О ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комментарии · 1278 Просмотры

Основные проблемы социально-экономического развития и их решения (Часть 2)

К основным специфическим проблемам формирования и развития территорий опережающего развития на Дальнем Востоке можно отнести:

1) Наличие существенных диспропорций в промышленном развитии региона: в структуре промышленного производства преобладают добывающие отрасли. Парадокс дальневосточной экономики заключается в том, что из-за высоких удельных затрат выгодной является либо добыча, либо самая первичная переработка сырья. Большая часть территории ДВФО представлена агропромышленным комплексом, обрабатывающими производствами и добычей природных ресурсов.

2) Наличие существенной асимметрии в размещении природных ресурсов (наибольшая доля востребованного национального богатства в ДВФО приходится на Республику Саха (Якутия), на втором месте – Сахалинская область, далее – Приморский край, Магаданская область, Хабаровский край, Амурская область) и расположении транспортной инфраструктуры (южные районы расположены вдоль транспортных магистралей и практически не имеют экономических связей с северными районами).

3) Экономическая отдаленность региона от центра России обуславливает усиление экономической зависимости от сопредельных стран (до 30 % ВРП ДВФО формируется за счет экспорта). При этом зачастую наблюдается ситуация, когда вследствие низкой конкурентоспособности продукции зарубежных партнеров интересует только ограниченный сегмент дальневосточной продукции.

4) Льготные условия производства для резидентов ТОР сократят себестоимость товаров, при этом норма прибыли предприятий будет выше. Следовательно, некоторые, в том числе градообразующие, предприятия не смогут конкурировать с аналогами в ТОР.

В целом основные риски, связанные с формированием территорий опережающего социально-экономического развития можно представить в виде таблицы 3.

Основные риски, связанные с формированием территорий опережающего социально-экономического развития в России

Выводы и рекомендации

  1. Федеральным властям необходимо указать регионам на необходимость скорейшего выполнения мероприятий по разработке региональных программ, учитывающих особенности реализуемых проектов ТОР. Данная необходимость продиктована не только решением задачи модернизации региональной экономики, но и выравниванием уровней социально-экономического развития российских регионов.
  2. Для каждого конкретного региона необходимо определить основные направления экономической деятельности, закрепив в издаваемых Постановлениях налоговые льготы, соотносящиеся с выбранными приоритетными направлениями развития, реализуемые посредством ТОР.
  3. На законодательном уровне необходимо устранить основной пробел в действующем Законе «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», выражающийся в отсутствии стимулов к мультипликативному распространению позитивного социально экономического эффекта от реализации ТОР на остальную территорию Дальневосточного региона и фактической изоляции резидентов ТОР от остальных предприятий Дальнего Востока. Положения действующей редакции Федерального закона также фактически ограничивают возможность расширения внешних связей российских резидентов ТОР с сопредельными государствами АТР, что препятствует достижению заявленной федеральным центром цели азиатского вектора внешней политики – интеграции России и в частности Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Для расширения круга потенциальных резидентов ТОСЭР предлагается:

- в ст. 34 Федерального закона от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» включить в состав резидентов ТОСЭР индивидуальных предпринимателей наряду с юридическими лицами.

- учитывая ограничения в свободных площадках на территории моногорода для реализации проектов инвесторами, предусмотреть возможность получения статуса резидента ТОСЭР юридическими лицами, чьи производственные объекты расположены на приграничных к моногороду территориях (например, в радиусе не более 2 км).

  1. При осуществлении инвестиционной поддержки проектов необходимо предусмотреть целенаправленное создание в регионе производственных цепочек, обеспечивающих взаимодействие формируемых производств.
  2. Среди монопрофильных муниципальных образований основную часть составляют небольшие населенные пункты, для диверсификации экономики которых достаточно 1-2 крупных, а иногда и средних предприятий, вокруг которых создается благоприятная среда для развития малого предпринимательства. В связи с этим необходимо предоставить право стать резидентом ТОСЭР субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. При этом требования по объему инвестиций и созданию новых рабочих мест должны быть соответствующими (не менее 2,5 млн. рублей и не менее 5 новых рабочих мест).
  3. В настоящее время, как показал анализ заявленных в 2015-2016 гг. проектов, ориентация их на организацию производственных взаимосвязей в региональной экономической системе минимальна. Более 80% проектов резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток (другие институциональные формы пока не сформировали репрезентативные резидентские базы данных) ориентированы либо на производство продукции невысоких уровней переработки для зарубежных потребителей, либо на логистическое обслуживание экспортных потоков.

