О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Комментарии · 1242 Просмотры

Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ № 1666 от 19.12.2012 г.

О Федеральном агентстве по делам национальностей

Отправной точкой нового этапа в реализации Стратегии стал Указ Президента РФ от 31 марта 2015 г. № 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей», в соответствии с которым в структуре Правительства РФ появился новый орган исполнительной власти в лице Федерального агентства по делам национальностей. Основной функцией данного органа стала выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере государственной национальной политики.

Статистические данные и результаты социологических исследований

Межнациональные отношения и отношение к представителям других национальностей. По итогам последней переписи в России проживают представители порядка 200 национальностей, но только представители 7 этносов превысили численность в более чем 1 млн. человек (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне).

Наиболее высокий уровень естественного прироста по итогам 2016 года демонстрируют такие народы как чеченцы, ингуши, тувинцы. Также высокий уровень рождаемости наблюдается в Республике Дагестан, Ненецком автономном округе, Республике Алтай, Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Бурятии.

При этом, как показывают социологические исследования, жителей России характеризует неоднозначное отношение к представителям различных национальностей и проблеме межэтнических отношений. На основе социологического опроса 2016 года ВЦИОМ по поводу противоречий и неприязни между русскими и людьми других национальностей 60% опрошенные сказали, что скорее есть, 32% ответили на вопрос отрицательно и лишь 8% опрошенных были в затруднении.

По результатам опроса в 2016 г. Левада-центра удалось выяснить:

  • На вопрос «В какой мере Вы согласны с высказыванием, что иммигранты обогащают российское общество» лишь 1% опрошенных полностью согласны с этим фактом, при том, что 21% полностью с этим не согласен.
  • На вопрос о том, что иммигранты отбирают рабочие места у россиян положительно ответило 27% опрошенных, 35% скорее согласны с утверждением и 13% с данным утверждением не согласились.
  • Также в рамках данного опроса был следующий вопрос: «В какой мере вы согласны с тем, что иммигранты увеличивают уровень преступности в стране» на который 64% ответили положительно и только 11% имели отрицательный ответ.

Негативные проявления в сфере межнациональных отношений россияне связывают с мигрантами. Так, очень большой процент участников опроса о межнациональных отношениях считают, что необходимо ограничивать въезд представителей некоторых национальностей на территорию региона, где они проживают. Большая часть опрошенных против въезда в регионы выходцев из Кавказа (34%) и выходцев из бывших среднеазиатских республик СССР (29%), лишь 13% было против украинцев и 20% опрошенных считают, что вводить какие-либо ограничения на проживание иных наций не следует.

Исследования, проведенные учеными в 2015-2016 гг. НИУ ВШЭ и Института социологии РАН, предоставляют более конкретную информацию отрицательного характера. Согласно их данным, 49,3% россиян выступают против любых мигрантов (даже тех, кто мог бы принести стране реальную пользу). 

Кроме этого молодые люди, особенно до 20 лет, более терпимо относятся к мигрантам. Достаточно значимым фактором, влияющим на отношение к мигрантам, является материальное положение респондентов. «Находящиеся в самом сложном материальном положении респонденты (на 1 и 2 ступени) существенно чаще высказывают антимигрантские взгляды: свыше 2/3 из них полагают, что страна не нуждается ни в каких мигрантах. Напротив, среди самых обеспеченных такого рода настроения встречаются почти в полтора раза реже».

Следует отметить, что одной из основных причин, которая заставляет россиян (преимущественно русских) относиться настороженно к представителям других народов, в том числе проживающих в других регионах России, связана с тем, что те, меняя свое место жительства, не меняют образ жизни, культурные ценности, бытовые привычки. А это, в свою очередь, заставляет воспринимать их местными жителями как «диких», «нецивилизованных», «некультурных». Данные проведенного в Москве опроса свидетельствуют, что к соседству с кавказцами отрицательно относится 35% респондентов, а с представителями тюркских и сибирских этносов – 15 – 17%. Коллегами по работе с представителями других этносов не хотели бы быть 18 – 20 % москвичей.

