О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ГРАЖДАН ЗА ПРЕДЕЛАМИ МЕСТА ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ, В ТОМ ЧИС

Комментарии · 897 Просмотры

Трудоустройство граждан за пределами места постоянного проживания является одной из приоритетных задач в связи с необходимостью оптимального распределени

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 663-р утвержден План мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2018 годы. [1] Основная группа планируемых мероприятий направлена на совершенствование правового регулирования трудоустройства граждан за пределами места постоянного проживания, в том числе на территориях приоритетного привлечения трудовых ресурсов.

Трудоустройство граждан за пределами места постоянного проживания является одной из приоритетных задач в связи с необходимостью оптимального распределения трудовых ресурсов, в том числе в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда. В настоящее время разработан ряд новых законодательных положений, подготовлены изменения (вступившие или вступающие в силу в ожидаемый период) в действующее законодательство.

В связи с изложенным считаем необходимым отметить следующее.

  • Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от  19 апреля 1991 г. № 1032-1, вступающие в силу 1 января 2016 г. [2] Так, предлагается дополнение пункта 2 статьи 5, определяющей основные направления государственной политики в области содействия занятости населения, абзацем следующего содержания:

«создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости».

Полагаем, что для подобных негосударственных организаций  способность осуществлять деятельность по трудоустройству граждан за пределами места постоянного проживания  может быть значительно выше, в сравнении со службами занятости, действующих в субъектах Российской Федерации. В связи с этим считаем, что рекрутинговая деятельность негосударственных организаций должна находиться под строгим контролем государственных органов. Ежегодно в  Российской Федерации, по данным Следственного Комитета Российской Федерации, без вести пропадают около 70 тыс. человек, при этом до 80% пропавших оказываются привлеченными к рабскому труду.

Ряд требований предъявляется к частным агентствам занятости (ст. 18.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [3]), однако эти меры не являются достаточными в случае направления агентствами работников в места вне пределов их проживания.

Ст. 7 указанного закона «Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения» не содержит контрольных полномочий за  деятельностью негосударственных организаций. Эффективные механизмы противодействия преступности в сфере труда в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют. Уголовная политика России не рассматривает в качестве важной составляющей криминальную превенцию в трудо-правовой сфере.

Несмотря на наличие в Уголовном кодексе Российской Федерации статей, предусматривающих ответственность за преступления в сфере труда  (глава 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина») практические не разработаны механизмы взаимодействия правоохранительных органов и органов государственной власти, контролирующих сферу труда.

Полагаем, что деятельность негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, должна быть взята под контроль государства с акцентом на превенцию преступлений в данной сфере.

  • Трудоустройство граждан за пределами места постоянного проживания может вызвать ряд трудностей для правоприменителей. В настоящее время не имеется четкого понятия, что считать местом работы за пределами постоянного проживания работников. Ряд работодателей доставляет работников к месту работы ежедневно, при этом места работы могут варьироваться. Удаленные районы также не являются местами постоянного проживания для работников. Типичными являются следующие ситуации:

У работников восьмичасовой рабочий день, однако по указанию работодателя явка работников производится на несколько часов раньше времени начала работы. Эти несколько часов уходят на дорогу непосредственно до объекта, где ведутся работы. В итоге «рабочий день» достигает 12-14 часов в сутки. Время в пути работодателем не оплачивается. 

В настоящее время сохраняет свое действие Положение о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 июня 1989 г. № 169/10-87. [4] Данное Положение не является актуальным и практически не применяется. Надбавки установлены в пределах 3-5 рублей за сутки. Тем не менее, Положение показывает значимость централизованного регулирования данных выплат. Согласно Положению разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Таким образом, время рабочим не признается.

Действующий Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателям право самим устанавливать компенсационные выплаты. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться коллективным и индивидуальным трудовыми договорами. Организация должна самостоятельно решать вопрос об отнесении работы по конкретной должности и профессии к работе, имеющей разъездной характер, и о связанных с этим компенсациях.  Тем не менее, доплаты за время проезда, проведенное в транспорте работодателя, в большинстве случаев им  игнорируются и не находят отражения ни  в  локальных нормативных актах, ни в договорах. Такая позиция выгодна работодателю, позволяя экономить фонд оплаты труда, избегая при этом видимых нарушений. Подобные ситуации приводят к разногласиям между работниками и работодателем, которые в ряде случаев переносят в суд. Полагаем, что для снижения напряженности в трудовых правоотношениях между работодателями и работниками, работающими на значительном расстоянии от места размещения организаций, необходимо принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления компенсационных выплат за время нахождения работников в пути. 