Кроме того, необходимо жестко контролировать движение рабочей силы на территориях опережающего развития. Должен быть абсолютный приоритет собственных трудовых ресурсов, что может быть реализовано в результате активной роли местных органов власти в регулировании использования рабочей силы на территориях опережающего развития. Нельзя допустить, чтобы создаваемые в ТОР объекты жилья и соцкультбыта использовались в основном для привлечения работников из-за рубежа.

  1. Необходимо формирование системы информационного обеспечения, создающей «информационный мост» между разработчиками инновационных проектов и продуктов, с одной стороны, и населением – другой.

Для обоснования создания ТОР в моногородах необходимо при проведении комплексного анализа перспектив социально-экономического развития моногорода, оценивать информацию относительно:

  • существующих рисков создания ТОР с описанием предложений по их снижению, включая оценку риска перерегистрации существующего в моногороде и соседних муниципальных образованиях бизнеса в целях получения статуса резидента ТОР;
  • существующих рисков дискриминации действующих организаций, которые реализовывали свои проекты до создания ТОР и планируют их реализовывать без получения статуса резидента ТОР;
  • наличия данных о создании ТОР в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации.        

Переориентация политических и социально-экономических интересов России на восток, эффективная реализация проектов ТОР в комплексе с остальными проектами развития Дальневосточных территорий, построение региональной политики в соответствии с реальным экономическим потенциалом российского Дальнего Востока являются необходимыми условиями успешного включения региона в общероссийскую и международную интеграцию, что, в свою очередь, принесет колоссальные экономические и геополитические выгоды для всей России, а именно:

  • географическую диверсификацию экспортных поставок продукции основных отраслей российской экономики;
  • возрастание экономического и политического влияния федеральных властей на территории субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа;
  • предотвращение угрозы переориентации международных транзитных грузопотоков в обход России;
  • снижение вероятности переориентации в другие страны производственных мощностей по глубокой переработке добываемых на территории Дальнего Востока первичных сырьевых ресурсов;
  • повышение внешнеполитического влияния России как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в мире в целом.
  1. Считаем целесообразным внести изменения, касающиеся функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), а именно внести в постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614) следующие изменения:

- в подпункт «а» пункта 1 Требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами ТОСЭР, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614, а именно, уменьшить количество создаваемых рабочих мест в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее – реестр). Данное предложение обусловлено тем, что в основном год, в котором юридическое лицо включено в реестр, будет являться первым годом инвестиционной фазы реализации инвестиционного проекта, т.е. резидент будет формировать постоянные активы инвестиционного проекта (разрабатывать проектно-сметную документацию, строить производственные здания и сооружения, закупать оборудование и т.д.) посредством привлечения сторонних организаций для осуществления данной работы. Следовательно, на первоначальном этапе реализации проекта у резидента не возникает потребности в привлечении большого количества персонала. Потребность в создании рабочих мест у резидента возникает, как правило, на производственной фазе инвестиционного проекта с момента ввода в   эксплуатацию оборудования и предприятия в целом, и выхода его на проектную мощность. 

- в пункт 2 Требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами ТОСЭР, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614, а именно, уточнить определение объема капитальных вложений, включив в него затраты на реконструкцию сооружений, так как  постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614 предусмотрены только затраты на реконструкцию зданий. Кроме этого, согласно  пункту 2 Требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами ТОСЭР, при определении объема капитальных вложений учитываются затраты на приобретение машин и оборудования, таким образом выпадает ряд других группировок основных фондов. В связи с этим, предлагаем дополнить определение объема капитальных вложений рядом других группировок основных фондов, например, таких как: «Культивируемые биологические ресурсы», «Программное обеспечение и базы данных», «Другие объекты интеллектуальной собственности» и т.д., что будет способствовать реализации инвестиционных проектов в разных сферах экономики на территориях опережающего социально-экономического развития.

