О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2013-2020 ГОДЫ

Комментарии · 1076 Просмотры

Потенциал промышленной продукции лесного сектора экономики Российской Федерации в настоящее время оценивается в объеме 80-100 млрд. долл. США.

 

Анализ программы «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 гг.»

Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России, как возобновляемые природные ресурсы, находятся в государственной собственности, составляют четверть мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие функции. Воспроизводством и защитой лесов, заготовкой и переработкой древесины занимаются около 60 тыс. крупных, средних и мелких предприятий, расположенных во всех регионах.

Это требует, в целях дальнейшего создания разветвленной сети лесосырьевых плантаций, при высокой агротехнике выращивания и интенсификации лесов, осуществления мероприятий по повышению их доступности и освоению новых лесных массивов через развитие транспортной инфраструктуры (то есть лесных дорог).

Вследствие передачи основных полномочий по охране лесов, в том числе и тушению лесных пожаров, произошла децентрализация и рассредоточение сил и средств пожаротушения, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. На региональном уровне частично возникли проблемы с привлечением дополнительных ресурсов в условиях чрезвычайной лесопожарной обстановки. Ухудшилась работа подразделений авиалесоохраны, что выразилось в нарушении режима патрулирования лесов, ухудшении взаимодействия с наземными силами пожаротушения.

Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на период до 2030 года (далее – лесная политика) утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года №1724 р. В результате многоступенчатого процесса согласований, в котором участвовали основные заинтересованные стороны, в лесную политику были включены важные положения по интенсификации лесного хозяйства и отказу от экстенсивной модели, связанной с освоением участков ранее неосвоенных лесов, по развитию участия общественности в управлении лесами, сохранению биоразнообразия, других общественно значимых экоситемных услуг леса.

Лесной политикой была поставлена задача по корректировке утвержденных Правительством Российской Федерации государственных программ «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы (далее – программа) и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в части уточнения приоритетных отраслевых направлений. В программу постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318 внесены изменения. Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.

Помимо этого, следует обратить внимание на такие документы как «Концепция интенсификации использования и воспроизводства лесов» с «Дорожной картой…» по ее реализации. Концепция разработана в соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1724-р, Государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318, а также существующим российским и зарубежным опытом по применению интенсивной модели.

Кроме того, подготовлен Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы" (подготовлен Минприроды России).

Из 37 установленных госпрограммой показателей (индикаторов), в 2013 г. не было достигнуто 15 (40,5%), в 2014 г. –13 (36,1%), в 2015 г. –20 (54,1%). При этом ежегодно не достигается такой важный показатель, как «Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины»: в 2013 г. он был исполнен на 89,7%, в 2014 г. – на 88,5%, в 2015 г. - на 81,4%.

Уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составил в 2013 г. 56,5% (не исполнено 10 из 23 контрольных событий), в 2014 г. - 35,7% (не исполнено 9 из 14), в 2015 г. - 61,9% (не исполнено 16 из 42).

Проведенный анализ показал, что в 2014-2015 гг. кассовое исполнение госпрограммы не достигало плановых объемов финансового обеспечения (в 2014 г. – 99,2%, в 2015 г. – 95,3%). В части проверенных регионов установлено, что из 14 установленных для регионов программных показателей (индикаторов) Ханты-Мансийским автономным округом-Югрой в 2014 и 2015 годах не выполнялись 6, Приморским краем – 8 показателей в 2014 г. и 7 в 2015 году; Республикой Бурятия – 3 в 2014 г. и 7 в 2015 году.

На Коллегии также отмечалось, что целевые показатели (индикаторы) региональных программ не в полной мере соответствуют показателям госпрограммы. Так, например, из 14 показателей, установленных госпрограммой, в программу Республики Бурятия включено только 5, в программу Ханты-Мансийского автономного округа - 8, Иркутской и Ленинградской областей - 2, Калининградской области всего 1 показатель.

Проведенный анализ программы выявил следующие сильные и слабые стороны:

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.

Интенсификация лесного хозяйства

В нашей стране этот подход к управлению лесами, несмотря на его очевидную эффективность, пока не получил широкого распространения. Хотя в той или иной форме похожие методы внедрялись на базе таких опытных лесных хозяйств, как «Русский лес», «Сиверский лес» и др.