  • В условиях использования трудовых ресурсов вне места постоянного проживания возможным остается незаконное привлечение к труду с пониженной компенсацией. В правоприменительной практике подобных случаев множество. Подтверждения, по жалобам работников, как правило, не находят.

Рассмотрим вариант незаконного привлечения к труду официанток в  придорожном кафе, работающих вне места постоянного проживания. Официанткам предложили поработать больше 40 часов в неделю, при этом обещали очень хорошо заплатить. В течение месяца работницы приступали к работе в 7 часов утра. Сначала работа на кухне, обслуживание клиентов, мытье посуды. Работа продолжалась до двух часов ночи. Работники ночевали в этом же кафе. Рабочий день получился равным девятнадцати часам. В месяц было выработано более 500 часов. За месячную работу ими было получено по семь тысяч рублей.

«500 часов» звучит неправдоподобно, сразу вызывает недоверие, в первую очередь, к работницам. Государственный инспектор труда провел проверку по жалобе и, согласно официальным данным, представленным работодателем, установил: Официантки работали по документам по восемь часов, рабочее время учитывалось в табеле учета рабочего времени. По трудовому договору оплата труда составляла 7 000 рублей. Эта же сумма была выплачена в полном объеме. Данных о переработках получено не было. Удаленность от места постоянного проживания ослабляет контроль за соблюдением трудовых прав и законных интересов работников.

В данном примере за восемь часов ежедневной работы (за 40 часов в неделю) работница получает 7 тысяч рублей в месяц. 4 недели работница находится на работе. «Чистое» рабочее время – 19 часов в сутки. 19х28=532 часа. Если взять одинарный размер, не считая переработки, работодатель должен заплатить около 23 тысяч рублей. С учетом  сверхурочной работы – приблизительно 32 550 (переработка) + 7000 = 39550 (рублей). Свыше 30 000 рублей – незаконного дохода получено с одной официантки. С двух – около 60 000 рублей.

Считаем, что необходима криминализация подобных деяний. Наукой уголовного права обосновано основание для криминализации. Им  является существование общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета. [5] Подобное поведение работодателей достаточно широко распространено, эффективно воздействовать на него возможно не иначе как уголовно-правовыми средствами.

Криминообразующие признаки деяния:

  • нарушение норм Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, международных актов, ратифицированных Российской Федерацией, нарушение прав человека, предусмотренных данными актами;
  • способ совершения деяния – обман и (или) злоупотребление доверием;
  • заведомость, прямой умысел нарушителя, корыстная заинтересованность (факторы, создающие общественную опасность).
  • Необходимым является увеличение штата работников государственных инспекций труда с введением в штат не менее двух инспекторов по субъекту Российской Федерации, контролирующих соблюдение трудового законодательства в местах осуществления привлечения трудовых ресурсов, для которых данные места не являются местами постоянного проживания.
  • Представляется необходимым уделить вопрос исчислению стажа медицинских работников в случае их привлечения к оказанию медицинской помощи на постоянной основе лицам, занятым на работах вне места постоянного проживания, поскольку медицинские работники могут также быть привлечены к работе вне места их постоянного проживания.

Ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу 1 января 2015 года [6], сохраняет возможность досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В связи с этим необходимы уточнения в разъясняющем подзаконном нормативном акте, каким в настоящее время является Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7].

 

Авторы статьи:

Рыжкова Ирина Дмитриевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Липецкого филиала РАНХиГС.

Материал подготовлен: 2014 г.

Список использованных источников:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 663-р «Об утверждении плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162403/
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162598/
  3. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/10164333/
  4. Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 июня 1989 г. № 169/10-87 «Об утверждении Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве» [Электронный ресурс] – URL: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
  5. Лопашенко Н.А. Введение в уголовное право. М.: Волтерс Клувер, 2009. С.124.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39409/

  

Комментарии