ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2013-2020 ГОДЫ»

Комментарии · 1045 Просмотры

Цель - существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной к

В Подпрограмме 1 «Развитие профессионального образования» Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» (далее – ГП РО) [1] выделены следующие принципиальные направления совершенствования данной сферы образования:

  • обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;
  • интеграция начального и среднего профессионального образования в рамках развития региональных социально-экономических систем;
  • внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций;
  • формирование современной системы непрерывного образования, включая дополнительное профессиональное образование, формы открытого образования;
  • внедрение нормативного подушевого финансирования;
  • использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания;
  • совершенствование моделей управления организациями профессионального образования, формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва.

Была сформулирована цель подпрограммы 1 «Развитие профессионального образования» Программы: существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.

Перечень приоритетных задач в сфере профессионального образования определен в соответствии с приоритетами стратегических документов и основными приоритетами Программы и включает:

  • модернизацию структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности;
  • модернизацию содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;
  • формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты;
  • формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний;
  • внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования образования.

Основными показателями реализации Подпрограммы 1 являются:

Показатель 1.1 «Удельный вес численности студентов, обучающихся в   ведущих образовательных организациях высшего образования, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования».

Показатель 1.2 «Структура подготовки кадров по программам профессионального образования (удельный вес численности выпускников программ профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников): программы начального и среднего профессионального образования, в  том числе программы прикладных квалификаций; программы прикладного бакалавриата; программы бакалавриата; программы подготовки специалиста; программы магистратуры; программы послевузовского профессионального образования (с защитой диссертации)».

Показатель 1.3 «Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе».

Показатель 1.4 «Удельный вес численности студентов организаций высшего образования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном организаций высшего образования не менее одного семестра (кроме вузов государств - участников Содружества Независимых Государств), в общей численности студентов вузов».

Показатель 1.5 «Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования к средней заработной плате в соответствующем регионе».

Показатель 1.7 «Удельный вес числа государственных (муниципальных) организаций профессионального образования, направивших не менее 50 процентов от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда) в общем их числе».

Показатель 1.8 «Удельный вес числа организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн рублей, в общем их числе».

Показатель 1.9 «Удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования».

Показатель 1.10 «Обеспеченность студентов общежитиями (удельный вес студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях): государственные (муниципальные) образовательные организации среднего профессионального образования; государственные (муниципальные) образовательные организации высшего профессионального образования)».

Показатель 1.11 «Число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».

Вместе с тем в приоритетных направлениях, задачах и показателях ГП РО не  отражена необходимость приоритетного развития подготовки, повышения квалификации и переподготовки инженерно-технических кадров для обеспечения указанными кадрами промышленных предприятий Российской Федерации, что должно обеспечить ее переход на инновационную траекторию развития, диверсифицировать структуру экономической деятельности, уйти от сырьевой зависимости российской экономики.

Проведенное Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации исследование (2013 г.) показало, что  большинству российских предприятий не хватает технических компетенций у их работников (в соответствии с рис. 1).

Наиболее востребованными технические компетенции являются у крупных российских предприятий (51,3%), у средних и малых предприятий нехватка указанных компетенций ниже, тем не менее, она значительна – более 45% и 40%, соответственно. В значительной мере дефицит технических компетенций работников российских предприятий препятствует освоению новых технологий, внедрению новейшего оборудования, повышению конкурентоспособности продукции российского производства на мировых рынках.

 

Рисунок 1. ­ Недостаточность компетенций у работников крупных, средних и малых предприятий

 

Вместе с тем решение проблемы устранения указанной нехватки компетенций лежит далеко не только в сфере дополнительного профессионального образования – повышения квалификации и переподготовки уже имеющихся кадров.

В значительной мере дефицит инженерно-технических компетенций у  работников российских предприятий связан с достаточно низким престижем инженерно-технических специальностей у российской молодежи, а также ухудшающимся уровнем подготовки специалистов данного профиля в организациях среднего профессионального и высшего образования.

В принципе, для решения данной проблемы в рамках ГП РО необходимо выделение самостоятельной подпрограммы «Развитие инженерно-технического образования», затрагивающей все уровни образования. 

В системе дополнительного образования детей и молодежи 5-18 лет необходимо воссоздание системы детского научно-технического творчества. В связи с этим в ГП РО необходимо ввести:

показатель удельного веса детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, занимающихся в кружках научно-технического творчества, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5-18 лет (15-20%).

В системе среднего профессионального образования необходимо ввести требования к качеству приема на программы начального и среднего профессионального образования, которые в настоящее время сильно занижены по подготовке рабочих для промышленных предприятий и инженерно-технических специалистов среднего звена, т.к. в настоящее время на программы начального профессионального образования (подготовка рабочих кадров) поступают в основном учащиеся, имеющие низкие оценки в школе, а в среднем профессиональном образовании удельный вес подготовки инженерно-технических специалистов хотя и остается высоким, но до 80% выпускников системы среднего профессионального образования (далее – СПО) не работают по специальности. Качество подготовки в этой сфере остается низким в силу устаревших технологий обучения, а также низкого уровня преподавательского корпуса указанных учебных заведений. 