В настоящее время не существует общепринятого определения интенсивного лесного хозяйства, и это приводит к тому, что разные участники лесных отношений понимают его по-разному. В частности, группа членов Совета Федерации внесла в Государственную думу законопроект № 470589-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части интенсификации заготовки древесины предприятиями по глубокой переработке древесины», допускающий снижение возраста рубок для арендных участков предприятий по глубокой переработке древесины. Хотя 13.11.2014 г. этот законопроект был снят с рассмотрения Советом Государственной думы в связи с его отзывом авторами, вопрос о снижении возрастов рубок не снят с повестки дня и активно обсуждается, в том числе в Министерстве природных ресурсов и экологии. Помимо этого, интенсификация предполагает не только снижение возраста рубки, но и наличие проблемы сырьевых плантаций вдоль дорог. Согласно позиции Минприроды России, основы государственной политики направлены на исключение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, негативно сказывающееся на состоянии лесов страны. В тексте лесной политики прямо сказано, что длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов. В качестве мер, направленных на развитие интенсивного устойчивого лесного хозяйства, лесной политикой предусматриваются повышение качественного состава лесов на основе региональных нормативов рубок ухода, разработка новых лесохозяйственных и природоохранных нормативов с учетом специфики лесных районов и при условии сохранения экологически ценных лесов и др.

Кроме того, вызывают большие опасения планы по интенсификации использования лесов через освоение ранее недоступных (труднодоступных) лесных территорий (п. 7 приложения 3 программы). Это положение можно толковать как содействие экспансии лесозаготовительной промышленности в неосвоенные леса, т. е. как продолжение экстенсивной модели лесопользования, цель отказа от которой заложена в лесной политике.

Дорожная инфраструктура

Согласно позиции Минприроды России, государственная политика направлена на исключение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, негативно сказывающееся на состоянии лесов России. В тексте лесной политики прямо сказано, что длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов. В качестве мер, направленных на развитие интенсивного устойчивого лесного хозяйства, лесной политикой предусматривается повышение качественного состава лесов на основе региональных нормативов рубок ухода, разработка новых лесохозяйственных и природоохранных нормативов с учетом специфики лесных районов и при условии сохранения экологически ценных лесов и др. Вполне очевидно, что переход на интенсивную модель лесного хозяйства невозможен без эффективного лесовосстановления целевыми породами, без рубок ухода в молодняках при условии транспортной доступности лесных участков, на которых проводятся соответствующие мероприятия, и без ориентации лесного хозяйства на производство тех целевых сортиментов, которые востребованы на рынке.

При развитии лесного хозяйства важно учитывать экономическую (прежде всего транспортную) доступность лесных ресурсов. Там, где сейчас есть экономически доступные лесные ресурсы, они уже в значительной степени осваиваются, причем без обеспечения непрерывности и устойчивости лесопользования, что приводит к масштабной деградации эксплуатационных лесов и серьезным социальным проблемам. Экстенсивное освоение подошло к тому пределу, при котором оно становится экономически невыгодным из-за низкого эксплуатационного запаса древесины в лесах, сложных условий эксплуатации (горные и сильно заболоченные территории) либо из-за значительной удаленности мест заготовки от центров переработки. Без качественных лесных дорог круглогодичного действия ведение интенсивного лесного хозяйства невозможно. Лесные дороги необходимы для создания лесных культур, ухода за лесом, охраны лесов от пожаров.

Строительство лесных дорог наиболее эффективно там, где каждый вложенный рубль будет работать на развитие лесного хозяйства (интенсивная модель ведения и охрана лесов от пожаров) и сельского, а также на рекреацию и повышение качества жизни населения. Вложение средств в дороги там, где нет и не будет постоянного населения и где будет действовать вахтовый метод, вновь реплицируя модель «кочующих» леспромхозов, где вложения могут быть оправданы только при поддержке государства (национализация издержек за счет строительства инфраструктуры при поддержке из бюджета и приватизация прибыли от «одноразового» лесопользования), представляется тупиковым вариантом с социально-экономической точки зрения и разрушительным с экологической. Последнее, в том числе, и потому, что это путь к уничтожению малонарушенных лесных территорий. В рамках реализации Государственной программы «Развитие лесного хозяйства» к 2020 году планируется создание всего 6,2 тыс. км лесных дорог, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства. Наиболее крупные лесные компании («Илим», «Монди», «Инвестлеспром») в общей сложности строят около 1 тыс. км лесных дорог в год. Чтобы довести плотность лесных дорог на 1 тыс. га лесов до 10 или 12,3 км (как в США и Финляндии соответственно), запланированного финансирования с учетом существующей дорожной сети в Северо-Западном и Центральном федеральных округах хватит менее чем на 1 млн га лесов, т. е. приблизительно только на 0,5% площади арендованных лесов. Инвестиции в дальнейшее использование лесов по экстенсивной модели не будут заметно содействовать экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока, за исключением, возможно, двух-трех крупных кластеров, поскольку малоэффективны. При реально возможных темпах развития инфраструктуры лесопользования рассчитывать на географическое расширение освоения лесных ресурсов и сколько-нибудь заметное повышение экономической эффективности экстенсивного лесопользования бессмысленно. Поэтому вкладывать средства в дорожное строительство необходимо не для использования удаленных массивов пока малонарушенных лесов, а для внедрения интенсивной модели там, где благоприятствуют природные условия, - в регионах Южной и Средней России и на северо-западе европейской части России. Это позволит создать основу долговременного и устойчивого развития этих регионов, которые в настоящее время зачастую находятся не в лучшем социально-экономическом положении. Имеющиеся ограниченные средства на дорожное строительство необходимо вкладывать в тех субъектах федерации, где у интенсивного лесного хозяйства наилучшие перспективы и где крупный лесной бизнес готов вкладывать и собственные ресурсы в формирование интенсивного лесопользования.

