человек. Наибольшей популярностью пользовался раздел «Узнай свой результат».  На проведение ЕГЭ в этом году потребовалось на  663 млн рублей больше, чем в 2013 году. В основном, по всем позициям проведения ЕГЭ финансирование осталось на уровне прошлого года. Увеличение выделенных средств пришлось на видеонаблюдение и на усиление мер контроля при доставке КИМ в некоторые регионы.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать несколько существенных выводов:

  • Высокая степень контроля над процедурой ЕГЭ позволила существенно снизить количество нарушений и сделала систему экзамена наиболее прозрачной и объективной. Полученные результаты создают условия для принятия множества управленческих решений относительно повышения качества образовательных услуг, квалификации преподавателей, поддержки «отстающих» школ и т.д.
  • Низкие показатели средних тестовых баллов по многим экзаменационным предметам в первую очередь свидетельствуют о высокой степени защищенности процедуры сдачи экзамена в этом году и о высоком уровне контроля, который позволил, наконец, выявить наиболее реальные результаты. Однако это не  говорит о высоком уровне освоения дисциплин учащимися. Современная ситуация, в которой удалось обеспечить равные и справедливые условия прохождения итоговой аттестации для всех выпускников должна стать базисом для решения довольно сложного комплекса проблем. Так, исследования РАНХиГС свидетельствуют о том, что, несмотря на все усилия по адаптации учреждений среднего образования к требованиям ЕГЭ, лишь четверть учеников и родителей полагают, что в отсутствие дополнительной подготовки школа дает возможность сдать ЕГЭ на высокий балл. Обращение к системе дополнительного образования на современном этапе практически стало социальной нормой, что свидетельствует о недоверии потребителей образовательных услуг их реальному качеству.
  • Гибкость системы оценки ЕГЭ в 2014 году позволила существенно снизить количество «двоек» и, как следствие, не сократило существенно поток абитуриентов в вузы. Согласно правилам ГИА, школьник, который не преодолевает минимальный порог по обязательным предметам ЕГЭ (русский язык и математика), вместо аттестата получает только справку об окончании школы. Выпускники, получившие неудовлетворительную оценку по одному из обязательных предметов, имеют право на пересдачу, однако только в следующем году, что опять же отрицательно сказывается не только на количестве поступающих в вузы, но создает дополнительную психологическую нагрузку на выпускников.
  • Активное развитие Интернет-пространства в России создало дополнительный инструмент контроля и в процессе проведения ЕГЭ, о чем свидетельствует количество обращений на официальные порталы, а также количество on-line наблюдателей.

Проанализировав все вышесказанное, можно выделить следующие направления совершенствования системы ЕГЭ:

  • Для обеспечения наиболее эффективной подготовки обучающихся и повышения результатов единого экзамена, необходимо обратить особое внимание на подготовку выпускников высших учебных заведений педагогического профиля, которые в последствие становятся носителями тех знаний, с которыми выпускники идут на ЕГЭ. Особое внимание также необходимо уделить процедурам переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
  • При переходе к формам проведения экзамена, при которых количество привлекаемых экспертов значительно сократится, возникают риски повышения субъективности оценки результатов, в том числе, в результате возможного сговора членов экспертной комиссии. Таким образом, должно быть определено минимальное количество экспертов и обеспечена их ротация. Это необходимо учесть при разработке Рособнадзором новых регламентов проверки государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).
  • При проведении ГИА по обязательным и наиболее популярным предметам, количество проверяемых работ будет большим, что предполагает привлечение большого количества экспертов, в том числе и не имеющих опыта проверки или достаточно высокой квалификации. При разработке Рособнадзором регламентов и технологии проверки ГИА следует предусмотреть возможность отказа эксперта от проверки ответа на задание, если эксперт считает, что он не  может объективно или качественно его оценить. Эта мера может быть предусмотрена для задач высокого уровня сложности по различным предметам.
  • Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть целесообразность и возможность создания саморегулируемой организации, объединяющей экспертов ЕГЭ, обеспечивающей их подготовку и аттестацию. Целесообразность этого предложения следует из необходимости привлечения в состав экспертов ЕГЭ не только школьных учителей, в отношении которых органы управления образованием располагают организационным ресурсом, но и представителей ВУЗов, что делает ЕГЭ легитимным вступительным экзаменом. Наличие такой саморегулируемой организации позволит сформировать и реализовать единые требования к квалификации экспертов, повысить качество и объективность экспертизы и получить обратную связь.
  • Предусмотреть адекватную оплату членам комиссий и экспертам в соответствии с выполняемой нагрузкой и ответственностью.
  • Необходима четкая унификация программ и предметов. Единая система экзамена предусматривает единую систему преподавания, которая на данном этапе в России отсутствует: различные программы преподавания зачастую предполагает различные трактовки и точки зрения. Необходимо включить все программы в  единую систему, чтобы избежать различных мнений и добиться четкого соответствия преподаваемых дисциплин итоговым тестовым заданиям. Особенно это касается гуманитарных дисциплин.
  • Предусмотреть в рамках внеурочной деятельности подготовку к экзамену, то есть внести изменения в федеральный государственный образовательный стандарт.
  • Правила проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования должны устанавливаться в начале учебного года и не меняться.
  • Необходимо разработать особую систему поддержки «слабых школ», проанализировать результаты и определить «слабые места» и направления развития. Необходимо максимально сократить разрыв между «слабыми» и «сильными» школами в каждом регионе отдельно и по России в общем.
  • Важно повышать степень объективности системы ЕГЭ. Этого позволила бы добиться минимизация той части теста, где необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных, чтобы устранить возможность угадывания. Также положительным образом скажется введение устной части для некоторых предметов (например, иностранные языки), а также написание сочинения.
  • Введение профильного и базового уровня. Английский язык и другие планируемые дисциплины не должны быть обязательными.
  • Необходимо максимально снизить степень оценки преподавателей на основе результатов ЕГЭ и не связывать с ними премирование отдельных учителей. Образование имеет двухсторонний характер. С одной стороны это учитель, носитель информации, с другой стороны – обучающийся с его личной способностью воспринимать эту информацию. И результат обучения будет высоким только в случае высокой эффективности взаимодействия обоих субъектов.
  • Создание Независимых центров по проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в каждом регионе. Результаты ЕГЭ одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в вузы, что существенно разгружает выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов. Однако введение возможности пересдать ЕГЭ в том же году существенно снизит психологическую нагрузку на обучающихся, поможет создать индивидуальный образовательный маршрут для каждого и повысит стрессоустойчивость. В качестве экспертов привлекать научно-педагогические кадры высшего и среднего профессионального образования.
  • Необходима также дифференциация КИМ в зависимости от часового пояса, чтобы избежать возможности помощи обучающимся, например, Калининграда обучающимися из Владивостока.
  • Разведение по времени процедур ГИА выпускников IX классов и основного этапа ЕГЭ. Совпадение ГИА и ЕГЭ по времени приводит к чрезвычайно высокой нагрузке на сравнительно немногочисленный коллектив РЦОИ.
  • Рекомендовать субъектам Российской Федерации организовать РЦОИ в форме юридического лица. Например, в Пензенской области РЦОИ является структурным подразделением ГАОУ ДПО «Институт регионального развития». Отсутствие статуса юридического лица затрудняет оперативное решение материально-технических вопросов, вводит двойное подчинение сотрудников РЦОИ, имеет определенные финансовые и кадровые недостатки. Также наличие собственного ППЭ при РЦОИ, работающего на профессиональной основе и с постоянным коллективом организаторов, позволит снизить остроту ряда проблем на досрочном и дополнительном этапах проведения ЕГЭ, осуществлять на его базе подготовку руководителей и организаторов ППЭ, мобилизуемых на основной этап проведения ЕГЭ.
  • Издание ведомственного приказа МВД, регламентирующего участие сотрудников полиции в контроле входящих в ППЭ.
  • Отказ от работы ППЭ в режиме offline, переход на работу только в режиме online. Работа всех ППЭ в режиме online обеспечит равенство условий для  всех участников ЕГЭ, гарантирует полную прозрачность ЕГЭ для online-наблюдателей, мотивирует организаторов на строгое соблюдение требований к процедуре проведения ЕГЭ.
  • Рекомендовать субъектам Российской Федерации обеспечить учебные заведения, используемые в качестве ППЭ, кондиционерами в учебных аудиториях. В жаркое время года здания школ типовой постройки сильно нагреваются, что приводит к значительному дискомфорту для участников ЕГЭ и организаторов в аудиториях, а иногда – к ухудшению их самочувствия.
  • Убрать из показателей оценки эффективности образовательной организации показатели ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
  • Дать возможность каждой образовательной организации высшего и среднего профессионального образования определять правила приема абитуриентов.
  • Поддержание позитивного общественного мнения в отношении ЕГЭ. В 2014 г. удалось сформировать представление общественности о ЕГЭ как об открытом, честном и эффективном механизме контроля качества образования.

    Автор статьи:

    Алтухова Ирина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Дальневосточного института – филиала РАНХиГС.

    Зубков Сергей Дмитриевич - кандидат географических наук, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала РАНХиГС.

    Голышев Игорь Геннадьевич - кандидат педагогических наук, директор Чебоксарского филиала РАНХиГС.

    Колегаева Елена Михайловна - кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой математических методов и информационных технологий Дальневосточного института – филиала РАНХиГС.

    Жидкова Марина Исаковна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математических методов и информационных технологий Дальневосточного института – филиала РАНХиГС.

    Спирина Наталья Александровна - кандидат экономических наук, начальник отдела образовательного маркетинга Уральского института – филиала РАНХиГС.

    Материал подготовлен: 2014 г

    Список использованных источников

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Комментарии