В системе высшего образования Россия до сих пор остается страной, обучающих больше инженеров, чем страны ОЭСР (в соответствии с рис. 2)

 

Рисунок 2. ­ Структура выпуска специалистов с высшим образованием по укрупненным областям знаний

 

Основными проблемами подготовки, повышения квалификации и переподготовки инженерно-технических кадров в массовом сегменте высшего инженерно-технического образования и на программах дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) являются:

  • стареющие кадры профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) вузов (старше 50-55 лет), не знающие современного производства, новых технологий, не знакомые с последними разработками инженерной науки;
  • устаревшее оборудование, псевдонаука, ориентация на устаревшие стандарты образования, отсутствие практической подготовки. Обновление оборудования произошло, прежде всего, в элитном сегменте инженерно-технического образования и лишь в незначительной степени затронуло его массовый сегмент (за исключением компьютеризации вузов);
  • усугубление ситуации с переходом на уровневую систему высшего образования (бакалавриат-магистратура) без сформированной современной системы непрерывного профессионального образования;
  • практически повсеместно деятельность инженерно-технических вузов оторвана от запросов рынков труда и ориентирована на достаточно умозрительные (и устаревшие) стандарты высшего образования по техническим специальностям;
  • низкое качество программ ДПО по инженерным специальностям, т.к. эти структуры имеют те же проблемы, что и технические вузы;
  • крупные предприятия создают собственные или внутриотраслевые специализированные учебные центры. Фактически происходит их уход из вузов по программам ДПО (повышение квалификации и профессиональной подготовки);
  • средние и малые предприятия не имеют доступа к современным программам ДПО (не «вхожи» в корпоративные и отраслевые учебные центры крупных предприятий – дорого, и есть риск потери обученных кадров);
  • многие предприятия реального сектора работают на устаревшем оборудовании, поэтому современные инженерно-технические кадры им не нужны, в то же время эти предприятия не престижны для выпускников технических вузов и организаций СПО, хотя и испытывают постоянную нехватку указанных специалистов. В силу этого воспроизводится неэффективный спрос на инженерно-технические кадры;
  • отсутствие массового спроса со стороны реального сектора на высококвалифицированных инженеров.

Необходимы меры по развитию инженерно-технического высшего и дополнительного профессионального образования.

Воссоздание элитного технического образования:

  • В новых элитных инженерных вузах должна вестись подготовка очень дорогих инженеров (под заказы конкретных компаний и, возможно, с их частичным финансированием).

В массовом сегменте

  • Реструктуризация сети инженерных вузов. Формирование региональной сети опорных инженерных (политехнических) вузов – по аналогии с федеральными университетами.
  • Оснащение этих вузов новым оборудованием и кадрами, которые умеют на нем работать.
  • Создание системы прикладного бакалавриата для массовой подготовки технических специалистов.
  • Отбор и обучение ППС – стажировки, жесткий отбор по возрасту и ряду других критериев.
  • Переформатирование всей системы дополнительного (поствузовского) инженерного образования при широком вовлечении бизнеса, создании ресурсных центров и т.п. Разработка тренажеров, симуляторов, деловых игр для инженеров. У преподавателей этой системы непрерывного профессионального образования должны быть высокие зарплаты и жесткий график их постоянной переподготовки в ведущих мировых центрах.
  • Вовлечение нового корпуса ППС в науку. Здесь проблема в том, что большая часть вузовской науки огосударствлена и практически питается заказами самих вузов на свою научную деятельность. Таким образом, существует проблема заказчика на научные проекты техническим (массовым) вузам (у элитных вузов есть возможность получать заказы от бизнеса или вести разработки вместе с ним).

Автор статьи:

Акопов Леонид Владимирович - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и служебного права Южно-Российского института – филиала РАНХиГС.

Неверов Александр Николаевич - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической психологии и психологии государственной службы Поволжского института управления – филиала РАНХиГС.

Аринушкина Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической психологии и психологии государственной службы Поволжского института управления – филиала РАНХиГС.

Озина Альбина Михайловна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС.

Дахин Андрей Васильевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС.

Осипов Олег Викторович - кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Челябинского филиала РАНХиГС.

Клячко Татьяна Львовна - доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, профессор НИУ ВШЭ.

Черкасов Константин Валерьевич - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного, финансового и информационного права Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС.

Морозова Галина Алексеевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления и маркетинга Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС.

Шмалий Оксана Васильевна - доктор юридических наук, заведующая кафедрой административного и служебного права Южно-Российского института – филиала РАНХиГС.

Материал подготовлен: 2013 г

Список использованных источников

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/
Комментарии