Формирование новой национальной идентичности. Одной из основных задач, в сфере национальной политики, с которой столкнулось российское руководство после распада Советского Союза – формирование общероссийской гражданской идентичности – «жители России» или «россияне».

При этом нельзя считать, что в настоящее время она успешно решена. Согласно исследованиям, проходившим в августе 2016 года в 137 городах страны, участников опроса спрашивали, как они относятся к идее «Россия для русских». Эту идею одобрил почти каждый второй, при этом 14% ее уже давно поддерживают, а 38% считают, что ее не плохо было бы осуществить в разумных пределах.

На сегодняшний день данные социологических опросов населения свидетельствуют, что за последнее время (год-полтора) в стране улучшается «межнациональный климат». Так, большинство россиян, не ощущает межнациональной напряженности в городе или районе, где живут.

Таким образом, несмотря на улучшение «межнационального климата» в РФ, формирование национально-гражданской российской идентичности остается актуальной задачей.

Организация системы мониторинга. Для формирования российской идентичности и решения задач, поставленных в Стратегии, необходимо системное и комплексное изучение состояния сферы межнациональных отношений в России, т.е. организация их мониторинга.

В рамках системы мониторинга ключевыми задачами на федеральном уровне являются:

- проведение среднесрочного и долгосрочного анализа развития межнациональных и государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, прогнозирование рисков и угроз в указанных сферах;

- выработка управленческих предложений и решений в сфере реализации государственной национальной политики.

Решение этих задач на региональном и местном уровнях предполагает следующие шаги:

- формирование региональных центров мониторинга с круглосуточной «горячей линией» и отработанным регламентом реагирования на конфликтогенные ситуации в сфере межнациональных отношений;

- анализ средств массовой информации, электронных ресурсов (включая блогосферу), информационных ресурсов  общественных объединений, научных организаций и экспертных сообществ.

Инновационный характер системы мониторинга обеспечивается соответствием следующим критериям:

 - комплексность и диверсифицированность источников информации;

 - автоматизация приема обращений, их обработки и анализа для выработки предложений по принятию управленческих решений в сфере межнациональных отношений, в том числе в случае возникновения конфликтной ситуации;

- обобщение и анализ социологической информации в региональном и муниципальном разрезе баз данных, собранных по единой методике.

Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере межнациональных отношений.

В Российской Федерации действует Федеральный закон  «О национально-культурной автономии», согласно которому национально-культурная автономия (НКО) есть разновидность общественных объединений, т.е. неправительственных организаций, созданных по этническому признаку  «в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». Реализация данного федерального закона способствовала укреплению межнациональной обстановки в стране, а также развитию диалога между властью и обществом. 

Поиск эффективных механизмов общественной дипломатии является одной из перспективных задач развития национальной политики Российской Федерации. В рамках социологического исследования, реализованного АНО «Институт приграничного сотрудничества и интеграции» в 2016 году, было осуществлено изучение мнения населения по вопросам общественной дипломатии. Исследование проводилось в 3 регионах – Белгородской, Воронежской и Курской областях (всего было опрошено 1000 человек согласно половозрастной выборке). Как было выявлено в рамках исследования, половина опрошенных считает, что знают такое понятие как «общественная дипломатия» (48%) или хотя бы имеют о нём представление; 20% опрошенных ответили, что определенно не знают этого понятия; 32% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

Далее респондентам было предложено выбрать определение, которое на их взгляд, наиболее подходит данному понятию. Такое определение общественной дипломатии, как «комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия» отметили 38,3% респондентов; «дипломатия на уровне общественных организаций» определили 18,8% опрошенных; «система взаимодействия с зарубежными обществами в политических целях» выделили 10,6% населения; «трансляция положительной информации о государстве и участие в выработке внешнеполитических решений с учетом влияния на репутацию страны, которое они окажут» – 10,5%; «программы, финансируемые правительством, направленные на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах» определили 5,8% опрошенных, «достижение национальных целей без применения жесткой силы или умножение возможностей жесткой силы в том случае, если она все же применяется» – всего 5,1%.

