УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ. Часть 2.

Комментарии · 937 Просмотры

Предложения и рекомендации по социально-экономическому развитию регионов РФ.

Региональное управление

  1. Подготовить проведение конкурса, организационно-управленческих мероприятий с обязательным участием каждого региона на отбор кандидатов на освоение территорий Дальнего Востока. Каждому региону обеспечить не менее 1000 человек в соответствии с критериями, включающими отсутствие доходной текущей занятости или перспектив занятости. Это позволит обеспечить перенаселение с территорий, что снизит социальную напряжённость в регионах.
  2. Рассмотреть возможность проведения крупного социологического исследования или регионального референдума по ключевым вопросам, когда на обсуждение выносится вопрос выбора или иного приоритета. Это позволит как обеспечить вовлечение граждан (при выработке решений и при контроле), так и реальную поддержку населением сложных решений
  3. Обеспечить внедрение в ключевые региональные программы развития не только экономических показателей, но и мнение целевых референтных групп, на которые направлены мероприятия региональных программ. Предусмотреть централизацию оценки по типовым базовым направлениям так, чтобы проведение оценки не зависело от региональных властей.
  4. Рассмотреть целесообразность внедрения «тройственной» экспертизы региональных программ и их бюджетов: общественная, внешняя экспертная и межрегиональная (перекрестная). Введение перекрестной экспертизы региональных программ предполагает передачу программы не менее чем трем регионам для проведения оценки и экспертизы с целью повышения качества программ и обмена опыта между регионами.
  5. Рассмотреть возможность введения независимой фигуры в проблемных регионах, отвечающей за интенсификацию межрегионального сотрудничества, инвестиционную привлекательность, экономическое развитие, которая будет назначаться из центра, в случае наступления определённых критических условий. Фигуру целесообразно оформить в статусе вице-губернатора, из центра, но при обязательном согласовании с региональной властью. Рекомендуется рассмотреть возможность назначения лиц из Президентского резерва.
  6. Обеспечить строгое выполнение планов закупок в регионе, публичное представление изменений, вносимых в него. План закупок должен быть структурирован для удобства пользования внешним пользователям – необходимо уточнить требования к выполнению планов и публичному размещению их не только на сайте госзакупок, но и проводить рассылку по электронной почте для ранее участвовавших в закупках организаций. Данная мера будет способствовать развитию конкуренции.
  7. Провести аудит качества статистики, предоставляемой региональными властями при обосновании тех или иных программ. Ввести ужесточение ответственности за недостоверную неточную статистику, используемую при принятии решений системы государственного управления. Определить процедуру обновления бюджетов государственных региональных программ в случае выявления недостоверных данных, на которые опираются те или иные государственные региональные программы или региональные бюджеты. Включать статистику по результатам реализации майских указов и эффективности принимаемых мер.
  8. Необходима децентрализация на двух уровнях: а) Федерация – субъекты, б) субъекты – муниципалитеты (в первую очередь – города, в первую очередь, крупные). Для движения в этом направлении нужно формировать «институты доверия»/ разработки должны быть совместными (включать представителей разных уровней и вестись в формате диалога). Федеральные округа должны быть методическими центрами, а не органами управления развитием регионов. Нужно возвращаться к традиционной проблеме разграничения предметов ведения и полномочий, а также бюджетного обеспечения их реализации.
  9. Необходимо специальное внимание к проблематике стратегий и программ развития разного уровня; ключевыми здесь являются вопросы: а) качества (включая набирающую популярность проблематику разворачивания проектного управления), б) организация взаимосвязи документов разного уровня. Здесь важен вопрос бюджетного обеспечения программных методов управления региональным развитием (в частности, оценка эффективности: а) реализации, б) бюджетного планирования). Важно различать программы разного типа: а) территориального развития/ жизнеобеспечения, б) инновационного развития. Нужна работа в направлении разворачивания систем показателей регионального развития.
