О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЗ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ» И ФЗ «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН»

Комментарии · 1154 Просмотры

Правовое регулирование организационных, экономических и социальных основ деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Правовое регулирование организационных, экономических и социальных основ деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также основных принципов законодательства о физической культуре и спорте устанавливается и осуществляется в соответствии Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Вопросы нормативного регулирования трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации относятся к сфере законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.   В частности,  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Таким образом, законодательная детализация или нормативное уточнение регулирования общественных отношений, возникающих на территории Российской Федерации по поводу участия (неучастия) иностранных граждан в сфере физической культуры и спорта, возможны только через проработку нормативных правовых актов в обозначенных отраслях законодательства, с учетом международно-правовых обязательств Российской Федераций.

Проект №722937-6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – «Законопроект») выполнен во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 08 апреля 2014 года №Пр-750 (подпункт «т» пункта 1), прошел общественную экспертизу на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (даты проведения обсуждения: 18.08.2014 - 02.09.2014).

Положения Законопроекта содержат правовые основания установления ограничений участия спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды в Российской Федерации, в международных спортивных соревнованиях и (или) во всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта и привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями.

Нормы анализируемого Законопроекта дополняют пп.7 п.1 ст.16 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», касающийся права общероссийских спортивных федераций устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации.

Законопроект наделяет полномочиями по утверждению порядка становления ограничения в отношении участия определенной категории спортсменов федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, вносит уточнения в ст. 13.2. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении привлечения высококвалифицированных специалистов в области спорта.

Следует отметить, что в Законопроекте не учитывается существенная особенность, связанная с конкретизацией трудового законодательства в части привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов. Считаем возможным дополнить законопроект положениями, касающимися детализации трудового законодательства специальными нормами в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов в области спорта.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ устанавливает право иностранных граждан при осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Законопроект также устанавливает право общероссийских спортивных федераций осуществлять привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Закрепление данного права потребовало внесения изменения в подпункт 1 пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и наделение физкультурно-спортивных организаций по командным игровым видам спорта, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, и общероссийских спортивных федераций по командным игровым видам спорта в соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» правом привлекать высококвалифицированных специалистов (спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта).

Законопроект устраняет существовавшее ранее противоречие между положением п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», предоставляющим общероссийским спортивным федерациям право устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования и положениями трудового законодательства, предусматривающего, что любые ограничения права на труд могут быть установлены лишь федеральным законом.

В соответствии со ст.8: к полномочиям субъектов РФ в области физической культуры и спорта относятся:

– Определение основных задач и направлений развития ФКиС в субъектах РФ, принятие и реализация государственных программ развития ФКиС, согласование и контроль за реализацией межмуниципальных программ в области ФКиС (Необходимо для создания единого календаря физкультурно-спортивных мероприятий субъекта Федерации);

– Организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и согласование межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно: контроль за подготовкой и проведением всероссийских и международных соревнований;

– Обеспечение подготовки и контроль за подготовкой спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Федераций. (Большинство спортивных школ находятся в сфере образования, и это затрудняет проведение такого контроля).

Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных Министерству спорта Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Вместе с тем закон связан с ограничением трудовых прав зарубежных «спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в международных спортивных соревнованиях и (или) во всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта». Такие ограничения должны соответствовать действующим международным договорам Российской Федерации, устанавливающим на принципах взаимности национальный режим для граждан договаривающихся сторон  в силу ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

В частности, согласно ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» (Москва, 25 декабря 1998 г.) «Договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде».

И далее, в соответствии со ст. 23 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой (Корфу, 24 июня 1994 г.) (далее также — Соглашение с ЕС), при соблюдении законов, условий и процедур, действующих в каждом государстве-члене, Сообщество и его государства-члены обеспечивают, чтобы режим, предоставляемый российским гражданам, принятым на работу на законных основаниях на территории какого-либо государства-члена, не содержал никакой дискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения или увольнения, по сравнению с его собственными гражданами. Россия при соблюдении условий и правил, действующих в России, предоставляет названный режим гражданам любого государства — члена ЕС, принятым на работу на законных основаниях на ее территории.

Таким образом, ограничения прав трудовых прав спортсменов – граждан Белоруссии и Государств – членов Европейского Союза может в определённой мере нарушать принятые на себя Российской Федерацией обязательства.

Возможные пути решения данной проблемы связаны с изложением пункта 7 Законопроекта в следующей редакции:

«Устанавливать ограничения на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в международных спортивных соревнованиях и (или) во всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта с учетом особенностей их правового положения, предусмотренных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации».

Кроме того, в связи с вышеизложенным и с учетом международно-правовых обязательств Российской Федерации, полагаем необходимым дополнить подпункт 1 пункта 5 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации» фразой «с учетом особенностей, установленных международными договорами Российской Федерации». Изложить подпункт 1 пункта 5 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в следующей редакции: «Физкультурно-спортивными организациями по командным игровым видам спорта, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации, и общероссийскими спортивными федерациями по командным игровым видам спорта в соответствии с частью 4 статьи 20.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных международными договорами Российской Федерации».

Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что принятие Проекта №722937-6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устранит правовые пробелы в области привлечения высококвалифицированных кадров в командных видах спорта.

Авторы статьи:

Кириленко Виктор Петрович, заведующий кафедрой международного и гуманитарного права, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Северо-западного института управления РАНХиГС

Колесников Николай Васильевич, заведующий кафедройфизической культуры и спорта,Заслуженный мастер спорта СССР,кандидат педагогических наук, профессор Северо-западного института управления РАНХиГС                             

Белякова Мария Юрьевна, к.э.н., доцент, заместитель декана факультета менеджментав спортивной и туристской индустрии Института отраслевого менеджмента РАНХиГС

Материал подготовлен: 2015 г. 

Комментарии