Целесообразно урегулировать вопрос о создании (приобретении) нового имущества в рамках инвестиционного проекта резидента, т.е. предусмотреть требование о том, что в проект будут включаться затраты, связанные с приобретением имущества, не находившегося в эксплуатации, что позволит снизить риск перерегистрации и перемещения действующих предприятий.

Также разделом «Дополнительные требования к резидентам ТОСЭР»  предусмотрено, что резидентами территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода), признаются юридические лица, заключившие соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода), с органами государственной власти субъектов Российской Федерации до отнесения такого монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) к моногородам со стабильной социально-экономической ситуацией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо до исключения моногорода из указанного перечня», из которого следует, что если через три года моногород перейдет из первой категории в моногорода со стабильной ситуацией, то резиденты перестанут быть резидентами со всеми налоговыми последствиями. Как следствие, резиденты с осторожностью будут принимать решение о реализации инвестиционных проектов на ТОСЭР.

  1. Требования по достижению территориями опережающего социально-экономического развития определенных показателей должны быть закреплены нормативно, и не в форме возможного применения, а как показатель эффективности работы ТОСЭР.

В Федеральном законе о территориях опережающего социально-экономического развития показателей оценки эффективности работы не предусмотрено. Единственным упоминанием о возможной оценке эффективности функционирования является включение в число целей Наблюдательного совета ТОСЭР проведения такой оценки. В то же время никаких разъясняющих актов по проведению такой оценки пока не принято. Поэтому необходимо усовершенствовать существующую нормативно-правовую базу.

Так как правил оценки эффективности функционирования территорий опережающего социально-экономического развития пока не существует, следует по аналогии с особыми экономическими зонами разработать и утвердить правила оценки эффективности функционирования ТОСЭР. Правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ были утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 №491.

По аналогии с правилами оценки эффективности функционирования особых экономических зон показатели эффективности территорий опережающего социально-экономического развития в экономике региона целесообразно разбить по степени выполнения плана на прогнозируемые и фактические.

Система оценки в будущем должна будет меняться и включать в себя не только количественные показатели, но и относительные:

1.Показатель экономической эффективности ТОСЭР, отражающий отношение объема произведенных затрат на создание инфраструктуры ТОСЭР из бюджетов всех уровней для государства или объема частных инвестиций для частных инвесторов, к объему производства товаров на территории ТОСЭР. Исчисляется в процентах.

2.Показатель доли в ВРП объема производства товаров на территории ТОСЭР. Определяется отношение объема производства товаров на территории ТОСЭР по отношению к ВРП за отчетный период. Исчисляется в процентах.

3.Показатель доля экспорта товаров, произведенных на территории ТОСЭР. Определяется отношением объема экспорта товаров, произведенных на территории ТОСЭР, к экспорту произведенной продукции по стране. Исчисляется в процентах.

На территории макрорегиона наблюдается отток населения и постоянная нехватка квалифицированных кадров, поэтому условия ТОСЭР должны быть привлекательны не только для инвесторов, но и для населения.

Для получения данных об эффективности территорий опережающего социально-экономического развития с точки зрения региона также необходимо включить в основные количественные показатели эффективности показатель налоговых платежей в консолидированный бюджет, осуществленных резидентами ТОСЭР. Который будет отображать налоговые платежи в федеральный бюджет, региональный бюджет и местный бюджет. Исчисляется в млн руб. 

Результаты создания и развития ТОСЭР должны оцениваться в рамках эффективного мониторинга, который бы вели специалисты независимого органа, отлично владеющие соответствующей методологией его проведения, подключая сторонних экспертов, когда это необходи

Авторский коллектив:

Меньщикова В.И., к.э.н., доцент кафедры экономики

Тамбовского филиала РАНХиГС

Огнева В.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры политологии, государственной политики Среднерусского института управления  РАНХиГС

Рензин О.М., к.э.н., заместитель директора ФГБУН Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук

 Вахтина М. А., д.э.н., член Общественной палаты Самарской области

Свистунов А.А., директор Департамента экономического развития

Костромской области

Титов А.А., начальник Департамента экономического развития Смоленской области

Ванчикова Е.Н.,  д.э.н., профессор, директор института экономики и управления Бурятского государственного университета

Ночевкина Т.А.,  и.о. директора института экономики и управления «Дальрыбвтуз»

Мерешкин Д.Е., заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

Материал подготовлен: 2017 г.

Комментарии