О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СВИНОВОДСТВА РОССИИ

Комментарии · 1134 Просмотры

В 2013 г. (прогноз) производство мяса в мире составило 308,3 млн т, в т.ч. 114,6 млн т (37,1%) свинины, 106,8 млн т (34,6%) мяса птицы, 67,5 млн т (21,6%) говядины, все прочие виды мяса – 5

По-прежнему лидером в производстве мяса в мире остается свинина. Рост производства этого вида мяса по сравнению с 2012 г. составил 1,7%, Правда, общий рост производства произошел в основном за счет развивающихся стран. За этот период в развитых странах производство свинины несколько сократилось. [1]

Производство мяса в Российской Федерации в 2012 г. выросло до 8,0 млн т, в том числе свинины – 2,7 млн т (33,9%), мяса птицы – 3,3 млн т (40,9%), говядины – 1,7 млн т (21,4%), все другие виды мяса – 0,3 млн т (3,8%) [2].

В 2013 г. в Российской Федерации произошло дальнейшее увеличение производства мяса (точных данных Росстата пока нет). Если за истекшее десятилетие рост производства мяса в России происходил за счет опережающего роста производства мяса птицы, то в 2013 г. на лидирующие позиции по темпам рота вышла свинина.

Свиноводство как одна из важнейших отраслей российского АПК, за истекшие 15-20 лет продемонстрировало и свою жизнеспособность, и те сложности, которые мешают ее дальнейшему поступательному развитию. Решение нынешних проблем свиноводческой отрасли – это сложный вопрос; здесь довольно непростое переплетение экономических, социальных, экологических, ветеринарно-санитарных и международных аспектов, в том числе:

  • отсутствие комплексных программ развития свиноводства – как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • отсутствие государственных гарантий защиты инвестиций в свиноводство и создания максимально привлекательных условий для инвестирования в отрасль;
  • отсутствие племенных программ и соответствующей инфраструктуры в отрасли в целом;
  • нестабильность цен на корма, особенно зерновые;
  • полный хаос в ценообразовании на свинину;
  • отсутствие защищенности отрасли в нынешних условиях ВТО;
  • «размытость» российской ветслужбы (до сих пор нет федерального закона о ветеринарии);
  • отсутствие консолидированной борьбы с африканской чумой свиней (АЧС);
  • возникшее острое противостояние между свиноводством личных подворий и мелких свиноферм и крупными свиноводческими агрохолдингами.

Все перечисленные выше проблемы вполне решаемые в настоящее время, но их энергичное решение возможно только в результате совместных усилий всех заинтересованных сторон при активном участии государства.

Первое. Корма. В настоящее время в Российской Федерации есть в наличии все виды кормов, включая самые сложные премиксы и высокобелковые средства. Никогда ни в советское время, ни за истекшие два десятилетия хозяйствования в рыночных условиях в России не было такой благоприятной ситуации с кормами. Но главной проблемой остается волатильность цен на кормовое зерно на внутреннем рынке. Как сообщил генеральный директор Национального союза свиноводов Ю.И. Ковалев, в начале 2013 г. отрасль попала в так называемый «экономический крест» из-за двукратного роста цен на зерно, с одной стороны, и резкого пресыщения ресурсов свинины на рынке к концу 2012 г., с другой. Это пресыщение (переполнение) рынка привело к драматичному (на 30-35%) падению цен на живых свиней со всеми вытекающими негативными последствиями [3].

В результате, во-первых, текущая рентабельность основной массы современных свиноводческих комплексов к середине 1 квартала 2013 г. изменилась с 20-25% прибыльности до 15-20% убыточности [3]. Во-вторых, в мае 2013 г. президент В.В. Путин вынужден был подписать федеральный закон о дополнительном выделении 42 млрд руб. для экстренных нужд российского сельского хозяйства. Из этой суммы 11,8 млрд руб. было направлено на возмещение затрат сельхозпроизводителям, осуществляющим производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием покупных кормов. Однозначный приоритет при этом был отдан именно свиноводческой отрасли. И хотя эти деньги компенсировали убытки свиноводов не более чем на 15-20%, но и это оказалось серьезной помощью со стороны государства [3].