  10. Стимулировать развитие малого предпринимательства. В целях реализации, предоставленных федеральным законодательством субъектам Федерации полномочий внесены изменения в патентную систему налогообложения, учитывающие территориальные особенности ведения предпринимательской деятельности на территории регионов и устанавливающие дополнительную дифференциацию потенциально возможного дохода по отдельным видам деятельности. Для впервые зарегистрированных на упрощенной и патентной системах налогообложения индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах, установлена нулевая налоговая ставка («налоговые каникулы»).
  11. Рассмотреть возможность исключения из предметов ведения субъектов Российской Федерации и норм отраслевого законодательства полномочий органов государственной власти регионов, которые также финансируются из федерального бюджета (административные расходы по обеспечению деятельности мировых судов, полномочия в сфере гражданской защиты и пожарной безопасности и др.).
  12. Ввести персональную ответственность за реализацию региональной стратегии со стороны первых лиц региона, их вовлеченность в процесс разработки, понимание самого документа и полное внутреннее с ним согласие. Для остальных чиновников-отраслевиков – введение экзамена на знание стратегии.
  13. Формирование дорожного фонда региона должно осуществляться на уровне планируемых доходных источников фонда, без учета части общих доходов регионального бюджета. Затраты сверх имающегося бюджета – осуществляться по целевым заявкам. Актуальной остается задача для органов местного самоуправления по оформлению бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, что позволит увеличить доходы от акцизов на топливо, поступающих в муниципальные дорожные фонды на развитие и обслуживание дорожной сети на территории муниципальных образований.
  14. Рассмотреть возможность расширения перечня направлений использования средств региональных и муниципальных дорожных фондов за счет возможности осуществления расходов на фотовидеофиксацию нарушений правил дорожного движения, благоустройство прилегающих к дорогам территорий
  15. Рассмотреть возможность введения контрактации жизненного цикла. Строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры на их основе позволят повысить заинтересованность подрядчика в эффективности проектных решений, качестве строительства и применении более современных технологий и материалов, поскольку именно ему придется нести издержки по их дальнейшей эксплуатации или же выплачивать неустойку за некачественное выполнение работ. Предлагаемая модель внедрения механизмов государственно-частного партнерства не подменяет сложившуюся системы дорожных фондов, а лишь дополняет ее.
  16. Оказывать государственную поддержку агропромышленному комплексу с минимальным влиянием на бюджетные характеристики, исходя из просчитываемого эффекта от финансовых вложений и сокращения направлений финансирования, не имеющих расчетных показателей результата. Уход от прямого субсидирования затрат возможен путем стимулирования получателей субсидий к привлечению кредитных ресурсов через компенсацию части процентной ставки по привлеченным кредитам. Резервом в данном направлении является частичная или полная замена финансового поощрения (премирования) хозяйствующих субъектов в пользу субсидий на развитие производства
  17. Поддержка промышленности, инвестиций и предпринимательства. В секторе малого и среднего предпринимательства целесообразно на практике реализовать комплекс мер, направленных на повышение степени отдачи от областных и федеральных субсидий, среди которых можно рассматривать диверсификацию существующих мер государственной поддержки с учетом реально существующих потребностей в развитии отдельно взятых отраслей, а также с учетом получения максимально возможного эффекта от используемых государственных ресурсов с приоритетом на самоокупаемость созданных объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. При выработке новых либо преобразовании действующих мер господдержки следует уделять внимание вопросу социального партнерства бизнеса.
  18. Добавить в KPI региональных властей «активность и успешность» в получении федеральных мер поддержки («быстрые победы»)
  19. Рассмотреть необходимость создания Центра развития моногородов (экспертного центра – акселератора), в компетенции которого будет входить:
  • Аудит ресурсов моногорода.
  • Определение рынков продукции, на которых моногород может конкурировать.
  • Определение конкретных перспективных ниш.
  • Привлечение и подготовка предпринимателей-менеджеров, способных создать предприятия в моногородах.
  • Обеспечение необходимой инфраструктуры и бизнес-климата.
  • Акселерация инвестиционных проектов.
  • Поддержка сбыта продукции.
  1. Предоставление сельскохозяйственного участка для ведения фермерской/сельскохозяйственной деятельности (размер – 1 га) либо сельскохозяйственного участка с возможностью перевода этого участка в другую категорию (размер 1-2 га). Предоставление дотаций на строительство жилья, выделение грантов на бизнес-проекты в пределах территорий, перспективных для заселения. Выделение участков в пределах 100-200 км от областных городов, 300 км от городских агломераций. Рассмотреть возможность введения ограничения на предоставление данной земли в формате родовых поместий без права перепродажи или бесхозного владения.
  2. Сохранение моногородов, расположенных в Центральной России, и отнесенных к историческим городам. Мероприятия: модернизация дорожной инфраструктуры для улучшения транспортной доступности, создание льготных условий для ведения бизнеса (промышленностью, туристической деятельностью, товарным сельским хозяйством) – создание специального налогового режима, распространяющегося на территорию поселения и территорию, расположенную в радиусе 3-5 км от поселения, выделение субсидий и грантов для предпринимателей; модернизация социальной инфраструктуры, PR туристического потенциала на федеральных и межрегиональных мероприятиях.
  3. Развитие промышленности в моногороде. Перспективным может оказаться: создание индустриальных и технопарков на льготных условиях на территории моногорода.
  • создание ТОРов.
  • развитие инновационной составляющей, за счет привлечения иностранных компаний, владеющих технологией.
  • стимулирование местного населения к предпринимательству, за счет дополнительных льготных условий.
  • разработка стратегии развития каждого моногорода.
  • создание ассоциации моногородов, позволяющая контролировать их развитие, обмениваться опытом и пр.
  1. Поручить регионам определить не менее трех ключевых продуктов питания, которые будут позиционировать и представлять регион на международных и межрегиональных рынках.
  2. В соответствии с требованиями ЮНЕСКО каждый объект культурного наследия обязан разработать план управления объектом культурного наследия, в том числе в части взаимодействия с бизнесом и рассмотрением вопросов инвестиций. Данная мера может способствовать региональному развитию. Если нет возможности развивать в целом конкретный регион с точки зрения туристической привлекательности, то стоит сфокусировать усилия на конкретных двух-трех объектах как неких «идеях» региона с точки зрения культуры. Во многих регионах имеются те объекты культурного наследия, которые сейчас недостаточно широко популяризированы. Это может быть одним из способов привлечения средств и финансов, но через конкретные пилотные проекты.
  3. Необходимо специальное внимание к проблематике стратегий и программ развития разного уровня; ключевыми здесь являются вопросы: а) качества (включая набирающую популярность проблематику разворачивания проектного управления), б) организация взаимосвязи документов разного уровня. Здесь важен вопрос бюджетного обеспечения программных методов управления региональным развитием (в частности, оценка эффективности: а) реализации, б) бюджетного планирования). Важно различать программы разного типа: а) территориального развития/ жизнеобеспечения, б) инновационного развития. Нужна работа в направлении разворачивания систем показателей регионального развития.
  4. Развитие межрегиональных инвестиционных кластеров во взаимосвязи между несколькими регионами, а не выстраивание с нуля в каждом из регионов всей цепочки. Построение сети инновационных парков. Создание региональных инвестиционных фондов для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах ГЧП.
  5. Создание совместных проектов регионов Российской Федерации в сфере развития агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергосбережения, образования, культуры и туризма, импортозамещения.
  6. Создание потребительских карт субъектов России, содержащие данные о структуре регионального производства и потребления товаров, работ, услуг. Перевод информации в открытые данные для бизнеса.