По мнению 41,1% респондентов именно национальные правительства, заинтересованы в общественной дипломатии. 35,2 % опрошенных отметили, что в использовании общественной дипломатии заинтересовано, прежде всего, население. Этот показатель абсолютно закономерен и дает возможность утверждать, что население приграничных регионов заинтересовано участвовать в проектах общественной дипломатии. Вместе с тем, участники исследования отметили очень малый процент заинтересованности НКО в процессах использования общественной дипломатии – всего 4,3%, что в целом противоречит мировому опыту, согласно которому общественный сектор является основным «двигателем» общественной дипломатии.

Половина респондентов (48%) отметили, что готовы принимать участие в процессах общественной и народной дипломатии, 25% респондентов ответили отрицательно и 27% опрошенных затруднились ответить. 35,6% опрошенных отметили, что готовы принимать участие в волонтерских проектах, что подтверждается активностью населения в реализации таких проектов, как: «Волонтёры Победы», Международные волонтерские программы и т.д. Ставшие уже традиционными для общественной дипломатии формы включают как общественный сектор, так и спортивно-культурный.

Определение активности российских общественных организаций и фондов в сфере общественной дипломатии с точки зрения населения приграничных регионов является важным для решения задач национальной политики. Самой активной в этой сфере респонденты отметили деятельность Россотрудничества (25,3%) и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (25,10%).

Проблемы и трудности реализации поставленных задач

Факторы, препятствующие эффективной реализации национальной политики в России, можно условно разделить на три группы. Первая группа связана с условиями реализации; вторая – с механизмами и инструментами, третья – с осмыслением ситуации и выработкой решений и предложений. К первой группе следует отнести такие проблемы, как:

  1. Неравномерное социально-экономическое развитие территорий с разным национальным составом населения обостряет национальный вопрос, который сегодня выступает, в том числе, как вопрос социально-экономического развития. Очевидна контрастность и неоднородность в социально-экономическом развитии отдельных субъектов РФ, что приводит к разобщенности интересов, экономической дезинтеграции, социальной напряженности и другим негативным проявлениям.
  2. Несовершенство финансовых рычагов реализации государственной национальной политики. Возникают затруднения, во-первых, из-за нестабильности финансирования и отсутствия нормативов выделения средств на национальную политику. При этом финансирование деятельности центрального аппарата уполномоченных органов регулярно возрастает. Во-вторых, нетранспарентность статей расходования средств из-за отсутствия четких формулировок статей финансирования программ национальной политики. В-третьих, эффект отсутствия единого заказчика из-за нескоординированности действий структур разных ветвей власти, и, как следствие, неэффективность расходования и контроля над финансовыми ресурсами.
  3. Недостаточность властной и ресурсной обеспеченности национальной политики на локальном уровне. В системе российской национальной политики практически отсутствует практика делегирования на низовой уровень полномочий и финансов. Как следствие, мероприятия программ национальной политики не проработаны на уровне органов местного самоуправления, где, собственно, они и должны реализовываться. Ряд регионов (Республика Коми, Пермский край и др.) продемонстрировали свою работоспособность путем создания подразделений на местах, но подобный положительный опыт не является повсеместным.

Вторую группу составляют следующие факторы:

  1. Недостаточность коммуникативной сферы межнациональных отношений. Регуляторы коммуникативной сферы в рамках механизмов межнациональных отношений (политико-правовые формы, принципы, нормы, форматы, дискурсы, формальные и неформальные связи) горизонтально ограничены при избыточности вертикальных. Повышение эффективности системы видится, в первую очередь, в выстраивании горизонтально ориентированных территориальных связей. Одним из средств расширения коммуникативной сферы межнациональных отношений и повышения эффективности межкультурных коммуникаций является развитие коммуникативного потенциала регионов. Создание в регионах благоприятных (политико-экономических, социальных, национальных, религиозно-этнических и т.д.) условий для повышения коммуникативного потенциала обеспечивает эффективность межнациональных и межэтнических взаимодействий.
  2. Отсутствие четких и внятных механизмов повышения эффективности межкультурных коммуникаций. Разработку таких механизмов актуализирует неготовность представителей разных этнокультурных общностей к продуктивному диалогу (как на государственно-политическом, так и общественно-бытовом уровне) и неумение налаживать диалог даже теми, кто проявляет прямую заинтересованность и готовность; неэффективность мер по поддержанию национально-культурной идентичности в инокультурной среде; отсутствие концепции межкультурного диалога и действенных механизмов взаимодействия этносов и культур в конфликтогенных условиях современного мира. Выявление и описание механизмов, позволяющих одновременно развивать межкультурный диалог и расширять коммуникативное пространство сохраняя культурную уникальность регионов и этносов, имеет большое практическое значение. Разработку подобной теоретико-методологической программы повышения коммуникативного потенциала регионов, отвечающей психологическим и социокультурным основам национально-культурной идентичности, следует рассматривать в качестве реального механизма сохранения самобытности локальных/региональных культур в условиях поликультурного мира.
  3. Крайне медленная институционализация экспертно-аналитического сегмента, на что указывает малочисленность научно-исследовательских Центров гуманитарной экспертизы. Подобные центры созданы при ведущих университетах России (СПбГУ, ВШЭ), но отсутствуют во многих регионах. Вместе с тем, сферой деятельности Центров гуманитарной экспертизы является не только проведение экспертно-аналитических и консультационных работ (в области культурной политики, межнациональных отношений, образовательных, научно-исследовательских и культурно-просветительских проектов, информационной среды и СМК), но и профессиональная подготовка специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для работы в сфере национальной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений.

В третью группу входят:

  1. Отсутствие эталонной модели идентичности, дающей представление о принципах функционирования и взаимосвязи ее различных типов и уровней. Тем не менее, ряд разработок позволяют частично осветить проблему типов и уровней идентичностей (национальной, культурной, национально-культурной, этнокультурной, коллективной, гражданской и т.д.); ответить на вопросы демаркации и соотношения коллективной и индивидуальной идентичностей; рассматривать национальную идентичность как продукт социально-культурного конструирования. Некоторые исследования предлагают модель культурной идентичности, в контексте которой раскрывается специфика взаимосвязи гражданской и национально-культурной идентичностей, а также рассматриваются практические механизмы конструирования и укрепления (общероссийской) гражданской идентичности.
  2. Отсутствие теоретико-методологической базы гуманитарной экспертизы, в задачи которой входит инспектирование и экспертиза культурной политики (в том числе, в области межнациональных и межконфессиональных отношений); анализ культурно-образовательных, научно-исследовательских и культурно-просветительских проектов; анализ состояния культурного наследия и перспектив его сохранения; анализ и диагностика информационной среды, электронных ресурсов (включая блогосферу), в контексте выявления экстремистского содержания и нарушений морально-этических норм и традиций общества. В ряду важнейших задач экспертно-аналитической деятельности – осуществление контрольно-превентивных мер в области межнациональных отношений, а также профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве. Следует отметить, что принципы и методы гуманитарной экспертизы сегодня находятся в стадии разработки и формирования.
  3. Недостаточная разработанность и терминологическая неточность ключевых понятий, таких, как: «национальный» в этнокультурном смысле; соотношение терминов «этно-культурное» / «гражданское». В методологическом плане признается многонациональность, но народы – лишь объекты национальной политики; многонациональность заменяется этнокультурным многообразием. Неясно, как соотносятся гражданское единство и идентичность, с одной стороны и этнокультурное многообразие – с другой. Такой критерий оценки эффективности как «уровень общероссийской гражданской идентичности» до настоящего времени не имеет единообразного толкования, в связи, с чем неясно, что конкретно будет учитываться при определении данного показателя.

