О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО ВЫПЛАТАМ ПОСОБИЙ ОРГАНАМИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Комментарии · 1079 Просмотры

Пилотный проект, стартовавший в июле 2011 года в двух субъектах РФ — Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике, а в 2012 еще в 6 субъектах.

Социальное страхование играет огромную роль в обеспечении реализации конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утратой трудоспособности. Государство старается предоставить гражданам лучшие условия в сфере социального страхования. В свою очередь организации и фонды, работая сообща, помогают государству реализовать это. В связи с этим формируется множество различных проектов в сфере социального страхования для его улучшения. Таким является пилотный проект, стартовавший в июле 2011 года в двух субъектах Российской Федерации — Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике, а в 2012 еще в 6 субъектах.

Суть этого проекта состоит в том, что в перспективе работодатели будут полностью освобождены от обязанности выплаты пособий. Выплачивать пособия станут непосредственно территориальные органы ФСС РФ. В ряде субъектов Российской Федерации в настоящее время уже применяется такой порядок. Так называемый пилотный проект применяется в следующих регионах:

  1. с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. — Карачаево-Черкесской Республике и Нижегородской области;
  2. с 1 июля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. — Астраханской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Тамбовской областях и Хабаровском крае.

Основной целью социального страхования является компенсация утраченного заработка работника при потере трудоспособности вследствие заболевания, травмы или материнства. Обязательства, взятые на себя в этой связи, и выполняет Фонд социального страхования Российской Федерации. И порядок компенсации, который проходит апробацию в ходе пилотного проекта, позволяет осуществить назначение и выплату пособий застрахованным наиболее эффективно.

На сегодняшний день присутствует множество проблем, которые решаются в пилотном проекте, самой актуальной является проблема — это нарушение работодателями пятидневного срока, установленного для передачи сведений либо документов в Фонд. Поскольку прямой ответственности за нарушение сроков представления документов или сведений не предусмотрено, воздействовать на нерадивых страхователей чрезвычайно трудно. Единственными доступными способами привлечения к ответственности является обращение в федеральную инспекцию труда либо в прокуратуру. К сожалению, лишь один пилотный проект не сумеет решить этой проблемой, так как её решение зависит не только от принятия государством проекта, но и от самих страхователей в первую очередь.

Также для улучшения функционирования системы социального страхования необходимо наладить взаимодействие со страхователями, сформировать нормативную базу. Именно для этого и предназначен пилотный проект.

Пилотный проект очень важен в данной сфере, так как необходимо повысить защищенность граждан, в частности беременных женщин и молодых мам, как наиболее социально уязвимых, от рисков невыплаты гарантированных публичных обязательств государства.

В целях реализации пилотного проекта Правительство РФ в постановлении от 21.04.11 г. № 294 утвердило:

  1. Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта;
  2. Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта;
  3. Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 и 2013 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта;
  4. Положение об особенностях уплаты страховых взносов в 2012 и 2013 годах в Фонд социального страхования Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.

Поменялась система взаиморасчета между территориальным органом Фонда и страхователем (работодателем): страхователи на данный момент уплачивают страховые взносы в бюджет Фонда в полном объеме без уменьшения их на суммы выплат. Выплата пособий производится непосредственно территориальными органами Фонда. Претерпел изменения и бланк листка нетрудоспособности, поскольку это основной документ, подтверждающий факт временной нетрудоспособности.

Филиалы региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации назначают и выплачивают напрямую работающим гражданам на лицевой счет в банке или по почте пособия:

  • по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием);
  • по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • оплачивают отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) за весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно застрахованному лицу, пострадавшему на производстве.

При обращении за пособием работник должен предоставить заявление по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.06.2011 № 195 «Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2011 году страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и, в связи с материнством, и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования».

  1. Ситуация в целом по реализации проекта

Благодаря переходу к прямой выплате выплата пособий перестала зависеть от финансового состояния работодателя. Это и позволяет реализовать основную задачу, стоящую перед пилотным проектом: обеспечение гарантий в области социального страхования всем категориям работающего населения.

При выплате пособий через территориальные органы ФСС России работники будут получать пособия независимо от финансового положения работодателя. В данном случае отделение фонда как часть государственной структуры выступает гарантом стабильности и надежности.

Деньги будут поступать напрямую на лицевой счет гражданина в банке или по почте, минуя работодателя (то есть строго по назначению). Срок выплаты пособия не будет привязан к ближайшему дню выплаты зарплаты. Через 10 дней после передачи работодателем фонду правильно оформленных документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, оно должно быть направлено работнику. Правда, с учетом срока, отведенного на обработку этих документов у работодателя (пять дней), пока об ускорении получения пособия говорить не приходится.