В программе констатируется, что неразвитая дорожная инфраструктура сдерживает освоение лесов, но не анализируются причины этого.

Строительство дорог сдерживается правовой неурегулированностью некоторых аспектов создания лесной инфраструктуры: в Лесном кодексе и нормативно-правовых актах вопросы строительства и содержания лесных дорог прописаны неполно; не определены права арендаторов, построивших лесные дороги, при их эксплуатации и при окончании сроков аренды лесных участков. Лесные дороги, как объект лесной инфраструктуры, не входят в перечень автомобильных дорог регионального и местного значения, не отражены в схемах территориального планирования.

Необходимо в программе «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 гг.» разработать мероприятия по правовому урегулированию выше обозначенных вопросов, а также разработать механизм совместного участия государства и лесопользователей в строительстве дорог на основе форм государственно-частного партнерства, четко распределив зоны ответственности по видам дорог.

Самым важным вопросом в этой связи должно стать четкое определение мест разработки территорий, где нужно строить дороги. Необходимо отметить факт, того, что активное сведение лесов происходит в европейской части и в непосредственной близости к мегаполисам. Такую тенденцию необходимо изменить.

 

Плантации быстрорастущего леса

В подпрограмме «Воспроизводство лесов» программы «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 гг.» в качестве результата намечено создание плантаций быстрорастущего леса. В программе основное внимание уделено вопросам создания посадочного материала для плантаций, но не прописан организационно-правовой механизм их создания, что делает неопределенным перевод этого процесса в практическую плоскость.

Необходимо определить место лесных плантаций в системе лесовосстановления, которое будет различаться для многолесных и малолесных регионов. Для многолесных регионов, к которым относится Дальний Восток, где основным способом восстановления лесов является содействие естественному возобновлению, плантации целесообразно выращивать целевым образом для конкретных видов производств, главным образом целлюлозно-бумажного производства на нелесных землях и бывших сельскохозяйственных угодьях. Конкурентными преимуществами плантационного выращивания лесных ресурсов являются: низкая стоимость земельных ресурсов в регионе, меньшее расстояние вывозки, более тесная привязка к потребителю, концентрация съема товарной лесной продукции с единицы площади.

Среди основных мероприятий для создания плантаций, кроме выращивания быстрорастущих и высокопродуктивных лесных пород с заданными хозяйственными свойствами, нужно предусмотреть: 

- процедуру обеспечения лесопользователей селекционным посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами;

- внедрение системы высокоэффективных мероприятий по охране плантаций от пожаров и защите от вредителей;

- детальные исследования с привязкой на местности возможных площадей, пригодных для создания плантаций на нелесных землях и бывших сельскохозяйственных угодьях. Нужно ввести категории земель для плантационного выращивания леса, порядок их регистрации, обращения и управления ими.

- разработку и внедрение технологий повышения адаптационных способностей посадочного материала из лесопитомников и лесных плантаций путем создания на территориях этих объектов модельных экосистем.

Многоцелевое использование лесных ресурсов

В настоящее время возрастает значимость многоцелевого использования лесов. Лес во всех развитых странах давно перестал быть источником только древесного сырья, при этом растет значимость и экономическая эффективность производства и использования недревесных ресурсов. К недревесным ресурсам принято относить ягоды, грибы, лекарственные растения, бересту, живицу и многое другое. Давно стало ясно, что стоимость 1 кг.древесины не может быть сравнена со стоимостью 1 кг. грибов, ягод, лекарственных растений, меда и т.п. В настоящее время уникальные природные богатства истощительно используются и часто массово нелегально вывозятся за рубеж. Для многих жителей приграничных территорий «тихая охота» давно стала солидным источником доходам, особую опасность  представляют скупщики сырья у населения. В современных условиях очень важно разработать подходы научно-обоснованного и неистощительного использования лесных богатств.

