ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС ПО КЛЮЧЕВЫМ АСПЕКТАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ 3.

Комментарии · 1122 Просмотры

Участие России в международных организациях. Перспективы евразийской интеграции. Оценка рейтингов высшего образования. Перспективы развития.

 

4. Интеграционные процессы

Присоединение России к ОЭСР

Присоединение России к Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) является одним из приоритетов внешнеэкономической политики Правительства Российской Федерации. Присоединение России к ВТО, а также значительный прогресс в переговорах с комитетами и рабочими органами ОЭСР создают предпосылки для ускорения процесса присоединения [13]. Мнения опрошенных экспертов по значимости приоритетов о присоединения России к ОЭСР разделились. С одной стороны, вступление России в ОЭСР дает доступ к экспертно-аналитическому потенциалу ОЭСР и экспертизе мирового уровня, обеспечивает применение современных международных подходов к оценке российской экономики, ставит требования по повышению качества государственного управления. С другой стороны, вхождение в международные организации без достаточной экономической подготовки очень сложно, особенно, когда Россия не достигла достаточного уровня. Некоторые эксперты выразили скептическое отношение к вступлению в ОЭСР, по их мнению, для России сейчас приоритетными задачами являются решение внутренних проблем. Вступление в международные организации приводит к дополнительным бюджетным нагрузкам – ОЭСР рекомендует снять квоты на участие нерезидентов в финансовых организациях, но тогда российские банки рискуют не выдержать конкуренции с иностранными и, кроме того, в страну может «хлынуть» спекулятивный капитал. Интеграционные процессы в последнее время становятся менее эффективными, в некоторых случаях создают больше проблем, чем перспектив.

Евразийская интеграция

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза [14]. Документ вступит в силу с 1 января 2015 года. Президент Армении Серж Саргсян заявил, что его страна намерена присоединиться к договору до 15 июня 2014 года. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев рассчитывает подписать договор до конца 2014 года [15].

Вместе с тем, как и у любого интеграционного процесса, у евразийской интеграции имеются различные барьеры и препятствия. Так, по мнению опрошенных экспертов, имеются следующие ключевые барьеры, препятствующие евразийской интеграции на ближайшие годы:

1) Политические факторы:

  • недоверие, нерешительность отдельных стран в этом вопросе, отсутствие политической воли, политико-экономический волюнтаризм, политическая нестабильность ряда регионов;

  • внешние факторы (скрытое противодействие мировых держав, «Россию в Европе воспринимают как сырьевой придаток и помойку для токсичных отходов», давление США и ЕС);

  • несовместимость национальных (страновых) ценностей, отсутствие консолидации народов, различие менталитета стран;

  • претензии национальных элит, национальный эгоизм, государственный эгоцентризм, псевдопатриотизм политиков, боязнь лидеров стран потерять самостоятельность.

2) Экономические факторы:

  • дифференциация уровня жизни в разных станах, различные темпы развития, разница в уровне жизни и структуре потребностей, разный уровень экономического развития и ресурсного обеспечения, удаленность государств, экономическая структурная дифференциация;

  • несогласованная внешнеторговая политика, вопрос со свободным перемещением товаров, наличие нелегального импорта, страх пустить конкурентов на свои рынки, таможенные барьеры, протекционизм;

  • низкий уровень социально-экономического развития участников и потенциальных участников евразийского союза, неразвитость дорожной структуры в России, низкое качество и конкурентоспособность продукции и услуг, экономические проблемы России как системообразующего фактора;

  • сама цель «интеграции» размыта для понимания, это не естественный социальный процесс, а скорее, идея разные интеграционные векторы, разногласия стратегического плана стран региона;

  • отсутствие единой платежной системы и слабость банковской системы, а также отсутствие гармонизации налоговой сферы;

  • отсутствие совместных экономических программ, малочисленность крупных (не менее «северного потока») совместных инвестиционных проектов.

3) Управленческие факторы:

  • отсутствие единой нормативно-правовой базы и ее гармонизированности;

  • недостаточный уровень политической интеграции;

  • неэффективная национальная и наднациональная бюрократия, а также возможная конкуренция между ними в рамках ТС и ЕЭП, медленная интеграция управленческих систем, люди интегрируются быстрее;

  • системная коррупция в управлении, замкнутость управленческой элиты.

5. Доверие рейтингам высшего образования

Комментарии к вопросу «Доверяете ли Вы отечественным рейтингам высшего образования (вузов)?»

Политизация рейтингов, сознательная необъективность (6 опрошенных экспертов):

  • Велика личная заинтересованность проверяющих.

  • Формируются исходя из интересов Минобразования.