 

Рекомендации

Считаем необходимым рассмотреть следующие рекомендации и предложения:

  1. Принятие федерального закона «Об основах государственной этнонациональной политики». В данном законе должны быть прописаны критерии и порядок определения этнической группы в качестве народа.
  2. . В рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (на 2014 - 2020 годы)» предусмотреть создание региональных центров оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в регионах, в которые должны входить call-центры, телефоны доверия и службы спасения(112), интегрированные с базами МЧС, ФСБ, МВД, Прокуратуры, Следственного Комитета, Росгвардии, профильных подразделений региональных и органов власти и местного самоуправления.
  3. Создание республиканских, краевых и областных «Центров трудовой миграции», обеспечивающих контролируемую трудовую миграцию, социальную защиту, страхование жизни, предоставление услуг здравоохранения, профессионального обучения мигрантов.
  4. Стимулирование разработки некоммерческих проектов, направленных на укрепление общегражданской российской идентичности, развитие патриотизма.
  5. Создание комплексного научного совета по этноконфессиональным отношениям при Президиуме Российской академии наук, который объединит ведущих учёных, практиков в этой области, представителей Академии и вузов, региональных научных центров.
  6. Принятие профессионального стандарта «Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений». Включение в перечень профессий профессии этнолог и антрополог.
  7. Обеспечение непрерывного повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы межнациональных отношений. Для этого необходимо разработать образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Государственная национальная политика», специальные программы повышения квалификации и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих «Государственная национальная политика в Российской Федерации в современных условиях» объёмом не менее 72 часов.
  8. Формирование на федеральном уровне единого комплекса образовательных программ, которые можно было бы разделить на программы для руководителей и руководящих сотрудников органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, которые ответственны за реализацию национальной политики.
  9. Создание сети образовательных организаций, учебно-методических центров, которые непосредственно обеспечивают подготовку и обучение государственных и муниципальных служащих в регионах и через которую мы могли бы передать знания (по этнологии) широким учительским и преподавательским массам. Такую сеть необходимо строить на базе ведущих вузов страны, основным направлением деятельности которых является подготовка управленцев.
  10. Министерству образования и науки подготовить проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по учебному предмету – «Этнология» для реализации в пилотных регионах с учётом ситуации межэтнической напряжённости.
  11. Министерству образования и науки совместно с МИД, Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федеральным агентством по делам национальностей целесообразно подготовить проект 100 обязательных для изучения в школах и высших учебных заведениях литературных и поэтических шедевров народов России, стран СНГ и мира.
  12. Министерству культуры и Министерству образования и науки совместно с МИД, Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федеральным агентством по делам национальностей утвердить государственную литературную премию в рамках Международного литературно-музыкального фестиваля Дружбы народов «Белые журавли России» за лучшие поэтические и литературные произведения за умение создавать выразительные реалистические картины самобытной истории, жизни и культуры народов России.
  13. Федеральному агентству по делам национальностей, Министерству образования и науки совместно с Союзом писателей России, МИД, Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, в целях популяризации произведений писателей и поэтов народов России и стран СНГ, а также развития переводческой деятельности на русский язык обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой придать журналу «Дружба народов» статус официального издания Правительства Российской Федерации.
  14. Требуется активная грантовая поддержка на федеральном уровне медийных проектов, направленных на укрепление гражданского единства, создание специализированных рубрик и тематических передач на телевидении и радио, направленных на формирование в молодёжной среде системного представления об этнокультурном разнообразии Российской Федерации.
  15. В рамках развития общественной дипломатии, как инструмента национальной политики видится целесообразным предложить следующие рекомендации:

15.1. На межгосударственном уровне:

- формирование и развитие наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в тех сферах, которые определены соглашениями, составляющими договорно-правовую базу;

- информационно-пропагандистское сопровождение процессов, направленных на становление экономики Евразийского Экономического Союза;

- создание координационных органов по взаимодействию в сфере общественной дипломатии в Евразийском союзе;

-   принятие межгосударственной программы по поддержке общественной дипломатии; 

-   создание Международного экспертного совета по развитию общественной дипломатии;

- противодействие становлению, деятельности и развитию институтов и организаций международного экстремизма и терроризма;

15.2. На государственном уровне:

-   принятие государственной программы для поддержки проектов и программ общественной дипломатии Евразийского союза;

- интенсификация международных контактов гуманитарного характера для продвижения национальных интересов России в современном глобальном международном контексте с целью сохранения политического статуса нашей страны, ее регионального и международного влияния;