Рекомендации

Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на период до 2030 года заложен вектор на внедрение модели интенсивного лесного хозяйства в староосвоенных лесах и прекращение экспансии лесной промышленности в малонарушенные лесные территории, что соответствует и социально-экономическим, и экологическим интересам, и требует приведения в соответствие этим целями законодательной базы и государственных программ развития. На практике государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 года пока остается ориентированной на сохранение изжившей себя и неэффективной экстенсивной модели лесопользования, приведшей к кризису в лесном секторе, не предусматривает развития в ближайшие годы дифференцированных подходов лесопользования в соответствии с целевыми функциями лесов.

Необходимо внести в государственную программу ряд следующих существенных изменений для повышения эффективности достижения ее целей и обеспечения соответствия с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года в части обеспечения перехода к интенсивному устойчивому лесному хозяйству:

- исключить неверное представление об интенсификации, которое сейчас заложено в программе (интенсификация использования лесов через освоение ранее недоступных (труднодоступных) лесных территорий), переориентировав ее на повышение продуктивности староосвоенных лесов;

- обеспечить раздельный сбор и представление основных данных по лесным участкам, переданным в аренду, и по лесам, не переданным в аренду, а также по лесам разного целевого назначения и соответственно разделить основные показатели программы в первую очередь по числу инспекторов государственной лесной охраны на единицу площади лесов, по лесовосстановлению, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, рубок ухода молодняках, объему заготовки древесины, борьбе с лесными пожарами;

- ввести четкое определение интенсивного лесного хозяйства и направить основные мероприятия программы на реализацию модели интенсивного хозяйства во вторичных лесах староосвоенных территорий;

- предусмотреть в программе показатели, позволяющие оценить эффективность перехода лесного хозяйства на интенсивную модель, в частности успешность восстановления экономически ценных лесов и обеспечения интенсивного лесовыращивания.

- доработать приложение № 4 программы (Сведения о нормативно правовых актах, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы), пред усмотрев разработку нормативно правовых актов, обеспечивающих: 1) большую открытость для населения сведений о лесах и деятельности органов государственной власти по управлению ими, расширению возможностей для населения участвовать в принятии решений в сфере лесопользования; 2) гармонизацию требований российского лесного законодательства с обязательствами, принятыми на себя Российской Федерацией в рамках подписанных ею международных конвенций и соглашений  части, связанной с лесоуправлением, а также содействию внедрения в России лучших международных стандартов лесоуправления, в первую очередь признанных схем добровольной лесной сертификации;3) корректировку Правил заготовки древесины, Порядка исчисления расчетной лесосеки, Правил лесовосстановления, Правил ухода за лесами, состава проекта освоения лесов целях обеспечения их соответствия интенсивной модели ведения лесного хозяйства, разработку соответствующих региональных нормативов с учетом специфики лесных районов;

- предусмотреть разработку нормативно правовых актов для выделения сохранения лесов, неподлежащих хозяйственному освоению (национального лесного наследия);

- включить в программу анализ и обоснование необходимой потребности по ряду основных показателей, включая штатную обеспеченность органов управления леса ми, финансирование научной деятельности, площадь ухода за молодняками (обеспечивающую возможность перехода лесного хозяйства на интенсивную модель ведения), чтобы появилась возможность оценить, насколько те или иные планируемые результаты позволяют обеспечить реальные потребности лесного хозяйства;

- предусмотреть дифференциацию способов лесовосстановления (естественное, искусственное) в зависимости от целевого назначения лесов и оценку эффективности ухода за молодняками в целях обеспечения соответствия ведения хозяйства целевым функциям лесов, не переданных в аренду;

- изучить возможность включения в программу дополнительных показателей, таких как объем заготовки древесины с единицы площади в арендованных лесах, соотношение лесного дохода (платы за использование лесов) и за трат на ведение лесного хозяйства, доля древесины, использованной и переработанной в стране, доля лесного сектора в экономике (ВВП) страны;

- необходимо ввести показатель «доступная расчетная лесосека» в государственную программу «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 гг.» в подпрограмму «Обеспечение использования лесов» и уже на его базе рассчитывать показатель «увеличение использования доступной расчетной лесосеки».