  • Возможность влияния на рейтинги заинтересованных структур.

Неверные критерии оценки (21 опрошенный эксперт):

  • Узкий перечень показателей, произвольные пороговые значения.

  • Потому что показатели устанавливаются ведомством, которое не знает и системно не анализирует реальную ситуацию на местах. И однобокие показатели финансовой состоятельности ВУЗов не могут быть показателями эффективности образовательных программ.

  • Многие индикаторы рейтингов ориентированы либо на фиксирование достижений университета в прошлом, либо на актуальных статистических показателях (количество иностранных студентов или сотрудников, соотношение студенты/преподаватели, объем финансирования и т. д.), что не позволяет в полной мере оценить актуальный потенциал развития университета.

  • Рейтинги формируются по формальным данным, которые могут быть истолкованы произвольно, под цели толкования.

Относительное доверие к системе (12 опрошенных экспертов):

  • Позиция в рейтинге, как правило, подтверждается.

  • Показатели достаточно объективны, и во многом совпадают с мнениями граждан.

  • Позволяют создавать конкуренцию и выравниванию требований.

  • Система оценивания прозрачна.

Игнорирование специфики и «особых случаев» (8 опрошенных экспертов):

  • Неучет специфики.

  • В рейтингах нет учета специфик тех или иных вузов.

  • Учтено направление подготовки в ВУЗе, но не учтены территориальные особенности.

Принципиальный скепсис к возможности рейтингования (3 опрошенных эксперта):

  • Качество образования в российских вузах оценить сложно, в силу постоянных абсолютно неэффективных преобразований Правительства Российской Федерации и Минобрнауки России в сфере российского образования.

  • Оценивать крупные федеральные вузы и вузы регионального масштаба одинаково невозможно.

Распределение ответов представлено на рисунке 4.

 

Рисунок 4.  Ответы экспертов на вопрос «Доверяете ли Вы отечественным рейтингам высшего образования (вузов)?»

 

Доверяете ли Вы международным рейтингам высшего образования (вузов)?

Относительное доверие к системе (18 опрошенных экспертов):

  • Построение рейтингов имеет длительную историю и положительный опыт.

Неверные критерии оценки (13 опрошенных экспертов):

  • Большинство показателей не соответствуют действительности.

  • Неоптимальные критерии рейтинга.

  • Шкала измерений не достоверна (цитируемость и премии – не показатели описывающие эффективность технологий передачи знаний).

Факторы, по которым оцениваются вузы, не полностью совпадают с российской практикой. (10 опрошенных экспертов):

  • Различные системы и принципы реализации образовательного процесса в странах не дают возможностей для объективной оценки.

Политизация рейтингов, сознательная необъективность (7 опрошенных экспертов):

  • Возможность влияния на рейтинги заинтересованных структур.

  • В этом есть элемент конкурентного интереса.

Распределение ответов представлено на рисунке 5.

Рисунок 5.  Ответы экспертов на вопрос «Доверяете ли Вы международным рейтингам высшего образования (вузов)?»

 

Социальные услуги и бизнес.

Распределение ответов представлено на рисунках 6-7.

 

Рисунок 6.  Ответы экспертов на вопрос «Сможет ли передача социальных учреждений в управление бизнесу стать эффективной?»

 

Рисунок 7.  Ответы экспертов на вопрос «Как Вы оцениваете перспективы развития частно-государственного партнерства в здравоохранении?»

 

Заключение

Решения по ключевым вопросам социально-экономического развития должны приниматься, как с учетом данных официальной статистики, так и на основании анализа мнений экспертного сообщества. В рамках Гайдаровского форума 2014 был проведен опрос 518 респондентов, представляющих 9 экспертных групп. Материалы количественного исследования позволяют сделать ряд важных выводов.

Во-первых, примерно двое из трех респондентов (67,0%) оценили работу Правительства Российской Федерации по исполнению «майских» указов Президента России как недостаточно эффективную. Низкое качество исполнения указов эксперты связывают с финансовыми затруднениями региональных властей, на которые легла основная ответственность по их реализации, а также отсутствием надлежащего сопровождения возложенных обязанностей.

Во-вторых, моделируя сценарии развития российской экономики через 10 лет, экспертами был выделен ряд факторов роста социально-экономической сферы. В него вошли образование и наука, инновации, инвестиции, предпринимательская деятельность, промышленность, сельское хозяйство, модернизация энергетики и налогового администрирования, борьба с коррупцией, обеспечение внутреннего спроса, строительство жилья, укрепление гражданского общества. Причинами дестабилизации, в свою очередь, могут стать снижение объемов экспорта и стоимости углеводородов, кризис мировой экономики, совокупность социальных проблем, коррупция и теневая экономика (следует отметить, что опрос проводился во второй половине января 2014 года до введения секторальных санкций).