Работающий может обратиться за пособием напрямую в фонд только в том случае, если на день обращения за пособием работодатель прекратил деятельность или его фактическое местоположение установить невозможно.

Считается, что ошибок в исчислении пособий больше не будет, ведь их расчет теперь обязанность не бухгалтера, а специалиста отделения фонда.

Зачастую работодатели неправильно исчисляют пособия, например, если не уверены в правильности применения того или иного нормативного акта.

При выплате пособий через территориальные отделения ФСС России пособие будет исчислено верно.

В случае спора о размере пособия работник будет обращаться в суд с иском не к работодателю, а к территориальному органу ФСС России.

Но пока у отделений ФСС России нет базы о сумме заработка работающих граждан, средний заработок для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет рассчитывать бухгалтер.

Добавим также, что за бухгалтером сохраняется обязанность рассчитать пособие за первые три дня нетрудоспособности.

В идеале, если все документы для назначения и выплаты пособия оформлены правильно с первого раза, работник получит деньги на 16— 17-й день с момента обращения к работодателю с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими право на пособие.

Значительная часть трудового населения сейчас занята в малом и среднем бизнесе, однако многие организации не вполне устойчивы перед свойственными этой сфере проблемами и трудностями.

Отсюда и финансовые затруднения, и даже недолгая продолжительность жизни таких предприятий. Все это отражается, в первую очередь, на работниках этих предприятий. В рамках пилотного проекта от такой зависимости можно, наконец, избавиться.

Работодатель обязан в течение 5-ти дней передать листок в территориальный орган Фонда, а Фонд обязан в течение 10 дней перечислить пособие получателю способом, указанным в заявлении. Увеличение сроков перечисления может произойти по следующим причинам:

  • если работодатель нарушил пятидневный срок передачи сведений в Фонд (недобросовестные страхователи, случается, не берут заявление с получателя, а сами, когда им это удобно, заполняют заявление и относят документы в Фонд.)
  • работодатель неверно заполнил реестр сведений либо представил документы не в полном объеме.

Следует обратить внимание, что имели место случаи, когда получателем пособия неверно заполняются банковские реквизиты или иные сведения в заявлении. Такой платеж возвращается банком. Однако это не является отказом  в выплате пособий.

Отказ в оплате листка законодательством прописан только в случаях:

Наступление временной нетрудоспособности в результате:

  • установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства;
  • Наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления;

Еще одним преимуществом пилотного проект является то, что все расчеты производятся специалистами Фонда, что позволяет минимизировать ошибки в расчетах, и застрахованные граждане получат пособие именно в том размере, какой установлен законодательством.

Остаются, конечно, и на сегодняшний день проблемы. Это — неурегулированность действующим законодательством некоторых моментов, связанных с пилотным проектом.

Самой актуальной остается проблема — это нарушение работодателями пятидневного срока, установленного для передачи сведений либо документов в Фонд. Поскольку прямой ответственности за нарушение сроков представления документов или сведений не предусмотрено, воздействовать на таких страхователей чрезвычайно трудно. Единственными доступными способами привлечения к ответственности является обращение в федеральную инспекцию труда либо в прокуратуру.

Другой важной проблемой пилотного проекта является отсутствие единой интегрированной базы данных о зарплатах работников РФ для всех внебюджетных фондов. Отсутствие такой единой базы усложняют работу сотрудников ФСС, увеличивает процент поддельных больничных листов, отрицательно сказывается на интеграции информационного пространства ПФР, ФСС и ФФОМС в целом.

Тем не менее, следует окончательно сформировать нормативную базу, отработать четкое взаимодействие со страхователями для достижения наиболее положительного эффекта.

  1. Заключительные предложения.

Сроки предоставления пакета документов работодателем

В случае возникновения обстоятельства, требующего выплаты пособия напрямую из ФСС непосредственно гражданину на счет в банке или по почте, возникает временной разрыв между сбором работодателем всех необходимых документов для предоставления их в территориальный орган ФСС и получением социальных выплат. Срок предоставления работодателем необходимых документов в территориальный орган ФСС обозначен и составляет 5 рабочих дней, однако не существует системы санкций в адрес работодателя, просрочившего предоставление документов в соответствующий орган. Предлагается следующий план мероприятий для получения социальных выплат работником. В случае возникновения ситуации, требующей социальных выплат, работник собирает все необходимые документы для предоставления их работодателю. Затем работодатель принимает весь обозначенный для получения выплат перечень документов от работника. На этом этапе происходит утверждение пакета документов, предоставляемых работником. Как только пакет документов будет собран, утвержден и принят работодателем – составляется акт приемки документов в двух экземплярах с датой приема, печатью организации и подписью руководителя. С момента указанной на акте даты начинается пятидневный отсчет, в рамках которого организация обязана передать пакет документов в территориальный орган ФСС.