Как известно, и свиноводы, и птицеводы давно ставят вопрос перед Правительством Российской Федерации о создании специального фонда кормового зерна. Фонд продовольственного зерна у нас уже существует много лет и оправдал свое назначение. По нашему мнению, было бы целесообразно в ближайшее время создать такой фонд кормового зерна. Это будет второй важный регулятор зернового рынка в нашей стране, который обеспечит более устойчивое развитие свиноводства и других мясопроизводящих отраслей. Формы такого фонда могут быть разными (кооперативная, частно-государственная, акционерная). Это решат сами участники рынка. Совершенно очевидно и то, что такой подход не будет обременительным для федерального бюджета и не будет нарушать правил ВТО.

Второе. ВТО. Прошел первый год после вступления Российской Федерации в ВТО. Несмотря на снижение ВВП в 2013 г. на 1,4%, рост сельскохозяйственного производства составил около 7,0%. Тенденции в развитии мясного рынка примерно такие же, как и за предыдущие годы. По предварительной оценке, в 2013 г. производство свинины (+10%) и мяса птицы (+6%) увеличилось, говядины – снизилось. Сократился импорт мяса, и выросла с 72 до 76% самообеспеченность России мясом [4].

Так что пока пессимистичные прогнозы, которые связывались со вступлением России в ВТО, не оправдались.

Вместе с тем, свиноводство остается пока самой незащищенной отраслью российского животноводства после вступления России в ВТО. При этом самым уязвимым был и остается вопрос об уровне таможенной защиты по импорту свинины, особенно импорту живых свиней. Адаптации рынка свинины (да и в целом рынка мяса) к новым правилам ВТО способствовала быстрая реакция Россельхознадзора по приостановке импорта мяса животных, при выращивании которых применяется рактопамин.

Пока совершенно очевидно, что судьба отрасли во многом будет зависеть от того, как долго государство сможет поддерживать отрасль и сдерживать импорт. Не менее важен вопрос о контроле реэкспорта мяса через открытые границы участников Таможенного союза и Украины. Известно, что в отдельные годы объем реэкспорта мяса доходил до 20% от общего объема поставок мяса в Россию. Не менее важно пересмотреть и список тарифных преференций при импорте мяса. Это относится и к товарам, на которые действуют тарифные квоты, в т.ч. к свинине и мясу птицы.

Большое значение имеет и диверсификация поставок свинины в Россию по импорту – за последние годы нам удалось избавиться от доминирования США и Евросоюза, открыв поставки из Бразилии и Мексики. Со своими предложениями по поставкам свинины обращается и Китай. Это, помимо прочего, позволяет уменьшить риск политического шантажа, связанного с поставками продовольствия в Россию.

В этой ситуации не может не радовать то, что истекшие два постреформенных десятилетия не прошли бесследно для российских свиноводов: они понимают, что жизнеспособность отрасли зависит от снижения себестоимости и издержек производства, от технологической и структурной модернизации свиноводства и т.д. Наглядным примером этого направления является и позиция Национального союза свиноводов, и реальные достижения двадцати ведущих российских свиноводческих компаний, которые в 2013 г. произвели более половины свинины в стране; при этом на уровне европейских и мировых отраслевых достижений [5].

Третье. Полный хаос в системе ценообразования на свинину и другие виды мяса в стране существует с 1992 г. Молодая рыночная экономика в Российской Федерации пока не смогла стихийно выработать справедливый баланс распределения доходов между сельхозпроизводителями – мясопереработчиками и торговлей. По этому вопросу было высказано достаточно критических замечаний и в научной литературе, и в СМИ.