В-третьих, экспертные ожидания в отношении инфляции были несколько более пессимистичны, чем прогнозы Банка России (5-7% против 4,5%).

В-четвертых, в основе решения проблемы бегства капитала должны лежать меры, в первую очередь направленные на изменение налоговой и правовой системы. Эксперты обозначили следующие направления: предоставление налоговых каникул для бизнеса, применение гибкой системы налогообложения, создание комфортных условий для инвесторов, борьба с коррупцией, предоставление гарантий для бизнеса, укрепление банковской системы, развитие производства, совершенствование нормативно-правовой базы, ужесточение ответственности за должностные и экономические преступления, снижение ставок по кредитам, усиление позиций государства в экономике, обеспечение верховенства права.

В пятых, оценивая инвестиционный климат в России экспертами был выделен ряд негативных факторов: коррупция, бюрократия, чрезмерное налогообложение, низкий уровень нормативно-правовой базы и исполнительной дисциплины, отсутствие стандартов взаимодействия с властями, инертность российских предпринимателей, слабо развитая инфраструктура, концентрация капитала в госкомпаниях, высокие инвестиционные риски, высокие кредитные ставки, имиджевые проблемы, негативная правоприменительная практика, чрезмерная монополизация рынков, низкий потенциал внутреннего рынка, инфляция и политический климат.

В-шестых, оценивая объективность рейтинга всемирного банка Doing Business [11], эксперты разделились во мнениях (по итогам 2013 года Россия поднялась на 19 пунктов и заняла 93 место). Около 54% респондентов полагают, что рейтинг скорее объективно отражает ситуацию, тогда как 28% опрошенных придерживаются противоположного мнения. На их взгляд, в силу российской специфики для объективной картины необходимо делать срез данных по регионам.

В-седьмых, данные опроса свидетельствуют о наличии серьезных препятствий на пути к евразийской интеграции. Среди них можно выделить группу политических факторов (проблемы недоверия, скрытое противодействие мировых держав, различия в ментальных установках, сопротивление национальных элит), экономических факторов (различия в уровне жизни в странах, несогласованность внешнеторговой политики, отсутствие единой платежной системы и совместных экономических программ), управленческих факторов (отсутствие единой нормативно-правовой базы, низкий уровень политической интеграции, наднациональная бюрократия, системная коррупция в управлении).

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии ряда проблем, препятствующих устойчивому развитию страны. Во многом от того, насколько эффективно и оперативно государство сможет решать эти проблемы, будут зависеть, как успехи России во внутренней политике, так и ее положение на внешнеполитической арене.

Авторы статьи: 

Калмыков Н. Н., к. с.н., директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Рехтина Н. В., к.с.н., ведущий научный сотрудник Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Сатырь Т. С., научный сотрудник Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Материал подготовлен: 2014 г.

 

Список использованных источников

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. – 2008. [Электронный ресурс] – URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

  2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. – 2007. [Электронный ресурс] – URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html

  3. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] – URL: http://www.kremlin.ru/news/19825

  4. Указы Президента России от 7 мая 2012 года №№596-606. [Электронный ресурс] – URL: http://www.oblduma.kurgan.ru/important/archive/decrees_president/

  5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/761/

  6. Гайдаровский форум. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gaidarforum.ru/ru/

  7. Комиссия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, 7 мая 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://state.kremlin.ru/commission/31/news/20974

  8. ЦБ РФ изменил целевой ориентир по инфляции на 2014 год c 4,5% до 5,0%. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru/news/3493374

  9. Бегство капиталов из России – как на самом деле? [Электронный ресурс]. URL: http://voprosik.net/begstvo-kapitalov-iz-rossii-kak-na-samom-dele/

  10. Инвестиционный климат и инвестиции в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.investmentrussia.ru/teoriya-investirovaniya/investicii-v-rossiyu-v-2014.html

  11. Группа Всемирного Банка Doing Business. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/

  12. Денисова М. Подъем на восемь позиций в Doing Business еще не тренд. – 24.10.12. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.opec.ru/1434958.html

  13. Оценка последствий присоединения России к ОЭСР: риски и возможности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2013/06/05/1285076095/Brief%20summary.pdf

  14. Договор о создании Евразийского экономического союза подписан в Астане. [Электронный ресурс].  URL: http://ria.ru/economy/20140529/1009834276.html

  15. p style="font-weight: normal; line-height:<
Комментарии