- исключить использование отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому изъятию древесины в качестве показателя успешности выполнения данной программы, поскольку применяемые в настоящий момент способы исчисления расчетной лесосеки и установления допустимых объемов изъятия древесины для лесного участка, переданного в аренду, на практике не обеспечивают соблюдения принципа непрерывности и неистощительности лесопользования;

- объединить мероприятия по дистанционному мониторингу лесов, что будет содействовать повышению эффективности сотрудничества, обмена данными и полученными результатами между разными подведомственных структурами и позволит повысить эффективность расходования средств;

- требуется уточнение перечня видов и режимов использования лесов, о чем сказано в постановочной части программы «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 гг.» (С. 6), но в дальнейшем этот тезис не раскрыт. Вместе с тем неурегулированность этого вопроса создает риски развития лесопромышленной отрасли, является основой для конфликта между лесопользователями  и местным населением. Лесной кодекс выделяет, кроме защитных лесов,  особо защитные участки в эксплуатационных и резервных лесах (7 категорий), где запрещается осуществление лесопромышленной деятельности, кроме орехово-промысловой. Отнесение лесов к защитным, а также выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления. Но в некоторых многолесных районах юга Дальнего Востока работа по выделению особо защитных участков в эксплуатационных лесах проведена не полностью, и нечетко выделены границы таких участков. Налицо нарушение требований по отводу и таксации лесосек, поскольку такие участки должны быть отмечены в лесохозяйственном регламенте лесничества, где расположен участок, а также в проекте его освоения. Это вносит путаницу и неопределенность при передаче участков в пользование арендаторам, и часто бывает причиной столкновения лесопользователей и представителей «зеленых организаций».

  • Необходимо разработать новые эффективные методы оценки лесных ресурсов при лесоустройстве, включая недревесные, пищевые ресурсы и лекарственные растения, а также возможностей их использования;
  • Внедрить дифференцированный подход к нормативно-правовому регулированию использования различных недревесных ресурсов леса в зависимости от вида ресурса (орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения береста, новогодние ели, и др.) и лесного района, делегировать соответствующие полномочия на региональный уровень;
  • Подготовить предложения по упрощению получения лесных участков в аренду для использования пищевых, недревесных ресурсов и лекарственных растений леса, сократить сроки получения разрешений, обеспечить возможность ежегодной корректировки размера арендных платежей в зависимости от урожайности;
  • Ужесточить процедуры экспорта и системы взимания экспортных пошлин при вывозе недревесной продукции. Разработать предложения по совершенствованию таможенного законодательства в части экспорта уникальной недревесной продукции (в частности, разделить коды ТН ВЭД);
  • Внести поправки в нормативно-правовую базу для создания возможностей аренды участков, в том числе покрытых лесом, в целях мараловодства, при огораживании участков предусмотреть требования по сохранению путей миграции диких животных;
  • При участии арендаторов тщательно проработать вопрос нормативно-правового регулирования огораживания участков, арендованных с целью рекреации, и предложить взаимоприемлемые решения для совершенствования законодательства (с одной стороны, огораживание необходимо для обеспечения безопасности отдыхающих и сохранения объектов инфраструктуры, с другой стороны, следует обеспечить право доступа населения к ценным природным объектам, например, к рекам, озерам и др.);
  • Содействовать созданию региональных (межрегиональных) учебно-методических центров для развития технологии рационального использования пищевых, недревесных ресурсов и лекарственных растений.
  • Необходимо развивать практику многоцелевого вторичного лесопользования, направленную на рациональное использование, сохранение и усиление защитных природоохранных функций экологических систем в условиях возрастающего антропогенного воздействия.
  • Разработать и внедрить эффективные технологии переработки отходов лесозаготовки и лесопереработки с целью получения ценной товарной продукции и повышения рентабельности предприятий. Структурное многообразие и широкий спектр биологической активности вторичных метаболитов, содержащихся в древесине, отходах лесодобычи и лесопереработки, обусловливает перспективность их использования в качестве сырья для производства биологически активных препаратов, востребованных в кормопроизводсте и парафармации.
  • Предусмотреть меры по ограничению распространения инвазивных видов деревьев и интродукции новых видов.

 

Авторский коллектив:

Фофанова А.Ю., к.э.н.,

доцент кафедры экономики Мурманского филиала РАНХИГС

Антонова Н.Е., д.э.н., профессор  кафедры «Финансовая экономика»

Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС

Хуторова Н.А., к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС, ведущий научный сотрудник института  исследований леса при МГУЛ

Крючков А.Н., к.г.н., Тольяттинское отделение русского Ботанического общества

Емельянов А.В., директор Института математики, естествознания и информационных технологий Тамбовского государственного университета

Сурина Е.А., заведующий секторов защиты и охраны леса ФБУ Северный научно-исследовательский институт лесного хозяйства

Материал подготовлен: 2017 г.

 

 

Комментарии