 Налоги и сборы

  1. Усилить налоговое администрирование региональных и местных налогов, в частности стимулирование регионов переходить на взимание налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной, а не к инвентаризационной.
  2. Рекомендуется скорректировать применение вычета 50 кв. м для жилых домов исходя из двух возможных вариантов.

1) уменьшить размер вычета до 30 кв. м в целях распределения налоговой нагрузки на большее количество граждан, тем самым повысив справедливость распределения налогового бремени

2) размер вычета определять не величиной кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома, а величиной средней кадастровой стоимости 50 квадратных метров жилого дома в муниципальном образовании (городском или сельском поселении)

3) ввести повышенный размер вычета для больших семей, многодетных семей в зависимости от количества проживающих (зарегистрированных) граждан и (или) количества проживающих (зарегистрированных) детей.

  1. Для целей налогообложения рыночная стоимость должна оцениваться с выделением «в том числе НДС» (Кадастровая стоимость не включает НДС).
  2. Внесение точечных изменений в законодательство Российской Федерации в части налогообложения нематериальных активов и цифровой экономики. Выделение для целей исчисления налога на прибыль дохода от роялти в отдельную налоговую базу для резидентов. Снижение ставки налога на прибыль в отношении доходов от роялти для резидентов. Ввести в налоговое законодательство новый правовой институт – «цифровые продукты». Приравнять к регулярно доступной постоянной базе для целей осуществления деятельности физических лиц по оказанию независимых личных услуг регулярные цифровые поставки цифровых продуктов.
  3. Реализовать модели государственного участия в поддержки цифровой экономики на базе поддержки развития благоприятных институциональных условий и закреплен в программе развития цифровой экономики. Изменение системы налогообложения с акцентом на налогообложение потребителей в рамках цифровой экономики и стимулирование создания и использования нематериальных активов в России. Цифровая экономика должна стать инструментом продвижения российских товаров и услуг на международных рынках.
  4. Провести работу по аудиту эффективности льгот по региональным местным налогам и выделить неэффективные, требующие отмены.
  5. Усилить работы с налогоплательщиками по выходу микропредприятий из «тени», одновременно заявив целевую амнистию по конкретным секторам экономики, проведя информационные кампании и назначив срок суровой проверки в данных секторах. Привлечь отраслевые ассоциации, а также профсоюзы.
  6. Внести изменения в части введения положения об использовании при расчете налогового потенциала сведений о суммах начисленных налогов по отчетности Федеральной налоговой службы (форма 1-НМ для налога на имущество организаций, налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на алкогольную продукцию; форма 5-НДФЛ для налога на доходы физических лиц).
  7. Применить меры по совершенствованию методики предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, внесению изменений в части изменения налогового потенциала субъектов, с территории которых перечисление в федеральный бюджет налоговых доходов превышает среднероссийский показатель, сложившийся в отчетном финансовом году, и бюджетная обеспеченность которых остается ниже среднероссийского уровня.
  8. Провести оценку эффективности предоставленных налоговых льгот:

А. Создание условий для образования новых предприятий промышленности. Решение данной задачи предполагается за счет реализации права субъектов Федерации по снижению ставки налога на прибыль организаций для вновь создаваемых предприятий промышленности («гринфилды»).

Б. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы. 1) На уровне законодательства региона:

  • установить размер и дифференциацию потенциально возможного дохода для индивидуальных предпринимателей по расширенному перечню видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
  • принять решение о целесообразности распространения права на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;
  • определить параметры и условия установления пониженной ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • определить параметры патентной системы налогообложения для самозанятых физических лиц в рамках предоставленных полномочий;

2) на уровне решений представительных органов муниципальных образований определить параметры и условия снижения ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

В. Актуализация налогообложения имущества.

Г. Установление новых налоговых льгот должно осуществляться на определенный срок, а решение об их возможном продлении должно быть принято только после проведения анализа эффективности по итогам их применения.

Иные меры

  1. Повысить эффективности деятельности государственных и ведомственных программ. Охват расходов бюджетов показателями государственных и ведомственных программ должен составить не менее 70%. Повышение эффективности их реализации продолжить по следующим направлениям:

обязательное отражение в государственных программах показателей иных стратегических документов и их целевых значений, что обеспечит полное соответствие государственных программ приоритетам государственной политики;

обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов государственной политики (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями);

сокращение сроков согласования, в том числе при внесении изменений в государственные программы;

принятие решений о целесообразности финансирования на основании подведенных итогов.

  1. Разделение показателей государственной программы на «непосредственные» и «конечные». «Непосредственные» характеризуют результаты использования ресурсов, «конечные» - общественно значимый социально-экономический эффект. Подобное деление важно для проведения оценки, потому что в отдельных случаях характеризовать показатели конечного результата еще может быть рано, а непосредственных, временами, мы еще и не достигаем.
  2. Обеспечить комплексную оценку результатов деятельности областных исполнительных органов власти путем организации и проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
  3. Проведение по итогам отчетного финансового года в срок до 1 мая текущего финансового года оценку эффективности реализации плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации. В случае выполнения менее 15% целевых показателей указанного плана следует считать его реализацию неудовлетворительной, в связи с чем подготовить рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по изменению указанного плана в части утверждения дополнительных мероприятий, направленных на достижение целевых показателей.
  4. Рассмотреть возможность внесения показателей оценки эффективности деятельности губернаторов, взаимосвязанных с сокращением бюджетного дефицита и показателями государственного (муниципального) долга.

Авторы статьи:

Зубаревич Н.В., Цепилова Е.С., Климанов В.В., Корниенко Н.Ю.,

Журба В., Брязгина Е., Балобанов А.Е., Аксененко А.В., Карцев Б.В.,

Воротников А., Савченко А.Б.,  Скорых Н.Н., Полозков М.Г., Папело В.Н.,

Ковтун Б.А., Голошевская А.Н., Свищева В.А., Мошкова Т.Г., Сатырь Т.С.

Материал подготовлен: 2016 г. 

Комментарии