В 2013 г. после вступления России в ВТО при существенном падении закупочных цен на живых свиней и на мясосырье, цены на мясо в магазинах практически не изменились. Это заставило Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева лично разбираться с этим парадоксом цен. Он назвал это явление «полным экономическим безобразием». Это, по его мнению, значит, что пока рыночные механизмы в России не работают. Он потребовал от ФАС, профильных ведомств и губернаторов представить предложения по более эффективному государственному регулированию ценообразования на продукцию животноводства и внести поправки в антимонопольное законодательство, а также в недавно принятый федеральный закон о торговле [6].

В этой связи целесообразно напомнить о том, что этот ценовой беспредел характерен не только для России, но и для других капстран. Но в развитых экономиках научились более эффективно бороться с этим явлением. При этом государство взяло на себя целый ряд функций (сбор статистики, экономический анализ, антимонопольное законодательство, мониторинг и регулирование и т.д.), которые позволяют ему знать реальную рыночную ситуацию и, при необходимости, активно влиять на формирование цен и более справедливое распределение доходов между участниками рынка. Для этого у государства есть специальный инструментарий: установление минимальных закупочных цен, регулирование посевных площадей по важнейшим сельскохозяйственным культурам, существование (например, в США) мощной товарно-кредитной корпорации, которая может при необходимости снимать или вбрасывать на рынок те или иные товары и т.д. Государство берет также при необходимости инициативу в организации на федеральном (или региональном) уровне специальных площадок для обсуждения состояния хозяйственных дел в той или иной отрасли сельского хозяйства. При этом все проблемы и достижения обсуждаются в открытом режиме всеми участниками рынка, включая организации потребителей. В этих условиях волюнтаризм в ценообразовании затруднен или становится практически невозможным. Если консенсус между участниками рынка не достигается, то государство включает свои принудительные рыночные механизмы. Даже в таких условиях ценовые сговоры между отдельными участниками не редкость, но они уже уголовно наказуемы. При этом устраиваются громкие показательные процессы – и для наказания нарушителей, и для устрашения потенциальных нарушителей в области справедливого рыночного ценообразования.

Четвертое. О реформе ветеринарной службы Российской Федерации. В настоящее время свиноводческая отрасль в России для своего дальнейшего развития требует прежде всего кардинального улучшения в организации ветслужбы в стране. Та реорганизация ветслужбы, которая была проведена в 1990-е годы, и особенно в результате административной реформы 2004 года, привела к резкому ослаблению ветеринарного контроля. Это понимает большинство экспертов. Именно поэтому Минсельхоз России вот уже несколько лет разрабатывал и не мог утвердить проект нового федерального закона «О ветеринарии». В 2013 г. Правительство Российской Федерации вновь вернуло проект этого закона в Минсельхоз России на доработку. Как долго будет продолжаться противостояние по этому вопросу между российскими ведомствами, сказать сложно.

Но есть пока одно обстоятельство, которое заставляет руководство страны принять незамедлительные меры в этой коллизии – это эпизоотия африканской чумы свиней (далее – АЧС).

Начиная с момента возникновения АЧС в России в 2007 г. от диких свиней, болезнь перешла в личные подсобные хозяйства (далее – ЛПХ) как наименее защищенные в ветеринарно-санитарном плане, а в последующем – и на крупные свиноводческие хозяйства.

В настоящее время против АЧС не существует ни лечебных, ни профилактических мер. В России, по данным Национального союза свиноводов, эпидемия АЧС уже нанесла колоссальный ущерб свиноводческой отрасли. Только прямые потери свиноводческих компаний и бюджета составили 2 млрд руб. и более 1 млн голов животных, уничтоженных для прекращения распространения инфекции. Однако гораздо дороже обходятся нашей стране косвенные потери, которые оцениваются как минимум в 30 млрд руб.

В связи с широким распространением АЧС в России невозможен экспорт из нашей страны большинства видов продукции животного происхождения. В дальнейшем придется запретить и поставки зерна и других кормовых средств из неблагополучных по АЧС регионов, как внутри страны, так и поставки зерна на зарубежные рынки.