-   создание государственной системы оценки и мониторинга эффективности программ и проектов общественной дипломатии Евразийского союза;

-   организация информационного сопровождения процессов реализации социально-экономических проектов и программ общественной дипломатии Евразийского союза;

-   привлечение общественного сектора и бизнеса к реализации программ и проектов общественной дипломатии Евразийского союза;

15.3. На региональном уровне:

-   обеспечение подготовки административного персонала для поддержки программ и проектов общественной дипломатии Евразийского союза;

-   использование методов проектного управления при развитии общественной дипломатии на региональном уровне;

-   обеспечение поддержки местных и локальных инициатив в сфере общественной дипломатии, в том числе и финансовой;

-   использовать социальную активность населения для реализации конкретных проектов и программ общественной и народной дипломатии;

-   создание единого информационного поля, информационных интернет порталов для сотрудничающих регионов.

15.4. На муниципальном уровне:

-   разработка и реализация проектов и программ общественной дипломатии;

-   обеспечения принятия участия при реализации проектов и программ общественной дипломатии;

- активизация межмуниципального сотрудничества на основе договоров городов-побратимов;

- заключение новых договоров городов-побратимов на основе проектов и программ общественной и народной дипломатии;

- проведение в муниципальных образованиях дней городов Евразийского союза для информирования и привлечения населения к интеграционным проектам;

- использовать и привлекать к участию интеграционных проектов социальные сети и социальные группы;

  1. Для развития сотрудничества в сфере науки и образования:

- проведение совместных научных исследований по ведущим направлениям общественной дипломатии;

- осуществление совместной деятельности общественной дипломатии;

- формирование вузами-партнёрами международных научных коллективов для участия в международных научных проектах;

- создание совместных малых предприятий, технопарков, авиационного, аграрного, фармацевтического, нанокластеров и других объектов инновационной направленности;

- модернизация учебных планов и программ, подготовка совместных учебных планов с целью облегчения академической мобильности студентов и обеспечения взаимного признания сроков обучения в вузах-партнёрах;

- подготовка и проведение программ повышения квалификации и переподготовки для государственных служащих и служащих органов местного самоуправления;

- разработка концепции подготовки специалистов на базе двойных дипломов (украинского и российского), в том числе с использованием технологий дистанционного обучения;

  • организация научных стажировок и курсов повышения квалификации для преподавателей и сотрудников вузов с целью обновления и углубления на практике профессиональных знаний, умений, навыков и их последующего использования в своей деятельности.

Авторский коллектив:

М. Н. Чепрасов, к.ю.н., доцент кафедры административного и финансового права Липецкого филиала РАНХиГС

А. Ф. Пасечник, к.и.н., доцент кафедры экономических и социально-гуманитарных наук Петропавловского филиала РАНХиГС

В. В. Огнева, д.п.н., профессор кафедры менеджмента и государственного управления Брянского филиала РАНХиГС

Г. В. Рябцовский, ведущий специалист Центра ВШГУ

Брянского филиала РАНХиГС

Е. А. Тюрин, к.п.н., ученый секретарь Ученого совета Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доцент кафедры политологии и государственной политики

Т. В. Башлыков, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Карельского филиала РАНХиГС

В. Н. Бирин,к.и.н., доцент Карельского филиала РАНХиГС

А. Я. Неверов, доцент кафедры государственного права

Курганского филиала РАНХиГС

Д. В. Голигузов, старший преподаватель кафедры общественных дисциплин Мурманского филиала РАНХиГС

А. В. Афонасова, к.полит.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Курганского филиала РАНХиГС

 

В. Е. Буденкова, Е. Н. Савельева, Национальный исследовательский

Томский государственный университет

 

В. А. Сапрыка, А. Н. Муравецкий, Н. В. Шевченко, Белгородский государственный национальный  исследовательский  университет

,

А. В. Пастюк, менеджер проектов Института приграничного сотрудничества и интеграции

Мутаев У.К., доцент кафедры социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета

Аксюмов Б.В.,  профессор кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института 

Материал подготовлен: 2017 г.

 

Комментарии