В случае просрочки передачи документов можно предложить использование санкций для организации или должностных лиц в размере 100 МРОТ за каждый день просрочки предоставления документов, но не более 1000 МРОТ. Таким образом, механизм санкций принудит работодателя (организацию) вовремя предоставлять документы в территориальный орган ФСС, что позволит работнику получить социальные выплаты в кротчайшие сроки (до 15 дней со дня подписания акта приемки документов работодателем).

Интеграция системы ПФ РФ и ФСС РФ

Для того, чтобы ФСС мог верно начислять суммы социальной поддержки граждан, данный фонд должен иметь доступ к единой базе данных заработных плат работников. Подобной базой данных обладает ПФ. Но содержание двух отдельных баз для ФСС и ПФ, а также отдельной базы данных для третьего внебюджетного фонда – ФОМС – нецелесообразно. Предлагается создание единой автоматизированной базы данных всех работников РФ. Данная база данных позволит всем внебюджетным фондам увязать все необходимые персональные данные каждого работника РФ. Причем доступ к данным может быть органичен, в зависимости от доступа к необходимой информации конкретного фонда. Создание такой базы работников значительно упростит начисление пособий, пенсий, ведение истории болезней (один из значительнейших элементов, позволяющих сократить число поддельных больничных листов путем ведения электронной картотеки). Содержание такой информационной системы будет обходиться дороже содержания одной из существующих баз данных (ФОМС, ПФ, ФСС), однако это будет дешевле содержания всех трех обособленных, не контактирующих друг с другом баз данных работников.

Подводя итог рекомендаций, хотелось бы отметить эффективность функционирования данной схемы социальных выплат работникам. Благодаря переходу к прямой выплате социальных пособий, как таковая выплата перестала зависеть от финансового состояния работодателя. Это позволяет реализовать основную задачу, стоящую перед пилотным проектом: обеспечение гарантий в области социального страхования всем категориям работающего населения.

Предложения

  1. Необходимо проанализировать опыт регионов, где реализуются пилотные проекты на основе изучения:

- случаев задержек обращений за выплатой пособий с оценкой причин и следствий этих задержек;

- случаев привлечения страхователя к ответственности за нарушение срока представления документов, а также действий территориальных орган ФСС для этих целей.

- проблем, возникающих у работника и работодателя по вопросам получения и передачи необходимых сведений для расчета пособия;

- причин и судьбы письменных запросов работника и работодателя в территориальный орган Фонда социального страхования;

- случаев административных и судебных решений в связи с выплатами пособий.

  1. Отмечается явная заорганизованность в получении пособия и то, что работник должен осуществлять действия, которые носят черты профессиональных навыков, необходимо подготовить рекомендации (листок, брошюру, стенд, др.) для работника, как такие действия осуществлять.
  2. Надо упрощать, а не усложнять процедуры получения пособия, минимизировать число участников принятия решений. Не следует перекладывать на работника достаточно большую и профессионально содержательную работу (сбор данных о заплате, особенно, когда работник внешний или внутренний совместитель, выбор наилучшего варианта периода заработка для расчета пособия, сбор дополнительной информации и ее передача уполномоченному лицу и т.д. и т.п.).
  3. Нуждается в анализе нормативно-правовое обеспечение реализации действий, связанных с выплатой пособия и устранение правовых пробелов, в том числе касающихся нанесенного работнику ущерба в связи с несвоевременной и/или неполноценной выплатой.
  4. Вероятно, следует в правовом режиме поднять роль профсоюзов, как субъект-представителей работников в спорных ситуациях, касающихся выплат.

 

Авторы статьи:

Головецкий Николай Яковлевичк.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и финансов Красногорского филиала РАНХиГС

Иванова Елена Владимировна,к .э.н., доцент кафедры экономики и финансов Красногорского филиала РАНХиГС 

Храпылина Любовь Петровна, д.э.н., профессор, директор научно-образовательного центра социального развития ИГСУ РАНХиГС

Материал подготовлен: 2015 г.

Комментарии