В 2013 г. в России создан межведомственный штаб по борьбе с АЧС, который возглавляет вице-премьер А.В. Дворкович. Принят целый ряд мер для борьбы с распространением АЧС. Пока эти меры малоэффективны, и АЧС продолжает распространяться; в зоне риска АЧС в настоящее время находятся все регионы Российской Федерации.

Анализ причин отсутствия эффективности тех мер, которые предпринимались в нашей стране для борьбы с АЧС за истекшие 7 лет, показывает, что главной причиной этого является разобщенность самой ветслужбы. И, как следствие, отсутствие комплексности и надежной координации этих мер между федеральным центром и регионами.

Пятое. В связи с эпизоотией АЧС Правительство вынуждено было принять ряд мер, в т.ч.

  • ограничить импорт живых свиней из Европы, а также импорт мяса сельскохозяйственных животных, при выращивании которых применялся рактопамин;
  • внесены изменения в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №112 «О личном подсобном хозяйстве». [7] Введена статья, которая обязывает граждан в случае возникновения эпизоотий предоставлять в органы местного самоуправления сведения о количестве животных и их изменениях;
  • в 2014 г. вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции». [8] Согласно этому регламенту фермерам и гражданам будет разрешено забивать скот и свиней, предназначенных для продажи только на аккредитованных Россельхознадзором бойнях. Мясо, одобренное для продажи и переработки, должно будет пройти клеймение у федерального или лицензированного ветсанинспектора;
  • в конце 2013 г. Россельхознадзор представил в Правительство проект нового положения о запрете перевозить автомобильным транспортом свинину, живых свиней, а также корма для этих животных без наличия специальной для этого госаккредитации. Предполагается, что соответствующий проект постановления правительства будет принят в начале 2014 г.

По нашему мнению, упомянутые выше меры правильные; они продиктованы эпизоотией АЧС в стране. На первом заседании штаба по борьбе с АЧС обсуждалось предложение губернатора Белгородской области Е.С. Савченко о полном запрете содержания свиней в ЛПХ. В 2012-2013 гг. запрет на содержание свиней в частных подворьях и на малых фермах позволил решить проблему АЧС на Кубани.

Фермеры и население, содержащие свиней на своих подворьях, называют эти требования разорительными для малых форм хозяйствования. Однако меры, которые предпринимает Правительство и крупный свиноводческий бизнес, дали уже свои результаты: в 2013 г. производство свинины в таких хозяйствах снизилось на 10% и составило 29% в общем объеме производства свинины [3].

 

Выводы

  • Свиноводческая отрасль Российской Федерации за истекший двадцатилетний постреформенный период доказала свою исключительную жизнеспособность. И если в 1990-е годы основная нагрузка легла на личное подсобное хозяйство и мелкотоварное производство, то начиная с 2005 года в стране резко начало наращиваться крупнотоварное производство свинины в сельскохозяйственных организациях и современных промышленных свинокомплексах.

Будущее российского свиноводства, конечно, за крупными современными свинокомплексами, которые в состоянии выдерживать рыночную конкуренцию, как внутри страны, так и с лучшими зарубежными аналогами. Но на ближайшее, и даже отдаленное будущее в России достаточно места и для мелкотоварного производства – при условии достаточно высокой биологической защищенности таких хозяйств.

Нынешние требования Правительства к технологии разведения свиней привели к ущемлению интересов малых форм хозяйствования (личные подворья населения, фермерские (крестьянские) хозяйства). Это, по-нашему мнению, хотя и временный, но объективный процесс. Он подстегивается двумя факторами: 1) возникшей эпизоотией АЧС и 2) необходимостью конкуренции со стороны крупных отечественных свиноводческих предприятий и импорта живых свиней и свинины.

Здравый смысл, однако, подсказывает, что в этом хозяйственном процессе не должно быть поспешности. Доля мелкотоварного производства в свиноводстве России будет постепенно снижаться по мере того, как будут наращиваться объемы промышленного производства свинины на современных свинокомплексах. Этот процесс практически завершается у нас в мясном и яичном птицеводстве.

Необходимо учесть и неоднородность рыночного спроса на свинину в крупных российских городах и в сельской местности. Городской потребитель, как и крупный мясопереработчик, требует постную свинину; в регионах и на местных рынках потребитель предпочитает полужирную и даже жирную свинину.

Поэтому дальнейшее развитие российского свиноводства во многом будет зависеть от того, как будет меняться спрос на свинину в тех или иных регионах страны.

  • Эпизоотия африканской чумы свиней (АЧС) за последние семь лет нанесла серьезный ущерб российскому свиноводству и в целом экономике страны. Отсутствие средств профилактики и лечения этой болезни вынуждает полностью уничтожать свинопоголовье в очагах инфекции. Однако, даже в этих очень жестких условиях можно успешно бороться с этой болезнью. Опыт борьбы с АЧС в Краснодарском крае и в Белгородской области подтверждает это утверждение. Совершенно очевидно и другое, что столь быстрое распространение эпизоотии АЧС в России стало возможным из-за отсутствия в стране должного ветеринарно-санитарного контроля и неудачная реформа ветеринарной службы страны, которая была проведена в последнем двадцатилетии. В настоящее время ветеринарная служба «размыта» и по ведомствам, и регионально. Она объективно не в состоянии эффективно бороться с эпизоотиями.

Поэтому мы считаем необходимым рекомендовать Минсельхозу России срочно завершить доработку и принятие Федерального закона «О ветеринарии» и создать единую ветеринарную службу в стране, наделив ее чрезвычайными полномочиями и обеспечив необходимым финансированием.

  • Кадровый голод. В России в результате распада СССР практически отсутствует научное обеспечение свиноводческой отрасли. Тот технологический прорыв, который наблюдается в отрасли базируется на иностранных ноу-хау. Та профессура, которая осталась в сельскохозяйственных вузах, пока адекватно воспринимает эту ситуацию, но отрыв от реальной базы в научных учреждениях, все-таки негативно сказывается. Ощущается острая нехватка молодых специалистов, которые смогли бы работать на современных свинокомплексах. Инициатива РАНХиГС в 2012-2013 гг. по переподготовке кадров АПК в лучших отечественных и зарубежных центрах, к сожалению, не была поддержана руководством Минсельхоза России и, следовательно, не была профинансирована Правительством Российской Федерации.
  • Непринятие срочных мер для ликвидации в ближайшее время в России африканской чумы свиней приведет к огромным внешнеполитическим рискам в информационном пространстве не только Европы, но и мира в целом, особенно в КНР, США и Бразилии.

В Европе свиноводство является одной из ведущих мясопроизводящих отраслей, и от него во многом зависит качество питания европейцев. Прорыв АЧС с территории России в европейские страны не только нанесет огромный экономический ущерб в регионе, но и приведет к дальнейшему ухудшению наших внешнеполитических отношений с ними.

  • Успешная модернизация свиноводства возможна только в условиях полной ликвидации в стране всех очагов АЧС и других опасных инфекционных болезней. Решение этой сложной задачи возможно только при применении комплексного подхода, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Инициатива должна быть со стороны государства, но с принципиально новым набором рыночных инструментов и механизмов. Успешное решение нынешних сложных проблем в свиноводческой отрасли не только снимет эти проблемы, но и позволит накопить бесценный опыт и станет примером для решения других проблем современного российского АПК.

Рекомендации

В связи со сложившейся критической эпизоотической и экономической ситуацией в свиноводческой отрасли Российской Федерации считаем целесообразным рассмотреть на уровне руководства страны принятие комплекса нижеследующих чрезвычайных мер, в том числе:

  • Завершить разработку и утвердить в Госдуме новую редакцию федерального закона «О ветеринарии», который должен заложить правовой фундамент для воссоздания в стране единой дееспособной ветеринарной службы. При этом функции обеспечения биологической безопасности в дикой природе должны быть переданы от Минприроды России Минсельхозу России.

Возможно, имеет смысл провести дополнительное экспертное обсуждение на площадках профильных вузов.

  • Поручить Минсельхозу России и Минэкономразвития России создать в 2014 г. межведомственную постоянно действующую правительственную комиссию, на заседаниях которой в открытом режиме все участники национального рынка свинины и других видов мяса и мясопродукции, рыбы (речной и морской), а  также всех видов растительной продукции, включая зерно и продукты его переработки, смогут обсуждать и согласовывать в присутствии представителей федерального правительства свои проблемы, претензии друг к другу и к самой власти. Эта практика давно существует в развитых рыночных экономиках мира. Она, обеспечивая правовые основы взаимодействия всех сторон в производстве, переработке и обороте пищевой продукции, является действенным фактором при формировании ценообразования и справедливого распределения доходов между всеми участниками рынка. Постоянный диалог всех участников отрасли, включая государство, позволит создать систему, обеспечивающую стабильное развитие отрасли.
  • Рекомендовать Минсельхозу России и Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – РАСХН) рассмотреть вопрос о создании (точнее, о воссоздании) в России национального НИИ свиноводства с приданием ему функций научного обеспечения отрасли, включая вопросы разработки стратегии и конкурентоспособности отрасли, племенного дела, совершенствования и адаптации технологий содержания, кормления и ветеринарной защиты для различных природно-климатических зон и т.д. В качестве альтернативы можно рассмотреть создание профильного центра на базе уже существующих учреждений.
  • Предложить Минсельхозу России выступить с инициативой создания в Российской Федерации в 2014 г. фонда кормового зерна на кооперативной основе. Участниками этого кооператива могут быть как свиноводческие предприятия, так и все другие заинтересованные участники национального рынка свинины. Примерный ежегодный объем этого фонда вначале может быть на уровне 5 млн т (кукуруза, кормовая пшеница, ячмень, кормовые добавки). Гарантом безопасности фонда кормового зерна должно быть государство в лице Россельхознадзора.
  • Организовать постоянно действующий семинар для переподготовки руководителей и специалистов Россельхознадзора. Серия подобных мероприятий может быть проведена на базе РАНХиГС.
  • Поручить Минсельхозу России и Минэкономразвития России совместно с Национальным союзом свиноводов, РАСХН и другими заинтересованными организациями разработать проект комплексной Федеральной целевой программы (а еще лучше – специального федерального закона) или определить иной формат комплексного документа по развития свиноводческой отрасли Российской Федерации на 2014-2017 гг. При этом следует выделить две главных задачи: 1) ликвидировать на территории страны все очаги АЧС и 2) увеличить производство свинины до 5,0 млн т в год (т.е. удвоить уровень производства) за этот период, главным образом за счет наращивания производства на современных свинокомплексах.

 

Автор статьи:

Лищенко В. Ф., доктор экономических наук, профессор, директор центра международного агробизнеса факультета Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС

Материал подготовлен: 2014 г.

Список использованных источников

  1. Food Outlook. Meat and Meat Products // FAO, Rome. November 2013, p.51-53.
  2. Продовольственная стратегия России на долгосрочную перспективу (на примере мясного подкомплекса) / под ред. В. Ф. Лищенко. – М.: Экономика, 2012. – 89 с.
  3. Ковалев Ю.И. Портал о животноводстве, мясе и переработке для профессионалов. – 2014. [Электронный ресурс]. – URL: www.myaso-portal.ru
  4. Тюрина Е.Б. Портал о животноводстве, мясе и переработке для профессионалов. – 2014. [Электронный ресурс]. – URL: www.myaso-ru
  5. Данные Национального союза свиноводов // Информационная система Национального Союза свиноводов. – 2014. [Электронный ресурс]. – URL: www.nssrf.ru
  6. Медведев Д.А. Портал о животноводстве, мясе и переработке для профессионалов. – 2014. [Электронный ресурс]. – URL: www.myaso-ru
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. №112 «О личном подсобном хозяйстве». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2003/07/10/odsobhoz-dok.html

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 68 «О Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции»». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eurasiancommission.org/docs/Download.aspx?IsDlg=0ID=4766print=1

Комментарии